Урок "Вашингтонская конференция"
план-конспект урока по истории по теме
Тема: Вашингтонская конференция1921 -1922 гг . Завершение формирования
Версальско - Вашингтонской системы .
Цель : выяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и Тихоокеанском регионе , проанализировать решения Вашингтонской конференции ,
раскрыть сильные и слабые стороны Версальско - Вашингтонской системы ;
способствовать развитию конкретно -исторического , аналитического мышления , совершенствовать речевые и коммуникативные навыки ;
формировать информационную , коммуникативную , социальную компетенции ;
воспитывать учащихся в духе патриотизма , национального сознания и достоинства.
Ожидаемые результаты :
После этого урока ученики смогут:
- Объяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и Тихоокеанском регионе ;
- Проанализировать решение Вашингтонской конференции ;
- Раскрыть сильные и слабые стороны Версальско - Вашингтонской системы ;
- Сравнивать , оценивать исторические события ;
- Использовать историческую карту для раскрытия последствий Вашингтонских договоров ;
- Развивать навыки работы в группе при обсуждении исторических проблем.
Понятия и термины : договоры « Четырех государств» , «Пяти государств» , « Девяти государств» , « Версальско - Вашингтонская система » , принципы " открытых дверей " и " равных возможностей" .
Основные даты и события:
- Ноябрь 1921г . - Февраль 1922 г. - работа Вашингтонской конференции ,
1919-1935 гг - период существования Версальско - Вашингтонской системы .
Оборудовани, программное обеспечение: мультимедийный проектор ,интерактивная доска, компьютер , презентация « Вашингтонская конференция» , учебник П.Полянский
« Всемирная история. 10 класс » , карта « Западная Европа после Первой мировой войн » и контурная карта Европы на ИД , хронологическая таблица .
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vashingtonsk.konferentsoffice_word_3.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вашингтонская конференция1921 -1922 гг . Завершение формирования
Версальско - Вашингтонской системы .
Цель : выяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и Тихоокеан -
ском регионе , проанализировать решения Вашингтонской конференции ,
раскрыть сильные и слабые стороны Версальско - Вашингтонской системы ;
способствовать развитию конкретно -исторического , аналитического мышления ,
совершенствовать речевые и коммуникативные навыки ; формировать
информационную , коммуникативную , социальную компетенции ;
воспитывать учащихся в духе патриотизма , национального сознания и достоинства.
Ожидаемые результаты :
После этого урока ученики смогут:
- Объяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и
Тихоокеанском регионе ;
- Проанализировать решение Вашингтонской конференции ;
- Раскрыть сильные и слабые стороны Версальско - Вашингтонской системы ;
- Сравнивать , оценивать исторические события ;
- Использовать историческую карту для раскрытия последствий Вашингтонских
договоров ;
- Развивать навыки работы в группе при обсуждении исторических проблем.
Понятия и термины : договоры « Четырех государств» , «Пяти государств» , « Девяти государств» , « Версальско - Вашингтонская система » , принципы " открытых дверей " и " равных возможностей" .
Основные даты и события:
- Ноябрь 1921г . - Февраль 1922 г. - работа Вашингтонской конференции ,
1919-1935 гг - период существования Версальско - Вашингтонской системы .
Оборудовани, программное обеспечение: мультимедийный проектор ,интерактивная доска, компьютер , презентация « Вашингтонская конференция» , учебник П.Полянский
« Всемирная история. 10 класс » , карта « Западная Европа после Первой мировой войн » и контурная карта Европы на ИД , хронологическая таблица .
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II . Проверка выполнения учащимися домашнего задания и уровня усвоения материала
Работа на контурной карте , размещенной на ИД ( интерактивной доске ) :
- Закрасьте различными цветами и надпишите названия новых государств, возникших после Первой мировой войны .
- Отметьте столицы этих государств.
(задание распечатано на отдельной карточке)
Фронтальная беседа
1 . Когда и с какой целью было созвано Парижскую мирную конференцию ?
2 . Какие страны не были приглашены к участию в ней? Почему именно эти страны?
3.Какие страны играли ключевую роль на конференции ? Почему именно они?
4 . С какой целью была создана Лига Наций ? Кто был инициатором создания такой
организации?
5 . Какие договоры были заключены во время Парижской мирной конференции ?
(Учитель выборочно проверяет выполнение домашнего задания по составлению таблицы)
6.Какие военные ограничения были наложены на побежденные страны?
7 . Какие территориальные изменения произошли в Европе в результате заключения мирных договоров ?
Метод « Все против одного »
Ученики по очереди задают вопросы на знание исторической карты однокласснику , что соответствует и демонстрирует на настенной карте ( 2-3 ученика сменяют друг друга). Если тестируемому не может дать ответ , или ошибся , исправляет его тот, что задал этот вопрос.
Примеры вопросов :
• Какие территории потеряла Германия в результате реализации идеи Клемансо , о том что " в Европе 20 млн. лишних немцев " ?
• В состав какой страны вошел Бургенланд ?
• Какие новые государства возникли в результате распада Австро - Венгрии ?
• Какие территориальные приобретения осуществила Италия в результате заключения мирных договоров ?
• Какая страна удвоила свои размеры в результате территориальных приобретений ?
• Какие государства получили мандаты на управление бывшими арабскими владениями Османской империи?
• В каком городе размещались органы Лиги Наций ?
• Где была расположена демилитаризованная зона ?
• Какие территории потеряла Болгария в результате Нейиский мирного договора ?
• Какой статус имел город Данциг?
• Как были распределены Африканские владения Германии ?
• Назовите территориальные приобретения Бельгии .
Проверка задачи, выполнялось на контурной карте.
ИИИ . Мотивация учебной деятельности
Вашингтонская конференция стала логическим продолжением Версальской системы мирных договоров и призвана развязать проблемы ограничения морских сил ведущих государств Тихоокеанского региона , установить взаимные гарантии территориального статус- кво в зоне Тихого океана между странами - победителями.
IV . Сообщение темы, цели и задач урока
Слайд № 1 ( тема урока ) - ученики записывают в тетрадь .
Задачи и цели урока ученики определяют самостоятельно
Слайд № 3 ( ожидаемые результаты )
V. Восприятие и первичное осознание нового материала
Постановка проблемного вопроса :
В чем заключались слабые и сильные стороны Версальско - Вашингтонской
системы? Какие противоречия возникли во время существования Версальской системы ?
План .
1 . Вашингтонская конференция .
2 . Положительное значение и недостатки Версальско - Вашингтонской системы .
Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации
Слайд № 4
Азиатско - тихоокеанский регион был центром серьезных межгосударственных противоречий . Основными соперниками в этом регионе выступали США , Великобритания и Япония .
Основными вопросами, которые вызвали противоречия между указанными государствами , были :
• контроль над Китаем ;
• неприкосновенность колониальных владений ;
• баланс морских вооружений.
Ученики записывают основной материал в тетради в виде опорного конспекта .
Во время Первой мировой войны Япония , которая не принимала активного участия в войне , воспользовавшись тем , что европейские государства и США были заняты на Европейском театре военных действий , усилила свои позиции на Дальнем Востоке , Тихом океане и в Китае. Увеличилось и морское могущество Японии, опиралась на англо - японское соглашение 1902
Основным противником Японии были США . Они выступили про ¬ ты разделения Китая на зоны влияния и требовали проведения политики в отношении Китая под лозунгами " открытых дверей" и " равных возможностей " .
Работа над формированием понятий и терминов: принципы " открытых дверей " и " равных возможностей" .
Также Соединенные Штаты беспокоило рост морской мощи Японии. В Вашингтоне и Токио не исключали возможности военного столкновения , Великобритания , в свою очередь , настаивала на сохранении принципа разделения Китая на сферы влияния . Такая позиция Великобритании , а также требование США оплатить все долги обострили и англо - американские отношения.
Слайд № 5 ( Время, цель конференции, участники )
Для решения этих вопросов была созвано Вашингтонская конференция .
Мирные договоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений , подписанных на Вашингтонской конференции ( 12 ноября 1921 - 6 февраля 1922 ) , посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям в Азиатско - Тихоокеанском регионе .
В работе конференции приняли участие США , Великобритания ( также были представлены ее доминионы и Индия ) , Япония , Франция , Италия , Бельгия , Голландия , Португалия , Китай .
Ученики в группах по учебнику обрабатывают, а затем представляют:
- «Договор четырех» ;
- «Договор пяти »
- «Договор девяти
Слайд № 6 ( Условия договоров )
Работа с историческим документом
Трактат между Соединенными Штатами Америки , Британской империей , Францией , Италией и Японией об ограничении морских вооружений. Вашингтон , 6 февраля 1922 (Извлечение )
Вопросы к документу:
1 . Почему устанавливалось именно такое соотношение флотов ведущих морских держав мира ?
2 . На что именно было направлено соглашение " пяти государств" ?
Работа с историческим документом
Вашингтонская соглашение по Китаю . 6 февраля 1922 (Извлечение )
Вопросы к документу:
1 . С какой целью было заключено соглашение по Китаю ?
2 . Какое значение имела эта сделка для Китая ?
Слайд № 7 ( Карта мира )
Задача : Покажите разграничении сфер влияния в Тихом океане и на Дальнем Востоке по результатам подписанных в Вашингтоне договоров .
Второй вопрос
Самостоятельная работа по тексту учебника , стр.117 -118
Ученики, проявляющие особые способности и заинтересованность при изучении истории прорабатывают дополнительный материал, подаваемый в распечатанном виде. ( Приложение № 1 )
Обсуждение :
1 . В чем заключалось положительное значение Версальско - Вашингтонской системы?
2 . Выясните недостатки Версальско - Вашингтонской системы .
3 . Какая великая держава осталась без Версальско - Вашингтонской системой и почему ?
Слайды № 8-9 ( Пороки Версальско - Вашингтонской системы, карикатуры на В- В систему)
V. Обобщение и систематизация знаний
1 . С какой целью было созвано Вашингтонская конференция ?
2 . Как был урегулирован международные отношения в Азиатско - Тихоокеанском регионе?
3 . Раскройте содержание договора , который впервые ограничивал гонку вооружений.
4 . Как было решено на конференции проблему Китая ?
Технология « Аквариум »
Группа учащихся определяет противоречие Версальской системы договоров:
1 . Между странами Антанты и Германией.
2 . Между США , с одной стороны, и Великобританией и Францией - с другой.
3 . Советская Россия оказалась вне системы международных отношений , « русский вопрос » остался не решенным .
4 . Свободное определение границ новообразованных государств ; воз ¬ ния регионов постоянной политической нестабильности .
5 . Отсутствие четкого механизма разрешения Лигой Наций между ¬ народных проблем.
6 . Обострение колониального вопроса , рост национально - освободительного движения в странах Азии и Африки .
Класс соглашается или дополняет выступление группы.
VII . Итоги урока. Комментарий выставления оценок
Вашингтонская конференция завершила формирование системы международных отношений, которая вошла в историю под названием Версальско - Вашингтонская система. Данная система международных отношений просуществовала относительно недолго.
Еще не успели высохнуть чернила подписей в мирных договорах и других соглашениях , как начался процесс ее пересмотра и усовершенствования . Это было обусловлено тем , что данная система международных отношений не учла главный принцип - справедливость . Несмотря на множество негативных проявлений системы , она имела и ряд позитивных моментов , которые свидетельствовали о понимании необходимости коренных изменений в международных отношениях , которые бы устранили возможность глобальных и локальных вооруженных конфликтов.
VIII . Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Обязательное задание:
1 . Проработать параграф 9 , п. 1-2 учебника , устно вопрос 1,3 стр.125
2 . Усвоить даты, сроки.
Дополнительное задание:
- Составьте хронологическую цепь основных этапов создания В-В системы .
Опережающее задание (двум ученикам):
-1 . Сделать презентацию «План Дауэса » ;
- 2 . Подготовить краткое сообщение «Пакт Бриана - Келлога » .
Приложение № 1
Положительное значение Версальско - Вашингтонской системы
Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложили основу Версальско - Вашингтонской системы послевоенных международных отношений . ее создания обеспечило выход из войны , далее возможность разрядить послевоенную напряженность и заложило основ для относительной стабильности в международных отношениях в 20- е гг. Эти решения содержали ряд положений , которые свидетельствовали понимание государствами необходимости изменений в системе международных отношений , а именно : признание права на самоопределения народов , отказ от войны как средства разрешения конфликтов и т.д. Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признано независимость ряда европейских государств , за что долго боролись их народы .
Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и ее распад привел , в конце концов, к новой мировой войне .
Пороки Версальско - Вашингтонской системы
Слабость системы была обусловлена тем , что ее создатели поставили слишком много государств и народов в положение , при котором они не могли не бороться против такой системы. Страны Антанты не проявились милосердными победителями. Вся тяжесть послевоенных изменений было возложено на побежденные народы, хотя они уже сбросили режимы , которые принимали участие в развязывании войны . Условия мира казались еще более несправедливыми для этих народов , потому что их страны не капитулировали перед державами Антанты . Война закончилась , когда ни один солдат Антанты так и не ступил на территорию Германии .
Установлены репарации отнюдь не соответствовали реальным возможностям побежденных стран . В силу этих обстоятельств волна шовинизма и национализма , поднятая первой мировой войной , не утихла , теперь ее силу поддерживало чувство национального унижения . Не способствовали ослаблению национализма и решения относительно границ. Провозгласив принцип самоопределения народов как основу для национально - государственного размежевания , победители неоднократно нарушали его сами и закрывали глаза , когда нарушали другие . При таком передела границ во многих государствах возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств , попавших туда в большинстве случаев не по своей воле . Немцы - в Чехословакии , Франции , Бельгии и Польше ; венгры - в Чехословакии , Югославии и Румынии ; украинского - в Польше , Румынии , Чехословакии и др. . Рассчитывать на поддержку Версальско-Вашингтонской системы этим народам вряд ли приходилось.
Вне Версальской системе осталась Россия , что стало значительным дестабилизирующим фактором . Для Антанты Россия была прежде предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом ( Брестский мир 3 марта 1918 ) . К тому же, большевизм вызвал в странах Антанты враждебность, что привело к интервенции в Россию (1918-1922 гг. ) , а после ее провала - к изоляции России на международной арене.
Еще одним серьезным недостатком Версальско-Вашингтонской системы были ее гарантии сохранения . Новые политические лидеры, пришедшие к власти в США , Англии , впоследствии и Франции , стремились отмежеваться от заложенных их предшественниками несправедливостей.
Первым сигналом , что система уязвима , стало решение конгресса США не ратифицировать Версальский договор (в 1921 г. США заключили отдельный договор с Германией , который включал все положения Версальского ) . Одновременно Конгресс США аннулировал франко - американский договор о взаимопомощи. Англия , по примеру США , тоже аннулировала англо - французский договор . В таких условиях Франция , чтобы сохранить свое доминирование над Германией , пошла на создание союза восточноевропейских государств , которые были заинтересованы в сохранении Версальской системы . К тому же , эти государства должны были стать и " санитарным кордоном " против СССР. Так , в 1921 г. Франция заключила политический пакт и военную конвенцию с Польшей. В 1920-1921 гг. при поддержке Франции Чехословакия , Румыния , Югославия образовали Малую Антанту . Таким образом , Франция , Польша и Малая Антанта образовали союз , который на некоторое время стал гарантом сохранения Версальской системы .
Немаловажным фактором слабости Версальско - Вашингтонской системы было то , что оставалась не разработанной программа восстановления разрушенной войной Европы. Впоследствии именно экономический кризис стал толчком к окончательной ликвидации послевоенной системы договоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 общелицейская конференция школьников Обзор конференций (презентация)
в презентации представлен обзор достижений за предыдущие 6 конференций....
Конференци «Çын пул!» (Халăх вĕрентĕвĕн наукăпа практика конференцийĕ)
Çынлăх ыйтăвĕсене пăхса тухса ачасене ырă чунлă, кăмăллă пулмаллине ăнлантарасси....
Доклад на конференции на научно-практической конференции в МГИРЭиА по теме: «Эффективность использования мультимедийных средств обучения в учебном процессе»
Доклад по теме: "Эффективность испльзования мультимедийных средств обучения в учебном процессе"...
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...
Урок-конференция Нарушение нервно гуморальной регуляции. Конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее»
Урок-конференция...
Доклады на конференциях разного уровня (всерооссийские, международные конференции)
Материал о творчестве калмыцких композиторов, опубликованный мной в различных сборниках и представленный в качестве моих докладов на конференциях....