Особенности педагогического взаимодействия
статья по истории (6 класс) по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Текст о взаимоотношениях учителя и учеников на уроке, о психологической совместимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности педагогического взаимодействия в ситуации прихода в класс нового учителя (на примере урока истории)

      В класс приходит новый учитель – но преподавать «старый» предмет. Что происходит с ним  и с  классом? Как меняются обе стороны этого «субъект-субъектного» педагогического взаимодействия? Как учитель «подстраивается», настраивается на класс? Как класс «подстраивается», настраивается, реагирует на учителя?

   Рассмотрим такую ситуацию. В 6 класс пришёл новый учитель истории. Предмет уже знаком ученикам – они изучали историю в 5 классе. Но учитель – новый, к нему надо присмотреться, что называется, «обнюхать» его, понять, почувствовать, чем он отличается от предыдущего «историка», узнать его требования, «вжиться» в формы и методы его преподавания, понять и подстроиться под его особенности. Но это должны сделать школьники.

  А что же учитель? Что он думает, как он планирует знакомиться, представиться, вести первый (первые) урок? Он, возможно, думает примерно так: «Я иду в новый класс. Ребята меня не знают. Мне надо показать себя с лучшей стороны, показать, что я – хороший учитель, что я знаю и люблю свой предмет, что я хочу, что они его тоже полюбили и прилежно учили, я хочу, чтобы ребятам было интересно, чтобы им было увлекательно, деятельно-увлекательно на уроке, чтобы они с радостью шли на урок и уходили с урока с сознанием того, что не всё успели узнать и сделать, но на следующем уроке, которого они будут ждать  с нетерпением, они это узнают и сделают. Я хочу, чтобы они видели во мне не просто учителя, а старшего товарища, лоцмана в безбрежном океане истории. Но с другой стороны – мне надо показать. Что я имею определённые педагогические, деловые и жизненные принципы, что у меня есть строго определённые и справедливые учебные требования, которые следует выполнять учащимся, что в классе должна быть рабочая атмосфера, учебная дисциплина – ведь это особенно важно в таком беспокойном, раннем подростковом возрасте, как возраст шестиклассников. И вот если я смогу совместить эти две обязательные стороны нашей учительской профессии – соединить интерес с серьёзной работой, увлечённость и дисциплинированность, вот тогда я достигну необходимого мне результата, тогда моё педагогическое взаимодействие с эти классом можно будет считать успешным». Так может думать учитель. Пройти между Сциллой чересчур доброго, увлечённого,  потворствующего учителя и Харибдой неумолимо и чрезмерно строгого учителя – это, я думаю, дилемма всех педагогов, любящих детей и свою профессию.

   А что же думают ребята, шестиклассники? Может быть, так они думают

( или учитель полагает, что они так думают): «Новый учитель…Посмотрим, какой он – строгий или нет, интересно с ним будет или нет, много ли ставит «двоек», много ли задаёт на дом, «придирается» ли?»…

     Трудно учителю домысливать за детей, влезть, как говорится, в их шкуру. Но он понимает – должен понимать! - ,что ребята не менее его хотят как можно быстрее снять совершенно неизбежный психологический дискомфорт, возникающий всегда между людьми при первой встрече, особенно между детьми и взрослыми в деловой, официальной обстановке, то есть в обстановке образовательного процесса в школе. Детям ведь ещё труднее, чем учителю – они более эмоционально открыты, психологически они менее защищены, чем взрослый человек, уже имеющий немалый жизненный и профессиональный опыт. И, конечно, главная задача по растопке льда, по сближению двух участников педагогического процесса падает именно на учителя. Именно он должен расположить к себе детей, расположить словом, жестом, взглядом. Пройтись по классу, незаметным жестом поправить лежащий на парте учебник, похвалить за аккуратность в раскладывании письменных принадлежностей, за хороший почерк. Да, в то же время – сделать замечание за отсутствие учебника или дневника, проговорив предварительно свои требования и требуя их неукоснительного соблюдения. Ребята должны знать – выполняя эти твёрдо установленные и справедливые требования (организация  урока и рабочего, то есть учебного, места), они будут и сами всегда готовы к  уроку, никогда не вызовут замечаний учителя, и будут чувствовать себя комфортно и легко с новым (ненадолго) учителем. Это как  в детской игре – выучив и соблюдая правила, ты всегда будешь желанным участником игры. Да, у кого-то что-то может не получаться, кто-то может что-то забыть, отстать – но на то и учитель, чтобы указать на промахи, показать, как их исправить. Ведь в шестом классе нет ещё (или очень мало) немотивированных детей, все хотят учиться, или, хотя бы, получать хорошие отметки. Так ты учитель – ты и создавай и подстёгивай мотивацию! Ставь отметки, рассказывай, увлекай, меняй формы и методы обучения – вот, перед тобой – заинтересованные и благодарные глаза, уши, благодарные сердца! Ведь как мало нужно учителю, чтобы заслужить любовь ребёнка – слово похвалы (за дело), отметка в дневник, даже упрёк можно облечь в уважительную форму: «Ты способен на большее», «Я надеюсь, что на следующем уроке, ты ответишь лучше». Деятельная, но строгая любовь к детям, уважение ребёнка, воспитание в нём чувства ответственности (а ведь это и есть главное «взрослое» чувство) – вот что делает нас учителями и что делает из наших учеников настоящих личностей.

   Учитель, особенно новый учитель в классе, конечно, должен уметь показать себя как профессионал, как знаток своего предмета и «ас» в своей профессии. Он должен быть – особенно в таком «устном» предмете, как история – мастером рассказа, уметь отвечать на самые неожиданные, знаменитые детские вопросы (однажды на уроке истории в пятом классе учителя истории одна девочка спросила, кто такой «гонец» (речь шла о гонце из Марафона). Учитель растерялся – какой синоним слова «гонец»? Ему на выручку пришёл другой пятиклассник: «Почтальон!»). Учитель должен применять самые разнообразные методы и формы уроков – это ясно по умолчанию, всё это – азы педагогического мастерства. Но если не установлена эмоциональная связь с ребятами, если учитель не «почувствовал» детей,  не понял, какой трагедией для младшего школьника может стать двойка – может быть, первая в его жизни – тогда «пиши пропало». Необходима эмпатия – умение эмоционально вжиться в ребёнка, в класс, стать для детей своим, и в то же время, как советовал нам герой фильма «Доживём до понедельника», умение «держать дистанцию». Нужно быть с ребёнком,  не будучи ребёнком, нужно любить детей, не потворствуя их капризам, которые вредны для них самих.

      Получится ли создать такое гармоничное педагогическое взаимодействие – вопрос всегда остаётся открытым. Каждый раз, в каждый приход в новый класс оно создаётся заново. Предсказуемо здесь только одно – непредсказуемость, как непредсказуема жизнь человека, как непредсказуем ребёнок.  Но такое нормальное, гармоничное, результативное педагогическое взаимодействие – непременное условие, соnditio sine qua non успешного педагогического процесса, процесса обучения, развития и воспитания школьников, процесса образования, которое, как никакой иной социальный институт, построено на личностных, глубоко индивидуальных, духовных – и душевных! – связях и привязанностях,  на личном, непосредственном, рациональном и эмоциональном общении двух «субъектов педагогического процесса» – учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.

Дети особыми образовательными потребностями. Особенности реализации дополнительной образовательной программы.Понятие "особые образовательные потребности".Принцыпы специального образования.Со...

Ольга Викторовна Лукьянович/ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук,  учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...

Особенности педагогического взаимодействия

Особенности педагогического взаимодействия...

"Особенности педагогического взаимодействия с детьми с мышечной дистрофией Дюшенна".

Статья предназначена для лиц, сопровождающих детей с мышечной дистрофией Дюшенна....

Особенности педагогического взаимодействия с учащимися в период ГИА (презентация)

Рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников по использованию приемов конструктивного взаимодействия с учащимися, особенно в период ГИАВидео-запись выступления...