Краткий курс подготовки к ЕГЭ по истории 19-21 вв.
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме

Материал для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3b._aleksandr_2.pptx287.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр 2 Материалы для подготовки к ЕГЭ

Слайд 2

Годы правления 1855-1881 гг. - взгляды – не либерал, но осознавал необходимость реформ - Причины этого – необходимо восстановить престиж и величие России «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожать нас» - к коронации – амнистия политических заключенных, ликвидация военных поселений, списание недоимок, ослабление цензуры

Слайд 3

Александр II (1855-1881): начало правления «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу» (Из речи, произнесенной во время коронации в 1856 г.) Амнистия политзаключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг.) 1857 год: ликвидация военных поселений ослабление цензуры

Слайд 4

Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины» Военно-экономическая отсталость России, что показала Крымская война Сокращение экспорта хлеба Крестьянские повинности достигли наивысшего предела 46% дворян имели менее 20 душ крепостных

Слайд 5

Подготовка реформы Секретный комитет (1857-1858) Главный комитет (1858-1861) Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Слайд 6

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия)

Слайд 7

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Слайд 8

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными».

Слайд 9

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10 Χ 100):6=166р.66коп.

Слайд 10

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..

Слайд 11

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Слайд 12

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»

Слайд 13

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.

Слайд 14

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.

Слайд 15

Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858 г. Освобождены в 1838 г. (реформа П.Д. Киселева) «Положение о выкупе» 1863 г. Закон о поземельном устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее

Слайд 16

Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Слайд 17

Земская реформа 1864 г. Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: выборность и бессословность

Слайд 18

Основные положения земской реформы 1864 г. Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Слайд 19

Городская реформа 1870 г. Суть: Введение городского самоуправления по типу земского Выборные городские думы (распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы). Во главе гор. думы и гор. управы – городской голова . Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости . Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы. Губернатор ы контролировали деятельность органов городского самоуправления.

Слайд 20

Судебная реформа 1864 г. Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создана система быстрых и бесплатных мировых судов . Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников). Наиболее последовательная и прогрессивная

Слайд 21

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии

Слайд 22

Военная реформа (1861-1874 гг.) Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии). Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Все мужчины с 20 лет 6 лет службы в сухопутных войсках 7 лет службы на флоте

Слайд 23

Развитие капитализма в России В сельском хозяйстве В промышленности Прусский путь Американский путь Центральная Россия Сибирь Русский Север Казачество Превращение помещичьих хозяйств в капиталистические при сохранении феодальной эксплуатации крестьян Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения (фермеры) Переход на наемный труд Активизация железнодорожного строительства Завершение промышленного переворота Новые промышленные регионы: Донбасс и Баку 1897 г. – финансовая реформа С.Ю. Витте; золотой стандарт

Слайд 24

Изменение в социальной структуре российского общества Сословия: Привилегированные (дворяне, почетные граждане, духовенство, купцы) Непривилегированные (мещане и крестьяне) Классы: Дворяне (часть дворян не имела поместий) Крестьяне (кулаки, середняки и бедняки) Буржуазия Рабочие Противоречия между сословным и классовым делением общества

Слайд 25

Общественные движения 1860-1870-х гг. Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность - Панславизм - Корректировка реформ в интересах дворянства Либералы Западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.А. Милюков Славянофилы А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин «Вестник Европы» и «Русская беседа» Земский конституционализм - Расширение прав земств - Создание центральных представительных учреждений - Надежды на сотрудничество с верховной властью Революционеры (народники) Далее

Слайд 26

Народничество Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. Нигилизм (отрицание культурных ценностей прошлого и современного общества). Восприятие социалистических теорий. Идеологи-родоначальники народничества – А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский: Переход к социализму, минуя капитализм. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического общества. Способ достижения цели – агитация и революция силами крестьянства

Слайд 27

Идейные течения Крестьянин не готов к революции. Агита-ция не даст быстрых результатов. Необхо-димо провести госу-дарственный пере-ворот силами рево-люционной орга-низации. Это даст толчок революции. Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы нести рево-люционные идеи. Для повышения эффективности про-паганды необходимо создать революци-онную организацию Крестьянин по своей природе – бунтарь. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы соединить отдельные бунты в общую революцию. Вместо государства – союз самоуправля-ющихся общин. Заговор-щическое П.Н. Ткачев Пропаган-дистское П.Л. Лавров Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин

Слайд 28

Развитие народнического движения 1860-е гг. – сочетание пропаганды и террора. Кружок Ишутина → покушение Каракозова на Александра II (1866). «Народная расправа» Нечаева → убийство члена организации И.Иванова Чайковцы (кружок Натансона – Чайковского) 1871-1874 гг. «Хождение в народ» 1873-1875 гг. Крестьяне против Процесс 193-х 1874 г. «Земля и воля» (1876-1879) Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, братья Михайловы… Пропаганда Первая политическая демонстрация у Казанского собора (1876) Террор Покушение В.Засулич на Трепова (1878) А.Соловьева на Александра II (1879) Раскол 1879 г. «Черный передел» (Плеханов, Засулич) Пропаганда «Народная воля» (Михайлов, Желябов, Перовская) Террор «Освобождение труда» 1883 г. Марксизм 1 марта 1881 г. Убийство Александра II

Слайд 29

Рабочее движение Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация «Южнорусский союз рабочих» 1875 г. Одесса Е. Заславский «Северный союз русских рабочих» 1878-1880 Петербург С. Халтурин, В. Обнорский Ставились и политические задачи 1885 г. Никольская мануфактура (Орехово-Зуево) «Морозовская стачка» Был установлен государственный контроль за зарплатой и условиями найма

Слайд 30

Марксизм в России 1870 г. Русская секция I Интернационала 1872 г. Перевод на русский язык «Капитала» (Г.И. Лопатин) 1883 г. «Освобождение труда» (Женева) Цели: Распространение марксизма Критика народничества Основные идеи: Россия не может перейти к социализму, минуя капитализм Главной революционной силой является пролетариат Марксистские кружки в России 1883-1885 – Кружок Благоева (Петербург) 1885-1888 – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» ( П.В. Точисский , Петербург) 1888 – Кружок Федосеева (Казань) +Ульянов (Ленин) 1889-1892 – «Рабочий союз» ( М.И. Бруснев , Петербург) 1891 г. – первая маевка

Слайд 31

Внешняя политика Александра II А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882) Основные задачи Отмена ограничений Парижского договора 1856 г. Укрепление международного авторитета 1870 г. Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г. Отказ России от унизительных статей Париж- ского мира 1871 г. Лондонская конференция. Пересмотр условий Париж- ского мира 1873 – 1878 гг. «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия

Слайд 32

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны: Стремление России играть активную роль в международной политике. Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции. Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

Слайд 33

Ход военных действий 12 апреля 1877 г. – начало войны, взятие турецких крепостей на Дунае 18 апреля 1877 г. – взятие Баязета (Кавказ); оборона 7-28 июня 7 июля 1877 г. – взятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко 20 июля – 28 ноября 1877 г. – блокада и взятие Плевны 9-14 августа 1877 г. – героическая оборона Шипкинского перевала 23-27 декабря 1877 г. – переход через Балканы генерала Д.М. Скобелева к Константинополю Февраль 1878 г. – взятие Адрианополя и Сан-Стефано (+Эрзурум ) Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну

Слайд 34

Итоги войны Баязет возвращен Турции, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились Сербия, Черногория и Румыния получили независимость Независимость получала только Северная Болгария Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань) Сумма контрибуции уменьшена Турция выплачивала России огромную контрибуцию Берлинский трактат 1 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Слайд 35

Присоединение Средней Азии 1830-е гг. – присоединение Казахстана 1865-1875 гг. – завоевание Коканда 1873 г. – подчинение Бухарского эмирата и Хивинского ханства 1879-1884 гг. – присоединение Туркмении Туркестанское генерал-губернаторство (Ташкент)

Слайд 36

Политика на Дальнем Востоке Китай Айгунский договор 1858 г. Пекинский договор 1860 г. Граница Япония Симодский договор 1855 г. Петербургский договор 1875 г. Курилы – российские Курилы – японские Сахалин - российский США 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $ )

Слайд 37

Последствия реформ 1. начало развития капитализма в с/ х 2. увеличился рынок рабочей силы 3. выкупные платежи пошли на индустриализацию 4. развитие текстильной и пищевой промышленности 5. строительство ж/ д 6. формирование Донбасса(Донецкого угледобывающего района)

Слайд 38

Дальнейшее реформирование 7. провдение реформ, предложенных С.Ю.Витте- - привлечение инвестиций - приоритетное развитие ж/ д - стабилизация рубля, введение золотого стандарта - увеличение косвенного налогообложения, виная монополия

Слайд 39

Завершение промышленного переворота с/ х недостаточно развито Политическая сфера – попытка создания представительной власти. 1881 г. – проект М.Т.Лорис-Меликова (Конституция) Реформы после смерти царя свернуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий курс подготовки к ЕГЭ по истории 19-21 вв.

Попытка создания малой формы с максимумом содержания. Материал состоит из цикла презентаций....

Краткий курс подготовки к ЕГЭ по истории 19-21 вв.

Материалы для подготовки к ЕГЭ...

Краткий курс подготовки к ЕГЭ по истории 19-21 вв.

Материалы для подготовки к ЕГЭ...