Семья
методическая разработка по истории по теме

Ревуцкая Светлана Павловна

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
  • способствовать сплочению семей учеников;
  • развивать устную речь учащихся, способность анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_ose_revutskaya_s.p.docx64.32 КБ

Предварительный просмотр:

Курс "Основы  светской этики"

Учитель МБОУ «СОШ №12» г. Усть–Илимска Иркутской области-Ревуцкая Светлана Павловна

Тема: Семья. (4-й класс)

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
  • способствовать сплочению семей учеников;
  • развивать устную речь учащихся, способность анализировать.

Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы;
  • мультимедийный проектор, доска, компьютер;
  • презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;
  • вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты

К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».

Ход урока

1. Определение темы урока

В начале урока учащаяся класса исполняет на музыкальном инструменте (скрипка) лирическое произведение.

- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

-Что является опорой в жизни каждого человека?

Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).

Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

2. Понятие слова «семья»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Схема на доске

Ученики находят определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова. Делают вывод.

Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

Рассказ - притча учителя «Как появилась дружная семья»

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Помощь. Дружба.

- А мы с вами дружная семья? У вас на столах лежат ленточки с именами, ваша задача быстро выйти и связать свою ленточку с другой.

- Получилось? Замечательно! Есть такая традиция на Руси: «Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь»

Учитель вносит каравай «Дружная семейка» и предлагает каждому учащемуся отломить кусочек от каравая.

3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

- Почему же возникла необходимость жить семьёй?

Дети предлагают варианты ответов.

Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

4. Работа с учебником стр 38

Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.

5. Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.

6. Работа с пословицами (См. приложение 1)

- О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Объясните смысл данных пословиц:

- Не нужен клад, когда в семье лад.

- В семье и каша гуще.

- Дерево держится корнями, а человек семьёй.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

7. Рассказ о своей семье

- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?

Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

- А какие традиции есть в ваших семьях?

8. Игровое Задание «Строительство дома»

Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Ученики собирают дом из заранее приготовленных заготовок, разложенных по конвертам. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко. 

- Дом построен. А что самое главное в доме? Детям предлагается наполнить дом тремя главными качествами из множества предложенных слов. («КРАСОТА», «ВОСХИЩЕНИЕ», «ТВОРЧЕСТВО», «ПРИЗНАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ»)

9. Синквейн «Семья»

- два прилагательных

- два глагола

- предложение из четырех слов

- существительное-синоним

Учитель выслушивает мнения учащихся

Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:

- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

- Уважай старость.

- Дари радость членам своей семьи.

10. Рефлексия

Учитель предлагает взять учащимся листочки и написать на них свои впечатления, полученные от урока.

- Прикрепите их к дереву (заранее приготовленному на доске).

11. Домашнее задание (слайд 9)

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

- составь генеалогическое древо своей семьи,

- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

Используемые пособия и материалы сайтов при разработке урока:

  1. - Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011
  2. - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999
  3. - www.uchmet.ru
  4. - http://teacher-almaty.clan.su
  5. http://nachschool.ucoz.ru

Приложение 1

Пословицы о семье

  1. Баба-бабушка, золотая сударушка!
  2. Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
  3. Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.
  4. Брат брата не выдаст.
  5. Брат с братом на медведя ходят. 
  6. Братская любовь крепче каменной стены.
  7. Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка — щиток, кулак — молоток.
  8. В гостях хорошо, а дома лучше.
  9. В дружной семье и в холод тепло.
  10. В недружной семье добра не бывает.
  11. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. 
  12. В своей семье всяк сам большой.
  13. В своей семье какой расчет? 
  14. В своем доме и стены помогают.
  15. В семье и каша гуще.
  16. В семье разлад, так и дому не рад.
  17. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  18. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  19. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  20. В хорошей семье хорошие дети растут.
  21. Везде хорошо, но дома лучше.
  22. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  23. Где мир да лад, там и Божья благодать.
  24. Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  25. Густая каша семьи не разгонит.
  26. Двойня — и счастья вдвое.
  27. Девичье смиренье дороже ожерелья. 
  28. Дерево держится корнями, а человек семьей.
  29. Дети родителям не судьи.
  30. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. 
  31. Доброе братство лучше богатства. 
  32. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  33. Дома все споро, а вчуже житье хуже.
  34. Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут. 
  35. Дружная семья не знает печали.
  36. Жизнь родителей в детях. 
  37. За общим столом еда вкуснее.
  38. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
  39. И ворона воронят хвалит. Каков брат, такова и сестра.
  40. Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.
  41. Когда нет семьи, так и дома нет.
  42. Коли внучек маю, так и сказки знаю. 
  43. Куда мать, туда и дитя. 
  44. Лучших братьев и сестер не бывает.
  45. Люблю своих детей, но внуки милей.
  46. Любовь братская крепче каменных стен. 
  47. Любовь да совет — там горя нет.
  48. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
  49. Материнская молитва со дна моря достает. 
  50. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  51. Мать всякому делу голова.
  52. Мать кормит детей, как земля людей.
  53. Мать приветная — ограда каменная.
  54. Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.
  55. На что и клад, когда в семье лад.
  56. Намеки да попреки — семейные пороки.
  57. Не будет добра, коли в семье вражда.
  58. Не прячь свои неудачи от родителей. 
  59. Нет добра, коли меж своими вражда.
  60. Нет друга супротив родного брата.
  61. Отец наказывает, отец и хвалит. 
  62. Отца с матерью почитать — горя не знать. 
  63. При солнышке тепло, при матери добро.
  64. Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
  65. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  66. Родительское слово мимо не молвится. 
  67. Свои люди — сочтемся.
  68. Свой дом — не чужой: из него не уйдешь. 
  69. Свой своему не враг.
  70. Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.
  71. Семейное согласие всего дороже.
  72. Семейный горшок всегда кипит.
  73. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
  74. Семьей дорожить — счастливым быть. 
  75. Семьей и горох молотят.
  76. Семья без детей, что цветок без запаха.
  77. Семья — опора счастья.
  78. Семья в куче, не страшна и туча.
  79. Семья дает человеку путевку в жизнь.
  80. Семья крепка ладом.
  81. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  82. Сердце матери греет лучше солнца.
  83. Сердце матери отходчиво.
  84. Сестра с сестрою, как река с водою.
  85. Согласие да лад — в семье клад.
  86. Согласную семью и горе не берет.
  87. Согласье в семье — богатство. 
  88. Ссора в своей семье — до первого взгляда. 
  89. Старший брат как второй отец. 
  90. Счастье родителей — честность и трудолюбие детей. 
  91. Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
  92. Терпенью матери нет предела.
  93. Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить. 
  94. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  95. У милого дитяти много имен.
  96. Хоть тесно, да лучше вместе.
  97. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
  98. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево. 
  99. Человек без семьи, что дерево без плодов.
  100. Что есть — вместе, чего нет — пополам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....