Социальные группы древнего Египта
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Ощепкова Елена Николаевна

Материал урока расскрывает вопрос об основных классах древнего Египта. На уроке применяется групповая работа, диалоговое обучение. Работа с интерактивной доской и  тестовая работа на ноутбуках ( урок в интерактивном кабинете).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_grppy_drevnego_egipta.rar1.37 МБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Социальные группы древнего Египта.

Цели урока:        Создать общие представления об основных социальных слоях египетского населения, их занятиях и образе жизни; познакомить учащихся с бытом, образом жизни представителей знати Древнего Египта, показать трудности жизни простого народа.

Задачи:

1.продолжить  работу по формированию умений учащихся: выделять главное, обобщать изученный материал; умение работать с историческими понятиями, терминами.

2.Обеспечить приобретение опыта парной (групповой) работы с различными историческими источниками по заданной теме;

3.Создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к созидательному труду жителей Египта, для становления толерантного отношения к разным слоям населения.

                                                            Ход урока.

1.Орг. Момент.

Учитель: «Ребята,  вы верите в чудеса? Говорят, что в Древнем Египте существовало необыкновенное  животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем».

2.Повторение.

1. На экран проецируется текст, необходимо  «Исправить ошибки».

Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.

Нил впадает в Красное море.

 Каждый год в мае Нил разливается, а в сентябре возвращается в свои берега.

Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет.

Всесильным владыкой Египта был король. 

Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу.

Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил 4000 лет назад.

3.Изучение нового материала.

А) Стадия вызова.

-Сегодня урок я начну с отрывка из стихотворения Галины Андреевой «О Египет!».

(2 слайд) Прослушайте его, ответьте, как вы понимаете слово «пирамида»

« О Египет! Слезы души

В выжженной, желтой пустыне

Позабыт твой тайный язык        

 Твои знанья хранят пирамиды»

    (Ученики высказывают свои мнения о значении слова пирамида)

    Учитель:

-Слово пирамида имеет несколько значений:

1) в математике - это геометрическая фигура, состоящая из треугольников, основание- прямоугольник (демонстрация геометрической  пирамиды)

Б) (3 слайд)  в Египте были и есть пирамиды, которые использовались богатыми, знатными людьми, правителями для хранения гробниц. Эти пирамиды строили вначале из писка, глины и ила, позднее из огромных каменных глыб. Пирамиды были ступенчатые и пирамидальной формы. О пирамидах и их строителях мы будем говорить на последующих уроках истории;

3) есть еще общественные пирамиды, состоящие из слоев населения, проживающего в том или ином государстве. 

Объявление темы урока (4 слайд) 

На слайде изображены два человека один бедный другой богатый.

- кто изображен?

-как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?  

(Самостоятельное определение темы урока и целеполагание).

-Тема сегодняшнего урока : «Социальные группы древнего Египта».

4. Постановка задачи.

- Сегодня наша задача с помощью дидактического материала,

 который находится у вас на партах, построить общественную

 пирамиду Древнего Египта. Понять, какой слой находился в основании пирамиды, и какой на ее верхушке и почему тот или иной слой занимал именно это положение.

5. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя:

- Для того чтобы помочь Вам справиться с заданием, первую ступень общественной пирамиды построю я.

- Как Вы знаете, что государство Древний Египет возникло не сразу. Примерно, около

3 000 года до нашей эры, царь Верхнего Египта Мина покорил Нижний Египет и стал «Властелином обеих земель», по египетски  это «пер-о» или фараон. 

- На  верхушке общественной пирамиды стоял именно он. (7 слайд)

Учитель на доске открывает верхнюю часть пирамиды со словом «фараон»

- Фараон обладал безграничной властью, ему подчинялись все жители государства от богатых до бедных. Он был Верховным главнокомандующим армией и служителем всех богов. Только он и Верховные жрецы могли войти в храм со статуями богов и совершить обряд. Именно он первым бросал в Нил папирус с приказом начать разлив, проводил борозду плугом, чтобы земля проснулась, обходил городские стены, совершая обряд защиты города от врагов. Только он в государстве носил самую длинную накладную бороду, которая символизировала бессмертие (на слайде 7 учитель указывает на бороду фараона). Никто в государстве не мог носить бороду длиннее, чём у фараона.

 Он жил в замке, в центре города Египта. Стены дворца были обнесены каменной стеной, похожей на крепость. Дворец был с колоннами, украшенными рисунками.

 От всех жителей Египта фараон отличался одеждой.(8 слайд) 

- Мы определили, что на верхушке общественной пирамиды находился фараон- правитель Египта. Сейчас нам нужно узнать, кто стоял на самой нижней ступени этой пирамиды.

Б)Задание.

-  Возьмите с парты  карточку  с заданием № 1, положите ее  перед собой.  

Прочтите текст, определите, о ком идет речь.

Карточка с заданием № 1

«Этих людей из завоеванных стран в Египет гнали как скот воины фараона. Победитель имел право убить их, заклеймить как скот, продать или пощадить. Являясь собственностью господина, эти люди должны были служить ему до смерти. Они выполняли самую грязную работу: строили дворцы, храмы, пирамиды, рыли иремонтировали каналы».

- На нижней ступени общественной пирамиды находились рабы.

Положите дидактический материал с этим словом на нижнюю ступень вашей пирамиды.

Откроем эту же ступень на доске.  ( учителем или учеником открывается нижняя ступень пирамиды).

В) Объединение  в группы.

-Ребята,  вы получили части цветных  полосок, вам необходимо собрать из имеющихся частей прямоугольник и прочитать слово. (каждое слово дополнительно записано на А-4 крепится к доске.) 

-Какие еще  группы населения существовали в  Древнем  Египте? (вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы, воины.)

Г) Практическая работа.

С помощью текстов источников, текстов исторической литературы, а также фотографий и рисунков нам необходимо ДОБЫТЬ информацию о жизни древних египтян.

 Работа с историческими источниками и презентациями.

1-ая группа.  Вельможи.

(документ,  основные вопросы, на которые нужно обратить внимание)

2 группа. Ремесленники и крестьяне.

3 группа. Вельможи.

4 группа. Писцы.

5 группа. Жрецы.

Итак, представьте, что вы – ученые-исследователи, у которых в руках древнеегипетский папирус. Каждая группа работает с данными отрывками документа.  И представит работу на флипчарте.

Физкультминутка.

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.        

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Д) После презентации работ задается вопрос:

Чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников?

Ожидаемый ответ: жизнь крестьян и ремесленников сложно назвать легкой. Им приходилось много трудиться, чтобы заработать себе на жизнь.

 Учитель: В Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников. – отбирать часть созданных ими продуктов труда.

6. Закрепление.

А) эксплуататоры и эксплуатируемые. Определить к какой группе относиться каждая социальная группа. (слайд   )

Б). Тесты на ноутбуках

 

7. Раскрытие интриги.

конверт со «счастьем», вскрывается и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.

8. Домашнее задание.

§ 5

Задание. У вас на столах лежат карточки  с заданием. Ваша задача представить, что вы член какой-то социальной группы: либо вы фараон, либо  вы военачальник, либо вы крестьянин, либо  раб. И написать в тетради, опираясь на  данные в задании слова,  о своей жизни.

 1. Составить рассказ от имени фараона, опираясь на следующие слова:

жезл, плеть, правитель, слуга.

 2. Составить рассказ от имени  военачальника, опираясь на слова:

лук, копье, колесница, пехота.

 3.Составить рассказ от имени крестьянина, опираясь на слова:

налог, канал, дамба, серп, плуг.

 4.  Составить рассказ от имени раба, опираясь на слова:

труд, бесправие, день и ночь, свобода.

9.Раздаточный материал «Рефлексия»  

(используя смайлики, определить свое отношение к уроку. Смайлики вешают на пирамиду).

3 балла – я всё очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла – мне всё понятно, но материал был не всегда интересен.

1 балл – я не всё понял, но мне было интересно.

0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исправь ошибки» Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. Нил впадает в Красное море. Каждый год в мае Нил разливается, а в сентябре возвращается в свои берега. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. Всесильным владыкой Египта был король. Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил 4000 лет назад.

Слайд 2

Социальные группы древнего Египта

Слайд 3

Социальная группа – объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак , основанный на их участии в некоторой деятельности , связанной системой отношений .

Слайд 5

Социальная пирамида.

Слайд 7

Фараон- правитель Египта

Слайд 8

вельможи

Слайд 9

Рабы в Египте

Слайд 10

вельможи

Слайд 11

Вельможи

Слайд 12

вельможи

Слайд 13

Жрецы

Слайд 14

вельможи

Слайд 15

Писцы

Слайд 16

вельможи

Слайд 17

Воины

Слайд 18

вельможи

Слайд 19

Крестьяне и ремесленники

Слайд 20

вельможи

Слайд 21

Ч ем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников?

Слайд 22

Эксплуататоры Эксплуатируемые

Слайд 23

С карабей почитался, как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца

Слайд 24

Рефлексия 3 балла – я всё очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла – мне всё понятно, но материал был не всегда интересен. 1 балл – я не всё понял, но мне было интересно. 0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции».

Материал для уроко изобразительного искусства в 5 классе....

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Социальная структура Древнего Египта

Социальная структура Древнего Египта...