Сущность международного гуманитарного права
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Бажанова Ольга Владимировна

Разработка урока для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnovst_mezhdunarodnogo_prava.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм МГП; содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание; уважение к человеческому достоинству;

продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интегрировать знания;

работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из разных источников, схем, таблиц.

Основные понятия: международное гуманитарное право; жертва вооруженного конфликта;

лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; военные и гражданские объекты; покровительствуемое лицо.

Оборудование:

современная политическая карта мира;

словари, источники, ксерокопии учебных материалов для учащихся; рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие», стихотворения И. Бунина.

План урока

  1. Мотивационная беседа, постановка проблемы;
  2. Изучение нового материала
  1. Работа с понятиями: «война» и «право» - обсуждение точки зрения немецкого философа И. Канта

о        праве наций в ходе военных действий.

  1. Работа с понятием МГП - схема №1 - практическая работа учащихся с текстом схемы и со словарями (понятия схемы №1). На доске эти понятия записываются и подробно раскрывается их содержимое.
  2. Работа с понятиями - «гуманитарный»
  3. Практическая работа: «Сходство и различие двух отраслей права - международного гуманитарного права и права прав человека» (Всеобщая декларация прав человека и II глава конституции РФ). Запись итогов обсуждения в таблице: «Сравнение МГП и права прав человека».
  4. «Историки и литераторы об основных принципах МГП». «Основные нормы МГП»(текст для учеников) - сообщения-анализу произведений литературы.
  5. Самостоятельная работа учащихся: её результаты записываются в виде схемы.
  6. Обобщающий контроль - на доске несколько вариантов эпиграфов - выбрать 1 к изученному материалу, объяснить почему именно этот.
  7. Домашнее задание: поразмышлять над вопросам:
  1. Почему        довольно часто МГП не соблюдается воюющими сторонами?
  2. Война        и право. «Война-это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для неё какие-либо правила?
  3. каково        ваше отношение к существованию в жизни правил МГП?

9-Рефлексия: Записать в тетради предложения:

Я узнал на уроке _____

Меня удивило        

Мне кажется        


Сравнение МГП и права прав человека

Линии

сравнения

МГП

Право прав человека

Сходство

Направление на защиту личности

Отличие

1)Содержание

Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте.

Регулирует отношения между государствами и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории.

2)Применение

Применяется только в период вооруженных конфликтов

Применяется в любое время, однако некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях, в том числе в период вооруженных конфликтов

Учитель: мы видим, что МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но выступают как различные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и условиям применения.

Какие факты из истории об ограничении жестокости на войне Вы можете привести?

  1. ученик: Рассказ об А.В. Суворове, его книге «Наука побеждать»:

«Грех напрасно убивать, они такие же люди. (...) Солдат не разбойник. (...) Неприятель сдался - пощада!»

Из приказа войсками Кубанского корпуса 1778 г:

«С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства... Не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием».

  1. ученик: рассказывает о генерале Скобелеве, который, будучи комендантом Полевны , в короткий срок ликвидировал угрозы эпидемии, оказывал помощь раненым турецким пленным, больным, всем пострадавшим наладил снабжение продуктами; начал работы по восстановлению разрушенных домов и дорог.

Учитель: Не только в истории мы сталкиваемся с принципами и нормами МГП. На уроках литературы в курсе «Вокруг тебя мир» Вы также обсуждали эти проблемы, отраженные в произведениях литературы. Каких же?

  1. ученик: рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие» - о том, что это рассказ предупреждение: «Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является не ограниченным».
  2. ученик: Ученик читает и анализирует стихотворения И. Бунина: «Люблю цветные стекла окон» и «У птицы есть гнездо». Вывод о том, что во время войны люди часто лишаются дома. Как это больно и ужасно. Трудно передать чувства человека, лишившегося дома! Значит необходимы ограничения средств достижении цели в ситуации вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям, не должны подвергаться нападению.
  3. ученик: читает отрывок из «Дневников военных лет» Вс. Вишневского:

«Зимой, после перового прорыва блокады мальчик 9 лет спросил:

  • Мамочка, значит весной мы поедем в Петергоф, домой?
  • Нет, милый...

Схема

Международное гуманитарное право

  1. защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)
  2. предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)
  3. защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (например, жилые дома, школы)        
  4. защищает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами; наносят серьёзный ущерб природной среде

Учащиеся анализируют схему. По первым трем блокам схемы ученики определяют категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП. Анализ четвертого блока схемы подводит их к выводу, что гуманитарное право ограничивает воюющих в действиях, не обусловленных военной необходимостью. Специальные термины, используемые в схеме анализируются. Ученики, которым дано задание, читают выдержки из документов по поводу обращения с военнопленными: «Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными», об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, о защите гражданского населения во время войны, «Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г....»

Далее обсуждение и учитель предлагает самостоятельно сформулировать определение МГП. и обратить внимание учащихся на особенности МГП, его отличие от других отраслей права.

  1. Работа со словарем: понятие «гуманитарный»
  2. Практическая работа «Сходство и отличие МГП и права прав человека»

Учитель: Обращаясь к учащимся со словами о том, что они уже знакомы с Всеобщей декларацией прав человека и II главой Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В чем сходства и различия. Учащиеся работают с документами, выявляя сходства и различия и составляют в итоге таблицу N92.

Я узнал на уроке Меня удивило _ Мне кажется

Литература и источники

  1. Тексты Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним.
  2. Словари 1) Большой энциклопедический словарь
  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Конституция РФ
  3. Учебно-методические комплексы «Вокругтебя мир...», «Международное гуманитарное право»
  4. Вс. Вишневский «Дневник военных лет»
  5. А. Корольченко «Генерал Соболев»
  6. Р. Шекли «Абсолютное оружие»

  • А почему нет?

-Там всё разрушено.

Мальчик задумался, потом сказал:        $

  • Они, наверное, дворец и фонтаны разрушили, а наш домик цел. Зачем им наш домик?...Вечером мальчик показал матери два рисунка...на втором - развалины их дома, торчащие голые трубы, груда кирпичей!... Мальчик прижался к материнскому плечу и разрыдался...
  • Мама, зачем люди делают войну?»

Учитель: В МГП существует разделение объектов на военные и гражданские, и воюющие обязаны различать эти объекты.

Какие же существуют ещё нормы МГП? Прочтите самостоятельно текст «Основные нормы МГП» и запишите в тетради основные принципы МГП.

Обсуждение текста и составление схемы.

Принципы Международного гуманитарного права

Обращение с лицами,

В период вооруженного

оказавшимися во власти

конфликта ограничивается

неприятеля, должно быть

выбор методов и средств

гуманным

причинения ущерба

Вывод: МГП - это самостоятельная отрасль международного права, предоставляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение - регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.

  1. Учитель: Чтобы нам стало ясно, что все осознали лавную цель темы. Выберите эпиграф к теме и объясните, почему выбрали этот, как связан с темой.

а)        «Благородно - сражаться и, если нужно, умереть за своё отечество. Не менее благородно и честно - проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано»

Д.Робертс

б)        Всё на войне противоречит понятию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права заключается в том, чтобы примерить эти две крайности

О. Рюссбак

в)        Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера.

А.Д. Сахаров

г)        Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону: «Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем это требует цель войны».

Ж. Пикте

Далее ученики высказываются по поводу эпиграфа и учитель оценивает эти ответы.

  1. Домашнее задание поразмышлять над вопросами:
  1. Почему довольно часто МГП не соблюдается воюющими сторонами?
  2. Война и право...Война - это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для неё какие-либо правила?
  3. Каково Ваше отношение к существованию в жизни правил МГП?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международное Гуманитарное право

материал по МГП содержит схемы, таблицы, дополнительную информацию...

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право...

Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»

     Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...

Тест по международному гуманитарному праву.

Тест предназначен для учащихся профильных классов, изучающих предмет "Право"....

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"

Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...