Компетентностный подход при изучении истории
статья по истории по теме

Ситникова Ольга Анатольевна

Материал для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не “чему учить”, а “как учить”.

Сегодня изучая историю, мы пользуемся безграничным расширением информационного поля, многообразием оценок прошлого, а это определяет необходимость смещения целей исторического образования от запоминания к обучению способам обработки, анализу, критики исторической информации.

 Школьное историческое образование выстраивается в соответствии с социальным заказом. Сегодня существуют новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способности ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять полученные в школе знания и умения в повседневной жизни, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

 Что касается подходов в образовании, то в последнее время, прочно утвердились деятельностный и компетентностный подходы.

 Компетентностный подход при изучении истории предполагает формирование широкого круга компетентностей учащихся: познавательной, социально-адаптивной (гражданской), информационно-технологической, коммуникативной. Некоторые из компетенций носят надпредметный характер, другие же тесно связаны с содержанием самого предмета «история».

 Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач.

  Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения.

Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока:

«Народники – герои или убийцы?»

 Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников. Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.

Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.

Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

 В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

 Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

 Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.

  Вашему вниманию я предлагаю фрагмент урока в 5 «В» классе, тема урока «Боги Древней Греции».

Цели урока: 1. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

2. Подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

4. Развивать креативное мышление, умение ребят творчески выражать свои знания, полученные в ходе урока и самостоятельного изучения темы.

 В ходе урока, ребята представили свои творческие работы, в которых классифицировали богов Древней Греции по разным, значимым для них признакам: по доброжелательности, по принадлежности к полу ( женский, мужской), по значимости в иерархической лестнице и т.д.

 Учащиеся ответили на главный вопрос, поставленный мною в конце урока: «На каких уроках вы могли бы применить такой способ классификации?». Ответы учащихся оправдали моё ожидание. Такой способ обобщения, систематизации можно применять в изучении любого учебного предмета.

 С этим классом мы работаем 1 год, но уже сейчас мы пытаемся реализовать компетентностный подход в обучении через деятельностные технологии. Одним из важных аспектов в данной деятельности является активность, в максимальной степени, самостоятельная и познавательная деят-ть учащихся.

 Я считаю, что при изучении исторического материала серьёзное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным текстом. Это позволяет формировать УУД в сфере работы с информацией. Ребята овладевают методами поиска, свёртывания предъявленной информации в различных формах.

 Таким образом, главным для современного школьника является все-таки развитие общих логических и учебных умений: умения анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать информацию, составлять план, таблицу, тезисы, конспект, решать проблемные задачи, представлять результаты проведенной поисковой и творческой работы в различной форме (историческое описание, ролевое высказывание, эссе, реферат, презентация и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...

Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".

«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...