Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории.
учебно-методический материал (история) по теме

Шарманкина Надежда Васильевна

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.

Учитель истории: Шарманкина Н. В.

Как сказал античный философ: «Не для школы мы учимся, а для жизни мы учимся». Предлагаю вашему вниманию свою систему работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

     Изменившееся качество жизни требует от ученика не  столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно. Перед учителем стоит важная сложная задача – готовить на уроке субъекта , творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Во всех нормативных актах законодательно определено, что ученик –это не только субъект образовательной , но и социальной и собственной жизни , ее самоорганизации и самореализации.

     Современными целями образования являются:

 - помочь учащимся познавать окружающий мир

 - помочь учащимся научится работать, учить их использовать знания на практике

 - помочь учащимся научится жить вместе, воспитывая в себе принятие  и понимание другого человека.

  -помочь учащимся научится жить, обеспечивая расцвет собственной личности.

Считаю тему своего доклада актуальной, т.к. она направлена на реализацию общих целей образования и вытекающих из них конкретных приоритетных задач:

-включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности;

-осуществлять переход от простых задач  к более сложным;

-постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

-включать в сферу самостоятельной деятельности все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

       Выясним, что такое самостоятельная работа. Выготский  и его последователи считают что зона актуального развития выражается в тех действиях, которые ребенок выполняет самостоятельно. Бражник Ю. В. дает  

Следующее определение: самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Слагаемые самостоятельности являются:

- общеучебные умения

-общелогические

- предметные

- коммуникативные

Руководство самостоятельной работой учащихся осуществляется по следующим этапам:

- подготовка учащихся,

- четкие указания об объеме и содержании самостоятельной работы, целях,

этапах выполнения,

- выполнение самостоятельной работы,

- подведение итогов.

    В одной из книг Анатолия Гина, я обнаружила такое понятие как «конструктор урока». Чтобы облегчить свою учительскую жизнь был создан конструктор для « сборки урока», где записаны основные разделы:

- начало урока

- объяснение нового материала

- закрепление

- домашнее задание

          Безусловно, я не претендую на новизну всех изложенных приемов. Цель включить эти приемы во взаимоусиливающую систему для самостоятельной деятельности учащихся. При подборе этих приемов необходимо учитывать современные формы организации обучения, средства, методы обучения, направленные на реализацию целей образования. Рассмотрим один из приемов «Доклад». Подготовка к докладу позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно-полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовку учеников к чтению докладов можно  провести в несколько этапов .

На первом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениям.

Цель-научить составлять сообщение, включая в себя первую и последнюю фразу плюс план остального текста.

Второй этап отличается от предыдущего  тем, что учитель предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Цель этапа научить детей «чувствовать время». Для этого удобно использовать таймер или песочные часы.

Третий этап- сам доклад. Доклад отличается от сообщения большим объемом.

Четвертый этап-доклад с затруднением. Этот этап не является обязательным. Ребята сталкиваются с трудностями, готовятся к использованию импровизации, что всегда отличает сильных лекторов.

       Использую также следующие способы обучения самостоятельной деятельности. Учащимся заранее сообщаются правила, характеризующие отношения между фактами, а они сами делают выводы. Этот способ наиболее эффективен для усвоения  и понимания понятий.

Например, предлагается список понятий и дается задание найти главный ряд,  определить «выпадающее понятие». Также учащиеся сами обнаруживают отношения между явлениями, путем многообразной работы с ними. Например, работа со статистическими данными. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие ресурсы, особенности развития государств.

Так же ведется обучение способом обработки материала, что эффективно развивает мышление учащихся. С этой целью созданы специальные памятки:

-Как характеризовать военные события, внешнюю политику, архитектурный памятник, государственного деятеля и т.д.

Разработаны рекомендации:

-Как подготовить реферат, написать эссе, исследовательскую работу.

-Как оформить ссылки и список литературы. (Смотри Приложение)

      Процесс самостоятельной деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей , выявляет их индивидуальные склонности и способности. Завожу на классы специальные дневники, в которых отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ.

Критерии:

- Объем обработанного материала

- Логичность в изложении

- Оформление

- Умение защитить работу

По преобладанию цвета хорошо видно наличие тех или иных умений, и над какими умениями предстоит работать. С этими данными могут познакомиться учащиеся, учителя-предметники, родители.

Работая над темой, я пришла к выводам, то самостоятельная работа – это такое средство обучение, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задачи.

- формирует у учащихся определенный объем  ЗУН для решения познавательных задач.

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний.

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.

 Что подтверждает слова « Не для школы, а для жизни мы учимся»

Приложение.

Учимся доказывать

1.  Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.

2.  Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

3.  Определите вывод, который будете доказывать.

4.  Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.

5.   Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.

6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их выводом.

      7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Алгоритм доказательства

1. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

2. «Проговорите» вслух ту мысль, которую требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод).

3. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

4. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу (сказуемого вывода):

— факты, подтверждающие мысль (достоверные);

— свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

5. Рассуждайте, связывая свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

6. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их выводом.

7. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

Как делать вывод

Вывод – главная мысль, в которой подводится итог описания, объяснения, сравнения, наблюдения или опыта.

Обобщающий вывод

1. Вспомните наиболее существенное из изученного материала:

— основные факты;

— причинно-следственные и другие связи между ними;

— оценку значения этих фактов, их роли в общественном развитии.

2. Установите:

— что объединяет эти события, факты: причины их возникновения; последствия; что в них общего;

— что в каждой группе фактов особенного, специфического.

3. Четко сформулируйте выводы. Не оставляйте какую-то часть фактов без внимания.

Оценочный вывод

1. Проанализируйте событие (по алгоритму).

2. Установите его:

— причины, характер, основные этапы;

— противоречия;

— связь и преемственность с другими событиями того же порядка;

— значение, последствия для его участников, для последующего хода исторического развития.

3. Четко сформулируйте оценочные выводы.

Помни!

1. Вывод должен:

— относиться к существу изложенного материала;

— вытекать только из рассмотренных фактов, связей;

— не быть слишком широким (но и слишком узким!).

2. При рассмотрении большого числа фактов сначала сделайте частные выводы и только потом — общий вывод.

3. Четко сформулируйте вывод и только после этого соотнесите его с новыми фактами.

Как работать с источниками

Прежде чем приступить к работе с документами,  необходимо помнить ряд правил, которые позволят вам добиться успеха. Для этого вам необходимо проанализировать и ответить на вопросы:

1. о происхождении источника:

Кто автор источника? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям?

К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)? Когда он был написан?

Что представляет собой текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент, то на каком основании был выбран именно он?

Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

2. о содержании источника:

Каково содержание текста?

Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике?

Какой информации вам не хватает для понимания источника: неизвестные слова, персоналии и т.д.? Узнайте о них.

3. о достоверности информации, содержащейся в источнике:

Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)

Первичным или вторичным является источник? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события)

4. о предвзятости автора источника (все источники в определенной мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо не осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий):

Были ли у автора специальные намерения? Если да, то какие?

Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он, что видит?

Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

Каким языком пишет автор?

Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает оригинальный взгляд на события?

В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Какой из этих источников более достоверен? Почему?

5. о вашем отношении к источнику:

Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Как источник помог вам узнать больше об историческом событии, особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится?

Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными, посвященными этим же событиям, проблемам?

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

  1. орические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2.  Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
  3.  Интересы какой группы населения выражает исторический деятель?
  4.  Значение его личных качеств.
  5.  Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка для анализа деятельности исторических личностей

  1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
    историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
  2. Направленность деятельности на определенные социальные группы\политические или другие организации, сферы экономики.
  3.  Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
  4.  Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
  5.  Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
  6.  Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
  7.  Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

Памятка для характеристики исторического деятеля

1.Имя  исторического деятеля.  В  какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа,  живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

  1. Участники войны/сражения/конфликта.
    2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
    3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
    4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
    5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
    6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
    7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
    8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
    9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте
    .

Памятка для анализа общественных движений

 (политических, социальных, национальных)

1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Доклад "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории"

В данном докладе рассматривается самостоятельная работа на уроках истории как эффективный способ организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности учащихся....

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

Методическая разработка "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ"

СНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ...