Курс дополнительного образования "Военная история России XX века"
рабочая программа (история, 9 класс) по теме
Курс рассматривает военную историю России XX века. Рассматривается военное строительство, история военных и военно-учебных учреждений, эволюция вооружения и военной формы. Особое внимание уделяется истории Великой Отечественной войны. Курс предназначен для учащихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс дополнительного образования "Военная история России" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ № 1987 города Москвы
Курс дополнительного образования по истории
«Военная история России XX века»
Продолжительность курса – 72 часа
Учитель – Корпачёв В.В.
- Цель и задачи курса.
Основные цели данного курса – образовательная, развивающая и воспитательная. Данный курс является дополняющим к общеобязательному курсу истории России, преподающемуся в 8 – 11 классах. Этот курс концентрируется на военной истории России XX века. Курс составлен на основе Федеральных стандартов по общему образованию.
Образовательная цель данного курса – ознакомить учащихся с подробностями военной истории России XX века, с великими подвигами и победами воинов-защитников России в XX веке, сформировать у школьников ясное и целостное представление о великой, славной и одновременно трагической истории военных испытаний России.
Развивающая цель – научить учащихся умениям обобщать и анализировать информацию, аргументированно излагать свою точку зрения в дискуссиях, устных выступлениях и письменных работах (рефераты, доклады, сообщения), отстаивать свою позицию.
Воспитательная цель курса – способствовать формированию у учащихся патриотического сознания, чувства уважения к военному прошлому России и гордости за военные победы нашего Отечества.
К достижению указанных целей приведёт решение следующих задач:
- Прививать учащимся навыки и умения внимательно и осознанно читать литературу по курсу и тексты исторических документов, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщения;
- Научить учащихся составлять рефераты, доклады и выступления по темам курса, аргументировать свою точку зрения, выраженную в докладе, уметь чётко, кратко и ясно излагать содержание реферата в устном выступлении;
- Научить учащихся работать с иллюстративным, мультимедиа, Интернет и видеоматериалом, анализировать эти материалы, использовать их в процессе исторического анализа;
- Научить учащихся самостоятельному поиску материалов по курсу, научить их умению включать эти материалы как органические и необходимые составляющие в тематику курса;
- Прививать учащимся навыки свободной и лексически богатой устной речи, умения свободно и аргументировано рассуждать по темам данного курса и шире – истории России.
- Пояснительная записка к курсу.
Одной из важнейших задач преподавания истории в школе является формирование у школьников начал гражданственности, патриотизма, личностной позиции. Это в первую очередь относится к изучению Отечественной истории. Разумеется, военный аспект истории России является ключевым моментом в деле военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, внося свой вклад в формирование национального сознания молодых россиян.
Структура программы позволяет акцентировать внимание преподавателей и учащихся на военной проблематике истории России с нацеленностью на крупнейшие войны XX века, в которых участвовала Россия, защищая свободу и жизнь своих граждан, свою независимость. В этих войнах, принёсших неисчислимые страдания нашему народу, проявились в то же время мужество, стойкость и героизм, присущие русскому и другим народам России. Воинские подвиги не могут забыты и должны быть постоянными примерами в патриотическом воспитании учащейся молодёжи России.
Военная история России XX века есть огромный, во многом ещё малоисследованный пласт Отечественной истории со множеством спорных, пока ещё нерешённых проблем, вызывающих и поныне бурные дискуссии.
Актуальность изучения военной истории России XX века несомненна. Молодёжь тем самым вовлекается в самую гущу социально-политических дебатов, идущих в нашей стране, приобщается к современной политической жизни, ибо понимание исторического процесса накладывает свой отпечаток на мировоззрение человека, на его политическую и гражданскую культуру.
- Программа курса «Военная история России XX века»
Вводная тема. Общий обзор военной истории России XX века. Россия как военная сила в мире XX века.
Тема 1. Россия в войнах начала XX века (1901 – 1922 годы).
Русская армия к началу XX века: общая характеристика. Геостратегическое и военно-политическое положение Российской империи в начале XX века. Численность, вооружение, боеготовность Российских армии и флота в начале XX века.
Гвардия Российской империи в начале XX века.
Русская артиллерия в начале века.
Законодательство Российской империи об армии и военном строительстве начала XX века.
Русско – японская война 1904- 1905 годов. Причины войны, военные действия на суше и на море (Мукденское и Цусимское сражения), военное командование Российской армии, причины неудач русских войск. Итоги и последствия войны. Портсмутский мирный договор.
Русская армия в 1906 – 1914 годах. Военные реформы А. Ридигера. Подготовка России к общеевропейскому вооружённому конфликту.
Первая мировая война 1914 – 1918 годов.
Вооружение и боеспособность русской армии во время Первой мировой войны. Военные кампании 1914 – 1915 годов. Брусиловский прорыв 1916 года. Деятельность командования Российской армии во время Первой мировой войны: верховное командование и генералитет.
Революция 1917 года и её влияние на ход военных действий и боеспособность русской армии. Брестский мирный договор 1918 года. Итоги и последствия Первой мировой войны для России.
Установление Советской власти и создание Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА) в 1918 году. Гражданская война 1918 – 1922 годов. Военное строительство, вооружение, боеспособность и командование Красной Армии и антибольшевистских сил в Гражданской войне. Итоги и результаты Гражданской войны, причины победы Красной армии и поражения антисоветских сил.
Тема 2. Красная Армия, военное строительство и войны 1923 – 1945 годов.
Строительство советских Вооружённых сил в 1920-ые годы. Военная реформа 1924 – 1925 годов. Деятельность Л.Д. Троцкого и М.В. Фрунзе на посту народного комиссара по военным и морским делам.
Красная Армия в 1930-ые годы. Военное строительство, вооружение и боеготовность РККА. Введение воинских званий в 1935 году. Индустриализация СССР и проблема перевооружения Красной Армии в 1930-ых годах.
Репрессии в РККА в 1937 – 1938 годах и их влияние на боеготовность войск.
Красная Армия перед Второй мировой и Великой Отечественной войной (1939 – 1941 года): вооружение и боеготовность. Конфликты с Японией на озере Хасан и реке Халхин-Гол в 1938 – 1939 годах. Советско – финская война 1939 – 1940 годов, её итоги и следствия.
СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Начальный период войны: 1941 – 1942 годы. Причины неудач Красной Армии в начале войны. Верховное командование и генералитет. Ставка Верховного Главнокомандования и Государственный Комитет Обороны. Битва за Москву. Весенняя и летняя кампании 1942 года. Начало Сталинградской битвы.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне – 1942 – 1943 годы. Сталинградская и Курская битвы.
Военные действия в 1944 году. Операция «Багратион». Освобождение территории СССР. Освобождение Восточной Европы.
Военные действия в 1945 году. Берлинская операция. Победа над Японией. Итоги и следствия войны. Деятельность командования. Роль И.В. Сталина в войне.
Тема 3. Советская Армия в 1946 – 1991 году.
Советская Армия после Великой Отечественной войны: вооружение, боеготовность, численность.
Начало «Холодной войны»: позиции и силы противостоящих сторон, причины противостояния СССР и США. Создание советского атомного и термоядерного оружия.
Советская Армия в 1950-ые годы, реформы в Вооружённых Силах СССР.
Создание ракетных войск стратегического назначения.
Кубинский ракетный кризис 1962 года.
Вооружённые Силы СССР в 1960 – 1970 годах. Реформы в ВС СССР в 1969 – 1973 годах. Достижение ракетно – ядерного паритета с США.
Советские офицеры и солдаты: социальный и профессиональный портрет. Образ военнослужащего Советской Армии в советском искусстве: кино, литература, театр, живопись и скульптура.
Афганский конфликт 1979 – 1989 годов. Политические решения и военные действия Советской Армии. Итоги и следствия афганской войны.
Советская Армия к началу 1990-х годов. Реформы и проблемы.
Тема 4. Российская Армия в 1992 – 2008 годах.
Создание новой Российской Армии в 1992 году.
Принципы строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная реформа в Российской Армии: принципы комплектования, перевооружение, уровень боеготовности.
Чеченские войны 1994 – 1996 годов и начала 2000-х годов. Итоги и следствия.
Вооружённые конфликты на территории бывшего СССР в 1992 – 2008 годах – причины, политические решения, участие Вооружённых Сил России.
Российская Армия в начале XXI века: её место и роль в жизни России.
Итоги военной истории России XX – начала XXI веков: взлёты и падения, потери и приобретения.
- Прогнозируемый конечный результат курса.
По окончании курса учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, указанными в целях и задачах курса.
Учащиеся должны свободно ориентироваться в военной истории России XX века, свободно и логически доказательно оперировать фактами и событиями военной истории России, получить полное, ясное и осознанное представление о перипетиях военной истории и истории Российской Армии XX века как важной и неотъемлемой части истории России, уметь аргументировано и чётко излагать свою точку зрения на исторические процессы и события, анализировать и обобщать в процессе исследования исторических материалов, уметь занимать самостоятельную позицию по дискуссионным вопросам и отстаивать её, опираясь на факты и документы.
У учащегося должна выработаться самостоятельно осознанная нравственная, гражданская и патриотическая позиция как человека и гражданина России.
- Характеристика группы учащихся
Группа учащихся, отобранных для обучения данному курсу, принадлежат в основном к учащимся старшей школы – 9-11 классы. Это классы явля
ются гимназическими, с достаточно сильным составом учащихся, мотивированных на высокую результативность в обучении. Учащиеся данного возраста являются уже достаточно взрослыми для восприятия тех знаний, которые предоставляются в рамках данного курса.
6. Календарно – тематическое планирование
курса дополнительного образования
«Военная история России XX века»
учитель – Корпачёв В.В.
72 часа – 2 часа в неделю
№ занятия | Тема | Количество часов | Сроки |
Тема 1. Россия в войнах начала 20 века (1901 – 1922 год) | 26 | ||
1 – 2 | Состояние Российской Армии к началу 20 века | 2 | |
3 – 4 | Русская императорская гвардия в начале 20 века | 2 | |
5 – 6 | Законодательство Российской империи начала 20 века об Армии и Военно-морском флоте | 2 | |
7 – 8 | Русско-японская война 1904 – 1905 года: причины, ход боевых действий, результаты. Портсмутский мир | 2 | |
9 – 10 | Русская армия в 1906 – 1911 годах. Военные реформы А. Ридигера | 2 | |
11 – 12 | Русский Военно – морской флот в 1901 – 1917 годах | 2 | |
13 – 14 | Начало Первой мировой войны. Кампания 1914 года. Восточно-Прусская операция | 2 | |
15 – 16 | Военная кампания 1915 года. Кампания 1916 года. Брусиловский прорыв. | 2 | |
17 – 18 | Русская Армия и революция 1917 года | 2 | |
19 – 20 | Начало Гражданской войны в России. Военное строительство большевистского руководства. Роль В. Ленина и Л, Троцкого. Создание Красной Армии | 2 | |
21 – 22 | Белое движение в России. Генералитет Белого движения | 2 | |
23 – 24 | Гражданская война в России 1918 – 1922 года. Причины, ход боевых действий, результаты. | 2 | |
25 – 26 | Военное строительство партии большевиков после окончания Гражданской войны. | 2 | |
Тема 2. Красная Армия в войнах 1920-ых – 1945 года | 21 | ||
27 – 28 | Реформы в Красной Армии в 1920-ые годы | 2 | |
29 – 30 | Красная Армия и обороноспособность СССР в 1930-ые годы | 2 | |
31 | Введение воинских званий в 1935 году | 1 | |
32 – 33 | Советская авиация и Военно-морской флот в 1930-ые годы | 2 | |
34 – 35 | Красная Армия перед Великой Отечественной войной | 2 | |
36 – 37 | Начало Великой Отечественной войны. Кампания 1941 года. | 2 | |
38 | Битва за Москву | 1 | |
39 – 40 | Сталинградская битва | 2 | |
41 | Битва на Курской дуге. Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | |
42 – 43 | Военные действия в 1944 году | 2 | |
44 | Изменения в военной форме и знаках различия в Красной Армии во время Великой Отечественной войны | 1 | |
45 – 46 | Победа 1945 года. Значение и цена Победы. | 2 | |
47 | Великая Отечественная война в литературе и искусстве | 1 | |
48 – 49 | Тема 3. Советская Армия в 1945 – 1991 году. Красная и Советская Армия после войны | 8 2 | |
50 – 51 | Гонка вооружений между СССР и США | 2 | |
52 – 53 | Изменения в военной форме в послевоенное время | 2 | |
54 – 55 | Советская Армия в 1960-ые – 1980-ые годы | 2 | |
56 – 57 | Афганская война | 2 | |
Тема 4. Российская Армия | 14 | ||
58 – 59 | Создание Российской Армии | 2 | |
60 – 61 | Чеченские войны | 2 | |
62 – 63 | Российская Армия в 2000-ые годы | 2 | |
64 – 65 | Военная реформа в Российской Армии в конце 2000-х годов | 2 | |
66 – 67 | Полководцы Российской и Советской Армии 20 – начала 21 века | 2 | |
68 – 69 | Военная форма, знаки различия и награды в Российской и Советской Армии в 20 – начале 21 века | 2 | |
70 – 71 | Вооружение Российской и Советской Армии в 20 – начале 21 века | 2 | |
72 | Общий обзор военной истории России 20 – начала 21 века | 1 |
Итого – 72 часа
7. Литература по курсу
- Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза. М., 1960 – 1965. Т. 1 – 6.
- История Второй мировой войны 1939 – 1945. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 12.
- Итоги Второй мировой войны. М., 1957.
- Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М., 1985.
- Народ и война. 50 лет Великой Победы. СПб., 1995.
- Гриф секретности снят. Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование./ Под общей ред. к. воен. н. генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева. М., 1993.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
- Черевко К.Е. Серп и молот против самурайского меча. М., 2003.
- Залесский К.А. Первая мировая война. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.
- Уткин А.И. Русско – японская война. В начале всех бед. М., 2005.
- Золотарёв В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский – Москва. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.
Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"
Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...
Программа курса по выбору "История России XX века в художественной литературе"
Программа разработана для обучающихся 9 класса. Учебный предмет "История России"...
КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".
Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалисти...
Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»
Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....