конспект урока по ФГОС "Завоевание Александра Македонского"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
конспект урока по ФГОС «Завоевания Александра Македонского.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ УРОКА "Завоевание Александра Македонского" | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Е.М.
МБОУ «Егоркинская СОШ»
Учитель истории
5 класс
История Древнего мира
Тема урока «Завоевания Александра Македонского.»
Цель урока: Охарактеризовать причины, ход и итоги завоевания Александра Македонского.
Методические и дидактические пособие используемые при подготовке к уроку, на уроке :
Учебник: Всеобщая история. Древний мир. Данилов Д.Д. и др.,М.: Баллас, 2008
История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Электронное учебное пособие по Истории Древнего мира.
Современные методы преподавания: продуктивное дифференцированное обучение, компентентностный подход, развивающее обучение.
Тема. Завоевания Александра Македонского.
Цель : Охарактеризовать причины, ход и итоги завоевания Александра Македонского.
Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Формируемые УУД на уроке:
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения
План урока:
I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?
II. Поиск решения проблемы:
Причины побед Александра Македонского:
– Много лишних людей в Греции – поиск новых земель.
– Слабость Персидской державы.
– Стремление Александра Македонского к славе.
– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Действия учителя
– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту, с. 191(учебник) учитель показывает на слайде№2.
– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?
– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?
Действия учеников
Маленькая.
– Малочисленную
1-й факт:
Армия македонцев малочисленная.
Учитель:
– Что на карте обозначено красными стрелками?
– Что можете сказать о результатах этих походов?
Ученики:
– Завоевательные походы Александра Македонского.
– Завоевано полмира.
Учитель: слайд№2:
2-й факт:
Александр Македонский завоевал полмира!
Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.
– В чём противоречие?
– Какой возникает вопрос?
Ученики:
Армия малочисленная, а завоёвано полмира.
– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?
– Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?
Учитель: Фиксирует главный вопрос урока на слайде№:
Почему Александр Македонский завоевал полмира?
– Есть у вас версии, предположения?
Ученики:
Предлагают различные версии.
III. Актуализация знаний.
Учитель:
Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?
Объясните значения слов: фаланга, царь
– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков.
Ученики выполняют задания на слайде №4-5
– Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.
IV. Планирование деятельности.
Учитель:
– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам
надо сделать?
Ученики: § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Учитель:
1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.
– Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191),
– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?
Ученики:
Индивидуально, самостоятельно выполняют задание.
– Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.
Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян.
2. Причины побед Александра Македонского.
– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.
Используя пункт 2, с. 191–195, выполните задание: «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».
По итогам выполнения задания применяем фронтальный диалог на понимание прочитанного.
– Почему греческие безземельные ополченцы будут поддерживать
Александра Македонского?
Ученики: В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание. Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.
– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения.
Учитель:
– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?
– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?
– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?
– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?
– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы?
Ученики:
– Смелость и решительность. Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.
– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту.
– Стремился к славе и мировому господству.
VI. Выражение решения проблемы.
Учитель:
– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?
Ученики:
Примерный вывод по проблеме:
– Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.
VII. Применение нового знания.
Учитель:
Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните.
Выполните задание по карточкам и затем проверьте друг друга. (ответы на слайде) . Критерии оценки: 5 правильных ответов – отметка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных – «3», 2 правильных – «2»
Ученики:
Выполняют задание и осуществляют самопроверку
Аргументированно высказывают оценочное мнение
Учитель:
Теперь дети давайте посмотрим итог нашего урока (слайд№14) и напишем на отдельных листочках в течении 2-3 минут.
Рефлексия.
Что я знал об Александре?
Что узнал?
Что осталось непонятным?
VIII. Домашнее задание.
Учитель:
– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, попытайтесь выполнить проект с использованием информационных технологий: сделать анимированную карту «Завоевания Александра Македонского» (по желанию).
Прочитайте название следующего параграфа. – Как вы думаете, что оно обозначает?
Ученики:
«Эллинистическая цивилизация».
– Наверное, здесь имеется в виду цивилизация эллинов, то есть греков.
Учитель:
Прочитайте дома § 32 и проверьте, в каком значении используется это название в тексте.
– Чтобы лучше понять этот параграф, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 196.
Схема ответа по истории войны
Из 1. Причина и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил;
- планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.учить § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого
Тест.
1 вариант.
- В каком году произошла битва на реке Граник
А. 333 г. До н.э.
Б. 332 г. До н.э.
В. 334 г. до н.э.
2. После какой битвы военные силы Дария III были полностью сломлены:
А. битва при Иссе
Б. битва при Гавгамеллах
В. Взятие Тира
3. Укажите дату начала похода Александра Македонского на Восток:
А.334 г.
Б. 333 г.
В. 334 г. До н.э.
4. Какой город был провозглашен столицей нового государства:
А. Египет
Б. Вавилон
В. Тир
5. Какой ученый был учителем Александра Македонского
2 вариант.
1.В каком году произошла битва при Иссе
А. 333 г. До н.э.
Б. 332 г. До н.э.
В. 334 г. до н.э.
2. После какой битвы македонцам был открыт путь в Малую Азию:
А. битва на р. Граник
Б. битва при Гавгамелах
В. Взятие Тира
3. Укажите дату начала похода Александра Македонского в Среднюю Азию, Индию:
А.334 г.до н.э.
Б. 333 г.до н.э.
В. 330 г. Дон.э.
4. Укажите основной итог битвы при Гавгамелах:
А. покорение Египта
Б. силы Дария III были полностью сломлены
В. смерть Александра Македонского
5. как звали любимого коня Александра Македонского
Ответы:
1вариант: 1.в, 2. Б, 3.в, 4. Б, 5 – Аристотель
2 вариант: 1.а, 2.а, 3.в, 4.б. 5 – Буцефал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»
Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...
конспект урока "Внутренняя политика Александра I"
Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется личностно-ориентированная технология....
Конспект урока по теме "Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста"
ЦЕЛЬ: - поэтика стихотворения;- смысл главного образа и идея текста;- воспитание чувства патриотизма...
конспект урока Внешняя политика Александра II
Урок может использоваться в 9 классе с презентацией или самостоятельно...
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
Технологическая карта к уроку истории "Походы Александра Македонского" 5 класс ФГОС
Изучение нового материала «Поход Александра Македонского на Восток» Познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных ...