Конспект урока с использованием ЭОР по теме: "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Кайдина Ольга Сергеевна

Урок усвоения новых знаний и первичного их закрепления. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, практическая. Особенностью урока является использование цифровых образовательных ресурсов: векторная цифровая карта "Отечественная война 1812 года", анимированная карта "Бородинское сражение", видеофрагменты, аудиофрагменты, иллюстрации, "Живая родословная М.И. Кутузова", "Хронолайнер" по Отечественной войне 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Отечественная война 1812 года

1.ФИО -  Кайдина Ольга Сергеевна

2. Место работы - ГБОУ СОШ № 815

3. Должность – учитель истории и обществознания

4. Предмет – история  

5.  Класс – 8

6. Тема урока – Отечественная война 1812 года. № в теме – Внешняя политика России в начале Х1Х в.

7. Базовый учебник - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России. Х1Х в. М., Просвещение, Московские учебники, 2009.

8. Цель и задачи урока

Цель – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний с способов деятельности; сформировать представление о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения; выяснить, в чем заключался ее народный характер.

Задачи:

Обучающие:

– сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых    славных вех отечественной истории;

- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

- сформировать у учащихся представление об основных сражениях Отечественной войны 1812 года и ее историческом значении для страны, оценить значение Бородинского сражения;

- углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях;

- раскрыть важнейшие причины победы народа в этой войне.

Развивающие:

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими понятиями, анализировать, делать самостоятельные выводы;

- развивать логическое мышление, расширить кругозор;

- закрепить навыки поиска и отбора информации из различных источников, в том числе электронных ресурсов – дисков, сайтов и т.д.;

- учить осуществлять учебно – творческую деятельность по составлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Воспитательные:

- показать войну как источник горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий;

- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру, воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

9. Тип урока – урок усвоения новых знаний и первичного их закрепления.

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, практическая.

11. Необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, ОМС – проигрыватель для использования ЭОР, ФЦИОР, браузер  для воспроизведения ЭОР Единой коллекции ЦОР.

                                                                                                                                         Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя  (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

ЭОР № 1

П.И. Чайковский 1812 год, Торжественная увертюра

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание рабочей обстановки, определение цели и задач урока

Подготовка к работе

1

2.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Беседует с учащимися. Проводит обмен информацией и первоначальными знаниями по теме урока, побуждает их объяснить, почему война 1812 гола вошла в историю под названием Отечественной. Обобщает первичные знания учащихся о войне

Учащиеся обмениваются знаниями о войне 1812 года. Ищут ответ на поставленный вопрос

2

3.

Формирование новых знаний и умений

1) Нашествие Наполеоновской армии на Россию

ЭОР № 2

Векторная цифровая карта – Отечественная война 1812 года

2) Бородинское сражение

ЭОР № 3

Анимированная карта «Бородинское сражение»  

ЭОР № 4

Видеофрагмент «Бородинское сражение»

ЭОР № 5

Аудифрагмент М.Ю. Лермонтов «Бородино»

3) Совет в Филях

ЭОР № 6

Иллюстрация «Совет в Филях»

4) Пожар в Москве

ЭОР № 7

«Пожар Москвы» Видеофрагментиз к/ф «Война и мир»

5) Герои Отечественной войны 1812

ЭОР № 8

Галерея портретов «Герои Отечественной войны»

ЭОР № 9

Живая родословная М.И. Кутузова

6) Изгнание армии Наполеона из России

ЭОР № 10

Иллюстрация Верещагин В.В. На большой дороге. Отступление. Бегство.

- Руководит фронтальной деятельностью учащихся по работе с ЭОР:

-Каковы причины войны;

- Каков характер войны с обеих сторон

- Работа с картой:

1. Определите по карте расположение русских армий;

2. Глядя на расположение русской армии, предположите. Какую тактику мог предпринять Наполеон? Какой можно сделать вывод о плане Наполеона?

3. Дайте оценку стратегического плана Барклая де Толли

- Подведение итогов фронтальной беседы

- Рассказ учителя о ходе битвы

- Фронтальная беседа:

- Почему для генерального сражения было выбрано поле у села Бородино;

- Дайте характеристику расстановки русских армий на Бородинском поле;

- Какую роль сыграла батарея Раевского на Бородинском поле.

- Мини – дебаты по проблеме: «Бородинское сражение – поражение или победа?; Кто победил в Бородинской битве?»

Демонстрация видеофрагмента – отрывка из к/ф «Война и мир»

Демонстрация аудиофрагмента

-  Мобилизует учащихся на решение проблемы об оставлении Москвы,  предлагая  различные точки зрения  полководцев на  этот вопрос.

- Вопросы для обсуждения:

1. Какая из предложенных позиций представляется Вам более аргументированной? Какую отстаивали бы Вы?

2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на Ваш взгляд, принимал во внимание М. И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся  могут быть спасены?

3. Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

Демонстрация

 

Демонстрация

Демонстрация

Демонстрация

Учитель рассказывает о завершении военных действий

- Фронтально отвечают на вопросы, определяют причины, характер войны. Дают оценку планов Наполеона, Барклая де Толли

- Отвечают на вопросы.

- Работают с картой «Нашествие Наполеоновской армии на Россию»

- Записывают мини – конспект

- Отвечают на вопросы

- Участвуют в дебатах, выявляя версии Наполеона и М.И. Кутузова;

- Приводят оценки отечественных и зарубежных историков значения Бородинской битвы

Учащиеся смотрят видеофильм

Учащиеся слушают произведение

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблемы. После обсуждения можно подвести учащихся к выводу:

- Ход дальнейших событий показал правильность принятого Кутузовым (фактически единолично) решения. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

- Это решение является примером личного мужества и проявлением полководческого таланта Кутузова Михаила Илларионовича

Учащиеся обсуждают этот вопрос

Учащиеся выступают с сообщениями о героях Отечественной войны 1812 г.

- Учащиеся обсуждают родословную

- Отвечают на вопрос – В чем заключается полководческий талант М.И. Кутузова

Рассматривают иллюстрацию, анализируют, делают выводы

Делают выводы о патриотизме и героизме участников войны 1812 г.

25

4.

Закрепление новых знаний и умений

ЭОР № 11

Хронолайнер по Отечественной войне 1812 года

ЭОР № 12

Слайд - тест

Закрепление полученных знаний

Работа учащихся с Линией времени

Решение тест а

15

5.

Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

 

                                                                                                                                                     

 Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

П.И. Чайковский 1812 год, Торжественная увертюра  

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент  mp. 3

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2858f6a0-dc56-4beb-b0e7-2a87f15236f9/?interface=catalog

2.

Нашествие Наполеоновской армии на Россию

Карта

Цифровая векторная карта – Отечественная война 1812

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8830fc9d-7a1a-4e86-9bb9-c057b49434d4/108855/?interface=catalog&class=50&subject=20   

3.

Бородинское сражение

Карта

Анимированная карта

http://www.openclass.ru/node/320614

4.

Бородинское сражение

Видеофрагмент

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7bbc6af-9f51-4ffc-92e6-151849e7072a/?interface=catalog

5.

Бородинское сражение

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент  mp. 3

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6afe88a5-3f9b-972e-74e1-c526bfc73f46/?interface=pupil

http://www.youtube.com/watch?v=BO4_ZXela_c

6.

Совет в Филях

Иллюстрация

Иллюстрация

http://schoolcollection.marsu.ru/catalog/res/c6ceb902-cdc1-4db0-b2dc-2aac45557dba/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66

7.

«Пожар Москвы»  

Видеофрагмент

Видеофрагмент из к/ф «Война и мир» (реж. С. Бондарчук)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95d9514d-c7b2-4339-bd5d-72c5be98cdfd/%5BIS10RO_8-02%5D_%5BVI_05%5D.html).                                                                                                                            

8.

Герои Отечественной войны 1812

 

Галерея портретов  

Галерея портретов «Герои Отечественной войны »

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c369308-0163-42da-8a1a-b4c684a48ca2/%5BIS10IO_2_5-22%5D_%5BGA_05%5D.html

9.

М. И. Кутузов

Живая родословная  

Живая родословная М.И. Кутузова

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f0346e44-c4d5-4fa9-ae34-e29439264ee2/89599/?interface=catalog&class=50&subject=20

10.

 Верещагин В.В. На большой дороге. Отступление. Бегство.

Иллюстрация

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c87d3255-6fad-4040-acc3-f6100ad75081/?interface=catalog

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c87d3255-6fad-4040-acc3-f6100ad75081/28A_53.jpg

11.

Хронолайнер по Отечественной войне 1812 года

Линия времени

Хронолайнер. Линия времени по Отечественной войне 1812

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668ca8e3-a02a-4cd5-a27b-f59bb8481da5/OC3_HL1_e_meth.pdf   

12.

Слайд - тест по теме – Отечественная война 1812

Тест

 Тест

4http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ea5283a-42fa-4366-9291-797790225940/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова».

Данная статья посвещена особенностям использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулино...

План -конспект урока с использованием ЭОРов по теме:" Отечественная война 1812 года"

 Цель  урока: применение и    углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте...

Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".

Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

Конспект урока и презентация к уроку "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока на тему " Война 1812 года". Презентация к уроку....

План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»

План - конспект открытого урока в 8 классе:«Отечественная война 1812 года»...

Конспект урока истории в 9 классе "Отечественная война 1812 года"

Формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер...