«Брежневский застой» как тема современной публицистики и школьного урока.
статья по истории (11 класс) по теме

       Оценка данной эпохи весьма актуальна в настоящее время, когда сложности экономического развития нашей страны отражаются на благосостоянии населения и заставляют задуматься об эффективности управления и сопоставляются с деятельностью предыдущих руководителей нашей страны. При изучении этой темы в старших классах средней школы учителя сталкиваются с проблемой идеологизированного, однобокого подхода, как к личности самого Леонида Ильича, так и ко времени его руководства страной. Поэтому большую роль при изучении данной темы играет использование на уроках и семинарах в качестве источников публицистических статьи и материалов современных исследователей, которые имеют объективный взгляд и достаточно аргументированную точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Брежневский застой» как тема современной публицистики и школьного урока.

«Не судите нас строго за допущенные вольности,

 история должна знать своих героев»

(Л. И. Брежнев)

       Оценка данной эпохи весьма актуальна в настоящее время, когда сложности экономического развития нашей страны отражаются на благосостоянии населения и заставляют задуматься об эффективности управления и сопоставляются с деятельностью предыдущих руководителей нашей страны. При изучении этой темы в старших классах средней школы учителя сталкиваются с проблемой идеологизированного, однобокого подхода, как к личности самого Леонида Ильича, так и ко времени его руководства страной. Поэтому большую роль при изучении данной темы играет использование на уроках и семинарах в качестве источников публицистических статьи и материалов современных исследователей, которые имеют объективный взгляд и достаточно аргументированную точку зрения.

      Деятельность Л.И. Брежнева и его влияние на последующие исторические события широко освещена как в исторической, так и в публицистической литературе. В 2006 году к 100-летнему юбилею Л.И.Брежнева вышла целая подборка статей в Литературной газете, где разгорелись настоящие дискуссии по данному вопросу. В докладе  использованы материалы: статей Бабиченко Д., Антонова М., Никаноровой Е. Б., Прохватиловой С. А. , Кертмана Г. и других исследователей, данные социологического опроса населения проведенного Фондом общественного мнения в 1999 и 2006 году.

       Основная цель работы заключается в освещение современных подходов к периоду брежневского руководства или как его традиционно именуют «застоя» применительно к школьному уроку истории.

В 1999 году Фонд общественного мнения предложил участникам опроса назвать того из руководителей нашей страны в ХХ веке, при котором «простым людям жилось лучше всего» (предъявлялась карточка), и 48% респондентов – или 58% от числа так или иначе ответивших на этот вопрос – высказались за Л. Брежнева.[1] Причем ни один иной отрезок времени, прожитый нашими согражданами в уходившем веке, не смог составить в этом отношении какой-либо конкуренции. (за И.В.Сталина и Н.С. Хрущева 7 %, М.С.  Горбачева- 3%, Б.Н. Ельцина – 1%)

В 2006 г. опрос проводился более детально в целом 61% опрошенных посчитали годы правления Л. Брежнева благополучным временем для нашей страны, и только 17% – неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дают 75% респондентов, и среди тех, кто старше – 74% (негативную – соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затрудняются дать оценку временам Л. Брежнева, но и они гораздо чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Вердикт общественного мнения относительно исторической роли самого генсека лишь немногим менее определенен: 50% россиян считают, что Л. Брежнев сыграл положительную роль в истории страны, 16% – что отрицательную. Среди представителей среднего и старшего поколений доли давших ему положительную оценку достигают 61% и 62% соответственно (отрицательную – 15% и 16%).[2]

Так чем же все таки была эпоха Брежнева «застоем», «Великой эпохой»  или «стоянием в зените»?

     Для начала необходимо определиться с датировкой этого периода, считается, что Леонид Ильич руководил страной 18 лет (1964-1982)  но это не вполне верно считает        С. Черняховский.[3] Первые два года (1964-66) Брежнев утверждал свое положение, боролся за первенство. И назывался не Генеральным секретарем, а только 1-м секретарем ЦК КПСС. Генеральным он станет только в 1966 году, когда пройдет 23-й съезд и он не в идеологической дискуссии, а в кулуарном маневрировании одержит верх над тем, кто привел его к власти, – Шелепиным, упразднив его грозный пост председателя Комитета партийно-государственного контроля, единственного за всю историю СССР и КПСС. (Теоретически Шелепину было подвластно все: от имени партии он мог контролировать государство, от имени государства – держать в рамках законности партию. Его несостоявшееся правление – это отдельная тема.)

    С этого, 1966 года Брежнев, собственно, и начинает руководить страной. Но не до смерти в 1982 году, а до 1976 года, когда он… умер. Да, это – не ошибка. Леонид Ильич Брежнев умер в 1976 году. У него была клиническая смерть. Его вернули к жизни, но восстановиться в полной мере он уже не смог. Поэтому руководили страной от его имени, регулярно отказывая ему в просьбах об отставке, мотивируя это необходимостью сохранения стабильности, ибо ни одна из групп не была уверена в том, что одержит верх в противостоянии после его ухода.
     До этой роковой даты он, по характеристике «Форрин Офиса» (Министерство иностранных дел Великобритании), был «волевым человеком, излучающим уверенность и компетентность». После нее стал инвалидом, сохранил и умножил полномочия, не стал номинальной фигурой, но при этом утратил контроль за текущими вопросами. Вот тогда и началось то, что называют «застоем». До «застоя» «молодой Брежнев» – активно действующий лидер, движущий механизм в работе системы, после – тот самый персонаж из позднесоветских анекдотов.
     Собственно, хотя это время и получило позже название «застоя», реально оно характеризовалось не остановкой развития, а снижением темпов его роста. Сами по себе рост и развитие экономики продолжались и хотя по своим темпам уступали предыдущим периодам, то на фоне и современной России, и современных благополучных стран Запада выглядели вполне прилично.

Так как же характеризуется экономическая ситуация в СССР в первый период  его руководства страной.

    Брежневское «застойное» время началось… с реформ. В 1965 году в промышленность СССР начали внедряться рыночные отношения (хозрасчет). По итогам выполнения 8-я пятилетка (1966-1970 гг.) стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Было построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти. Команда руководителя СССР Леонида Брежнева и председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина использовала эффективную плановую систему на сто процентов. Всего за пятнадцать лет они успели создать тот запас прочности, который, после развала Советского Союза позволил новым государствам СНГ целых двадцать лет жить, практически не создавая ничего нового.

     Следует отметить, что тезис о застое как пике развития нашей страны только на первый взгляд кажется парадоксальным. Сухие цифры экономической статистики свидетельствуют: это и правда был пик. Кстати, в одном из учебников новейшей истории для средней школы так и написано: «Термин «застой» не стоит применять расширительно, поскольку экономический рост продолжался. В 1966—1985 годах национальный доход вырос в 4 раза». [4]
     В 70-е годы прошлого века американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт, посетив СССР, обмолвился, что в Советском Союзе создан прообраз общества будущего, к которому человечество еще не готово. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что в чем-то он оказался вполне прав. Давай детально рассмотрим цены на некоторые вида товаров.

   В самом дорогом ресторане обед стоил приблизительно 10 рублей, это если ограничиться приемом 100 граммов алкоголя. В более доступных заведениях приличный обед без спиртного, из трех блюд с салатиком и каким-нибудь морсом или соком обходился до 5 рублей, комплексные обеды – 2,5-3 рубля. В столовой можно было пообедать за рубль, в эту сумму входила также стакан сметаны.

    Проезд в автобусе стоил 5 копеек, в троллейбусе – 4, в трамвае – 3. Можно доехать и на такси, 1 км стоил 20 копеек, но это уже было роскошью. Картошка в овощном отделе – по 7-10 копеек за килограмм, 12 копеек – свекла и морковь. Хлеб – от 14 копеек черный ржаной до 22 копеек белый круглый. Батоны – 15-22 копейки, сдобная булочка – 6-8 копеек. Вареная колбаса стоила от 1 рубля до 2,80. Копченая колбаса в гастрономах бывала редко, и за ней выстраивались очереди, стоила она 3,5-3,8 рубля за килограмм.

     Приличный обед на семью обошелся бы в 10 рублей максимум, причем продуктов хватило бы на несколько дней. При этом цены на продукты питания практически не менялись целыми десятилетиями, а на некоторые, наоборот, снижались. Государство постоянно дотировало из бюджета группу товаров первой необходимости. Именно поэтому продукты питания в СССР были очень дешевыми.

1 КВт/ч электроэнергии – по 4 копейки в городе и по 1 копейке в селе. Трехкомнатная квартира обходилась в 10 рублей в месяц со светом, газом, квартплатой и водой.

Любой пенсионер мог позволить себе купить несколько газет и понравившуюся книгу. Пенсия в этот период колебалась от минимальной в 42 рубля до максимальной в 120-132 рубля в месяц. Средняя зарплата советского человека, к примеру, начинающего врача, ставка которого была 125 рублей, рабочий на заводе получал от 150 до 300 рублей, в среднем – 180 рублей в месяц. К этому добавим  квартиру, бесплатные медицинское обслуживание, образование, путевки в санатории и пионерлагеря, которые достать, хотя и было трудно но они были практически бесплатные.[5]

В России при среднемесячной зарплате в 21 тысячу рублей прожиточный минимум в первом квартале 2011 года составил 6473 рубля. Число россиян, чьи доходы сегодня меньше этой величины, — 22,9 миллиона человек, или 16 процентов от общей численности населения. Иными словами, бедняков сейчас в 2,5 раза больше, чем при Брежневе в последние годы его правления. А уровень доходов 10 процентов самых обеспеченных граждан и 10 процентов самых бедных различается почти в 16 раз. Если учесть, что зарплата более трети россиян не превышает полутора прожиточных минимумов — около 10 тысяч рублей, то хвастаться особенно нечем.

За три Брежневские пятилетки (1966-1980гг.) был кардинально обновлён жилищный фонд страны. Новое жильё получил 161 миллион человек – за три пятилетки. За эти три пятилетки было построено 2/3 инфраструктуры (водопровод, теплоснабжение и канализация) городов и посёлков. Протяженность и сложность этих систем такова, что сейчас экономика т. н. независимых государств не может даже содержать их, не то чтобы строить новые.

За время руководства страной Брежневым люди обустроили свой быт, расширились социальные возможности – в три раза выросло число выпускников полной средней школы, в два раза – число студентов вузов. Население стабильно прирастало – в СССР за те 20 лет оно выросло более чем на 30 миллионов человек. Сравним с сегодняшней демографической ситуацией…

Брежнев добился, чтобы в Москве прошли Олимпийские игры. Рекордное число медалей за всю историю олимпийского движения – 197 (в том числе 80 золотых) – завоевали советские спортсмены. После Игр масса спортивных, культурных и жилых сооружений стали доступны большинству москвичей.

Разумеется, не Леонид Ильич лично выходил, подобно Алексею Леонову, в открытый космос, не он возводил Братскую и Саяно-Шушенскую ГЭС, не он осваивал Тимано-Печорский нефтегазовый бассейн и прокладывал газопровод Уренгой -Поморы - Ужгород, не он укладывал рельсы БАМа.. Однако, при той системе власти без последнего слова Генерального секретаря все эти свершения были бы невозможны. Тем более что глава партии и государства - по крайней мере, до момента наступления тяжелой болезни в середине 70-х годов активно влиял на формирование и реализацию и внешней, и внутренней политики.

К вопросу о самом лидере его личных качествах. Брежнев прошёл всю войну, был ранен и контужен, восстанавливал разрушенное войной хозяйство, всегда на самых ответственных участках. Он до конца своей жизни сохранил привычки простого человека, любил футбол и хоккей, играл в домино, читал газеты и иллюстрированные журналы, смотрел по телевизору программу «Время», гонял голубей, был страстным охотником, очень любил поэзию, мог читать наизусть стихи Есенина и других поэтов.

Весьма непосредственно вел себя Брежнев на многих приемах, например, по случаю полета в космос совместного советско-американского экипажа по проекту «Союз — Аполлон». Однако советские люди не видели и не знали такого жизнерадостного и непосредственного Брежнева. К тому же образ более молодого Брежнева, которого тогда не очень часто показывали по телевидению, был вытеснен в сознании народа образом тяжело больного, малоподвижного и косноязычного человека, который чуть ли не ежедневно появлялся на экранах наших телевизоров в последние 5-6 лет своей жизни.

Эпоха Брежнева вспоминается значительной частью населения России, особенно пожилого, с известной ностальгией. И это - не только тоска по безвозвратно ушедшей молодости, которую человеку свойственно идеализировать. Люди скучают по тому спокойствию, предсказуемости и порядку, которые были в "застойные" годы Брежнева. По той социальной защищенности, опеке со стороны государства, которая раньше нередко раздражала и которую теперь порой очень недостает.  

Брежнев выполнил свою историческую миссию – оттянул конец СССР, но обеспечить прорыв страны к новым вершинам был не в состоянии. Как и его предшественники во главе страны, он пережил своё время.

Анализ эпохи Л.И. Брежнева, должен помочь обществу, и прежде всего правящему классу, извлечь определённые уроки. Потому здесь чрезвычайно важно по возможности придерживаться исторической правды.
С одной стороны, если весь этот период окрашивать только чёрными красками, то для молодёжи будет непонятно, как общество могло не только жить, но и созидать, творить при таком режиме. А для старших поколений, умом и трудом которых творились эпохальные открытия, создавался мощный ракетно-ядерный щит, строились фабрики и заводы, прокладывались стратегически важные дороги, находились и обустраивались полезные ископаемые, это будет вообще оскорбительно. Тем более что постсоветская Россия пока живёт только за счёт советского «капитала»… С другой стороны, если только положительно оценивать ту эпоху, тогда будет совершенно не понятно, почему же брежневский «развитой социализм» рухнул, как карточный домик, при первом же ветерке перестройки, похоронив под собой вторую в мире сверхдержаву. Валить же всё на Горбачёва и его окружение, на Ельцина и на подрывную деятельность Запада – не вполне серьёзно.

Список используемой литературы

 Антонов М. Образцовый советский лидер.// Литературная газета. Выпуск № 39-40. 2003.// http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg402006/Polosy/4_1.htm

Бабиченко Д. Экономическая реформа Брежнева.// itogi.ru. 30 октября 2011г.

Зуев В. Золотое время «Брежневского застоя»/ http://mrsanych.ru/tag/epoha-brezhneva

Кара-МурзаС.Г. Эпоха Брежнева.//Фонд «Антикризис»//  http://www.rus-crisis.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1999:1999&catid=38:2009-06-29-18-50-12&Itemid=76

Кертман Г.Эпоха Брежнева - в дымке настоящего//«Социальная реальность», №2, 2007 г.

Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М. История Отечества. – М.: Просвещение, 1992.

Никанорова Е. Б., Прохватилова С. А. 'Миф о застое''. Лениздат. 1991.

Л.И. Брежнев и его время. Фонд общественного мнения. Опрос населения. 14.12.2006// http://bd.fom.ru/report/cat/az/%F3/sssr/dd064934

Черняховский С. Эпоха Брежнева могла завершиться новым прорывом, но привела к катастрофе.// KM.RU. http://www.km.ru/v-rossii/2012/11/09/istoriya-khkh-veka/696971-epokha-brezhneva-mogla-zavershitsya-novym-proryvom-no-


[1] Кертман Г.Эпоха Брежнева - в дымке настоящего//«Социальная реальность», №2, 2007 г.

[2] Л.И. Брежнев и его время. Фонд общественного мнения. Опрос населения. 14.12.2006// http://bd.fom.ru/report/cat/az/%F3/sssr/dd064934

[3] Черняховский С. Эпоха Брежнева могла завершиться новым прорывом, но привела к катастрофе.// KM.RU. http://www.km.ru/v-rossii/2012/11/09/istoriya-khkh-veka/696971-epokha-brezhneva-mogla-zavershitsya-novym-proryvom-no-

[4] 

[5] Зуев В. Золотое время «Брежневского застоя»/ http://mrsanych.ru/tag/epoha-brezhneva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Презентация на тему "Современные педагогические технологии на уроке музыки"

В своей работе я посторалась показать те педагогические технологии которые  которые наиболее часто  используются на уроках музыки и которые я сама постоянно использую на своих уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Доклад на тему «Современные игровые технологии на уроках музыки и ритмики»

Преподавание ритмики и музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умст...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....