Интервью как метод изучения повседневности.
статья по истории на тему
Учитель истории может использовать различные методы для повышения эффективности изучения своего предмета в школе. Метод интервью один из наиболее доступных. Этот метод позволяет повысить интерес как к исследуемому событию, участникам данного события, так и к истории в целом. Помогает решению вопросов повышения воспитательного потенциала уроков истории и формированию навыков исследования у юных историков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu_kak_metod_izucheniya_istorii_povsednevnosti.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интервью как метод изучения истории повседневности.
Учитель МБОУ «СОШ №7» Шакирова Э.А.
В последние годы в России все большую популярность приобретает антропологический подход к истории, который предполагает ее «максимальное наполнение человеческим содержанием».
Кто для наших детей человек в истории? Это не только государственные деятели или яркие исторические личности, это обыкновенные люди: их родственники, знакомые; не видимые большой историей. Через непосредственное общение с этими людьми, изучение семейных реликвий (это могут быть личные вещи, дневники, письма и т.д.) ученик вступает в область повседневной истории.
Существуют различные подходы к определению данного понятия:
- Повседневность – это то, что повторяется.
- Повседневность – это сфера социальной практики.
- Повседневность – иногда сводят к бытовой стороне.«Это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение, по обычаям узнаем мы «своего» или «чужого», человека той или иной эпохи, той или иной нации.
Героем повседневной истории для юных исследователей может быть как современник , так и представитель предшествующего поколения. Ребенок как бы открывает для себя этого человека через изучение бытовой стороны жизни эпохи, которую ему данная личность помогает понять. При изучении отдельных тем по истории России или истории Татарстана ХХв. в IХ и ХI классах возможно обращение к жизненному опыту родителей и других родственников. Например, «1970-1980 г.г. в памяти моих родителей», где можно использовать интервью (в данном случае интерес будут представлять не только воспоминания родственников о тех или иных событиях, но и их оценочные суждения).
Здесь нужно отметить важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразнейших сфер социальной практики. Однако к информации, полученной от респондентов, надо относиться, как к любому историческому источнику, критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Учащиеся, отмечая полезность этой работы, сталкиваются порой с серьезными трудностями социально-психологического плана. Взрослые иногда не хотят отвечать на вопросы детей, боятся, проявляют нервозность, не понимают смысла вопросов. Важно, чтобы учитель основательно проинструктировал интервьюеров, разобрал с учащимися типичные ситуации, возникающие во время опроса. Необходимо учесть психологические и возрастные особенности участника интервью, его социальный статус и образовательный уровень. Например, при встрече с участника ВОВ, детьми репрессированных и т.д. Успех и результативность часто зависят от качества вопросов. Важно, чтобы они были корректными, разнообразными, доступными. Часто надо «разогреть» интервьюируемого предварительным разговором или, как принято называть в социологии, свободным интервью, в котором проявляются его индивидуальные особенности. Затем постепенно раскрывается главная тема.
Учащиеся могут наглядно почувствовать основные противоречия тех лет в области общественной жизни. Например, почти все опрошенные активно занимались общественной работой, выписывали одни и те же газеты, помнят одни и те же политические передачи по ТВ, радио. Ученики отмечают, что респонденты помнят большое количество политических деятелей этого периода, причем как отечественных, так и зарубежных. С одной стороны, здесь прослеживается их хорошая информированность, а с другой стороны, это можно трактовать как и чрезмерную политизированность общества. Интервью дали богатую информацию о бытовой стороне тогдашней жизни. Респонденты охотно рассказывали о первом купленном в семье холодильнике, пылесосе, телевизоре, мебельном гарнитуре, стиральной машине, магнитофоне, отдельной квартире – чаще всего «хрущевке» - и т.д. Занимательно изучение повседневности и более раннего периода, например, 1930-х годов ХХ в., так как в свое время мало было уделено этому времени, но трудность здесь будет в том, что респонденты – прабабушки или прадедушки, люди преклонного возраста. Интересные факты можно обнаружить исследуя 1950-1960 г.г., когда по деревням ездили и предлагали холодильники, поскольку покупателей не было, так в деревнях использовали специально выкопанные погреба, которые наполнялись зимой снегом (так называемые «кар базлары»), где хранилось мясо и скоропортящиеся продукты.
Интерес к повседневной истории, пробудившийся у школьников в процессе сбора материала при подготовке к урокам, возможно развить и во внеурочной деятельности.
Сегодня это направление в работе с детьми не только популярно, но и очень актуально. Анализируя различные типы источников (фотодокументы, письменные – официальные и неофициальные, вещественные, устные), юные исследователи не только открывают неизвестные страницы семейной истории, что позволяет им ощутить себя частичкой этого рода, но в то же время сталкиваются различными проблемами.
Вещественные источники (орудия труда, предметы домашнего обихода, костюмы), изъятые из исторического контекста, мертвы. Задача исследователя состоит в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать историю повседневности.
Таким образом, особым типом источников для работы такого рода являются устные рассказы людей. Соответственно огромнейший пласт информации не зафиксирован в письменных источниках, а именно история бытовая , повседневная, которая традиционно воспринималась как нечто обыденное, незначительное, всем понятное и поэтому, естественно, недостойная внимания. Но естественный хранитель устного – память личности, и, если сейчас эти воспоминания не записать, они просто уйдут с этими людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Основная задача устной истории как метода исторического исследования – «подслушать то, что изучаемое общество не сумело или не позаботилось о себе рассказать»(А.Я.Гуревич). Если же воспоминания современников документально зафиксировать (желательно используя технические средства ), то можно с полной уверенностью полагать, что они сохранены для потомков и могут послужить источником для других работ. «Люди и их воспоминания становятся документом, историей», а ученик – интервьюер превращается в исследователя, помощника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активном измерении.
Литература :
- М.Л.Гольденберг Интерью как метод активизации познавательной деятельности учащихся //Преподавание истории в школе №4.2001.- с.72-73.
- Козьякова М.И. Эстетика повседневности. М.,1996.
- .Хубова Д.Н. Устная история Verba Volant…? М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и ...
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований
презентация предназначина для 5-х классов...
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
В работе представлены результаты фокус-группового интервью подростков 14-17 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»
Урок изучения нового материала. учащиеся знакомяться с описаьтельным методом в биологии....