Высшая ценность РФ
методическая разработка по истории (9 класс)
Методическая разрабока внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции РФ. В разработке использован видеофрагмент "Права и свободы человека. Конституция РФ"и презентация "Высшаяценность РФ". Использован музыкальный материал Государственный Гимн РФ и "Широка страна моя родная"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_konstitutsii.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия,8-9 класс
«Высшая ценность Российской Федерации»
(посвящено празднованию 20-летия Конституции РФ)
Цель: воспитание гражданской идентичности личности, освоение социальных норм, создание позитивной учебной мотивации.
Задачи:
- установление групповых норм и формирование доверительной атмосферы в классе;
- формирование образа социально-политического устройства России;
- знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- развитие правосознания;
- формирование навыков рефлексии.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- видеофрагмент «Права и свободы человека.
Конституция РФ»
- маркеры, фломастеры, цветные карандаши;
- набор картинок из газет, журналов;
- бумага формата А-4, А-3;
- 2 картонные коробки;
- Конституция РФ
- презентация «Высшая ценность Российской Федерации»
Ход мероприятия
“Чтобы страна могла жить,
нужно чтобы жили права” (А.Мицкевич)
Учитель: Здравствуйте ребята! (слайд 1)
Мы начинаем наше мероприятие (слайд 2, звучит гимн, все встают). Прошу всех сесть.
- Скажите, какая музыка сейчас прозвучала? (Это гимн нашей страны)
Не случайно мы начинаем именно с государственного гимна РФ. Чтобы понять, о чем пойдет сегодня речь, я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент и определить тему нашей встречи самостоятельно.
(видеофрагмент-продолжительность 10 минут, слайд 3)
Учитель: Итак, о чем пойдет сегодня речь? (ответы ребят). Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Конституции.
12 декабря 2013года Конституции РФ исполняется 20 лет(слайд 4)
Ученик: (слайд 5)
Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
Учитель: Ребята, а что такое Конституция?
Ученики: ответы ребят - несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление, основной закон.
Учитель:
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.
Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. (слайд 6-7)
Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Упражнение «Ассоциации» (приложение 1)
Учитель: А какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?
Класс делится на 2 группы. Каждая группа пишет слово «Конституция», и на каждую букву — свои ассоциации с данным понятием. Это могут быть существительные и другие части речи. На какую-то букву может не быть ассоциаций, а на другую — может быть две или три. Участники групп обсуждают ассоциации, возникшие у других членов групп, и причины их появления. На основе предложенных вариантов составляется общий вариант.
Ученики:
К - кодекс, конвенция;
О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория;
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр, ЦИК;
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин..
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы(слайд 8)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Упражнение «Символы побед»
Государственный флаг
Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги( по 2 синих, 2 белых, 1 желтая, 1 красная) Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Бурятии
Историческая справка. Флаг РФ (слайд 9)
Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.
Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
Государственный гимн. (Приложение )
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке из государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Историческая справка. Гимн РФ (слайд10)
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».
Государственный герб ( Приложение 3)
Команды получают изображения государственных гербов РФ
1)Необходимо раскрасить герб по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.
2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах). Команда получает дополнительные баллы.
Историческая справка. Герб РФ (слайд 11)
Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Упражнение «Капсула времени»
Для этого потребуются картонные коробки или иные емкости. Участники получают задание в группах наполнить капсулы времени содержимым, которое расскажет своим предкам о российском государстве, в котором живут сегодняшние участники. Обучающимся следует конкретно определить исторический период, год, в который должны жить предполагаемые предки: для восьмиклассников - XVIII век, для 9 класса — XIX век. Важно, чтобы у предков сложилось целостное представление о нашем государстве, каким оно является в наше время. Что будет помещено в капсулу — неважно. Участники ограничены лишь размером коробки и временем, данным на выполнение задания (5-7 минут).
Далее группы обмениваются капсулами времени. Следующее задание заключается в том, что каждая группа представляет себя предками, живущими в определенном ранее году. У них есть время (5-7 мин), чтобы изучить капсулу времени, пришедшую из будущего. После этого они должны будут рассказать о государстве, в котором живут их «потомки». Далее следуют презентации капсул. После каждой презентации хозяева капсулы рассказывают, что они в действительности хотели показать.
Учитель: «Трудно ли было наполнить капсулу?», «Стали ли вы воспринимать свое государство иначе?».
Рефлексия (Приложение 4)
Учитель: Ребята, а кто такой гражданин? (Слайд12-13)
Перед вами анкета Гражданина. Отметьте подходящие для вас высказывания:
Ты – житель России | |
Любишь свою семью | |
Никогда не обидишь слабого | |
Стараешься лучше учиться | |
На тебя можно положиться | |
Ты способен признавать и исправлять свои недостатки | |
Знаешь, что такое хорошо и что такое плохо и поступаешь в соответствии с этим | |
Умеешь отвечать за свои поступки | |
Стараешься приносить пользу окружающим тебя людям | |
У тебя много друзей | |
Уступаешь место в транспорте | |
Читаешь газеты и смотришь программу «Новости» | |
Ты способен сочувствовать и сопереживать | |
Бережно относишься к окружающей нас природе | |
Интересуешься историей | |
Знаешь свои права и обязанности | |
Помогаешь по дому родителям |
Учитель: Если ты отметил для себя больше половины высказываний, то ты растёшь настоящим Гражданином своей страны.
Ученик: (слайд 14)
Ты Защитница и Заступница,
Берегиня гражданских прав,
Россиянина вечная спутница.
Чем живешь ты, Законом став?
Многодетная, многонародная,
Не сбиваешься ты с пути.
Конституция людям угодная,
Жизнь с тобою легко пройти.
Много лет мы с тобою мерили,
Покоряли пороги рек,
И права мы тебе доверили,
Ты по жизни - наш Оберег.
Оберегом стань человечества,
Будь написана лишь пером,
И законом единым Отечества,
Что не вырубишь топором.
Ученик:
В день Конституции Российской Федерации
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг России объединил!
Учитель: Сердечно поздравляем всех россиян с Днем Конституции Российской Федерации! (слайд15)
Пусть этот праздник всегда придает силы и уверенность в достижении поставленных целей по укреплению государственности России.
До свидания. Спасибо за работу.
Звучит песня «Широка страна моя родная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Жизнь - высшая ценность"
Классный час посвящен профилактике суицидальных наклонностей в подростковом возрасте...
Мир - высшая ценность
Классный час "Мир - высшая ценность"...
Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?
В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....
Классный час "Мир - высшая ценность"
Цель урока: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у школьников через обращение к событиям и фактам, связанным с необходимостью защиты, сохранения и укреп...
урок мира «Мир высшая ценность»
сценарий классного часа...
Конспект классного часа : «Мир - высшая ценность»
Классный час в 5 классе УРОК: «Мир - высшая ценность» ...
классный час "Жизнь-высшая ценность"
Классный час формирует умение найти выход из трудной ситуации,позитивные взгляды на жизнь, предупреждает суицидальное поведение несовершеннолетних....