задачи по истории
методическая разработка по истории по теме
Предварительный просмотр:
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.
1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
2. Петр I.
3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Изучая внешнюю политику времен Петра I можно использовать задачу следующего типа.
Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
(X + 12 000) + X = 72 000
2X = 72 000 — 12 000
2X = 60 000
X = 60 000: 2
X = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 — численность русской армии до сражения
30 000 — численность шведской армии до сражения
42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения
30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения
Решив задачу, Полтавская битва врежется в память не просто, как одно из сражений Северной войны, а, вычислив соотношение обоих армий и потери, ребята запомнят, что после Полтавской битвы произошел перелом в ходе Северной войны.
Для запоминания исторических личностей учащиеся решают такие задачи.
И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. Будучи, в каком возрасте они ушли из жизни? Чем они занимались?
1721 — провозглашение Российской империи
1721 + 7 = 1728г. — родился И. И. Ползунов
1728 — 17 = 1711 г. — родился М. В. Ломоносов
1728 + 7 = 1735 г. — родился И. П. Кулибин
1755 — открытие Московского университета
1755 + 10 = 1765г. — умер М. В. Ломоносов
1765 — 1711 = 54 — года прожил М. В. Ломоносов
54 — 16 = 38 — лет прожил И. И. Ползунов
54 + 29 = 83 — года прожил И. П. Кулибин
М. В. Ломоносов — ученый, поэт и историк
И. И. Ползунов — изобретатель
И. П. Кулибин — изобретатель
М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды?
1 алтын = 3 копейки
1 денежка = полкопейки
1/2 + 1/2 = 1 копейка
3 — 1 = 2 копейки
Данные задачи не только позволяют запомнить годы жизни исторических личностей, но и род их деятельности. В процессе этого идет подготовка к ЕГЭ в заданиях, которых встречаются вопросы, связанные с соответствием и родом деятельности персоналий.
При изучении внешней политики времен Екатерины II уместно предложить следующую задачу.
Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой?
1700 — 1721 — Северная война длилась 21 год.
1772 + 21 = 1793, где 1772 — первый раздел Речи Посполитой; 1793 — второй раздел Речи Посполитой. В разделе Речи Посполитой наряду с Россией участвовали Австрия и Пруссия. Речь Посполита перестала существовать.
Выполнив задания, обучающиеся вспомнят еще раз войну со Швецией за выход России к Балтийскому морю и лучше запомнят даты разделов Речи Посполитой.
Задачи такого типа способствуют изучению учебного материала, его систематизации, обобщению и анализу. И это даст больше эффекта, нежели простое заучивание дат. Далее хочу привести разработанные мною задачи.
Задача № 1
К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.
Задача № 2
Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделить на три. К частному прибавить дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 3
При этом князе Русь приняла христианство. Сумма цифр числа (даты) последнего года его правления сложить с суммой цифр числа (даты) последнего года правления князя Игоря будет равна 25. Какое событие дает сумму чисел числа (даты) равную 25?
Задача № 4
От даты принятия первого судебника вычесть продолжительность правления Ярослава Мудрого. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 5
Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?
Задача № 6
Выведите среднее арифметическое двух событий: образование Москвы и антиордынское восстание в Твери. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 7
Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?
Задача № 8
Спустя год после принятия Русью христианства в Киеве заложили так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. Когда она была заложена, в правлении, какого князя? Откуда пошло название Десятинная церковь?
Задача № 9
С каким событием связана эта дата, если к дате начала правления князя Ивана Калиты прибавить разность битв на Чудском озере и Невской битвы?
Задача № 10
Храм святой Софии в Новгороде возводился в течение 20 лет. Строительство храма закончилось за 120 лет до начала княжения Андрея Боголюбского. Когда был заложен храм святой Софии?
Задача № 11
От даты завершения объединения Северо-Восточной Руси вычесть продолжительность княжения Ивана Калиты. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 12
Последний правитель единого Древнерусского государства. Киевским князем стал в возрасте 60 лет, в год создания Нестором «Повести временных лет». О каком князе идет речь? Назовите год его рождения.
Задача № 13
Иван III скончался в октябре 1505 года, прожив 66 лет 9 месяцев. С какого года и в каком возрасте начал княжить Иван III, если он правил 43 года 7 месяцев?
Задача № 14
Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны.
Задача № 15
С какими событиями связана эта дата? Если к дате начала Северной войны прибавить продолжительность Ливонской войны.
Задача № 16
Во второй половине XVIII века России пришлось дважды воевать с Турцией. Известно начало первой войны 1768 и конец второй войны 1791 год. Причем продолжительность каждой из этих войн кратна двум, но не больше 10. Первая война длилась дольше второй на 1/2. Определить мирное время между войнами.
Задача № 17
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы.
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Задача № 18
На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 лет моложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурга началось в третий год Северной войны.
Задача № 19
И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. Будучи, в каком возрасте они ушли из жизни? Чем они занимались?
Задача № 20
С каким событием связана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачева и концом крестьянского восстания под предводительством С. Т. Разина прибавить дату взятия Казани Иваном Грозным.
Задача № 21
С каким событием связана следующая дата? Если вывести среднее арифметическое дат начала правления и конца правления Анны Иоановны.
Задача № 22
Эрмитаж был открыт в XVIII веке и принадлежал царской семье. Только через 88 лет двери Эрмитажа были открыты для широкой публики. Открытие Эрмитажа совпало с образованием Института благородных девиц. В каком году Эрмитаж был открыт для всех? В каком городе находиться Эрмитаж?
Задача № 23
Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
Задача № 24
В русско-турецкую войну в битве при Туртукае выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов нанес поражения превосходящим силам противника. Известно, что численность турецкой армии составляла 4 000 человек, а отряд А. В. Суворова составлял 1/8 численности турок. Потери русских составили 200 человек, а турок в 7,5 раза больше. Какова численность отряда А. В. Суворова перед боем? Какие потери понесли турки?
Задача № 25
Товарооборот России в 1726 году составил 6,4 млн. рублей. На долю импорта приходилось 32,8%. Вычислить величину экспорта и импорта в денежном эквиваленте.
Задача № 26
Создание единого русского государства связано с именем Ивана III. Родился Иван III в XV веке и прожил 66 лет, из них 5 лет в XVI веке. Найти годы рождения и смерти Ивана III.
Задача № 27
Дворянин имел 600 десятин земли. И было у него три сына: старшему было 16 лет, среднему 14 лет и младшему — 10 лет. Какая повинность его ожидает согласно «Уложения о службе» 1556 года?
Задача № 28
М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды?
Задача № 29
Крепостная стена Смоленска, возведенная под руководством Федора Коня, по периметру составляла 6,5 километра. На всем ее протяжении равномерно размещалось 38 башен. На каком расстоянии стояли башни?
Задача № 30
Уже в X веке в Новгороде улицы были вымощены деревом. Когда мостовая снашивалась, поверх нее настилалась новая. Археологи установили, что на Холопьей улице в течении X — XV веков каждые двадцать лет мостовая обновлялась. Сколько настилов обнаружили археологи за этот период?
Задача № 31
Какое расстояние проходит конец минутной стрелки Кремлевских курантов за 12 часов, если известно, что диаметр циферблата равен 6,12 метра, а минутная стрелка длиннее циферблата на 22 сантиметра? (Результат округлите до десятых).
Задача № 32
Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович?
Задача № 33
Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?
Задача № 34
Одним из зримых символов Санкт-Петербурга XVIII столетия являлся знаменитый Медный всадник. Этот памятник Петру I создал Этьен Морис Фальконе. Торжественное открытие памятника состоялось за год до присоединения Крыма к России. Когда это произошло? В какую годовщину Санкт-Петербурга?
Задача № 35
В царствование Алексея Михайловича в условиях войны с Речью Посполитой понадобилось много денег. Правительство решило выпустить в обращение медную монету, которая должна была ходить наравне с серебряной. В 1658 году начался выпуск медных денег. На первых порах все шло без осложнений: медные деньги, по словам современника, «возлюбили всем народом». Но не умелый выпуск медной монеты начал приводить к падению их стоимости. Обесценивание новых денег привело к восстанию. 25 июля 1662 года в Москве вспыхнуло восстание, которое вошло в историю под названием «Медного бунта». А в 1663 году вышел царский указ об отмене выпуска медных денег. Насколько обесценились медные деньги по отношению к серебряным, если годовой темп инфляции составил 300%?
Ответы
Задача № 1
(988 + 972): 2 = 980, где 988 — принятия Русью христианства; 972 — гибель князя Святослава; 980 — начало правления князя Владимира.
Задача № 2
(972 — 912): 3 + 862 = 882, где 972 — последний год правления князя Святослава; 912 — последний год правления князя Олега; 862 — начало правление Рюрика; 882 — образование Древнерусского государства.
Задача № 3
(1 + 0 + 1 + 5) + (9 + 4 + 5) = 9 + 8 + 8, где 1015 — последний год правления князя Владимира; 945 — последний год правления князя Игоря; 988 — принятие Русью христианства.
Задача № 4
1497 — (1054 — 1019) = 1462, где 1497 — принятие первого судебника; 1054 — последний год правления князя Ярослава Мудрого; 1019 — первый год правления князя Ярослава Мудрого; 1462 — начало правления Ивана III.
Задача № 5
1480 — (217 + 43) = 1220, где 1480 — освобождение Руси от ордынского владычества; 1220 — родился Александр Невский.
Задача № 6
(1147 + 1327): 2 = 1237, где 1147 — образование Москвы; 1327 — антиордынское восстание в Твери; 1237 — нашествие хана Батыя на Русь.
Задача № 7
1480 — 1380 = 100, где 1480 — «Стояние на реке Угре». Полное освобождение Руси от ордынского владычества; 1380 — Куликовская битва начало освобождения Руси от ордынского владычества.
Задача № 8
988 + 1 = 989, где 988 — принятие Русью христианства; 989 — начало строительства Десятинной церкви. Церковь построена в правлении князя Владимира (980 — 1015). Название пошлоиз-за того, что князь Владимир на строительство храма отдавал десятую часть княжеских доходов.
Задача № 9
1325 + (1242 — 1240) = 1327, где 1325 — начало правления князя Ивана Калиты в Москве; 1242 — поражение рыцарей на Чудском озере; 1240 — разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем; 1327 — антиордынское восстание в Твери.
Задача № 10
1157 — (20 + 120) = 1017, где 1157 — начало княжения Андрея Боголюбского; 1017 — начало строительства храма св. Софии в Новгороде.
Задача № 11
1521 — (1341 — 1325) = 1505, где 1521 — завершение объединения Северо-Восточной Руси; 1325 — 1341 — правления князя Ивана Калиты в Москве; 1505 — начало правления князя Василия III.
Задача № 12
1113 — 60 = 1053, где 1113 — создание Нестором «Повести временных лет»; 1053 — родился Владимир Мономах; (1113 — 1125) — годы правления Владимира Мономаха.
Задача № 13
1505 — 66 = 1439 — год рождения Ивана III;
октябрь —10-й месяц: 10 — 9 = 1 — месяц рождения Ивана III;
66 лет 9 месяцев — 43 года 7 месяцев = 23 года 2 месяца — возраст Ивана III, когда он начал княжить;
1439 + 23 = 1462 — год начала правления Ивана III;
1 + 2 = 3 — месяц начала правления Ивана III.
Задача № 14
1700 — 1721 — Северная война длилась 21 год.
1772 + 21 = 1793, где 1772 — первый раздел Речи Посполитой; 1793 — второй раздел Речи Посполитой.
Задача № 15
1700 + (1583 — 1558) = 1725, где 1700 — начало Северной войны; (1558 — 1583) — Ливонская война; 1725 — образование Академии наук.
Задача № 16
X — продолжительность второй войны
X/2 + X = 3/2X — продолжительность первой войны
X — четное (2; 4; 6; 8)
1 война | 3 | 6 | 9 | 12 |
2 война | 2 | 4 | 6 | 8 |
3 и 9 — нечетные, а 12 > 10, следовательно
X = 4
3/2 • 4 = 6
1768 + 6 = 1774 — конец первой войны
1791 — 4 = 1787 — начало второй войны
1787 — 1774 = 13 лет — мирное время
Задача № 17
5. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
6. Петр I.
7. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
8. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Задача № 18
1. 882 + 265 = 1147, где 882 — образование Древнерусского государства; 1147 — основание Москвы.
2. 1700 + 3 = 1703, где 1700 — начало Северной войны; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
3. 1703 — 1147 = 556, где 1703 — основание Санкт-Петербурга; 1147 — основание Москвы. Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.
Задача № 19
1721 — провозглашение Российской империи
1721 + 7 = 1728г. — родился И. И. Ползунов
1728 — 17 = 1711 г. — родился М. В. Ломоносов
1728 + 7 = 1735 г. — родился И. П. Кулибин
1755 — открытие Московского университета
1755 + 10 = 1765г. — умер М. В. Ломоносов
1765 — 1711 = 54 — года прожил М. В. Ломоносов
54 — 16 = 38 — лет прожил И. И. Ползунов
54 + 29 = 83 — года прожил И. П. Кулибин
Задача № 20
(1773 — 1671) + 1552 = 1654, где 1773 — начало восстания Е. И. Пугачева; 1671 — конец восстания под предводительством С. Т. Разина; 1552 — взятие Казани Иваном Грозным; 1654 — вхождение Украины в состав Российского государства.
Задача № 21
(1730 + 1740): 2 = 1735, где 1730 — начало правления Анны Иоановны; 1740 — конец правления Анны Иоановны; 1735 — начало русско-турецкой войны.
Задача № 22
1764 + 88 = 1852, где 1764 — открытие Института благородных девиц; 1852 — открытие Эрмитажа для широкой публики.
Задача № 23
(X + 12 000) + X = 72 000
2X = 72 000 — 12 000
2X = 60 000
X = 60 000: 2
X = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 — численность русской армии до сражения
30 000 — численность шведской армии до сражения
42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения
30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения
Задача № 24
4 000: 8 = 500 — численность русской армии перед боем
200 • 7,5 = 1500 — потери турецкой армии
Задача № 25
6 400 000 — 100%
X — 32,8%
X = (6 400 000 • 32,8): 100
X = 2 100 000 — доля импорта в рублях
6 400 000 — 2 100 000 = 4 300 000 — доля экспорта в рублях
Задача № 26
66 — 5 = 61
1500 — 61 = 1439 — год рождения Ивана III
1439 + 66 = 1505 — год смерти Ивана III
Задача № 27
С каждых 150 десятин земли он обязан был предоставить в царское войско воина на коне и в полном вооружении. В данном случае 4 воинов 600: 150 = 4. Сам он и старший сын должны вступить в дворянское ополчение, так как для дворян служба согласно «Уложения» начиналась с 15 летнего возврата.
Задача № 28
1 алтын = 3 копейки
1 денежка = полкопейки
1/2 + 1/2 = 1 копейка
3 — 1 = 2 копейки
Задача № 29
6500: 38 = 171 метр
Задача № 30
X — XV вв. = 500 лет
500: 20 = 25
Задача № 31
R = 6,12: 2 = 3,06м
3,06 + 0,22 = 3,28м
2 • 3,14 • 3,28 = 20,6м
Задача № 32
1598 — 862 = 736, где 1598 — смерть Федора Ивановича; 862 — призвание Рюрика в Новгородскую землю.
Задача № 33
5508 + 1700 = 7208 год.
Задача № 34
1783 — 1 = 1782
1782 — 1703 = 79, где 1783 — присоединение Крыма к России; 1782 — открытие памятника Петру I.
Задача № 35
1663 — 1658 = 5, где 1663 — указ царя Алексея Михайловича об отмене медных денег; 1658 — начало выпуска медных денег.
(300 • 5): 100 = 1500: 100 = 15
Познавательные задания на уроках истории.
А. Словесная и образная стилизация исторической информации ("дневники", "письма", "мемуары", "листовки", "газеты", "проспекты" и и.д.)
Учащимся 7 класса было дано задание сочинить "письмо" из английской деревни 16 века. При выполнении задания ребята должны: 1. В содержании своего "письма" отразить особенности социально-экономического развития Англии 16 века в эпоху развития капитализма. 2. Логично включить в текст "письма" предлагающиеся в задании термины: Новый Свет, революция цен, мануфактура, батрак, "новые дворяне", огораживания, - показав понимание их исторического смысла. 3. Использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ 16 века. 4. Выразить отношение к происходящим изменениям в обществе от имени своего героя, адекватно его социальному статусу и материальному положению.
Работа Сазонова Виктора, ученика 7 класса.
Письмо Дика Симпсона другу Джеку Ньюланду в Новый Свет
Дорогой Джек!
Пишу тебе о нашем житье в Англии. Пришли эти гады* и нас, как называется, огородили. Это значит, взяли и вокруг наших владений забор поставили, а нас всех повыгоняли. И я теперь пасу овец, батрачу. Мне деньги платят, чтоб я овец пас. Это такая работа от мануфактуры. Не знаю, есть ли у вас такие? Тут все в разных местах делается, каждый свое дело делает. Я овец пасу, тетя Энн стрижет, кто-то шерсть прядет, а кто-то ткань ткет. Это еще не так плохо, а много кто теперь в разбойниках. Но в основном все на "новых дворян" да на гадов этих работают.
А как у вас в Новом Свете? Будет возможность, пришли мне чего-нибудь одежонку сшить, а то у нас цены непомерные. Говорят, революция цен какая-то! Заранее премного благодарен.
Дик.
_________________________________
*Здесь автор имеет в виду буржуазию.
Анализ данной работы показывает, что ученик не только ярко и эмоционально обрисовал жизнь английской деревни 16 века, но и выполнил все условия задания.
Б. Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.
1. При завершении темы "Жизнь первобытных людей" в 5 классе учащимся было предложено написать рассказ "Один день из жизни первобытного мальчика (девочки)". В своем рассказе ребята должны были правильно отразить образ жизни, занятия, религиозные верования первобытного человека.
Сочинение Нурлыева Рамиля, ученика 5 класса.
День из жизни Яна.
Сегодня утром Ян проснулся с восходом солнца. Как только он открыл глаза, ему сразу же захотелось есть. Он подошел к костру и подложил дров. Потом оторвал кусок мяса от убитого вчера оленя, воткнул в него палку и занес над костром. Долго так сидел Ян, но что же делать, есть то хочется. Вскоре проснулись отец с матерью. Мясо как раз поджарилось, и они все вместе съели его. Потом каждый занялся своими делами. Мать принялась сшивать шкуры, отец принялся изготавливать стрелы, а Ян пошел в лес за хворостом. Погода выдалась жаркой. Ян шел по лесу и собирал сухие палки. И когда он наклонился за очередной палкой, то увидел гриб. Большой белый гриб. Ян сорвал его и оглянулся вокруг. И тогда Ян увидел, что вокруг него этих грибов столько, что не хватит пальцев на его руках! Он принялся собирать их. Вскоре Ян уже не мог унести все эти грибы и, решил вернуться к себе в хижину. Дома он положил грибы и хворост около огня и пошел в поле. Там его папа и мама собирали урожай пшеницы. Ян объяснил, что нашел грибов по три раза столько, сколько пальцев у него на руках. Они все вместе последовали в хижину. Когда отец и мать увидели грибы, они похвалили Яна и дали ему зуб быка на веревочке. Теперь можно было не беспокоиться насчет обеда, ведь тот кусок мяса был последним. После обеда Ян с папой пошли на охоту. Они взяли с собой лук и стрелы, а также копье. Охота прошла успешно. Им попался саблезубый тигр. Папа Яна кинул в него копье и ранил его. Тигр бросился бежать, но не тут-то было. На дереве притаился Ян. Когда тигр пробегал мимо него, он выстрелил из лука и поразил тигра. У тигра подкосились ноги, и он упал замертво. Ян с отцом потащили его в хижину. У входа их ждала мать. Увидев тигра, она подложила дров в костер. Через 30 минут тигр весел над огнем. Вскоре они поужинали и легли спать. Вот так закончился еще один день из жизни Яна.
Анализ данной работы показывает, что ученик хорошо усвоил основной материал изученной темы и умеет правильно применить полученные знания. Но в работе присутствует информация несколько искаженная в восприятии ребенка, поскольку существует огромная разница в условиях жизни древнейшего и современного человека, и ученику бывает трудно объективно воссоздать описываемую ситуацию.
2. Во время изучения в классе темы "Великие географические открытия и их последствия" ученикам 7 класса было предложено творческое задание: написать рассказ от имени участника Великих географических открытий о своем путешествии и впечатлениях о Новом Свете.
Работа Ярцева Василия, ученика 7 класса.
Воспоминания конкистадора.
Мне в жизни повезло.
Спасибо Матери Пречистой,
С Франсиско Писсаро
Свела меня конкиста.*
Мы покорить решили Эльдорадо.**
Вел через Анды наш отряд аделантадо.***
Нас было двести храбрецов.
Несли мы арбалеты,
Две Библии с крестом,
Ножи, мушкеты.
Вот в Каханарке эскадрон остановился.
На утро инки тащат трон - их царь явился.
Великий Инка был довольно глупым малым:
Пришел в наш лагерь добровольно и с товаром.
За пол часа мы тыщи инков разогнали,
Кто не успел - того конями растоптали.
Атауальпу**** заперли на ключ,
Хоть полубог, богат он и могуч.
Потребовал тогда наш Писсаро
За Инка золото и серебро.
И вот теперь я весел и богат.
А мог бы ведь попасть в другой отряд.
Конкиста* (исп.)-завоевание.
Эльдорадо**- мифический край несметных сокровищ.
Аделантадо***- организатор вооруженной экспедиции в Новый Свет.
Атауальпа****.- Великий Инка, император.
При выполнении работы ученик проявил не только отличный уровень знания школьного материала и понимание данного исторического момента, его особенностей причин, заставлявших людей пускаться в далекие и опасные приключения. Но и творчество, и владение источниками дополнительной информации.
3. Очень важно, чтобы в процессе обучения у учеников сложилось представление об истории, как о целостном процессе, который имеет свои закономерности и общие явления, характерные для всех государств, на всех этапах исторического развития. Для понимания учащимися истории как целостного процесса очень полезно использовать задания на знание параллельности событий в истории. Такими заданиями могут быть диалоги.
Работа Селиверстова Артема, ученика 6 класса.
Диалог Иоанна Безземельного и Всеволода Большое Гнездо
" Иоанн: За советом хочу обратиться к Великому князю: нужна ли в государстве власть самодержавная?
Всеволод: Конечно нужна, без нее все расшатается и распадется.
Иоанн: Значит нужно, чтобы князья и бароны подчинялись
беспрекословно?
Всеволод: Нужно.
Иоанн: Так я уж как стараюсь, чтобы меня уважали: и земли их
отбираю, и из страны их изгоняю, а когда совсем с ними сладу нет -
головы отрубаю. А они все не довольны: с Филиппом воевать не хотят, все земли французские из - за них потерял, а внутри страны бунтуют, рыцарей и горожан на меня натравливают.
Всеволод: Так подчинять князей и бояр с умом надо. По каждому
пустяку голову не отрубать, земли за просто так не отбирать, даже если очень хочется. Тогда они сами Вас защищать будут, если Вы их защитите. Я вообще зря кровь проливать на люблю, до последнего пытаюсь миром договориться. Зато уж, если воевать, то так, чтобы побеждать, иначе все земли растеряешь.
Иоанн: А вот еще папа Римский меня совсем не уважает: в моей
стране своего архиепископа Кентерберийского хочет назначить. Прямо издевается надо мной, старых хрыч.
Всеволод: Ну, это Вы зря, Ваше величество. Церковь уважать надо. Они это очень любят, прямо как дети. Я вот два храма построил - так они в двадцати храмах за мое здоровье молятся. А если со всеми отношения испортить, так они у меня во Владимире бы хартию вольностей приняли, не дай бог, конечно. Ну да ладно, заболтался я, а у меня вон сыновей одних восемь, не считая дочек. И жена вторая молодая. Вы своей супруге привет передавайте, да так сильно не нервничайте, а то и до пятидесяти лет не доживете.
Иоанн: Хорошо, надо договориться с германским императором снова на Филиппа напасть."
Анализ данной работы показывает не только хорошее знание истории, но и видение параллельности исторических процессов в разных странах, с различным уровнем развития, в одно и то же время. А именно начало процесса централизации государств в Европе.
В. Хрестоматийно-литературные задачи.
На уроке-викторине "Религиозные верования восточных славян ученикам 6 класса (работа велась в группах) было предложено следующее задание:
"Современный календарь имеет 12 всем хорошо известных месяцев. Но их названия со временем так изменились, что и не узнать. Вашему вниманию предлагаются древнерусские названия, но с некоторыми пояснениями и не в традиционной последовательности. Ваша задача соотнести современное и древнерусское название месяцев года.
1. Просинец (появилась просинь, дни становятся длиннее и светлее) - январь.
2. Сухий (просыхала) - март.
3. Травень (появилась трава) - май.
4. Сечень (время рубки леса для освобождения земли под пашню) - февраль.
5. Ревун (осенины) - сентябрь.
6. Зарев - август.
7. Березень (цветень - начало цветения березы) - апрель.
8. Изок ("кузнечик") - июнь.
9. Листопад ( опадение листьев с деревьев) - октябрь.
10. Грудень (мерзлая груда на дороге, или студень) - ноябрь, декабрь.
11. Червень или серпень (начало жатвы серпами) - июль.
При выполнении данного задания учащиеся используют не только ассоциации, но и знание основных занятий (в первую очередь сельскохозяйственные работы) восточных славян.
Г. Картографические задачи.
Ученикам 6 класса, работающим в парах, предлагается прочитать фрагмент из русской летописи "Повесть временных лет". Цель работы: выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навыков самостоятельной работы с картой.
"...Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима".
Д. Лабораторная работа с документами.
1. На уроках истории преподаватель часто говорит о необходимости критического отношения к источнику. Учебник средней школы - это тоже исторический источник, в котором автор вольно или невольно излагает свое отношение к тем или иным событиям. Поэтому важно научить ребят использовать в учебном процессе исторические документы, к тому же учащиеся положительно относятся к источниковедческим заданиям, с удовольствием ощущая себя исследователями.
Учащимся 9 класса при изучении темы "Февральская революция" предлагается следующее задание:
· прочитать выдержки из Манифестов об отречении Николая 2 и Михаила Александровича;
· ответить, после прочтения и сравнения, на вопросы.
Из манифеста об отречении Николая 2:
"В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие Наше Брату Нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в этом ненарушимую присягу...
Псков. 2 марта 15 ч. 5 мин. 1917 г. Николай".
Манифест об отречении Михаила:
"Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевленный одной со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всеобщим голосованием, через представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божье, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа. Михаил. 3/3. 1917. Петроград".
Вопросы и задания к документам:
1. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая 2? Какой "завет" дает Николай 2 своему брату?
2. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай 2? Когда, по вашему мнению, он потерял реальную возможность изменить ситуацию?
3. Как вы думаете, каковы были мотивы отречения от престола Михаила? Что означают слова Милюкова: "Россия потеряет свою ось"? Согласны ли вы с ним?
В результате, учащиеся подводят один из политических итогов Февраля: отречение царя; ликвидация монархии в России.
2. В некоторых случаях целесообразно посвятить работе с документами урок полностью. Урок в 5 классе по курсу Древнего мира. Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цели урока: рассказать учащимся о возникновении первых письменных законов. Выяснить почему возникают законы и для чего они служат. Продолжить формирование навыков установления причинно-следственных связей. Предоставить учащимся возможность сделать выводы об общественных отношениях в Древнем Двуречье. Продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями.
В самом начале урока, после рассказа о находке столба с первыми
письменными законами, ученикам задается вопрос: что такое закон?
Почему он появляется? И ребята делают попытки самостоятельно
сформулировать понятие закона отвечая, что закон - это
определенные правила поведения. А появляются законы потому, что суд богов, распространенный в древнем мире, не мог быть
объективным и требовались четко оговоренные наказания за те, или
иные преступления.
Далее ученики разделяются на группы и начинается работа с
документами (отрывками из законов Хаммурапи). Ребятам дается
задание: определить наказание за преступления.
Преступления:
1. Если человек выколол глаз сыну человека...
2. Если он переломил кость человеку...
3. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека...
4. Если человек выбил зуб человеку, равному ему...
5. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам...
6. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему...
7. Если раб ударил по щеке сына человека...
Наказания:
1. ...то он должен ему отвесить 1 мину серебра.
2. ...то ему должны отрезать ухо.
3. ...то ему должны выбить зуб.
4. ...то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
5. ...то ему должны переломить кость.
6. ...то он должен отвесить половину его стоимости.
7. ...то должны выколоть ему глаз.
В течении непродолжительного времени ребята обсуждают варианты ответа, а затем каждая группа по очереди комментирует какое из наказаний следует за каждое из перечисленных преступлений. Во время работы ученики выясняют, что наказание за преступление рабу и свободному ("человеку") отличаются. Да и сами рабы приравниваются к домашним животным и вещам (фрагменты документов на стр. 69 -70). После этого ученики дают определение раба - это вещь, частная собственность. А затем мы возвращаемся к определению закона и теперь уже сами ребята дают грамотное и четкое определение, что закон - это правила, которые регулируют отношения между различными группами людей в обществе. Учитель сообщает ученикам, что эти различные группы в обществе называются сословия. И учащимся предлагается дать определение термину сословия. Совместными усилиями учителя и учеников новое понятие получает свое определение и записывается в тетрадь.
Сословия - это большие группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
В результате ученики в течении урока провели самостоятельное исследование и сделали самостоятельно несколько важных и сложных выводов: для чего нужны законы, что такое закон, раб, сословие и какую роль играют законы в обществе ( древнем и современном ).
Познавательные игры на уроках истории.
Игровые формы обучения достаточно широко применяются учителями, особенно преподающими в 5-6 классах. И этот выбор обусловлен многими факторами: игра - один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, особенно в детстве, когда познание мира идет в основном через игру. Любая игра должна работать на решение основной учебной задачи урока (изучение и закрепление нового материала, контроль и проверка знаний и т.д.). Но нельзя переоценивать значение познавательных игр и чересчур увлекаться ими, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний и должны использоваться в сочетании с другими, более традиционными формами обучения. При подготовке игры учитель должен учитывать те требования, которые выдвигает методика:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Помощь учителя следует только в том случае, если сами ученики попросят о ней.
2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Поэтому цель игры должна быть достижимой, о используемое оформление урока - красочным и разнообразным.
3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, это приучает ребят к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную деятельность.
4. Игра должна строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Как правило, в ходе игровой деятельности даже ученики не принимающие, в большинстве случаев, активного участия в ходе урока, желающие получить знание в готовом виде с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов, поскольку каждый желает не только выиграть, но и получить хорошую оценку за работу. Победителем чаще всего бывает не только тот, кто больше знает, а тот, у кого развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, начитан, развит кругозор, быстрее и точнее реагирует на конкретные ситуации. Существуют игры, само содержание которых активизирует деятельность учащихся. К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины.
А. Игра - путешествие.
Путешествие финикийцев.
Учащимся 5 класса, при изучении темы "Финикийские мореплаватели", предлагается задание определить, о каких географических названиях говориться в тексте.
...1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3.. . После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5.., пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ..7.. и затем поплыли оп ..8.. . Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы ,а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ..5.. и прибыли в ..3.. . По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ..1.. солнце оказывалось у них на правой стороне.
Геродот. "История в девяти книгах".
1. Азия.
2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).
3. Египет.
4. Красное море.
5. Ливия (Африка).
6. Нил.
7. Северное море (Средиземное море).
8. Южное море (Индийский океан).
При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий, и соотносят их с современными. Таким образом получая информацию об открытиях, сделанных финикийцами.
Б. Ролевая игра.
Ролевая игра - одно из важных средств первичной социализации ребенка, позволяющие не только овладеть определенным этикетом и навыками поведения, но и через процесс воспроизведения тех или иных исторических событий помочь учащимся сделать определенные выводы и создать образное представление о истории.
1. На уроке "Возникновение средневековых городов" в 6 классе для введения новой темы учащимся предлагается рассказ от первого лица:
Рассказ мальчика.
Меня зовут Жак, я - столяр. Я давно задумал покинуть родную деревню, в которой жили мои дед и отец своим наделом земли я не дорожу, так как знаю, что меня может прокормить ремесло. Ранним утром, сложив в короб несложные инструменты, я покинул свой дом. Все лето я бродил от замка к замку, изготовляя мебель по заказу владельцев. Но все время странствовать было нельзя. И тогда я вспомнил о монастыре, к стенам которого и раньше не раз хаживал за покупками каких-либо материалов. Монастырь был расположен на берегу судоходной реки, на перекрестке оживленных сухопутных дорог. Издавна там собирался торг, хорошо известный в округе.
Когда я пришел к монастырю, то не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей монастыря. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для проезжего люда. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились хижины ремесленников. Я нашел среди них товарищей по ремеслу, и они помогли мне соорудить хижину. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у приезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков.
Наш поселок рос быстро, прибывали все новые и новые беглецы из поместий. Но мирная жизнь была прервана. В глухую осеннюю ночь на наш поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не могли унести с собой, стало добычей разбойников. Вернувшись к своим разоренным хижинам, мы собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Мы окопали его рвом, насыпали земляной вал и воздвигли на нем деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение - наш город.
Далее учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что привело к возникновению средневековых городов?
2. Где, чаще всего, возникали города?
3. Кто селился в городах?
4. Какие опасности подстерегали горожан?
В качестве одного из домашних заданий учащихся желательно попросить подготовить небольшие сообщения о средневековых городах Европы.
2. Из личного опыта мне известно, что ролевые игры хорошо помогают не столько изучить новый материал, сколько закрепить уже изученный. В этом случае учащиеся уже знают о каком либо факте, событии или явлении в истории, а элементы ролевой игры помогают им разобраться в причинах, ходе, итогах того или иного события. Так например, при прохождении темы "Английская буржуазная революция" используя элементы ролевой игры можно провести суд над английским королем Карлом 1. Получив опережающее домашнее задание (соответствующий параграф в учебнике), учащиеся уже знают, что 30 декабря 1649 года Карл 1 был казнен. Игра проводится в течении первых 15 минут, в качестве закрепления и контроля полученных знаний. Цель ролевой игры: ознакомиться с обвинением против короля; выяснить, в чем был обвинен король; инсценировать происходящие события.
Обвинение против короля (извлечения).
"Названный Карл Стюарт, сделавшись королем Англии, взял на себя, таким образом, ответственную обязанность управлять страной с ограниченной властью в согласии с ее законами, а не каким-либо иным путем, и в силу этого ответственного долга, присяги и занимаемого им положения был обязан применять власть, врученную ему, для блага и пользы своего народа и для охраны его прав и вольностей. Однако вследствие преступных намерений установить и держать в своих руках неограниченную тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожить права и вольности народа... названный Карл Стюарт объявил преступную и изменническую войну против настоящего парламента и народа, в нем представленного... Названный Карл Стюарт был вдохновителем и причиной того, что были убиты тысячи свободных людей народа нашего во многих местах нашей страны...
Все указанные преступные планы и действия названного Карла Стюарта велись и ведутся для осуществления его личных интересов: произвола, власти.. на которые он претендует для себя и своей семьи; и все это направленно против общего интереса, прав, свободы и мира нашей страны...
Из всего сказанного следует, что названный Карл Стюарт был и является вдохновителем, автором и продолжателем указанных противоестественных, жестоких и кровавых войн; потому он является виновным во всех изменах, убийствах, грабежах, пожарах, убытках и бедствиях нашего народа, которые были произведены и совершены во время названных войн и были вызваны ими."
Для проведения работы класс делится на 4 группы: обвинители, защитники, король, судебные заседатели. После ознакомления с обвинением группы вырабатывают стратегию своих выступлений и им предоставляется слово. Завершает работу краткое подведение итогов учителем.
3. Можно целый урок провести в виде ролевой игры, но для этого необходимо проведение огромной предварительной работы со стороны учителя и самих учеников. На мой взгляд особенно эффективен такой вид работы в качестве итоговых уроков: например урок в 7 классе "Петр 1: человек, правитель, реформатор. Цена и итоги преобразований." Цель урока: Совместно с учащимися выяснить как повлияли реформы Петра 1 на жизнь различных социальных групп в России. Предоставить учащимся возможность сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.
Для проведения урока класс делится на 6 групп: дворянство и бояре, крестьяне, купцы, женщины, историки, судебные заседатели. Первым четырем группам дается опережающее задание: подготовить рассказ по материалам учебника о том, как изменилась их жизнь в результате реформ, проведенных Петром1. Задача "историков" познакомить класс с мнениями русских ученых о Петре 1, для этого проводится совместная с учителем работа с источниками. Результаты этой работы следующие:
Задача "судей" состоит в том, чтобы вести урок (при помощи учителя, если это необходимо) и подвести итоги заседания. Для создания атмосферы погружения в эпоху используются костюмы и соответствующее оформление кабинета.
В. Урок - турнир: Россия при Иване Грозном.
1. В качестве заключительного урока по теме "Россия при Иване Грозном" учащимся предлагается разделиться на 2 группы для участия в викторине. Цель работы: проверить, насколько учащиеся усвоили главные термины, факты, события и исторические личности изученного периода; формирование навыков анализа, устной речи, умения работать в группе.
1. каждой группе учащихся предлагается набор карточек с буквами, из которых необходимо составить и объяснить термины "Стрелец" и "Опричник".
2. команды составляют и задают друг другу по 3 вопроса о периоде правления Ивана 4.
3. на этом этапе викторины команды должны передать жестами, а другая команда должна угадать и объяснить передаваемые термины: опричнина, местничество, кормление, местничество, царь, стрелец, казак.
4. команды должны назвать сказки, в которых действовали герои по имени Иван.
5. каждой команде дается по две поговорки, которые они должны объяснить: "Кричать на всю Ивановскую"; "Волга-русская река"; "Конь любит овес, земля навоз, а воевода-принос; "Жалует царь, да не жалует псарь".
6. составить каждой команде письма: а. Ивану Грозному от Ермака; б. Ивану Грозному от протопопа Сильвестра. В письмах должны быть отражены реальные события эпохи и учтены взаимоотношения между адресатами.
7. каждая команда должна, по очереди, назвать современников Ивана Грозного (в России или за рубежом) и рассказать, чем знамениты эти люди.
Каждый этап викторины оценивается в баллах от 5 до 10. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»
Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...
Урок решения задач "Страницы истории. Бородино"
Данный урок посвящен одному из самых памятных страниц жизни нашего народа200-летию Бородинского сражения. На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерт...
Решение исторических задач по истории древнего мира .
Для решения исторических задач требуются различные навыки: чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычесления. Можно пользоваться линией времени. Данные задачи можн...
10 класс. Задачи по истории Киевской Руси
Познавательно-развивающие задачи по ранней истории Киевской Руси....
"Задачи по истории"
Содержанием для задач послужил краеведческий материал. В честь 400-летия нижегородского ополчения городскими властями был проведен ряд мероприятий: построена скульптура из песка по сюжету картин...
Задачи по истории XIX века
Итоговое повторение курса Истории России XIX века...
Мастер-класс"Биографическая задача" по истории
Задачник по истории… Не так давно об этом и мысли не возникало. Вот по математике, физике, геометрии – другое дело. В одну трубу вливают, из другой выливается, а время идёт. И велосипедисты с пешехода...