Урок решения задач "Страницы истории. Бородино"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Данный урок посвящен одному из самых памятных страниц жизни нашего народа

200-летию Бородинского сражения. На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерть билась с армией французского императора Наполеона Бонапарта.

Целью данного  урока является умение применять учащимися математические знания к решению текстовых задач.

Урок знакомит учащихся с событиями, которые вошли в нашу историю как Отечественная  война 1812 года, а также показывает межпредметные связи  математики с  уроками литературы и  истории, воспитывает любовь и гордость к родной стране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stranitsy_istorii._borodino.zip2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Шайдулина Раиса Маратовна, МКОУ Дудкинская СОШ

Урок математики в 7 классе

«Страницы истории… Война 1812 года… Бородино»

Цель:

  • Познакомить учащихся с поэтическим изображением подвига народа в  войне 1812 года;
  • Применить математические знания, умения и навыки при решении задач;
  • Способствовать пополнению знаний, интеллектуальных умений учащихся, расширению их кругозора.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа.
  3. Практическая деятельность учащихся
  4. Подведение итогов

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационная беседа

Учитель: Ребята, мы сегодня проводим урок, который посвящен одному из самых памятных страниц жизни нашего народа. Посмотрите на оформление доски, обратите внимание на выставку книг. Какой теме посвящен наш урок? О чем мы будем сегодня говорить?

- Теме войны… Войне 1812 года.

Это сражение произошло во время Отечественной войны – 7 сентября

(26 августа по старому стилю) 1812 года.

На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерть билась с армией французского императора Наполеона Бонапарта.

Задача

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил крупнейшей битве 1812 года между русской и французской армиями стихотворение «Бородино». Написано оно в год её двадцать пятой годовщины. В каком году М.Ю.Лермонтов написал это стихотворение? (1837 г)

Учитель:

 Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена.

Спрашивая об этом событии, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия».

«Скажи-ка , дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые

Да говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Наполеон покорил почти всю Европу. Используя покоренные народы, он организовал огромную армию, двинул ее на Восток для того, чтобы разбить Россию, а затем завоевать мировое господство. «Через 5 лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю её» С этими словами Наполеон пересек границу России.

Задача

Перед Бородинским сражением в русскую армию входили: регулярные войска, казаки, ополченцы. Численность регулярных войск 105.000 чел, казаков было 7%, ополченцев в 2 раза больше, чем казаков. Какова численность русской армии? (127.050 чел)

Учитель: 

Французская армия Наполеона была 140.000 чел.

Русская армия была численно меньше армии Наполеона, и ей пришлось отступать в глубь своей страны, изматывая и обескровливая наполеоновские войска жестокими боями.

Свыше 800 км прошел враг по русской земле. До Москвы оставалось всего 110 км. Наполеон рассчитывал занять Москву и продиктовать русским кабальные условия мира.

Но русские и не думали складывать оружие. Главнокомандующим был назначен талантливый боевой генерал, любимец солдат и офицеров Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Задача

М.И.Кутузов родился в 1745 году, сколько лет ему было на день сражения? (67 лет)

Учитель: 

В то время Наполеону было 43 года.

Кутузов решил преградить Наполеону путь на Москву и дать генеральное сражение французам на Бородинском поле.

 «…И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!»

Задача

Бородинское поле представляет собой прямоугольник длиной 10 км и шириной 7 км. Сколько гектаров занимает поле? (7.000 га)

Задача

М.И.Кутузов прибыл на Бородинское поле 17 августа 1812 года. Сколько часов он провел в подготовке к битве, если битва была 26 августа 1812 года? (216 часов)

Учитель:

«Построили редут.

У наших пушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут…»

Учитель:

Редут – сомкнутое прямоугольное, или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером (насыпью).

Флеши – фр. «стрела», или земляные укрепления в форме тупого угла.

Задача

Багратионовске флеши представляли собой тупой угол общей протяженностью 1,5 км. Историки утверждают, что на каждые 10м. было установлено одно орудие (пушка). Сколько пушек отбивали атаку французов? (150 )

Учитель

Основной удар французов был направлен на Багратионовске флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Во время жестокой рукопашной схватки смертельно ранен генерал Багратион.

 «…Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.»

Задача

Главной силой русской армии в войне 1812 года была пехота. Она вооружена была гладкоствольными ружьями, изготовленными на Тульском оружейном заводе. Дальность стрельбы 200 метров. Скорость 1 выстрел в 1,5 минуты. Сколько выстрелов мог сделать пехотинец за 1 час боя? (40)

Учитель:

 Помимо пехоты были егерские полки. Сюда набирали солдат очень метко стрелявших. Они сражались в рассыпном строю, имели более совершенные ружья- штуцера, стрелявшие на расстоянии 700 метров. Легкая кавалерия была вооружена уланской пикой с пестрым флюгером, во время боя флюгер свистел и гудел в потоках встречного ветра, оказывая на противника психическое воздействие. Древко этой пики называлось рожон. Отсюда выражение «Не лезь на рожон».

Гусары, конные егеря, уланы – участвовали в разведке, действовали на флангах и в тылу противника.

Тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) действовали в сомкнутом строю, в линиях, атакуя противника. Благодаря весу своих коней (не менее 700 кг) тяжелая кавалерия одним своим наскоком могла смять вражескую пехоту и легкую конницу.

Задача

Уланская пика на аршин короче казачьей. Длина казачьей пики 3,5 м. Какова длина уланской пики? (2,8 м)

Учитель:

Огнестрельное оружие было не очень дальнобойным и очень медленно перезаряжалось. Поэтому исход сражения решался при помощи холодного оружия. Как говорил А.В.Суворов: «Пуля – дура, штык – молодец»

«…Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнуло между нами, Все побывали тут»

Учитель:

Военная философия Кутузова выражалась в простой, но емкой формуле:

«Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым» Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Кутузов. – «Но обмануть – да, рассчитываю!»

Как Наполеон называл Михаила Илларионовича Кутузова?

Учитель:  Итак, Наполеон называл Кутузова – Старый Лис Севера.

Задача

Бородинское сражение длилось 5/8 суток. Сколько часов длилось сражение? (15 ч)

Учитель:

Бородинское сражение длилось около 15 часов, но французская армия не смогла добиться успеха. Её силы были серьезно подорваны. Русская армия в боевом порядке по –прежнему прочно занимала позицию. Войска горели желанием нанести окончательное поражение армии захватчиков.

«… Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать….»

Потери были велики

Задача

Французы потеряли в битве 30.000 чел, а русские на 50% больше. Каковы потери русской армии? (45.000 чел)

Учитель:

Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений 19 века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту – рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов.

Учитель:

Героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа. Зародилось стихийное партизанское движение местных крестьян. Партизаны наносили значительный урон иноземцам, уничтожали вражеских солдат, расстраивали тылы.

Задача

На деньги, собранные среди населения Вятской губернии купили 11 пушек, шпаг в 9 раз больше, пистолетов 75, а ружей на 20% больше, пик в 3 раза больше, чем ружей. Сколько всего единиц оружия было куплено на эти деньги? (359)

Учитель:

И хотя французы потеряли почти половину своей армии, было ясно, что продолжать битву нельзя. «Старый Лис Севера» решил отступить к Москве. Нелегкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелегкое решение отступить, но продиктовано оно было стратегическими соображениями и в конечном итоге привело к поражению Наполеона.

Учитель:

13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили произошло одно из самых неоднозначных событий Отечественной войны, вошедшее в учебники истории под названием «Совет в Филях». На нем было принято решение отдать Наполеону Москву. Именно здесь Кутузов произнес свою знаменитую фразу. Узнаете вы её, выполнив задание:

Задание:

Заполните магический  квадрат, и прочтите знаменитую фразу Кутузова.

а

б

в

Г

 1

ещё

те

!

2

по

Мос

ря

не

3

рей

на

сия

4

квы

Рос

с

«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия!»

Учитель:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – на вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель:

«...Несколько голов поднялись кверху, и послышалось: «орел парит!» Главнокомандующий взглянул вверх, увидел плавающего в воздухе орла и тотчас обнажил свою седую голову. Ближайшие к нему закричали: ура! и этот крик повторился всем войском. Орел продолжал плавать; семидесятилетний вождь, принимая доброе предвестие, стоял с обнаженною головою».» Это рассказ Ф. Н. Глинки, участника Бородинского сражения.

На сужающемся кверху четырехгранном обелиске, напоминающем штык, застыл распластавший свои могучие крылья бронзовый орел, который сжимает в лапах лавровый позолоченный венок. Это символ победы, одержанной войсками под командованием Кутузова в Бородинском сражении.

Учитель:

  • Какие чувства испытали вы на уроке?
  • Что нового узнали о войне 1812 года?

Итак, Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений 19 века. Бородино вошло в историю России как место, где была одержана не военная, а нравственная победа, которая позволила изгнать из страны армию Наполеона, считавшуюся непобедимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация к уроку М. Ю. Лермонтов "Бородино"

В презентации представлены фотографии усадьбы Тарханы Пензенской губернии. Там Лермонтов провёл своё детствою....

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.

Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....

"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").

Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).Автор проекта: Панченко Варвара...

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений"

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений" (конспект)...

Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе

Цели: - образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы...