Тематическое планирование по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века (2 часа в неделю) |
|
|
|
|
|
|
№ урока
| Тема | Дата проведения | Кол-во час. | Содержание | Понятия | Требования к подготовке учащихся |
История средних веков |
|
|
|
|
|
|
1 | Введение. Живое средневековье |
| 1 | Понятие «средние века»; Место ИСВ в ист. Челов-ва; Хрон. Рамки средневековья; Исторические источники. | Архив Хроники | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; Называют хронолигические рамки средневековья; Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья |
Становление средневековой Европы (VI–XI века) |
|
|
|
|
|
|
2 | Древние германцы и Римская империя |
| 1 | Велик. Пересел. Народов; Герман. Племена; Падение Западной Римской империи; Гунны. | Знать Герцог Народ. Ополчен. Дружина Гунны | Работают с контурной картой; Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. |
| 1 | Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во; Появление гос-ва; Король Хлодвиг; Христ. Церковь; Монастыри | Король Граф Папа Феодал Миряне Монастырь | Выявляют отличия власти короля от власти вождя; Работают с контурной картой; Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
| 1 | Карл Великий; Франкская имп. И её распад; Междоусоб.войныСеньоры и асс.; Феод. Лестница. | Авары Титул Феод.раздроб. Междоус. Войны Сеньор | Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого); Работают с историческими |
5 | Западная Европа в IX – XI веках. |
| 1 | Слабость королев. Власти во Франц.; Свящ.Рим.имп.; англосаксы и норманн.завоев. | Норманны Викинги Замок | Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли; |
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. |
| 1 | Представления людей о мире; Каролингское Возрождение; Иск-во, лит-ра. | Капелла Пергамен Инициалы Заставки Житие Эпос Жонглер | Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умеют работать с различными источниками дополнительной информации |
Византийская империя и славяне в VI – XI веках |
|
|
|
|
|
|
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
| 1 | Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии; Визант. Имп-ры; Юстиниан и его реформы; Войны Юстин.; Вторж. Слав. И арабов. | Скипетр Право | Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. |
8 | Культура Византии. |
| 1 |
| Алтарь Крестово-купрльный храм Канон Смальта Икона | Составляют описание произведений искусства;
|
Арабы в VI – XI веках. |
|
|
|
|
|
|
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
| 1 | Рассел., занятия араб. Племен; Мухаммед и рождение ислама; Роль ислама в объед. Арабских племен; | Бедуины Аллах Коран Шариат | Работают с контурной картой; Раскрывают систему управления арабами; |
10 | Культура стран халифата. |
| 1 | Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина | Медресе Фарси Альгамбра Мечеть Арабески Минарет | Рассказывают о развитии культуры в странах халифата; Составляют описание произведений искусства; Дают устный отзыв на ответы одноклассников. |
Феодалы и крестьяне |
|
|
|
|
|
|
11 | В рыцарском замке. |
| 1 | Замок феодала; Снаряж. Рыцаря; Развлечения рыцарей; Правила повед. рыцарей; Турниры, гербы | Замок Донжон Рыцарь Кольчуга Турнирь Герольд Герб Девиз | Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря; Умеют раскрывать суть феодальных отношений; Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала |
12 | Средневековая деревня и её обитатели. |
| 1 | Феод. землевл-е; Феодальная знать; Жизнь, быт кр-ян; Крест. хозяйство; Феод. завис-ть и повинности; Крест. община. | Вотчина Барщина Оброк Лично завис. крестьянин | Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян); Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека. |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
|
|
|
|
|
|
13 | Формирование средневековых городов. |
| 1 | Возник. Городов; Города – центры ремесла, торговли, культуры; Цехи и гильдии. | Сырье Коммуны Самоуправление Бургомистр Патриции Устав
| Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов); Описывают облик средневекового города; Раскрывают систему управления средневекового города |
14 | Горожане и их образ жизни. |
| 1 | Город. сословия; Город. упр-ние; Жизнь, быт, занят. горожан; Средневек. гор. – республики. | Собор Ратуша Мастер Ученик Подмастерье Шедевр | Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века |
Католическая церковь в XI – XIII веках |
|
|
|
|
|
|
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
| 1 | Раздел. церквей; Герман. имп-ры и церковь; Ереси и преслед. еретиков. | Католичество Православие Фанатизм Десятина Еретик Индульгенция Сословия | Выявляют различия католической и православной церквей; Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную; |
16 | Крестовые походы. |
| 1 | Крестовые походы и их последствия; Борьба народов Востока против крестоносцев. | Крестоносцы
| Наносят на контурную карту походы крестоносцев; Обозначают государства крестоносцев; Раскрывают причины и последствия крестовых походов. |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) |
|
|
|
|
|
|
17 | Объединение Франции. |
| 1 | Усиление королев. Власти; Сослов-представ. монархия; Генеральные Штаты; Первые успехи объединения. | Денежный оброк
| Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап); |
18 | Что англичане считают началом своих свобод. |
| 1 | Норманн. завоев.; Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны. | Баллада Реформа Шериф Графство Суд присяжных Парламент | Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии; |
19 | Столетняя война. |
| 1 | Причины войны и повод к ней; Итоги и послед. Столетней войны. |
| Наносят на контурную карту ход боевых действий; Излагают причины Столетней войны; |
20 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. |
| 1 | Полож. крестьян во Фр. и Англии; Восстание в Лондоне | Партизанская война Народная освободительная война | Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знают последствия крестьянских выступлений. |
21 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. |
| 1 | Заверш. объедин. Франции; Образование централиз. Гос-ва; Война Алой и Бел. розы в Англ.; Генрих VIII. | Постоянное войско Ежегодный налог
| Дают самостоятельную оценку историческим явлениям; Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции; Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
| 1 | Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. церкви | Реконкиста Кортесы
| Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); |
Германия и Италия в XII – XV веках |
|
|
|
|
|
|
23 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. |
| 1 | Княжества в Германии; Натиск на Восток; Союзы городов; Гор. респ. в Ит.; Гвельфы и гибелл.; Правление Медичи во Флор. | Курфюрст Булла Кантон Гвельфы Гибеллины Чомпи Тирания
| Сравнивают особенности развития Германии и Италии; Дают самостоятельную оценку историческим событиям
|
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках |
|
|
|
|
|
|
24 | Гуситское движение в Чехии. |
| 1 | Чехия в XIV веке; Ян Гус.; Гус. войны, и их значение; Народное войско. | Паны Патриот Церков. собор Табориты Сейм | Работают с картой; Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус); |
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
| 1 | Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя | Турки-османы Янычары Подушный налог
| Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов); Умеют работать с текстом учебника |
Культура Западной Европы в XI – XV веках |
|
|
|
|
|
|
26 | Культура Западной Европы в XI – XV веках |
| 1 | Представл. среднев. чел-ка о мире; Место религии в жизни человека; Наука и образ.; Появл. универ.; Возрожд. антич. Наследия; Нов. уч. о чел-ке; Гуманизм; Иск. раннего Возрождения; Разв. науки и тех; Изобр.книгопеч. | Домна Мушкет Компас Астролябия Каравелла Печат.станок Ректор Факультет Трубадур Ваганты Арка Свод Готич. стиль Химеры Гуманизм | Выявляют новые черты в искусстве; Сравнивают идеи гуманистов; Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умеют работать с различными источниками информации. |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века |
|
|
|
|
|
|
27 | Средневековый Китай |
| 1 | Имп-ор и поддан.; Крест. война; Кит.под вл. монг.; Борьба против завоевателей. Культура Китая. | Шелковый путь Монгол Хан Фарфор Пагода Пейзаж | Составляют описание достижений культуры стран; Объясняют причины колониального вторжения в Китай;. |
28 | Индия: государства и культура. |
| 1 | Индий. княж-ва; Вторж. Мусульм; Делий. Султанат; Культура Индии. | Раджа Брахман Фрески | Сравнивают особенности развития Китая и Индии; |
29 | Государства и народы доколумбовой Америки |
| 1 | Народы Америки. Государства. Культура. | Майя Ацтеки Инки | Составляют развернутый план параграфа; Выявляют особенности развития народов; |
30 | ПОУ к курсу «История средних веков» |
| 1 |
|
| Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду; Умеют работать с тестовыми заданиями; |
История России |
|
|
|
|
|
|
1 | Введение |
| 1 | Что изучает история Отечества; История России – часть всемирной истории; Исторические источники. Структура учебника. Приемы учебной деятельности. | История; Летопись; Археология; Лингвистика; Фольклористика Этнография | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. |
Русь Девняя |
|
|
|
|
|
|
2 | Расселение восточных славян и их занятия |
| 1 | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Племя, индоевропейцы, подсеч.-огневая и переложная системы земледелия; вервь; | Знают о происхождении славян и путях их расселения; характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;
|
3 | Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями |
| 1 | Жители лесной полосы Вост. Евр. Греческие полисы и Скиф. Гос-во. Тюрк. и Авар. каг. Хазар. каганат. Волж. Булг. и Виз. | колонизация, полис архонт плуг хакан (каган), дань. | Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами; Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен; |
4 | Формирование Древнерусского государства |
| 1 | Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические. Варяги в Вост. Ев. Образ-ие гос-ых центров. Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва. | государство, предпосылки создания государства, конунг, князь | Выявляют предпосылки складывания государства у славян; Характеризуют степень участия варягов в создании государства; |
5 | Первые киевские князья |
| 1 | Хаар-ер древнер. державы. Князь и дружина. Полюдье. Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства. Пох. Святослава. | государство, полюдье, урок, погост | Анализируют процесс становления Древнерусского государства; |
6 | Владимир Святославович |
| 1 | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. | Государство | Анализируют время правления князя Владимира; |
7 | Крещение Руси |
| 1 | Прич. принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства. | пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церков. устав, митрополит | Определяют причины и значение принятия христианства; Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников; |
8 | Ярослав Мудрый |
| 1 | Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством. | династич. брак, | Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); |
9 | Политический строй и экономические отношения Древней Руси |
| 1 | Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси. | холоп, рядович, смерд, закуп, усобица, политика, наместник. | Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого; Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей
|
10 | Культура Древней Руси |
| 1 | Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло. | патриотизм, миниатюра, фреска,икона,скань, | Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.; |
11 | Быт и нравы Древней Руси |
| 1 | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | общество, епископ, «лихой человек» | Характеризуют слои древнерусского населения;Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником. |
12 | ПОУ по теме «Русь Древняя» |
| 1 | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. |
| Умеют сравнивать исторические явления; Умеют работать с исторической картой; Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой. |
Политическая раздробленность на Руси |
|
|
|
|
|
|
13 | От княжеских усобиц к политической раздробленности |
| 1 | Прич. раздр. Руси; Образ. самостоят. княж. и земель; Хаар-ер полит. власти в период раздробленности; Владим.Мономах. | Усобица; Ростовщик; Рать; Уделы; Экономика; Эксплуатация | Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха); Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.; Выявляют причины и последствия государственной раздробленности |
14 | Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество |
| 1 | Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.; Юр. Долгорукий; Борьба за Киев; Возвыш. В.-С княжества. | Государство; Усобица | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития; Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, |
15 | Главные политические центры Руси. Новгородская земля |
| 1 | Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства. | Республика; Мятеж | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. |
16 | Нашествие с Востока |
| 1 | Созд. державы Чингисхана; Сраж. на Калке; Вторж. в Ряз.зем.; Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор; Нашествие на Ю-З Русь и Центр. Европу. | Курултай; Фураж; Нойон | Наносят на контурную карту направления походов Батыя; Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов; |
17 | Нашествие с Запада |
| 1 | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц. | Дружина; Ополчение; Боевой порядок «свинья» | Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах; Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский); |
18 | Русь и Золотая Орда |
| 1 | Образование З. О.; Ордын. владыч.; Повинности русс. населения; Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества. | Ярлык; Баскак; Агрессия; Улус; Владычество; | Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды; Определяют ее последствия на развитие Руси. |
19 | Русь и Литва |
| 1 | Формирование Лит-Русс.гос-ва; Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве. | Диалект; Уния; Государство | Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства); |
20 | Культура русских земель в XII-XIII вв. |
| 1 | Общерусское культ. единство; Накапливание научных знаний; Литература; Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры; Зодчество; Живопись. | Архитектурный ансамбль; Аскетизм; Канон | Выделяют особенности развития культуры; Составляют описание достижений культуры; Характеризуют главную идею литературного творчества; Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.; Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру |
21 | ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси» |
| 1 | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. |
| Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв. |
Русь Московская |
|
|
|
|
|
|
22 | Предпосылки объединения русских земель |
| 1 | Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель. | политическая система, вотчина | Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества |
23 | Причины возвышения Москвы |
| 1 | Борьба Моск.вы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. |
| Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты; Определяют причины и предпосылки создания единого государства |
24 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством |
| 1 | Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой. | темник, хан, князь, | Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель |
25 | Куликовская битва |
| 1 | Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | рать | Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы; Используют схему при рассказе о битве; Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). |
26 | Московское княжество и его соседи |
| 1 | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва. Образование русс., украин. и белорус. народностей. | централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния | Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой); |
27 | Создание единого русского государства |
| 1 | Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III. Заверш. объед. русских земель. | скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская Дума, централизованное государство, общество | Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. |
28 | Свержение ордынского ига на Руси |
| 1 | Конец ордынского ига. |
| Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); Делают выводы. |
29 | Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в. |
| 1 | Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. системы. | самодержец, поместье, вотчина, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, Боярская дума, | Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период; Анализируют Судебник 1497 г.; Определяют причины и последствия формирования крепостного права.. |
30 | Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в |
| 1 | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | централизованное государство, Земский собор, стрелец, дворянин, Избранная рада, приказ, губа, копейка, Монетный двор | характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти; Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); Анализируют исторические документы. |
31 | Завоевание Поволжья и Западной Сибири |
| 1 | Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. | засечная черта, острог, ясак | ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.; Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). |
32 | Ливонская война |
| 1 | Ливонская война. |
| Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны. Работают с исторической картой (показывают ход войны). |
33 | Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина |
| 1 | Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Избранная рада, террор, самодержавие, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло | Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады; Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти; Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги; Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный); |
34 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. |
| 1 | Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров. Уст. нар. творчество. Литература | уставное письмо, эпос, энциклопедии, летопись, регалии, публицистика, четьи минеи | Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.; Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории. |
35 | Архитектура и живопись в XIV-XVI вв. |
| 1 | Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | зодчество, шатровый стиль, юродивый, икона, иконостас | Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи; |
36 | Быт XV-XVI вв. |
| 1 | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп | Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий; Используют иллюстрации при рассказе о жизни |
37 | ПОУ по теме «Русь Московская |
| 1 | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. |
| Обобщ. знания по истории ХVI в. определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV; Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры. |
38 | Итоговое обобщение и повторение |
| 1 | Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. |
| Обобщили и систематизировали изученный материал. |