УРОК на тему «Итоги и уроки войны»
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме

Вялкова Галина Ивановна

УРОК на тему «Итоги  и уроки войны»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК на тему «Итоги  и уроки войны»

Ход урока:

В ходе уроков вы изучили основные события долгих лет войны. Вторая мировая война – это самый крупный  и жестокий конфликт в истории человечества. Сегодня на уроке  мы подведём итоги  Второй мировой и Великой Отечественной войн. Наше занятие посвящается 67–й годовщине Великой Отечественной войны (Великой победе нашего народа в войне)

Прежде чем приступить к изучению заявленной темы необходимо  проверить имеющиеся  знания обучающихся по истории войны. Решение тестового задания у доски.(К доске идет для решения теста самый смелый и находчивый).

Пока суворовец отвечает на вопросы теста, учитель проводит  фронтальный опрос взвода. 

Продолжите: 

- лучшим танком II мировой войны признан ………

- Лангемак  создал, Флёров испытал ………

- “КВ” и “ИС”……….

- род войск, потерявший своё значение во время ВОВ……..

  • сражение  под  Прохоровкой- крупнейшее ….  сражение

Шпагин создал автомат …….

 Объясните:

  • блицкриг;
  • рельсовая война;
  • ленд-лиз,
  • антигитлеровская коалиция,
  • экспансия,
  • демилитаризация
  • декартелизация  ,
  • денацификация

Основная часть урока.

Новый материал рассматривается по трем направлениям: материальные и людские потери, политические и территориальные изменения.

На уроке будут работать следующие мозговые центры:

аналитики(первая группа) работают со статистическим материалом( выполняют диаграммы) и готовятся ответить на вопросы проблемных заданий по плану:  1)точка зрения, 2)аргументы, 3)вывод

эксперты (вторая группа)работают с историческим текстом выделяют главное и заполняют таблицу (готовятся предоставить данные о политических изменениях после войны)

Оценивать знания и умения данных групп будут присутствующие на уроке учителя истории нашего училища на основе следующих критериев: правильность и оригинальность ответов, аргументированность, чёткость изложения материала, умение внимательно слушать.

Материальные и людские потери (работа первой группы суворовцев- аналитиков)

Вооруженные силы основных участников второй мировой войны


Страна

Численность вооруженных сил (млн. чел.)

К началу 1941 г.

К началу 1945 г.

Германия

7,2

9.4

Япония

1,7

7,2

Италия

1,5

_

США

1,8

11,9

Великобритания

3,2

4,5

СССР

5,2

9,4

Китай

2,5

4,0

                                     

                                        Потери во второй мировой войне


Страна

Погибло в ходе войны, включая гражданское население, млн. человек

Китай

35,0

СССР

27,0

Германия

6,5

Польша

5,6

Япония

2,6

Югославия

1,8

Франция

0,8

Италия

0,8

Румыния

0,7

Греция

0,4

Великобритания

США                                                                        

0,4

                                      0,3

(Таблицы составлены по данным: История второй мировой войны. Т.З, 10. М., 1974; Советская военная энциклопедия; Итоги второй мировой войны / Пер. с нем. М., 1957; Вооруженные силы Японии. История и современность. М., 1985; Хаттори Т. Япония в войне 1941—1945. М., 1973; Россия и Германия в годы войны и мира, 1941 — 1995. М., 1995. При расхождениях в оценках выбирались средние данные.)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
.
1.Проблемное задание

 На основе анализа таблиц объясните большие различия в потерях, понесенных в войне разными странами? Подумайте , чем были вызваны большие потери советских войск , хотя с точки зрения военной науки большие потери несёт наступающая сторона?

Ответ: огромные потери Советской стороны объясняются следующим:

1)преимуществом неожиданного первого удара

2) с начала военных действий СССР приходилось одному оборонять непрерывную линию фронта протяженностью свыше четырех тысяч километров (от Баренцева до Черного морей) . При этом, советской стороне в разные периоды войны противостояло от 190 до 266 дивизий противника. Союзным же войскам последовательно противостояли: в Северной Африке (1941 – 1943гг.): 9–20 дивизий, в Италии (1943 – 1945гг.): 7–26 дивизий и на западном фронте (т. е. до и после высадки десанта в Нормандии): 56–75 дивизий. В ходе боевых действий советские войска разгромили 607, а союзные – 176 дивизий противника, причем 80% потерь немецко-фашистская сторона понесла на советско-германском фронте.

2.Проблемное задание

Подавляющее большинство советских историков, официальная историография второй мировой войны утверждали, что решающую роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии сыграл Советский союз.

Ряд западных историков, напротив полагают, что «архитектором победы», «арсеналом демократии» выступили США.

Кроме того, весьма распространена точка зрения. Согласно которой главными  поворотными пунктами  явились сражения в Африке, на тихом океане и во Франции, хотя признается определенное значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени, вынесенного Советским Союзом. 

Какова ваша точка зрения в историческом споре

- Может быть, вообще речь должна идти не об этом?

3.Проблемное задание:

Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, и т. д. Можете ли вы с этим согласиться?

Учитель: Вторая мировая война самая  масштабная, кровопролитная и разрушительная в мировой истории. В ней участвовало 72 государства (80 % населения земного шара). В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50—55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых — граждане СССР.  Большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.

Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Разрушены и уничтожены  десятки тысяч городов и деревень, неисчислимые бедствия  десятков миллионов людей.

Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой 27 млн человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства) ,из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3% . И это лишь части цены, заплаченной народом, от имени которого поэт-фронтовик  Б. Окуджава скажет позднее так: «...нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим».

Свой вклад в победу над врагом внесли и тверичи (калининцы).их именами названы улицы города , в котором мы живём, работаем , трудимся. Это улица Михаила Громова, Лизы Чайкиной , Николая Кирьянова. Хотелось бы остановить ваше внимание на некоторых фамилиях Героев Советского Союза. 

Алексе́й Васи́льевич Алелюхин лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Один из ведущих асов 8-й воздушной армии. Родился в  1920 году в селе Кесова Гора Тверской губернии в семье рабочего .Звания Героя Советского Союза  был удостоен 24 августа 1943 года за 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 6 в группе. Умер в 1990году.

Егоров Иван Егорович - родился в 1907 году в городе Твери (в 1931-90 годах – город Калинин) в семье рабочего. 1 марта 1943 года командир батареи И.Е.Егоров в бою за посёлок Коломак Харьковской области пал смертью храбрых.

Пушка Героя находится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в городе-герое Ленинграде – Санкт-Петербурге. В городе Вышний Волочёк Тверской области имя Героя Советского Союза И.Е. Егорова носит улица

Чайкина Елизавета Ивановна -участница партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (6.3.1942, посмертно). В ноябре 1941 по доносу предателя схвачена фашистами и после жестоких пыток расстреляна. В г.Калинине — Музей им. Л.Чайкиной. В посёлке Пено установлен памятник Чайкиной (1944, скульптор Н. В. Томский).

Смирно́ва Мари́я Васи́льевна (1920 —2002) — Герой Советского Союза .Родилась в деревне Воробьеве ныне Лихославльского района Тверской области в крестьянской семье. К августу 1944 года совершила 805 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Часто ей поручались самые трудные дела. На нее надеялись и знали, что капитан Смирнова не подведет. После войны гвардии майор Смирнова М. В.  - в отставке. Жила в городе Тверь. Умерла 10 июля 2002 года.

Кирьянов Николай Иванович -родился 17 февраля 1921 года в городе Тверь в семье рабочего. Ранен в боях под Минском и  в боях на Дону. Особо отличился в боях за освобождение левобережной Украины. В марте1943 года гвардии сержант Кирьянов участвовал в отражении атак танков, бронемашин и пехоты противника у села Тарановка Харьковской области. За мужество и героизм посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Героя названа улица в Твери, на здании городской школы                 N 25 установлена мемориальная доска.

Феоктистов Алексей Петрович -родился  в 1923 года в деревне Щербово Торжокского района Тверской области. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года ,совершил 137 боевых вылетов. Отличился и в заключительных боях за освобождение от фашизма Чехословакии. За мужество и героизм лейтенанту Алексею Петровичу Феоктистову в 1946году присвоено звание Героя Советского Союза

28.11.2011г. на Комсомольской площади г. Твери установлен памятник легендарному танковому экипажу Степана Горобца, который защищал г.Калинин и погиб подо Ржевом в 1942 г. .Ему было 29 лет. Его именем названа улица в г.Твери.

Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. Материал по этому вопросу в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу картографов(2-й группы суворовцев взвода) с картой атласа(стр.106-107) по следующим вопросам:

      1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945—1946 гг. окончательными? 2. Какие территории вошли в состав СССР? 3. Какие территории вошли в состав Польши? 4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?

Война  привела к большим территориальным изменениям на мировой карте. В основе территориальных изменений после Вмв лежали принципы, изложенные в  «Атлантической хартии» и Декларации 26 государств.  Эти принципы предполагали, что целью войны является не новый передел колоний и сфер влияния, а освобождение народов от фашизма. 

Страны фашистского блока были вынуждены расстаться с завоёванными странами, ранее захваченные территории были присоединены к соответствующим государствам. 

Страна

Территориальные решения

Германия

Лишилась всех территорий, захваченных в 1930-1940-е гг., территорий на  Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР) 

Франция получила от Германии Эльзас и Лотарингию. Чехословакии возвращена Судетская область ,южные районы Словакии

Согласно решениям Потсдамской конференции Германия разделена на зоны оккупации. управление осуществлял Контрольный Совет союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск. Берлин выделялся в особую территорию, которая также должна была быть оккупирована войсками трех союзных держав.

Япония

Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (заняты СССР)

Италия

Лишилась всех колоний (Ливии,ю-в часть Сомали…), сделаны территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции. Югославии, согласно Пражскому договору от 10.02.1947 г. отошёл п-ов Истрия; территория Триест была объявлена свободной, а в 1954 г. сев. часть вместе с городом Триест отошла к Италии, а юж. К Югославии.

Греции отошли о-ва Додеканес .

СССР

В Европе:

1)по решению Потсдамской конференции к СССР отошёл Кенигсберг и прилегающий  к нему район.

2) По мирному договору с Финляндией от 10.02.1947г. Финляндия возвращала СССР Печенгу (Петсамо) 

 СССР отказывался от аренды о.Ханко, но арендовал на 50 лет территорию СССР отказывался от аренды о.Ханко, но арендовал на 50 лет территорию Порккало -Удд. В 1956г. СССР отказался от аренды и этого п-ва.

3)По договору с Чехословакией от 29.06.1945г. к СССР отошли Закарпатье  вместе с г.Ужгород.

В Азии: Советский Союз получил южную часть Сахалина, Курильские острова, право аренды на Порт-Артур и право на совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии, то есть вернул те позиции, которые царская Россия утратила после русско-японской войны 1904—1905 гг.

Вторая Мировая война стала причиной так и не разрешенного территориального спора между Россией и Японией о принадлежности южной части Курильских островов - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.  До сих пор вопрос Курил остается болезненной проблемой в российско-японских отношениях.

Потсдамская конференция определила польско –германскую границу. К Польше отошли земли к востоку от Одера и Нейсе. Восточная граница Польши была определена договорами между Польшей и СССР от 16 августа 1945г. Советско-польская граница была отодвинута на восток на 5-8 км, города  Белосток , Перемышль, часть Беловежской пущи отошли к Польше

(Территория  Польши  расширилась за счет германских земель, а восточная граница Польши должна соответствовать  этнической. Это подразумевало, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР.)

Согласно решениям Потсдамской конференции Австрия разделена на зоны оккупации. Независимость Австрии была восстановлена в 1955г..

1-ый Дальневосточный фронт участвовал в освобождении северной Кореи, американцы – южной.38 параллель разграничила американские и советские войска. После  Вмв Корея становится независимым государством. На её территория в 1948г.возникло 2 государства социалистическая КНДР и капиталистическая Южная Корея.граница между двумя государствами шла по 38 параллели.

Политические изменения  после войны

Работа группы экспертов(второй группы)  на основе исторического текста выделяют главное и заполняют таблицу

Международный престиж СССР качественно возрос благодаря его блистательным военным победам и неоспоримой военно-политической силе .За его спиной стояли: невиданно сплочённый в истории народ, неограниченные природные ресурсы, развитая производственная база и мощный военно-промышленный комплекс. Однако, в ходе войны СССР понес самые большие людские потери, а население нуждалось в повышении благосостояния.

В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.      

В соответствии с решениями Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций между империалистическими странами и СССР, от Балтийского до Средиземного морей на территории Европы создалась зона дружественных СССР стран, называемых в дальнейшем “Странами народной демократии”. 

Международный престиж США тоже качественно возрос, однако, не за счёт блистательных военных побед, а за счёт продажи оружия и демонстрации в последние дни войны эффекта нового варварского оружия (две бомбы – и нет двух городов вместе с населением 0,5 млн. человек), военной необходимости применения которого уже не было. США понесли относительно небольшие людские потери, а материальные их потери включали только боевую технику. США были единственной воюющей страной, нажившейся на войне: годовой доход их увеличился по сравнению с довоенным уровнем (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза. За войну они расширили производственную базу, создали мощный военно-промышленный комплекс и не стесненную в средствах разветвлённую военную разведку (ЦРУ).

Международный престиж Англии и Франции существенно снизился. Они лишились своих колониальных владений, попали в долговую кабалу к США, причём Англия понесла ощутимый урон от немецких бомбёжек и ракетных обстрелов, а Франция была разорена немецкой оккупацией. По существу, они потеряли статус великих держав.

Фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение. 

Германия была разделена на зоны оккупации. Проводилась денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация. Наказание военных преступников. В счет репараций изымается промышленное оборудование, суда. Япония была оккупирована войсками США. Проводилась демократизация, аграрная реформа, ликвидировались военные концерны (дзайбацу). Наказаны военные преступники. 

В Италии вооруженные силы сохранялись в пределах, необходимых для оборон, обозначены ограничения в области военно-морских и военно-воздушных сил и в производстве современного вооружения.   

Все бывшие союзники Германии( Италия, Румыния, Венгрия, Болгария и др.)  в конечном итоге объявили войну Германии. Руководство этих стран, кроме финского, было уничтожено либо своим народом, либо германским командованием за намерение измены.

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
    
Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический.

Запись в тетрадь

Страна

Главные задачи во внешней политике

Политические итоги войны

СССР

Превращение в сверхдержаву

Рост международного авторитета СССР. Рост советского влияния  в государствах Ц.и В. Европы,

США

Достижение мирового первенства

Превращение США в сверхдержаву Развитие военно-технической мысли Появление ядерного оружия

Великобритания

Попытка сохранить свой статус

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Франция

Сохранение колоний, достижение первенства в соперничества с Великобританией

Экономические проблемы ( разорена немецкой оккупацией), национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Германия

Достижение мирового первенства

потерпела военно-политическое поражение

Италия

Достижение мирового первенства

потерпела военно-политическое поражение

Япония

достижение первенства            в Ю-В Азии

потерпела военно-политическое поражение, лишалась своих колоний.

Одним из главных итогов Второй мировой стало создание ООН  на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем. Устав ООН, содержал основные принципы международных отношений, по которым  “агрессия является тягчайшим преступлением перед человечеством”. Учредительное собрание по созданию Организации Объединенных Наций проходило                  в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г. 

Учредители ООН учли  уроки деятельности Лиги Наций, которой не удалось предотвратить Вмв. В отличие от Лиги Наций, учредители ООН провозгласили принципы ее Устава универсальными, то есть обязательными для всех государств, в том числе и не являющихся членами ООН. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включивший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации — США, СССР, Китай, Великобританию, Францию. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности, наделенный правом принятия мер, вплоть до военных, для пресечения агрессии.
Принцип личной ответственности лидеров за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности установили Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Международный трибунал над фашистскими лидерами проходил в любимом городе Гитлера – Нюрнберге, где в свое время проходили съезды нацистской партии, он длился почти год – с ноября 1945 по октябрь 1946 г..403 открытых судебных заседания,116 свидетелей 4 тыс документальных доказательств. Фашистская  и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. По завершению Нюренбергского процесса 20.11.45г. – 01.11.46г. двенадцать человек было приговорено к смертной казни через повешивание, а семь – к пожизненному заключению или длительным срокам, приговором токийского процесса (03.05.46 – 12.11.48) – семь человек к смертной казни и шестнадцать – к пожизненному заключению

 Международный трибунал над японскими военными преступниками проходил в городе Токио в мае-1946 – ноябре 1948 гг..

В Италии народ ещё до окончания войны свергнул фашистский режим и сам расправился с его руководством: в частности, Муссолини был повешен партизанами вниз головой. Кроме главных военных преступников к ответственности были привлечены сотни их подручных, осуждённых трибуналом на разные сроки заключения. Однако, не все военные преступники понесли заслуженную кару. Часть их благодаря стараниям определенных кругов англо-американской стороны и Ватикана скрылась и благополучно дожила до глубокой старости.

Уроки войны

Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории.

Давайте посмотрим видеоролик и определим на мой взгляд самые основные уроки войны.

Обсуждение  видеоматериала.

Как вы думаете что ещё относится к урокам войны?

Примерные варианты ответов:

1) Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему.

2)Урок войны  и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

 В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас! Ярким примером тому могут служить события, произошедшие в январе 2007 года в Эстонии. Где на государственном уровне решался вопрос о сносе всех памятников Советской эпохи, символизирующих тоталитаризм. К числу оных был отнесён памятник Солдату-освободителю!

 Информация для размышления 

Каждый год 20 апреля последователи Гитлера отмечают этот день новыми преступлениями. Знают ли они об Освенциме и о миллионах  погибших  по его вине во всём мире? 

Попытка возрождения фашизма – неофашизм может стать угрозой новой мировой войны?

Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Многое зависит от нас, от нашего умения договориться жить по правилам, относиться друг к другу гуманно.

Учитель (обобщение сказанного):

Фашизм никогда не мог победить, потому что это зло. Несомненно, Победа – это результат, достигнутый всем мировым сообществом: это и действия союзников на различных фронтах войны, это движение Сопротивления на оккупированных территориях. Но самое главное – это победа солдата, воина, труженика тыла, многонационального народа. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, деятелей культуры и Церкви.

Учитель: Благодарю всех вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Писатель В. Астафьев писал:«… Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю.

На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили».

Давайте будем помнить  и гордиться славою предков и чтить наших ветеранов. Честную память они заслужили.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Итоги Второй Мировой Войны"

Информация актуальная для учителей старших классов!...

конспект урока по теме: "итоги первой мировой войны"

Тема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой  войны»....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"...

Урок по теме "Итоги и уроки Второй мировой войны"

Методическая разработка урока  содержит план урока, рабочий лист для учащихся, кейсы для групповой работы...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....