Экономическое развитие. Индустриализация в СССР.
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
План-конспект по истории по теме: Экономическое развитие. Индустриализация в СССР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.industrializatsiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Экономическое развитие. Индустриализация в СССР. ( Слайд 1)
Цели: выяснить причины и особенности индустриализации; (Слайд 2)
рассмотреть два первых пятилетних плана, их цели и достижения;
рассмотреть стахановское движение и его негативные стороны;
определить итоги индустриализации.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Опрос учащихся по вопросам учебника. Тема «Духовная жизнь в 20е гг».
1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
2.Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
3. Почему часть интеллигенции не признала советскую власть?
4. Какую роль сыграл сборник «Смена вех» ?.
5. Каковы причины гонений, направленные против Православной церкви и ее служащих?
III. Новый материал: Задание на урок: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки? (Слайд 3)
1.Вопрос: Что такое индустриализация?
Цели индустриализации:
- ликвидировать технико-экономическую отсталость страны;
- достижение экономической независимости;
- создание мощной оборонной промышленности, развитие базовых отраслей промышленности (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение) (Слайд 4)
Все страны начинали индустриализацию с легкой промышленности (чтобы накопить средства для тяжелой промышленности).
Зап. страны выкачивали средства для индустриализации извне:
-ограбление колоний;
- неравноправный торговый обмен с другими странами;
- военные контрибуции;
- иностранные займы. (Слайд 5)
СССР могла проводить индустриализацию только за счет внутренних резервов:
- интенсивный вывоз сырья ( нефть, золото, сокровища музеев и храмов),
- вывоз продовольствия (хлеб, масло, сахар)
Решающую роль играло централизованное распределение ресурсов – плановая экономика.
2. Первая пятилетка.
В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде советов учрежден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР.
В декабре Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку за 4 года» (Слайд 6)
Энтузиазм людей - работали почти бесплатно на разных стройках. (Слайд 7)
Вопрос: Что было достигнуто? (сообщение ученика). Производство выросло почти 2,8 раза. (Слайд 8)
Вопрос: Проблемы первой пятилетки? Найти ответ на стр. 171 (3 абз)
- требовалось огромное количество рабочей силы;
- неквалифицированный труд, не хватало инженеров, технических кадров, не могли долго осваивать оборудование и начать выпуск продукции;
- инфляция, рост цен – кризис, обнищание масс, голод и в деревне и в городах. (Слайд 9)
3. Вторая пятилетка. (Слайд 10)
И. Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать страну» и можно снизить темпы промышленного строительства.
XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933 -1937 гг.
Он предусматривал снижение темпов прироста с 30 до 16,5 %
Рост легкой промышленности должен был привысить развитие тяжелой пром-ти.
Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую.
(Слайд 11)
Вопрос: что же было достигнуто во второй пятилетке? (сообщение ученика).
4. Стахановское движение. (Слайд12)
Вторая пятилетка – время «поворота к человеку» - так объявила партия. «человек самый ценный капитал», «кадры решают все» - так провозгласил И. Сталин.
С 1 января 1935 г. – отменены карточки на продовольствие, но положение не улучшилось:
- были введены «единые цены», выше прежних;
- рабочие должны были подписываться на государственные займы в размере двух-четырехнедельного заработка. Эти деньги шли на индустриализацию.
- плата за жилье была низкой, но условия не улучшались. Основная масса рабочих жила в коммунальных квартирах.
В августе 1935 г. А. Стаханов вырубил за смену 102 т. угля, вместо 7 т.
Этот почин подхватили другие шахтеры и другие отрасли. Изотов, Виноградовы и др.
ЦК одобрил «инициативу трудящихся» и … нормы выработки были повышены.
Стахановцы, так назвали передовиков производства, пользовались значительными привилегиями, становились элитой советского общества (Слайд 13)
Это вызывало неприязнь к экспериментам т.к. нормы росли, а зарплата нет.
- часто меняли место работы;
- нарушали дисциплину…
Правительство ответило репрессиями:
- ввели паспортную систему;
- в 1938 г. ввели трудовые книжки;
- неявка на работу строго каралась увольнениями, выселениями
5. Итоги первых пятилеток. (Слайд 14)
- СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства.
- Темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире
от 10 до 17 %;
- СССР мог обходиться без импорта товаров и производить любой вид промышленной продукции.
Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики (легкой, аграрного сектора).
Вывод: Производитель в условиях централизованной экономики полностью подчинился государству, однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких в мире.
Вопрос: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?
Д/З § 22. вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.
презентация к уроку истории в 9 классе....
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...
Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.
Урок «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.» разработан для 11 класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития крити...
Экономическое развитие СССР во второй половине 20-х - 30 -е гг. ХХ в.
Презентация к уроку истории. 9 класс....
"60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)
Старшеклассники знакомятся с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах....
Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг."
Урок для 9 класса...
«Экономическое развитие СССР в послевоенный период».
Послевоенные годы начались с чувства гордости и даже эйфории от победы над фашизмом, с уверенности, что все самое трудное осталось за порогом невиданной истории по масштабам разрушений войны,что насту...