Открытый урок "Начало Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Начало Великой Отечественной войны" | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».
Цель урока:
1. Образовательная:
- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;
- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;
- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
2. Воспитательная:
- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;
- охарактеризовать героизм советских людей;
- воспитывать патриотизм.
3.Развивающая:
- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.
Методы урока:
по источнику передачи и восприятию информации:
- словесно-наглядный;
- практический.
по степени самостоятельности мышления:
- проблемный;
- поисковый.
Формы :
- индивидуальная, парная, фронтальная.
Основные знания:
ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.
Оборудование:
компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; карта военных действий.
Объем учебного времени : 40 минут.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
- План урока.
- Накануне войны.
- Вероломное нападение.
- Битва за Москву.
- Оборона Ленинграда.
Ход урока:
1.Организационный момент.
— Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас видеть вновь на уроке истории. И так мы начинаем….о чем мы с вами говорили на прошлом уроке : О СССР накануне Великой Отечественной войны
- Ребята, что такое война, какие ассоциации вызывает у вас это слово? ( уч-ся отвечают, а учитель записывает их ответы на доске). Когда мы произносим слово война, то сразу представляем себе кровь, слёзы, потерю близких и родных.
А теперь посмотрите, пожалуйста, определение слова «война» по толковому словарю С.И.Ожегова: « Война – вооружённая борьба между государствами». Вот такое скупое даётся определение войны в словаре. Вот так понимаете войну вы.
Фронтальная беседа
Ребята, давайте вспомним:
1. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?
2. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года? В результате чего?
3. Годы советско-финляндской войны:
4. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
5. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:
II Мотивация
- А теперь я вам предлагаю прослушать аудиозапись ( левитан)
-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Начало великой отечественной войны
У каждого из вас имеется рабочий лист. Внимательно ознакомьтесь с содержанием рабочего листа, так как вы будете работать с ним на протяжении всего урока.
Запишите тему урока в рабочих листах.
Вопрос классу: Исходя из темы, сформулируйте цели сегодняшнего урока?
Прогнозируемые ответы:
Иметь представление о начальном этапе Великой Отечественной войны.
Рассмотреть события, связанные с войной.
Выяснить цели и планы сторон.
Задание классу:
Я предлагаю вашему вниманию главный вопрос, ответ на который мы найдём в ходе урока.
В чем вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны?
Для более эффективной работы по изучению темы предлагаю следующий план:
План урока.
Накануне войны.
Вероломное нападение.
Битва за Москву.
Оборона Ленинграда.
- Итак, как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
Задание 1
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к документу, который находится в рабочих листах
- Многие факты свидетельствовали, что вермахт (вооруженные силы Германии) готовится к войне против СССР. Сообщения об этом поступали по разным каналам: дипломатическим, от агентурной разведки, из разведданных пограничных районов.
Разведчик Рихард Зорге сообщал о переброске немецких войск к границам СССР и точную дату нападения – 22 июня 1941г. Но Сталин не верил, что Германия начнет войну, считал эти донесения провокацией.
- Начальник генерального штаба Георгий Константинович Жуков и нарком обороны Тимошенко неоднократно просили Сталина разрешить привести в боевую готовность войска приграничных округов. Однако Сталин, опасаясь дать повод Германии к началу военных действий, отвергал эти предложения. Он продолжал верить, что Гитлер не может начать войну с Советским союзом, предварительно не завершив войну с Англией.
Поэтому несмотря на очевидные факты, Сталин лишь в ночь на 22 июня 1941 года отдал приказ о привидении войск приграничных округов в боевую готовность. В войска эта директива поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.
- Начало войны.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент «Начало Великой Отечественной войны» (1 минута)
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям: пограничным заставам, штабам, пунктам управления и расположения советских войск. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км и обрушила бомбовые удары по аэродромам, ж/дорожным узлам, военно-морским базам, промышленным объектам и городам.
- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз.
Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Велика Отечественная война, которая длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.
Задание 2
Следущее задание : работая с текстом учебника стр.12 выделить основные
мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
- В первый же день войны: (22.06)
- была объявлена всеобщая мобилизация;
- в западных районах СССР было введено военное положение;
- на базе приграничных округов были образованы фронты: Северный (командующий генерал Попов М.М.),
Северо-западный (командующий генерал Кузнецов Ф.И.),
Западный (командующий генерал Павлов Д.Г.),
Юго-западный (командующий генерал Кирпонос М.П.)
Показать на карте
Задание 2 группы
- Ответьте на вопрос: Что было создано для оперативного управления фронтами 23.06.1941 г
Была создана ставка Главного Командования.
В состав ставки вошли: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков.
А 30 июля вся полнота власти была сосредоточена в руках ГКО, председателем которого был Сталин
Задание 3
- Силы и планы сторон.
- Ребята, посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».
- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?
Германия, её союзники | СССР | |
Солдаты и офицеры | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4,3 тыс. | 9,2 тыс. |
Самолеты | 5 тыс. | 8,5 тыс. |
Орудия и миномёты | 48 тыс. | 47 тыс. |
Выводы:
- Германия и страны-союзники превосходили СССР численностью войск;
- СССР имел преимущество в военной технике (танках и самолетах);
- В артиллерии силы СССР и Германии приблизительно были равны.
Учитель: Но эти цифры создают ложную картину, в действительности:
а) 80 % самолетов – представляли собой устаревшие типы;
б) 90% танкового парка составляли легкие танки;
в) 50% танков были выпущены до 1935 года и требовали списания;
г) в стране не было создано системы противовоздушной обороны;
д) в армии не было моторизованных соединений, только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии;
е) артиллерия была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имела возможности быстро передвигаться.
(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).
Задание 4 Задание по группам
1 группа
Работая с приложением и текстом учебника стр.14 выполните упражнение
Что такое план «Барбароса»
План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
2 группа
На каких направлениях основывался план Барбароса
группа «Север» - на Ленинград
группа армий «Центр» - на Москву
группа «Юг» - на Киев.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Запишите в тетрадь определение блицкриг
Учи Сложившуюся летом-осенью 1941 года обстановку на советско-германском фронте можно охарактеризовать как катастрофическую. Несмотря на мужественное сопротивление, Красная Армия с тяжелыми боями отступала.
Задание 5
Работа в группе
Работая с учебником с пунктом 5 стр.14
Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г. ответьте на вопросы
Работа с учебником.
1группа - В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?
2 группа - Какова цена первых поражений СССР в войне?
-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?
-Да, ребята, фактически первые недели войны оказались разгромлены все войска первого эшелона Красной армии. Военная катастрофа казалась неминуемой.
Звучит сигнал оповещая о начале воздушной тревоги
Вопрос к классу: «Как, Вы думаете, что это за сигнал?»
Ответы детей
Учитель: «Правильно это воздушная тревога. Тоже является неотъемлемой частью Великой Отечественной войны, особенно для жителей Ленинграда оповещая о начале воздушной тревоги».
Учитель: Сегодня мы послушаем сообщения о самых, значимых событиях начала Великой Отечественной войны: битве под Москвой и блокада Ленинграда.
Вашим группам было дано опережающее домашнее задание сообщения битва под Москвой и блокаде Ленинграда.
Итак, мы проследили основные события начального этапа Великой Отечественной войны, определили историческое значение битвы под Москвой и обороны Ленинграда.
Вернёмся к главному вопросу урока:
В чем Вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны?
Чтобы ответить на этот вопрос я вам перечислю особенности начального этапа ВОВ, а вы мне должны ответить «да» или «нет»
Ответ:
- Провал плана Гитлера “Барбаросса” и тактики “молниеносной войны”.
- Боеспособность Красной Армии была сохранена, несмотря на просчёты и неудачи в начальный период войны.
- Немцам удалось сломить сопротивление Красной Армии в первые дни войны.
- Развеян миф о непобедимости немецко-фашистских войск в битве под Москвой.
- Гитлеру удалось осуществить план “молниеносной войны” по захвату СССР.
- В ходе Великой Отечественной войны произошло единение и сплочение всех сил внутри страны для отпора врагу.
- Подъём антифашистского движения сопротивления в странах Европы и мире.
Сравните ваши ответы с правильным вариантом ( взаимопроверка)
VII. Заключительное слово преподавателя. Рефлексия.
Все дальше уходят годы Великой Отечественной. Они не должны и не могут раствориться в нашей памяти и памяти наших потомков. Это война принесла неизмеримое горе в каждую семью, принесла колоссальные страдания людям и неисчислимые разрушения. Война.... При одном упоминании этого слова становится страшно. Войны были всегда, но такой жестокой и разрушительной, какой была Великая Отечественная, еще не было. Поэтому мы ее не должны забывать.
Впереди у нас уроки изучения основным событиям ВОВ, поэтому хотелось обратить ваше внимание на выставку книг . У нас в библиотеке очень много книг о ВОВ и вы можете поработать с дополнительной литературой, где можете найти достаточно материала, особенно при подготовке к ЕГЭ.
Почему война называлась Великой Отечественной
Война коснулась всего нашего народа, представители всех национальностей Советского Союза плечом к плечу встали на защиту нашей Родины!
Подведение итогов урока.
Вопросы.
1.Какие чувства у вас вызвал урок? (чувство патриотизма, героизма, всегда в тяжёлую минуту быть готовым защищать Родину, восхищение массовым героизмом советских людей, которые не жалели своих сил, чувство готовности всегда встать на защиту своего Отечества и т.д.)
2. Какие выводы вы для себя сделали?
Никогда в истории человечества это не должно повториться.
V. Итог урока. Выставление оценок.
Откройте памятку «Самооценка деятельности на уроке», которая находится у вас на столе и оцените свою работу на уроке.
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать - «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Объявление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
1.Для всех: прочитать параграф 21; упр.3
2.Исследовательская работа: сообщение: «Земляки-участники Великой Отечественной войны»
3. Написать эссе «Существуют ли герои в современном мире?»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Лист «Самооценка деятельности на уроке»
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Рабочий лист I группа
Тема урока:____________________________________________
Задание 1
Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
Документ 1
- Многие факты свидетельствовали, что вермахт (вооруженные силы Германии) готовится к войне против СССР. Сообщения об этом поступали по разным каналам: дипломатическим, от агентурной разведки, из разведданных пограничных районов.
Разведчик Рихард Зорге сообщал о переброске немецких войск к границам СССР и точную дату нападения – 22 июня 1941г. Но Сталин не верил, что Германия начнет войну, считал эти донесения провокацией.
Задание 2
Работая с текстом учебника стр.12
а) Выделить основные мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
б) На базе приграничных округов были образованы фронты:
1__________________________
2__________________________
3__________________________
4__________________________
5__________________________
Показать на карте
Задание 3
Работая с приложением и текстом учебника стр.14 ответьте на вопрос:
Что такое план «Барбароса» ?
Запись определения:
Задание 4
Работая с учебником с пунктом 5 стр.14
Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.
Устно ответьте на вопросы
- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?
- Какова цена первых поражений СССР в войне?
Задание 5(взаимопроверка)
В чем вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны?
да | нет | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
Рабочий лист II группа
Тема урока: ___________________________________________
Задание 1
Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
Документ 1
- Начальник генерального штаба Георгий Константинович Жуков и нарком обороны Тимошенко неоднократно просили Сталина разрешить привести в боевую готовность войска приграничных округов. Однако Сталин, опасаясь дать повод Германии к началу военных действий, отвергал эти предложения. Он продолжал верить, что Гитлер не может начать войну с Советским союзом, предварительно не завершив войну с Англией.
Задание 2
а) Ответьте на вопрос: Что было создано для оперативного управления фронтами 23.06.1941 г
_______________________________________________________________
Задание 3
На каких направлениях основывался план Барбароса (показать на карте)
1 группа ________________________________
2 группа________________________________
3 группа________________________________
Задание 4
Работая с учебником с пунктом 5 стр.14
«Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.»
Устно ответьте на вопросы
- Какова цена первых поражений СССР в войне?
-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?
Задание 5 (взаимопроверка)
В чем вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны?
да | нет | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров наших Вооруженных Сил имели высшее образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Около 75% командиров и 70% комиссаров находились в своих должностях менее года.
Только в 1937- 1938гг. репрессиям подверглась пятая часть общей численности командиров и политработников Красной Армии, около половины командиров полков, почти все командиры дивизии и бригад…
Всего в армии было репрессировано 43 тыс. человек из командного и политического состава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)
Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...
- Мне нравится (1)