Интегрированный урок история+литература "Монголо-татарское нашествие".
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цели: достичь целостного представления об изучаемом явлении,
событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы;
познакомить учащихся с монголо-татарским нашествием на Русь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_mongolo-tatarskoe_nashestvie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (история + литература)
Тема урока: Монголо – татарское нашествие.
Цели: достичь целостного представления об изучаемом явлении,
событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы;
познакомить учащихся с монголо-татарским нашествием на Русь.
Задачи: изучить военный аспект противостояния земледельцев и
кочевников, раскрыть военно-грабительский характер монгольских
завоеваний и героическую борьбу народных масс против монголо-татарских завоевателей;
развивать речь, мышление, исторические знания;
воспитывать чувства патриотизма, героизма.
Термины: хан, нукеры, нойоны, араты, курултай.
Оборудование: учебник, карта «Феодальная раздробленность Руси в
12 – 13 вв.», иллюстрации.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Этап актуализации полученных знаний:
а) работа по карточкам;
1. Древнейшая русская летопись называется:
а) « Русская Правда»;
б) « Повесть о вещем Олеге»;
в) « Повесть временных лет».
2. Вервь – это
а) община;
б) веревка;
в) чудовище.
3. « Уроки и погосты» были установлены:
а) Олегом;
б) Игорем;
в) Ольгой.
4. Кто первым крестился:
а) Владимир;
б) Игорь;
в) Святослав.
5. Первая христианская церковь в Киеве - это
а) Десятинная церковь;
б) храм Святой Софии;
в) церковь Святого Георгия.
6.Беспощадно осуждает княжеские усобицы автор:
а) « Повести временных лет»;
б) « Поучение Владимира Мономаха»;
в) «Слово о полку Игореве».
б) фронтальный опрос.
Учитель. Мы закончили изучать раздел «Русь IX-XIIвв». Обратимся к страницам истории. Вспомните основные события этого периода.
- Когда произошло крещение Руси?
-Охарактеризуйте значение принятия крещения на Руси.
-Какие литературные произведения Древней Руси вы знаете?
-К чему призывал автор «Слова о полку Игореве»?
-Назовите причины феодальной раздробленности?
-Покажите на карте княжества, на которые была раздробленна Русь?
-Как междоусобные войны отразились на состояние обороноспособ-
ности Руси?
Итак, мы видим, что к XIII веку Русь была раздроблена, ослаблена и
это способствовало огромному военному успеху врагам Руси.
3. Этап изучения нового материала.
Перелистнем страницу истории. Мы начинаем изучать новый период в
истории России «Русь в XIII-XVвв.». Сегодня мы рассмотрим события XIII века – «Монголо-татарское нашествие».
Цель урока: познакомиться с монголо-татарским нашествием, выявить
причины успешных завоевательных походов. Урок необычный. Сегодня мы рассмотрим материалы исторических событий не только на исторических фактах, но и обратимся к источникам художественной литературы, с которыми вас познакомит учитель литературы.
III.Объяснение нового материала.
Рассказ.Учитель истории.1. Рождение Монгольской империи.
В начале XIIIв. на Русь стали доходить слухи о появлении где-то на
востоке мощной державы степных кочевников. Вскоре грозная опасность
встала уже у русских границ. Это были монголо- татары. Во второй по-
ловине XII-в начале XIIIвв. от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные племена. Монголы были одним из этих племен.
Татары были другим местным племенем. Они враждовали между собой,
но позднее татары были покорены монголами. Так и закрепилось название монголо- татары. Монголы были кочевниками. Основой их хо-
зяйства были табуны коней, стада рогатого скота, поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Среди монголов выделялись: вожди- ханы, племенные старейшины- нойоны, прос-
тые соплеменники араты, отборная гвардия - нукеры. Монголы были воинственны. Захват пастбищ, уничтожение других народов, часто становились для скотоводов жизненной потребностью, иначе им грозила смерть от голода.
2.Чингисхан – великий хан (1204-1205гг.)
У каждого народа есть свой лидер, который ведёт за собой. Таким
лидером среди монгольского племени был хан Тэмучен, впоследствии
прозванный Чингисханом – т. е. великим ханом. Об этом вожде расска-
жут нам ребята, которые получили опережающее задание.
Учащиеся. В конце 50-х начале 60-х гг. XIIв. одному из монгольских вождей Есугэю удалось подчинить своему влиянию основную часть монгол. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним
татары отравили его, и объединение Есугэя распалось. Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по степям, но подросшему Тэмучэну удалось собрать свою дружину. К 1190г. когда ему не было и
тридцати лет, удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон всех монголов. В эти годы он показал себя отважным воином, смелым до безрассудства, отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагом. Победив врагов , он,
по преданию, варил их в семидесяти медных котлах.
Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провёл ряд реформ.
Ввёл десятичную систему организации армии и всего общества- всё взрослое население делилось на тумены (тьмы) по 10 тысяч воинов, тысячи, сотни и десятки. Десяток совпадал с семьёй. Во главе этих от-
рядов, и в мирное время стояли командиры. Суровыми мерами поддер-
живалась железная дисциплина; за бегство с поля боя одного воина -
смертью наказывался весь десяток, вся семья.
На курултае (съезде вождей) в 1204-1205гг. Тэмучэн был провозглашён Чингисханом т.е. великим ханом. Ему удалось объединить монголов в
единое государство. Вскоре была провозглашена цель монголов - завоевание мирового господства.
В 1211г. Чингисхан обрушился на Китай. Он использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников : привлёк к себе китайских учёных, военных специалистов.
Монгольская армия была сильна конницей , всадники вооружены лука-
ми со стрелами, саблями, копьями, арканами, китайскими осадными стено-
битными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горю-
чей смесью, в состав которой входила нефть.
Чингисхан располагал превосходной разведкой. Нередко роль разведчи-
ков играли посольства.
В 1219-1220гг. Чингисхан захватил Среднюю Азию, Иран, Азербайджан,
Северный Кавказ, его войска появились на землях половцев.
3.Трагедия на Калке 1223г.
В 1223году монголы вторглись в Половецкую степь. Под руководством
лучших полководцев Чингисхана – молодого Джэбэ и умудрённого опытом старого Субэдэ. Половецкий хан обратился к русским князьям за
помощью. Откликнулись несколько русских князей. Дали согласие киевс-
кий князь Мстислав Святославич, а также князья помельче. Юрий Владимиро-Суздальский направил ростовский полк, но тот не успел
явиться. 31 мая 1223года на реке Калке произошла битва. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего
командования, постоянно спорили между собой. Мстислав Киевский стоял со своими силами на одном из холмов и не участвовал в
битве.
Половцы дрогнули, смяв русские рати. Монголы перешли в нас-
тупление. Шесть князей были убиты. Монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась осада, и князья
сдались после того, как монголы обещали сохранить жизнь дружинникам. Но монголы нарушили обещание и перебили русских князей. Многие из них были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски и устроили пир, слушая стоны умирающих.
Учитель истории.Чем на ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке?
Учитель истории. 4. Вторжение Батыя на Русь 1237-1240гг.
В 1227г. умер Чингисхан, завещавший монголам покорить всю землю.
Главной силой этого был Джучи, старший сын Чингисхана, но он незадолго до смерти отца умер. Главой западного улуса стал сын Джучи и внук Чингисхана - Батый.
Осенью, 1236 года, на Волжскую Болгарию двинулось огромное войско Батыя. Её города и селения были выжжены, жителей перебили и увели в плен.
В декабре 1237года Батый подошёл к Рязанскому княжеству. Рязан-
цы послали за помощью в другие земли, но остались с врагом одни. 21 декабря 1237г. после пяти дней осады Рязань пала.
Учитель литературы.
1.Аналитическая беседа.
- Художественная литература, посвященная событиям отечественной истории, можно сказать , необозрима. И такое историческое событие, как
монголо-татарское нашествие, стало сюжетом многих литературных
произведений. Скажите, как вы считаете, в чём разница в отражении исторических событий в исторических документах и художествен-
ных произведениях?
-Вспомните, в каких произведениях, изучаемых вами ранее на уроках
литературы, встречается тема вторжения хана Батыя на Русь?
-Обратимся к «Повести о разорении Рязани Батыем». Что вы можете сказать о её авторе?
- Как поступил великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, узнав
«О нашествии хана Батыя»?
- Как принял послов хан Батый? Какие ещё эпизоды или образы повести привлекли ваше внимание?
- Поработаем с текстом повести, прочитаем отрывок, в котором расска-
зывается о битве ратников князя Юрия Ингваревича Рязанского с ордынцами на границе земли Рязанской.
2.Чтение отрывка из повести учащимся.
« И пошли против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыева же сила велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей; а два – с десятью тысячами. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые».
« И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, а другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые».
Учитель литературы:- Какие слова из текста подтверждают мужество и героизм русичей?
- Каковы были силы хана Батыя?
- Итак, мы видим, что ордынцы превосходили по численности рязанцев во много раз.
3. Чтение отрывка из повести учащимся.
- Летописец говорит, что рязанцы бились пять дней неотступно.
Художник И. Дешалыт на картине «Падение старой Рязани 1237г.»
изображает битву защитников Рязани с воинами хана Батыя.
Как ни мужественно бились русские воины, хан Батый всё-таки одержал победу. Как вы считаете почему?
- Поэт Н. Языков, современник и друг А.Пушкина, посвятил подвигу
Евпатия Коловрата стихотворение. Послушайте отрывок из стихотво-
рения.
4.Чтение учителем литературы отрывка из стихотворения Н.Языкова «Евпатий Коловрат».
« Ты, знаешь ли, витязь, ужасную весть?-
В рязанские степи вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражались с насилием честь,
Но все победили Батыевы рати:
Наш град-пепелище, и князь наш убит!»
Евпатий бледный гонец говорит,
И страшно бледнея, внимает Евпатийй.
« О витязь! Я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град обхватило,
Как башня спрямилось, как буря, завыло;
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушали звенящий булат-
Всё пало,…и небо стерпело сей ад!»
Ужасно бледнея, внимает Евпатий.
-С каким из прочитанных отрывков из повести можно сопоставить
это стихотворение?
- Что в них общего и в чём разница?
Учитель истории.
Итак, Рязанское княжество было разорено. Батый идёт на Владимиро-Суздальское княжество, покоряет Москву и идёт к
Владимиру. Владимировский князь Юрий Всеволодович скачет за
Помощью, оставив в городе своих родных. Монголы подошли к
Владимиру 3 февраля 1238г. Посмотрите на картину «Оборона города Владимира от монголо-татар» Котлярова.
Монголы окружили город частоколом , установили стенобитные и
камнеметные машины. 6 февраля им удалось пробить дубовые кре-
постные стены, но защитники отбили натиск. Утром 7 февраля начался решающий штурм, сквозь рухнувшие во многих местах сте-ны воины Батыя ворвались в город и перебили всех.
4 марта 1238г. произошло крупное сражение на реке Сити, погиба-ет здесь и владимировский князь.
5 марта, после двухнедельной осады монголы взяли маленький город Торжок и двинулись в сторону Новгорода. Однако, в ста
верстах от города, они повернули на юг.
Историки предполагают, что причиной этому была начавшаяся
весенняя распутица и большие потери.
По дороге в южные степи много хлопот причинил хану Батыю
маленький городок Козельск - семь недель не могли взять его.
«Злой город» - так прозвали они взятый город Козельск.
В 1238г. набравшись сил в причерноморских степях, Батый захватил
Чернигов, Переяславль. В 1240г. подошёл к Киеву. Почти все киевляне пали под стрелами неприятеля, оказались в плену. Некому было оплакивать и хоронить погибших. Русь «стонала» от боли, горе было
всеобщим.
В 1241г. Батый прошёл по землям Польши, Венгрии, Чехии, и в
1242г. повернул назад в степи и в устье реки Волга основал город
Сарай – Бату - станицу западного улуса Монгольской империи.
Учитель литературы.
- Страшному времени монголо-татарского нашествия Н.Кончаловская
посвятила такое стихотворение:
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда.
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
5. Самостоятельная работа.
Создание словесного образа Батыя. Работа с отрывками из древнерусской летописи « Повесть о разорении Рязани Батыем».
Задание: найти слово (или слова), которыми автор характеризует хана Батыя.
« И пошли против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался».
« И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты».
« И пришел князь Фёдор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыя, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю».
« Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею».
« И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тяжких ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич ускорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства».
« И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем Батыем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей, и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени».
« И стал воевать царь Батый Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогали. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день».
Результат.
Хан Батый - безбожный, враг христианства, немилосердный, лукав и
немилостив, нечестивый, окаянный, жестокий, зловредный.
IV.Рефлексия.
Учитель истории. Итак, мы познакомились с темой «Монголо-татарское нашествие», и даже нарисовали словесный портрет Батыя.
-Назовите причины успешных завоевательных походов монголо-татарской армии.
Реклама книг.
Ученик. Если вы хотите наиболее подробно познакомиться с истори-
ческими фактами монголо-татарского нашествия, вы можете найти
нужные материалы в двухтомном издании книг Н. Карамзина «История государства Российского».
В трилогии Василия Яна «Чингисхан», «Батый» и «К последнему
морю» вы познакомитесь с событиями, охватывающими время от завоевания Хорезма Чингисханом до смерти жестокого завоевателя,
с событиями героической защиты Рязани и Киева, подвергшихся беспощадному разорению. Здесь вы встретите и доблесть, и коварство и любовь.
С древнерусскими летописными произведениями, рассказывающи-
ми о монголо-татарском нашествии, вы можете познакомиться в
сборнике « Повести древней Руси» - Л. А .Дмитриева, Н.В. Понырко.
Обязательно прочтите эти книги!
V.ИТОГ.Учитель истории. События, рассмотренные на уроке, это только начало монголо-татарского ига. Впереди Русь ждала горькая и трудная
судьба.
Ученик. О, судьбы Родины!
О, судьбы Родины! Печальны и прекрасны!
Россия шла сквозь ярмарки и казни
Вся в зное войн, вся в заревах, как в зорях.
В кольчугах шла, в кафтанах и камзолах.
Весёлая, насмешливая, злая,
От широты небес до маленького злака,
Пропахшая копытами и боем.
О, Родиною каждый тяжко болен.
Её купавами и куполами,
Её свободами и кабалами,
Мой взор чего-то упустить боится,
История, смотрю в твои бойницы.
М.Кожаева.
Оценка учащихся.
Домашнее задание: п.19,20 до страницы 129, ответить на вопросы№1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Нашествие"
Данная презентация может быть использованна на уроках истории в 6 классе по теме "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в 13 веке"...
Монголо-татарское нашествие на Русь
Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...
Презентация "Монголо-татарское нашествие"
Материал о нашествии монгол на Русь....
Нашествие монголо-татар на Русь
урок + презентация...
Нашествие монголо - татар презентация
Данную презентацию можно использовать на уроке истории в 6 классе...
Тест"Нашествие монголо-татар",7 кл.,коррекционная школа 8 вида
Тест для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида составлен по вопросам изученной первой части раздела "Борьба Руси против иноземных захватчиков"...
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...