Интегрированный урок ( химия плюс история) в 7 классе
учебно-методический материал (история, 7 класс) по теме

Сергеева Ирина Николаевна

Урок был написан к семинару "Инновации в химическом образовании". Инновации так инновации...стараясь уйти от "школярного" подхода к образованию решила совместить несовместимое - химию и историю.. За основу взяла проблемное обучение. Детям предлагается обсудить.некий рецепт сначала с химической точки зрения, потом с исторической. В конце урока окажется, что это старинный рецепт получения золота алхимиками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химия + история

Обобщение по главе  «Явления, происходящие с веществами» в 7 классе

Цель урока: Формирование навыков исследовательской деятельности, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи:

Образовательные:

  • Химия: Обобщить  знания о химических свойствах вещества.
  • История: Познакомить обучающихся с историческим аспектом возникновения химических   опытов.

Развивающая: Продолжить работу по формированию умения обобщать, сравнивать, делать выводы, работать в группах.

Воспитательные: Продолжать формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности, воспитывать чувство коллективизма.

Форма работы: коллективная (в малых группах и коллективное исследование)

Технологии:   проблемно-исследовательская, информационно-коммуникативная, здоровье сберегающая.

Оборудование: мобильный компьютерный класс, проектор + ПК, экран, реактивы для опыта

План урока

  • Оргмомент. Актуализация знаний. (5мин.)
  • Основная часть: коллективная работа с презентацией, самостоятельная работа в малых группах за ПК, опыт «Золотой дождь» (35 мин.)
  • Выводы-обобщения. Рефлексия.(5мин.)

Ход урока.

Организационный момент. (2 мин.) Краткий инструктаж по технике безопасности.

Актуализация знаний (3 мин) по пройденной теме (химия) слайд 2

Основная часть. (25 мин. коллективная работа по презентации + 5 мин. самостоятельная работа  за ПК + 5 мин. опыт).

Слайд 3 «Рецепт1»

Учитель химии: Ребята, перед вами рецепт некоего  химического продукта.

- Какие вещества в нем указаны?......

-Что предполагается сделать с этими веществами?.... (смешать, нагреть) 

- Если есть рецепт, то, в результате, из него должно что-то получиться. Как вы думаете что?

Ответы учеников (все ответы сводятся к тому, что это рецепт отравы).

Учитель химии: Неверно.

Учитель истории Извините, что вклиниваюсь в вашу беседу..А вы не хотите посмотреть на этот рецепт с другой точки зрения. Я историк и привыкла рассматривать всё с точки зрения места, времени, событий. Давайте определимся с местом.

- Дело было в России? (если «да», то почему, если «нет», то почему. В результате, при помощи слов «фунт», «унция» определяем, что это не Россия).

- Теперь определимся со временем.  Рецепт был написан в настоящее время?....... Докажите.

(в результате приходим к выводу, что современные химики не смешивают вещества в горшках, следовательно, это было достаточно давно).

Даю подсказку – ещё один рецепт того же самого.

Слайд 4 «Рецепт 2»

Учитель химии Странно, учитель истории сказала, что это рецепт одного и того же продукта, а я вижу другие химические реакции. А вы, ребята, видите? Какие?... (дистилляция, горение, дети также называют изменение агрегатного состояния – выпаривание).

Учитель истории: Химические реакции вы разобрали, а результат стал понятен?... (нет).

Давайте разбираться дальше. Мы встретили много новых непонятных слов. Каких? (называют).

Предлагаю найти их значение в Википедии.

Самостоятельная работа  в малых группах у ПК (5 мин).

(обучающиеся ищут значение новых слов, понятие «философская ртуть» приводит их к эпохе алхимиков).

Учитель истории:  Предлагаю посмотреть на продолжение первого рецепта, чтобы точно удостовериться, какой продукт должен был в итоге получиться.

Слайд 5

Учитель химии: Посмотрите, сколько химических реакций использовали алхимики при попытках получения золота. Теперь давайте вернёмся в настоящее время и подумаем, какие из этих химических реакций используются для получения золота в нашем веке. (Обсудив, приходим к выводу, что люди так и не научились получать золото путём химических реакций – золото приходится добывать). Но это тема другого урока. А вот получать вещества похожие на золото могут даже школьники. Давайте почувствуем себя алхимиками – попробуем получить вещество похожее на золото.

Опыт «Золотой дождь»  

 (Для проведения этого опыта необходимо взвесить равные количества ацетата свинца(II) и йодида калия. Я советую по 0,5г. Далее готовят два раствора. В два химических стакана наливают по 50 мл дистиллированной воды. В один добавляют ~1мл столового уксуса (или ~0,2 мл концентрированной уксусной кислоты) и растворяют ацетат свинца. Кислота добавляется для того, чтобы подавить гидролиз ионов Pb2+. Во втором растворяют KI. Затем оба раствора сливают в колбу из огнеупорного стекла объёмом 150мл. При этом происходит реакция двойного обмена между ацетатом свинца и йодидом калия:

Pb(CH3COO)2 + 2KI => 2KCH3COO + PbI2

   После смешивания растворов выпадает жёлтый осадок йодида свинца(||). Смеси растворов в колбе необходимо дать отстояться, чтобы осадок осел полностью. После этого с осадка осторожно сливают жидкость и вместо неё доливают 100мл дистиллированной воды. Теперь раствор необходимо нагреть до кипения и кипятить в течении 2-3мин. Осадок должен раствориться полностью.

Если всё было сделано правильно, то после охлаждения раствора выпадет множество золотистых кристалликов, которые при встряхивании колбы будут парить в толще воды. Размер кристалликов очень сильно зависит от скорости охлаждения: чем медленнее охлаждать, тем более крупными и красивыми будут кристаллики. Для большей их прочности перед кипячением в раствор добавляют немного глицерина (~0,5мл на 100 мл раствора).

  Учитель химии. (Выводы-обобщения. Слайд 6)

Рефлексия:

 - Что удалось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Как вы оцениваете свою работу в целом?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок в 7 классе Химия + история Обобщение по главе «Явления, происходящие с веществами » Составила: учитель истории высшей категории ГБОУ СОШ №535 Калининского района Санкт-Петербурга Сергеева Ирина Николаевна

Слайд 2

Явления, в результате которых из одних веществ образуются новые вещества с новыми свойствами, называются химическими явлениями или химическими реакциями

Слайд 3

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов…

Слайд 4

Возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет.

Слайд 5

..Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота ; если же не действует , это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю

Слайд 6

Выделение тепла и света Осадок Газ Запах Изменение цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок химия-информатика в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции»

Работа является примером использования средств ИКТ в образовательном процессе. О влиянии условий на скорость химической реакции мы чаще всего судим по изменению окраски или выделению газа. Лаборатория...

Интегрированный урок химия + география "Химия недр Земли"

Расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре, связать знания о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением.....

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...

презентация интегрированного урока химии и биологии " Химия пищеварения"

интегрированный урок химии и биологии в 9 классе  сцель закрепления темы пищеварения....