Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).
статья по истории
Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания способствует укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).
(Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Новониколаевская школа)
Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания способствует укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли. Именно изучение истории родного края воспитывает чувство гражданского самосознания, гордости за исторические победы и достижения российского народа.
Думаю, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на событиях истории своего родного края.
История нашего края многогранна. В работе я использую проектный и исследовательский методы преподавания и формирую навыки исследовательского поиска у учащихся. В этом помогает постановка проблемных задач, например: “Объяснить происхождение названий улиц нашего села, пгт. Яя, г. Кемерово.”, «Как жили и чем занимались наши односельчане, жители Яйского района, жители Кемеровской области в период коллективизации, ВОВ, и т.д.». Учащиеся проводят научные изыскания: работа с материалами газет и журналов (у меня в кабинете целые папки статей и заметок за многие годы), беседы со старшим поколением помогли совершить немало «открытий». Очень любим путешествовать. Экскурсии по родному краю (краеведческие музеи Кемерова , Мариинска , Ижморки, Марьевки, «Томская писаница», наш школьный музей им. П. Р. Саенко) помогают лучше узнать историю своего края.
Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, взяв в руки старые фотографии, документы, лица ребят становятся другими. В этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родителям, близким, любимым местам, конечно же, их родного села и края.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей, получает возможность шире увидеть и глубже понять окружающий мир. Очень жаль, но не каждого ребенка удается заинтересовать этой работой.
Мои ученики ежегодно принимают участие в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, творческих конкурсах, муниципального, регионального и федерального уровней, являются не только участниками, но и призёрами, и победителями.
Кроме того, считаю, что учитель не должен замыкаться только на преподавательской работе, но и сам должен быть исследователем. Все темы над которыми работают мои ученики очень интересны мне лично, и я с большим удовольствием изучаю, ищу, анализирую материал вместе с ребятами, делюсь с ними своими воспоминаниями.
В 2013 году после моего участия в районном конкурсе школьных альбомов «Школьной истории строки», появилась идея написать исследовательскую работу об истории школы. Начали мы писать работу с Шульц Инной (8 класс), но потом она поступила в лицей и продолжила с другим учителем, я же оставалась консультантом. «Летопись истории школы» получила много наград и в Кемерово, и в Новосибирске. Материал использую постоянно на уроках и во внеклассной работе.
В 2014 году принимала участие в I районных историко-патриотических чтениях, представив презентацию в номинации «Отображение темы войны в СМИ».
Великой Отечественной войне (да и всей истории Кузбасса) посвящены много презентаций и стендов, которые я периодически обновляю («Герои - кузбассовцы», «Земляки – герои ВОВ», «Кузбасс в годы ВОВ», «Бабий Яр – трагедия еврейского народа в годы Великой Отечественной войны», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Мое село родное Новониколаевка», «Знаменитые кузбассовцы», «Кузбасс – мой край родной», «Чудеса Кузбасса» и т.д.).
В 2015 году мы с ребятами (Мещевцев Алексей, 7 класс и Черникова Ксения, 8 класс) участвовали в областной заочной краеведческой викторине «Этих лет не смолкнет слава», посвященной 70-летию Великой Победы.
Такой интересный материал нашли. Я отпечатала его в кабинет истории и постоянно использую на уроках.
В 2018 году ученицы 8 класса Трускова Виктория, Бегишева Александра, Мирошникова Диана стали участницами IX Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» (номинации: «История моего сельского населенного пункта», «Символ малой Родины»).
Так, в 2018 году я принимала участие в районных историко-патриотических чтениях, посвященных 100-летию Комсомола, где поделилась своими воспоминаниями о комсомольской юности. Потом в школе выступила перед учащимися с презентацией «Это юность моя, это дружба моя», рассказав им о жизни комсомольцев колхоза «Победа» 1980-х годов, о моей работе секретаря комсомольской организации колхоза «Победа».
В 2019 году на муниципальной предметной конференции исследовательских работ Трускова Виктория (9 класс) участвовала с работой «Путь колхозной жизни» (история колхоза «Победа»), а Гурикова Инна и Ульрих Елизавета (5 класс) заняли III место с работой «Достопримечательности Новониколаевки».
Сейчас вся работа направлена на подготовку к 75-летию Победы. Мы с ребятами из 5-6 класса работаем над проектом «Дети войны».
19 октября с учащимися школы были на экскурсии в Ижморском краеведческом музее, в с. Теплая речка, в с. Колыон, познакомились с историей Ижморского района.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я стараюсь жить и работать следуя его советам, особенно в деле воспитания подрастающего поколения, прививать любовь к родной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
Из опыта работы "Использование регионального компонента на уроках литературы"...
Использование регионального компонента на уроках истории
В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...
Использование национально-регионального компонента на уроках истории.
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Использование регионального компонента на уроках истории
Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углуб...
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...
Использование национально – регионального компонента на уроках истории
Из опыта работы...