Рабочая программа по истории Древнего мира
учебно-методическое пособие по истории (5 класс) по теме
«История Древнего мира» в 5 классе является началом изучения всеобщей истории в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_drevnego_mira.docx | 95.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор ГБОУ СОШ №3 зам. директора по УВР на заседании МО
города Кинеля _______________ протокол №_____
________________ от « »___________2013 г.
« »_____________ 2013 г. « »____________ 2013 г. председатель МО
------------------
Рабочая программа по истории Древнего мира
на 2013-2014 учебный год
Классы: 5
Составил учитель: Кржижевская В.В.
-------------------------------------------------------
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение,2010
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения);
Авторской программы «История Древнего мира», 5 класс. А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- М: Просвещение, 2006
Структура программы по истории содержит следующие разделы:
1. Пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по истории Древнего мира, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном плане).
2. Содержание курса по истории, включая перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием числа часов на их изучение.
3. Тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5 класса с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала, формированием основных универсальных учебных действий.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школы:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Цель программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету
Задачи изучения истории Древнего мира:
- формирование исторического мышления, представление об общем и особенном при характеристике древних обществ,
- освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономического развития древних обществ, различных форм социального и политического строя; ознакомление с наиболее яркими личностями Древнего мира и их ролью в истории и культуре;
- ознакомление со становлениями идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения, гуманизм.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. «История Древнего мира» в 5 классе является началом изучения всеобщей истории в целом.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Древнего мира:
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории Древнего мира относятся:
- осознание своей идентичности, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; уважение к личности, культурам разных народов, толерантность, понимание культурного многообразия мира;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации,
- аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого; представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане:
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 68 часов - 2 часа в неделю.
При подготовке планирования целесообразно изменить структурирование учебного материала и определение последовательности его изучения в соответствие с учебником А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М, Просвещение. 2012, ФГОС, (изучающимся в 5 классе общеобразовательной школы, ) что предусмотрено «Примерной программой по учебным предметам». Из резервного времени необходимо выделить 3 часа для презентации мини-проектов, которые учащиеся выполняли в течение года. Повторительно-обобщающие уроки заменены итоговым тестированием и 15-20% времени должно уходить на подготовку проектов.
Содержание курса (68 часов)
Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М, Просвещение. 2012, ФГОС,
№ | Тема | Основное содержание по теме | К-во часов | Домашнее задание, параграф, цифро-вые ресурсы |
Введение в предмет. | 2 | |||
1. | Что изучает история. | Что изучает история. Измерение времени в истории. (Счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. | 1 | Стр.6-7 http:// scool- collection.edu. ru |
2. | Источники исторических знаний. | Источники исторических знаний. Письменные, вещественные источники. Археология. Вспомогательные исторические науки. | Стр. 8 http:// www.hrono.ru | |
Раздел 1. Первобытность. История Древнего мира. | 66 | http:// scool- collection.edu. ru http:// www.hrono.ru | ||
Глава 1. Первобытность. | 4 | http: // www. istorya. ru | ||
3. | Расселение древнейшего человека | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Орудия труда. Оружие. Родовая община. Сородич. Человек разумный. | 1 | § 1-2 |
4. | Родовые общины охотников и собирателей. | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Родовая община. Сородич. | 1 | § 3 |
5. | Древнейшие земледельцы и скотоводы. | Трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Старейшина. Племя. Идол. Молитва. Жертва. Религиозный обряд. | 1 |
|
6. | Появление ремесел и торговли. | Появление ремесел и торговли, возникновение неравенства и знати. Знать, рабы. Город. Царь. Возникновение древнейших цивилизаций. | 1 | § 5, стр.34 |
Глава 2. Введение в историю Древнего мира. | 1 | |||
7. | Древний мир: понятие и хронология. | Карта Древнего мира. Хронология Древнего мира. Столетие, век, тысячелетие, эра. Календарь от Рождества Христова. Источники по истории Древнего мира. Подготовка информационно-творческого проекта «Изобретения и открытия первобытных людей». | 1 | стр.29-31 http:// www.ancient.ru/ |
Глава 3. Древний Восток. | 20 | |||
8. | Условия жизни и занятие населения. | Государство на берегах Нила. Территория и центры. Природа и климат. Пороги, ил, дельта, оазис, папирус, столица. | 1 | § 6 |
9. | Как жили земледельцы и ремесленники. | Основные группы населения, их занятие, положение. Шадуф, налог, орошение, каналы, амулет. | 1 | § 7 |
10. | Управление государством | Особенности власти фараонов. Управление страной. Египетские вельможи и чиновники. | 1 | § 8 |
11. | Военные походы фараонов. | Воины, вооружение, самые крупные завоевания. Бронза, пехотинец, колесница, дротик, наемное войско Рабство в Древнем Египте. | 1 | § 9 |
12. | Религиозные верования египтян. | Политеизм. В чем заключалась роль религии и жрецов в египетском обществе. Фараон-реформатор Эхнатон. Храм, жрец, саркофаг, мумия. | 1 | § 10 |
13. | Искусство Древнего Египта.. | Чудеса света. Сфинкс, обелиск, колонна. Храмы и пирамиды | 1 | § 11 |
14. | Познания древних египтян | Письменность. Иероглифы. Египетские папирусы. Календарь. Водяные часы. Подготовка информационно-творческого проекта «Древнейшие виды письменности». | 1 | § 12 |
15. | Древние цивилизации Месопотамии. | Шумеры. Условия жизни и занятия населения Древнего Двуречья. Города-государства. Мифы и сказания. Глиняные таблички. | 1 | § 13 |
16. | Древний Вавилон. | Царь Хаммурапи и его законы. Нововавилонское царство. Закон. Ростовщик. Раб-должник. | 1 | § 14 |
17. | Финикия. | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Оливки. Ливанский кедр. Благовония. Пурпур Колония. Алфавит. | 1 | § 15 |
18. | Палестина. | Израильское царство. Занятия населения, религиозные верования. Кочевники. Библия. Единобожие. Ковчег. | 1 | § 16 |
19. | Библейские сказания. | Ветхозаветные сказания. Праща. Жертвенник. Подготовка информационно-творческого проекта «Религии мира». | 1 | § 17 |
20. | Ассирия. | Ассирийская держава: завоевания, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Таран, конница, держава, глиняные книги. | 1 | § 18 |
21. | Персидская держава. | Военные походы, управление подвластными территориями, зороаст-ризм. «Глаза и уши царя». Царская дорога. Подведение итогов (стр.94) | 1 | § 19 |
22. | Древняя Индия. | Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Джунгли. Вера в переселение душ. | 1 | § 20 |
23. | Общественное устройство: варны. | Кастовый строй Индии. Религиозные верования, легенды и сказания. Буддизм. Культурное наследие Индии. Подготовка информационно-творческого проекта «Индия-родина многих басен и сказок о животных» | 1 | § 21 |
24. | Древний Китай. | Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Поднебесная. Сын Неба. Бамбуковая книга. | 1 | § 22 |
25. | Создание объединенного государства. | Жизнь в империи. Правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесла и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Подведение итогов (стр.114) . Подготовка информационно-творческих проектов «Древняя культура Китая» и «Мудрецы древности о правилах поведения». | 1 | § 23 |
Глава 4. Античный мир | 39 | |||
Древняя Греция. Эллинизм | 20 | http:// ellada.spb.ru/ | ||
26. | Древнейшая и архаическая Греция. | Условия жизни и занятия населения. Древнейшее государство на Крите. Мифы. Световой колодец. Нить Ариадны. Лабиринт. | 1 | § 24 |
27. | Государства ахейской Греции. | Микены. Глиняные таблички. Троянская война. | 1 | § 25 |
28. | Поэма Гомера «Илиада». | Сказания о богах и героях. | 1 | § 26 |
29. | Поэма Гомера «Одиссея». | Сказания о богах и героях. | 1 | § 27 |
30. | Верования древних греков. | Религиозные культы в греческом обществе. | 1 | § 28 |
31. | Греческие города-государства. | Политический строй, аристократия и демос. Полис. Ареопаг. Архонт. Долговой камень. Демократия. | 1 | § 29 |
32. | Развитие земледелия и ремесла. | Земледелие, ремесла, потеря земли и свободы. | 1 | § 29 |
33. | Афины. Утверждение демократии. | Законы Солона, реформы Клисфена. Граждане. Судьи. Афинская демократия при Перикле. | 1 | § 30 |
34. | Древняя Спарта. | Основные группы населения. Политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. | 1 | § 31 |
35. | Греческая колонизация. | Почему греки покидали родину. Греки и скифы. Эллада. Хитон. Гиматий. | 1 | § 32 |
36. | Олимпийские игры в древности. | Праздник, объединяющий эллинов. Пять незабываемых дней. Атлет. Ипподром. Знаменитые спортсмены древности. Награды победителям. | 1 | § 33 |
37-38. | Греко-персидские войны. | Причины, участник, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Стратег. Фаланга. Триера. Подготовка информационно-творческого проекта «Патриотизм греков в войн с персами». | 2 | § 34-35 |
39-40. | Хозяйственная жизнь Греции. | В гаванях афинского города Пирей. Верфь. Пошлина .Граждане и переселенцы. Вольноотпущенник. Рабство в Греции. Керамик. Гончарное производство. | 2 | § 36-37 |
41-42. | Культура Древней Греции. | Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Греческая демократия. Перикл. Агора. Акрополь. Парфенон. Фронтон. Кариатида. Стиль. Палестра. Гимнасий. | 2 | § 38-39 |
43. | Афинская демократия при Перикле. | Оратор. Народное собрание. Плата за исполнение выборных должностей. Жребий. Первый стратег. | 1 | § 40 |
44. | Быт и досуг древний греков. | Театр. Здание греческого театра. Комедии и трагедии. Греческие актеры.Сатир. | 1 | § 41 |
45. | Македонские завоевания. | Царь Филипп. Фаланга. Междоусобные войны. | 1 | § 41 |
46. | Держава Александра и ее распад. | Победы Александра. Гибель Персидского царства. | 1 | § 42 |
47. | Культура эллинистического мира. | Распад державы Александра. Александрия египетская: город-музей. Фаросский маяк. Музы. Подготовка информационно-творческого проекта «Зрелища, возникшие в древности». | 1 | § 43 |
Древний Рим. | 19 | http:// ancientrrome.ru | ||
48. | Древнейший Рим. | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенда об основании Рима. Рим эпохи царей. Весталка Ликторы. Сенат. | 1 | § 44 |
49. | Завоевание Римом Италии. | Республика. Патриции и плебеи. Консул. Трибун. Право вето. | 1 | § 45 |
50. | Римская республика. | Марсово поле. Форум. Легион. Управление и законы. Религиозные верования. | 1 | § 46 |
51. | Войны с Карфагеном. | Римская армия. Ганнибал. Сципион. | 1 | § 47 |
52. | Установление господства Рима в Средиземноморье. | Поражение Македонии. Разгром Сирии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Провинция. Триумф. Император. | 1 | § 48 |
53. | Рабство в Древнем Риме. | Источники рабства. Домашние рабы. Имение. Гладиаторы. Амфитеатр. | 1 | § 49 |
54. | Земельный закон Гракхов. | Гражданские войны в Риме. Принятие земельного закона. Гракхи.. | 1 | § 50 |
55. | Восстание Спартака. | Восстание гладиаторов. Походы восставших. Итоги восстания. | 1 | § 51 |
56. | Единовластие Цезаря. | Возвышение Цезаря. Наемная армия. Ветеран. Захват Цезарем власти. Диктатор. Гибель Цезаря. | 1 | § 52 |
57. | Установление императорской власти. | Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Император, провинция. Преторианцы. Подготовка информационно-творческого проекта «Устройство древних государств». | 1 | § 53 |
58. | Соседи Римской империи. | Разделение римской империи на Западную и Восточную. Мир с Парфией. Разгром римский войск германцами. Предки славян. | 1 | § 54 |
59. | В Риме при императоре Нероне. | Укрепление власти императоров. Преследования христиан. | 1 | § 55 |
60. | Возникновение и распространение христианства. | Распространения христианства в Риме. Судьба первых христиан. Евангелие. Апостол. Священник. Второе пришествие. Страшный суд. | 1 | § 56 |
61. | Культура Древнего Рима. | Расцвет империи во 2-м веке до н.э. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Колоны. «Рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от завоевательных войн. Строительство, архитектура. Ораторское искусство. Цицерон. Развитие наук. Бетон | 1 | § 57 |
62. | Вечный город и его жители. | Дома и улицы. Дороги Рима. Развлечение римлян. Колизей. Пантеон. Термы. Подготовка информационно-творческого проекта «Знаменитые сооружения и постройки древности». | 1 | § 58 |
63. | Римская империя при Константине. | Перемены в положении христиан. Прикрепление колонов к земле. Перенесение столицы. | 1 | § 59 |
64. | Взятие Рима варварами. | Готы. Варвары . Стилихон. Падение Западной римской империи. | 1 | § 60 |
65. | Вклад древних цивилизаций в историю человечества. | Значение наследия древних цивилизаций для современного мира. Вклад отдельных народов в культуру всего человечества. | 1 | http: // www. istorya. ru |
66-68 | Презентация проектов. | 3 |
Итого - 68 часов
Календарно-тематическое планирование уроков курса истории Древнего мира
№ | Тема урока | Час | Да-та | Виды деятельности ученика | Формируемые универсальные учебные действия (указаны после каждой главы) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникатив- ные | личностные | |||||
1. | Введение. Что изучает история. | 1 | Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. | (с помошью учителя) | ||||
2 | Источники исторических знаний. | 1 | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Самостоятельное выделение и форму-лирование познава-тельной цели; поиск и выделение не-обходимой инфор-мации; структуриро-вание знаний; осознанное и произ-вольное постро-ение речевого вы-сказывания; ре-флексия способов и условий действий; смысловое чтение. | Целеполагание, планирование, прогозирование, оценка, волевая саморегуляция | Владение вербаль-ными средствами общения; эмоцио-нально-позитивное отнощение к процессу сотруд-ничества; умение слушать собесед-ника,; понимание возможо различных точек зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументи-ровать, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения. | Формирование картины мира как порождение трудовой и предметно-преобразующей деятельности человека. | |
3. | Глава1.Первобыт-ность. Расселение древнейшего человека | 1 | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | |||||
4. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Рассказывать об условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника и иллюстрации.Тест 1[1] . | |||||
5. | Древнейшие земледельцы и скотоводы. | 1 | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства. Показать на карте древнейшие районы земледелия. Поработать с датами. | |||||
6. | Появление ремесел и торговли. | 1 | Объяснять значение открытий (орудий труда) для развития человеческого общества. | Самостоятельное выделение и форму-лирование познава-тельной цели; поиск и выделение необ-ходимой информа--ции; структуриро-вание знаний; осоз-нанное и произ-вольное постро-ение речевого высказывания; ре-флексия способов и условий действий, смысловое чтение; знаково-символи-ческое моделиро-вание (карта); анализ, синтез; под-ведение под понятие. | Целеполагание, планирование, прогозирование, оценка, волевая саморегуляция. | Владение вербаль-ными средствами общения; эмоцио-нально-позитивное отнощение к про-цессу сотруни-чества; умение слушать собесед-ника; понимание возможо различных точек зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное; уме-ние аргументиро-вать, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получать необ-ходимые сведения. | Формирование кар-тины мира, культуры как порождение трудовой и предметно-преобразующей | |
7. | Глава 2 Введение в историю Древнего мира. Древний мир: понятие и хронология | 1 | Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя ленту времени. Называть и характеризовать источники по древней истории. | |||||
8. | Глава 3. Древний Восток. Условия жизни и занятие населения Египта | 1 | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. | |||||
9. | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | Характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Составить рассказ от имени земледельца как прошел его день. | |||||
10. | Управление государством. | 1 | Раскрывать значение понятий и терминов, особенности власти фараона и порядок управления. Познакомиться с документом и ответить на вопросы. Тест 2. | |||||
11. | Военные походы фараонов. | 1 | Объяснять значение слов.Найти на карте территорию Египта при Тутмосе. Работа с датами. Описать ри-сунок по плану. Тест 3. | |||||
12. | Религиозные верования египтян. | 1 | Объяснять, в чем зак-лючалась роль религии и жрецов. Объяснить значение слов. Описать рисунок на папирусе. Тест 4. | |||||
13. | Искусство Древнего Египта.. | 1 | Описывать предметы материальной культуры и произведения древ-неегипетского искус-ства, высказывать суждения об их худо-жественных достоин-ствах. Найти на карте пирамиды и определить их местоположение. | |||||
14. | Познания древних египтян | 1 | Объяснять значение слов.Подготовить сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов. Тест 5. | |||||
15. | Древние цивилизации Месопотамии. | 1 | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии. Расска-зывать об условиях жизни и занятиях насе-ления, крупнейших городах.Объяснять, как отражались в древних сказаниях представле--ния людей того вре-мени о мире. Тест 6. | |||||
16. | Древний Вавилон. | 1 | Характеризовать ис-точники, рассказыва-ющие о древних ци-вилизациях (законы Хаммурапи). Работа с картой. Работа с дата-ми. Тест 7. | |||||
17 | Финикия. | 1 | Показывать на карте древние города и го-сударства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпо-сылки и следствия создания финикийского алфавита. Тест 8. | |||||
18. | Палестина. | 1 | Объяснять термины. Объяснять значение перехода к монотеизму в иудаизме. Найти на карте Палестину и определить ее местопо-ложение. Ознакомиться с документами. | |||||
19. | Библейские сказания. | 1 | Объяснять значение слов. Найти на карте Древнееврейское царство при Соломоне. Тест 9. | |||||
20. | Ассирия. | 1 | Рассказывать о культуре Ассирии, используя иллюстра-тивные материалы. Описать по рисунку возвращение ассирий-ского войска.Тест 10. | |||||
21. | Персидская держава. | 1 | Показывать на карте территорию Персид-ской державы. Расска-зывать как она управ-лялась. Познакомиться с документами. Тест 11. | |||||
22. | Древняя Индия. | 1 | Показывать на карте территорию Древней Индии. Характери-зовать условия жизни и занятия населения. Тест 12. | |||||
23.. | Общественное устройство: варны. | 1 | Охарактеризовать обшественный строй, положение пред-ставителей различных каст. Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказывать о куль-туре Индии, высказы-вать суждение о ее вкладе в мировую культуру. Тест 13. | |||||
24. | Древний Китай. | 1 | Объяснять значение понятий. Характери-зовать занятия и положение населения в Древнем Китае. | |||||
25. | Создание объединенного государства. | 1 | Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, вы-сказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. Тест 14. Подведение итогов (стр. 114., итоговый тест 15 «Древний Восток») | Самостоятельное выделение и форму-лирование познава-тельной цели; поиск и выделение необ-ходимой информа-ции; структуриро-вание знаний; осознанное и произ-вольное пострео-ние речевого вы-сказывания; ре-флексия способов и условий действий, смысловое чтение; знаково-символи-ческое моделирова-ние (карта); анализ, синтез; подведение под понятие; выбор оснований и кри-териев для сравн-ения, сериации установление при-чинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; дока-зательство, выдви-жение гипотез и их обоснование. | Целеполагание, планирование, прогозирование, оценка, волевая саморегуляция. | Владение вербаль-ными средствами общения; эмоцио-нально-позитивное отнощение к процессу сотруд-ничества; умение слушать собесед-ника; понимание возможо различных точек зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументи-ровать, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получать необхо-димые сведения; при работе в групп-пах – способность сохранять доб-рожелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта инте-ресов; рефлексия своих действий; способность стро-ить понятные для партнера выска-зывания. | Формирование кар-тины мира, культуры как порождение трудовой и предметно-преобразующей деятельности человека; ознаком-ление с миром профес-сий; развитие позна-вательных интересов и учебных мотивов; уважение истории и культуры всех наро-дов; ориентация в нравственном содер-жании поступков; зна-ние основных мораль-ных норм; выделение нравственного содер-жания поступков; фор-мирование моральной самооценки; развитие критического мыш-ления; формирование здорового образа жизни. | |
26.. | Глава 4. Древняя Греция. Древнейшая и ар-хаическая Греция. | 1 | Показывать на карте территории древне-греческих государств, места значительных событий. | |||||
27.. | Государства ахейской Греции. | 1 | Рассказывать об усло-виях жизни и занятиях населения Древней Греции. Объяснять значение слов. Тест 16. | |||||
28. | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Подготовить сообще-ние, в каких случаях упоминается крылатое выражение «ахиллесова пята» и «троянский конь». | |||||
29. | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Работа с картой. Про-следить кратчайший морской путь, который преодолел Одиссей. | |||||
30.. | Верования древних греков. | 1 | Характеризовать ве-рования древних гре-ков, объяснять, какую роль играли религии-озные культы в греческом обществе. Тест 17. | |||||
31. | Греческие города-государства. | 1 | Характеризовать политический строй греческих полисов. Объяснять значение понятий. | |||||
32. | Развитие земледелия и ремесла. | 1 | Рассказывать о древней Аттике и ее населении, основных занятиях. | |||||
33. | Афины: утверждение демократии. | 1 | Рассказывать о том, как утверждались демокра-тические порядки в Афинах. Тест 18. | |||||
34. | Древняя Спарта. | 1 | Найти на карте спар-танское государство. Объяснять термины. Дать сравнительную характеристику об-щественно-политичес-кого устройства Афин и Спарты. Определять свое отношение к спартанскому воспита-нию. Тест 19. | |||||
35. | Греческая колонизация. | 1 | Объяснять значение слов. Найти на карте греческие колонии и их местоположение. Тест 20. | |||||
36. | Олимпийские игры в древности. | 1 | Объяснять значение слов. Работа с датами. Найти на карте Олимп и Олимпию. Отвечать на вопросы. | |||||
37- 38. | Греко-персидские войны. | 2 | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Объяснять значение слов. Описать по рисунку бой в Сала-минском проливе. Тест 21. | |||||
39- 40. | Хозяйственная жизнь Греции. | 2 | Объяснять значение слов. Найти на карте главный порт афин-ского государства. Описать по рисунку гавань Пирея. | |||||
41- 42. | Культура Древней Греции. | 2 | Рассказывать о разви-тии наук, образования в Древней Греции. Пред-ставлять описание про-изведений древнегре-ческого искусства, высказывая и аргумен-тируя вои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. | |||||
43. | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Объяснять, что озна-чало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Тест 22. | |||||
44. | Быт и досуг древних греков. | 1 | Объяснять значение слов. Описывать урок гимнастики по рисунку «В палестре». Опи-сывать здание театра. Работать с документом. | |||||
45. | Македонские завоевания. | 1 | Показывать на карте направления походов и территорию Алексан-дра. Составлять исто-рический портрет Ма-кедонского. Тест 23. | |||||
46. | Держава Александра и ее распад. | 1 | Объяснять причины распада державы Александра Македон-ского, а также эллини-стических государств Востока. Тест 24. | |||||
47. | Культура эллинистического мира. | 1 | Называть и описывать памятники культуры эпохи эллинизма. Итоговый тест 25 по теме «Древняя Греция». | Самостоятельное выделение и форму-лирование познава-тельной цели; поиск и выделение необ-ходимой информа-ции; структуриро-вание знаний; осоз-нанное и произволь-ное построение речевого высказы-вания; рефлексия способов и условий действий, смысло-вое чтение; знако- во-символическое моделирование (карта); анализ, синтез; подведение под понятие; выбор оснований и кри-териев для сравне-ния, сериации; установление при-чинно-следствен-ных связей; постро-ение логической цепи рассуждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | Целеполагание, планирование, прогозирование, оценка, волевая саморегуляция. | Владение вербаль-ными средствами общения; эмоцио-нально-позитивное отношение к про-цесссу сотрудни-чества; умение слушать собесед-ника, понимание возможно разных точек зрения на предмет; учет раз-ных мнений и умение обосновать собственное; уме-ние аргументиро-вать, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получить необхо-димую информа-цию; в групповой или парной работе- способность соб-людать доброже-лательное отно-шение друг к другу при конфликте интересов.; реф-лексия своих дей-ствий, способность строить понятные для партнера высказывания. | .Формирование картины мира и куль-туры как порождение предметной и куль-турно-преобразующнй деятельности чело-века.ознакомление с миром профессий, развитие познава-тельных интересов и учебных мотивов; ува-жение истории и куль-туры всех народов; ориентация в нрав-ственном содержании поступков; знание основных моральных норм; выделение нравственного содер-жания поступков; формирование мо-ральной самооценки; формирование кри-тического мышления, формирование здо-рового образа жизни. | |
48. | Глава 5 .Древний Рим. Древний Рим. | 1 | Показывать на карте местоположение древнейших государств Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях ее жителей. Тест 26. | |||||
49. | Завоевание Римом Италии. | 1 | Раскрывать значение понятий. Тест 27. | |||||
50.. | Римская республика. | 1 | Объяснять, кому при-надлежала власть в Римской республике, кто и почему участво-вал в политической борьбе. Тест 28. | |||||
51. | Войны с Карфагеном. | 1 | Раскрывать значение понятий. Использовать карту при характерис-тике военных походов римлян, итогов их войн. Тест 29. | |||||
52. | Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | Характеризовать при-чины и итоги войн Рима. | |||||
53. | Рабство в древнем Риме. | 1 | Рассказывать о хозяй-ственной жизни в Риме, положении трудового населения, рабов. | |||||
54. | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Рассказывать о при-нятии земельного зако-на. Работа с датами. Тест 31. | |||||
55. | Восстание Спартака. | 1 | Раскрывать значение понятий. Определять причины поражения Спартака. Тест 30. | |||||
56. | Единовластие Цезаря в Риме. | 1 | Раскрывать значение понятий. Характери-зовать политическую жизнь в Риме, ее участ-ников, важнейшие со-бытия. Тест 32. | |||||
57. | Установление императорской власти. | 1 | Показывать на карте границы Западной и Восточной части после разделения. Расска-зывать, как строились отношения между Римом и провинциями. | |||||
58. | Соседи Римской империи. | 1 | Определять по карте границы Римской империи. Определять, какие народы окружали Римскую империю. Тест 33. | |||||
59. | В Риме при императоре Нероне. | 1 | Характеризовать правление императоров. | |||||
60. | Возникновение и распространение христианства. | 1 | Объяснять, в чем заключались предпо-сылки распростране-ния христианства, рассказывать о судьбе первых христиан. | |||||
61. | Культура древнего Рима. | 1 | Рассказывать о куль-турной жизни Рима. | |||||
62. | Вечный город и его жители. | 1 | Составлять описание архитектурных памят-ников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.. | |||||
63. | Римская империя при Константине. | 1 | Высказывать суждение о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. | |||||
64. | Взятие Рима варварами. | 1 | Показывать на карте переселение варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи. Тест 34. | |||||
65. | Вклад древних цивилизаций в историю человечества. | 1 | Итоговый тест 35 по теме «Древний Рим». Итоговый тест 36 по курсу «История Древнего мира». | Самостоятельное выделение и форму-лирование познава-тельной цели; поиск и выделение необ-ходимой информа-ции; структуриро-вание знаний; осоз-нанное и произволь-ное построение речевого высказы-вания; рефлексия способов и условий действий, смысло-вое чтение; знаково- символическое моделирование (карта); анализ, синтез; подведение под понятие; выбор оснований и крите-риев для сравнения, сериации; уста-новление причинно-следственных свя-зей; построение логической цепи рассуждений; дока-зательство, выдви-жение гипотез и их обоснование. | Целеполагание, планирование, прогозирование, оценка, волевая саморегуляция. | Владение вербаль-ными средствами общения; эмоцио-нально-позитивное отношение к про-цессу сотрудни-чества; умение слушать собесед-ника; понимание возможно различ-ных точек зрения; учет разных мне-ний и умений обосновать соб-ственное; умение аргументировать, убеждать и усту-пать; умение с помощью вопросов получать необхо-димую информа-цию; в групповой или парной работе – соблюдать добро-желательное отно-шение друг к другу при конфликте ин-тересов; способ-ность строить по-нятные для парт-нера высказывания, рефлексия своих действий | Формирование кар-тины мира и культуры как порождение пред-метной и культурно-преобразующей дея-тельности человека; ознакомление с миром профессий; развитие познавательных ин-тересов и учебных мо-тивов; уважение исто-рии и культуры всех народов; ориентация в нравственном содер-жании поступков; зна-ние основных мораль-ных норм; выделение нравственного содер-жания поступков; фор-мирования моральной самооценки; формиро-вании критического мышления, форми-рования здорового образа жизни; осоз-ание национальной принадлежности и и культурной иден-тичности.; формиро-вание «Я- концепции»- формирование пози-тивной самооценки и самопринятия. | |
66-68 | Презентация проектов. | 3 |
Оценка тестовых заданий: 80% от максимальной суммы баллов – оценка «5», 60-80% - оценка «4», 40-60% - оценка «3», 0-40%- оценка «2»[2]
В пособии даны задания базового и повышенного уровня сложности (блок А, блок В, блок С). Задания блока А являются базовыми (задания с выбором ответа , проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, причин и следствий событий). Блок В – более сложные с открытым ответом (классификация, систематизация). Блок С – развернутый вариант ответа, предполагающий разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторической ситуации, сравнение. При правильном ответе ставится 1 балл, при неправильном – 0 баллов.
Л и т е р а т у р а:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.- М.: Просвещение. 2012. ФГОС
Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира.5 класс. - М.: ВАКО, 2013 (ФГОС)
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.,: 2008
Кораблев И.Ш. Ганнибал. - М., Наука. 1981
Интернет- ресурсы
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
Древний мир - http:// www.ancient.ru/
Древняя Греция - http:// ellada.spb.ru/
Древний Рим - http:// ancientrrome.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
Мифы народов мира - http:// /www. edic. ru/ myth
Первобытное искусство - http:// vm.kemsu.ru
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Ноутбук
[1] Оценка тестовых заданий приводится в конце тематического планирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира
Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...