"Библейские сюжеты"
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме

Презентация по истории Древнего мира для учащихс 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.08 МБ
Microsoft Office document icon urok_na_emd.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Библейские сказания Урок истории в 5 классе Учитель Шишкина С.А.

Слайд 2

Просите, и дано будет вам, Ищите, и найдете, Стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, И ищущий находит, И стучащему отворят. Евангелие от Матфея, 7.7 – 8

Слайд 14

Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха. Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого – либо бедствия. Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное. Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос. Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый. Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения. Змей-искуситель (Бытие) Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.



Предварительный просмотр:

Просите, и дано будет вам,

Ищите, и найдете,

Стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает,

И ищущий находит,

И стучащему отворят.

Евангелие от Матфея, 7.7 – 8

Книга, о которой сегодня пойдет речь, - самая удивительная книга мира.

Самая раскупаемая книга в мире – Библия. Она продана в период с 1815 по 1999 годы тиражом около 3,88 миллиардов экземпляров.

Самые древние библейские тексты (глава 6 ст.22-27), выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 г. Они относятся примерно к 587 г.до н.э. Самая древняя из известных нам библий – Codex Vatikanus, написанная на греческом языке ранее 350 г. н. э., - хранится в Ватиканском музее, Рим. Первое полное печатное издание Библии на английском языке было опубликовано в 1535 г. в Антверпене под редакцией епископа Майлса Ковердейла. Новый завет был издан Уильямом Тиндалем в Кельне и Вормсе, Германия, в 1525 г. Первый рукописный перевод Джона Уиклиффа датируется 1382 г.

Книга рекордов Гиннеса о Библии.

Библия – это Книга, которая рассказывает историю взаимоотношений Бога и человека. Пока человек не осознает, что он - создание Божие, Библия будет ему непонятна и неинтересна. Однако во все времена и во всех народах есть люди, для которых Библия – настольная книга. Этих людей нельзя назвать глупыми или темными, необразованными. Они- верующие люди. Верить или не верить в Бога решает сам человек, но и неверующие должны иметь представление о Библии, так как все мировое искусство постоянно обращается к библейским образам и сюжетам.

3нания человека о мире разнообразны. Одни знания дают представления о природе (география, ботаника, биология и т. д.), другие — о человеке (например, анатомия, медицина), третьи — об обществе (например, история, экономика, философия). Есть точные науки — математика, физика, химия и т. д. Есть науки гуманитарные — искусствознание, эстетика. Все они образуют научное

Религиозный взгляд на мир исторически возник раньше, чем научный, и на протяжении многих столетий был господствующим. Овладевая тайнами мироздания, человек дивился мудрости Творца, понимая свою ограниченность и глубину тех тайн, которые, возможно, человечество никогда не сможет объяснить.

Среди огромного количества книг, созданных человечеством, особое место принадлежит так называемым “Священным книгам”. У иудеев это Ветхий Завет Библии, Талмуд; у христиан — Библия и особенно ее Новый Завет; у буддистов Типитака; у мусульман — Коран.

Эти религиозные книги создавались многими поколениями людей на протяжении нескольких веков. В них дано религиозное понимание мира, связь человека с Творцом и нравственные правила жизни на Земле. В описании событий жизни далекой истории переплетаются правда и вымысел. Но главная особенность “Священных книг” заключается в том, что их содержание имеет как бы несколько “пластов”. Первый, верхний, пласт “прочитывается” и понимается всеми, но его глубинное содержание доступно только немногим людям. Поэтому“Священные книги” имеют объяснения — толкования. Например, широко известна “Толковая Библия” с комментариями А.П.

Да, окружающий мир удивительно красив: в нем есть та высшая красота и гармония, которая не подвластна человеку. Изгибы рек, лесные дали, уходящие ввысь горные хребты, плывущие в поднебесье облака, морские просторы — все это воспринимается верующими людьми как Великое Творение Великого Художника.

Современные ученые говорят не только о правдоподобности описания происхождения жизни на Земле, но и о научной точности, с которой древний автор описывает этот процесс.

А физическое строение человека — разве оно не совершенно? Человек полностью приспособлен к жизни на Земле, почти во всех ее уголках. По религиозному представлению, человек создан Богом по образу и подобию Своему, хотя Бога-Отца (Сава офа) никто никогда не видел. Но в человеке есть несколько таких качеств, которые показывают его высокое предназначение – быть ДРУГОМ и со-работником Бога: человек обладает разумом, волей, даром слова… И человек тоже творец. Главное же качество человека – умение Любить, Бог – это и есть Любовь.

Итак, Бога никто никогда не видел. Откуда же люди узнают о Нем? Мы ничего не могли бы узнать про Бога, если бы Он сам не открывал нам себя. Поэтому Библию называют БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ.

Бог открывает себя в мире природы, сотворенном по Его замыслу. Узнавая этот мир, его чудесные законы, мы начинаем познавать премудрость и всемогущество Бога.

Первобытные люди видели божественную волю в силах природы – в огне, в воде, в земле, в ветре, обожествляли их. Великие древние цивилизации - Египет, Вавилон, Греция, Рим создавали сложные религии со многими богами, которым они служили в пышных молитвенных церемониях и жертвоприношениях.

Но только в одном маленьком пастушеском иудейском племени, никогда не создавшем ни великой империи, ни великого искусства, много тысяч лет тому назад открылась людям вера в единого Бога, Творца всего мира, сотворившего человека и давшего ему законы того, как следует жить. Через избранных самим Богом пророков и праведников Бог открывал себя людям.

Эти люди пересказывали на словах то, что им открывал о Себе Бог, о законах мироустройства и жизни людей. Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста.

Иисус Христос также передал ученикам Свое учение в беседах, проповедях. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ.

Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Слово “библия” переводится “книги” (сравните со словом библиотека).

Те книги, которые были записаны в израильском народе в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Попробуйте определить, что значит это название.( Ветхий - старый, завет – завещание, учение завещанное Богом людям

Основные сюжеты Ветхого Завета:

  • сотворение мира
  • первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога
  • первое убийство (Каин и Авель)
  • всемирный потоп, Ной и его ковчег
  • Авраам, Исаак, Иосиф
  • 10 заповедей

Другие книги Св. Писания были написаны вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Они называются НОВЫМ ЗАВЕТОМ. Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благо – это добрая, хорошая весть. Главная весть, которую ждали люди с момента, когда Бог лишил их права жить в раю с Ним, эта была весть, что пришел на землю Спаситель, который избавит их от рабства смерти.

  • Послушайте известную песню в исполнении Бориса Гребенщикова “Под небом голубым”.
  • Как полученные вами знания о Библии помогают постичь смысл песни? 
  • Как вы считаете, достаточно ли вы знаете о Библии, чтобы самостоятельно читать ее и понимать? 

“Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

Тема урока: Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. (2 урока)

1 урок – заочное путешествие.

2 урок - с элементами лабораторно-практической работы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;
  • формировать умение пользоваться текстом Библии;
  • учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
  • формирование навыков работы с контурной картой;
  • развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.

Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, скиния, Ковчег Завета.

Оборудование урока:

1) карта “Передняя Азия в древности”;

2) контурная карта “ Передняя Азия в древности”, цветные карандаши;

3) Библия и другие библейские тексты;

4) картины художников на библейские сюжеты.

План урока:

  1. Библия – священная книга миллионов людей.
  2. История Иосифа.
  3. Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
  4. Богослужение древних евреев. Пророки.
  5. Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
  6. Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
  7. Закрепление и проверка знаний.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

Вводное слово учителя – рассказ учителя о структуре Библии (рисунок 1).

Библия (ХII в. до н.э. - II в.н.э.) – собрание книг, которые считаются священными в христианстве и иудаизме. Состоит из 66 книг, делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Состав Библии: произведения различных жанров:

Ветхий Завет (39 книг)

Новый Завет (27 книг)

Пятикнижие Моисеево – Закон Тора

Евангелие

Исторические книги

Деяния апостолов

Книги Премудрости

Послания апостолов

Пророческие книги

Откровение Иоанна (Апокалипсис)

Ветхий Завет – самая древняя часть Библии. В нем описывается в основном реальная история, с реальными противоречиями, войнами, именами правителей, он написан в оригинале на древнееврейском языке. Позже книги были переведены на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и современные национальные языки.

Ветхий Завет начинается книгой Моисея Бытие и заканчивается книгой пророка Малахии.

Новый Завет - это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.

В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии. Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты.

Библия в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.

2. Учитель: В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье. Согласно Библии, Аврааму было видение: к нему явился Бог и приказал ему следовать в Ханаан, пророчествуя, что от Авраама начнется новый народ. Старец вместе со своей женой Сарой долго скитался, пока не остановился в одном из мест в Палестине, где позже вырос великий город Иерусалим. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам.

Иосиф рассказывает от первого лица историю того, как он попал в Египет и как там жил (на основе еврейских преданий). Учащимся предлагается по ходу рассказа подготовить вопросы, которые они потом смогут задать рассказчику. Учитель также может предложить свои вопросы классу.

Ученику предлагается следующий текст:

Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет - запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и сделал вид, будто хочет казнить самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду. Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там почти 400 лет.

3.Учитель: Но при фараоне Рамсесе II евреев стали притеснять, заставляя работать на строительстве грандиозных сооружений. Работа была очень тяжелой. А затем фараон и вовсе приказал убить всех еврейских младенцев мужского пола.

Моисей рассказывает историю своего рождения и исхода евреев из Египта.

Ученику предлагается следующий текст.

Мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Став взрослым, Моисей однажды увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей убил обидчика и вынужден был бежать. Моисей пас овец в пустынной местности. Вдруг куст перед ним запылал несгораемым огнем. Из пылающего куста раздался громкий голос. Это сам Бог обращался к Моисею: “Я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал плач бедных евреев и повелеваю тебе вывести их из Египта!”.

В страхе и трепете Моисей закрыл ладонями лицо, боясь увидеть Бога. “Что сказать мне сынам Израилевым, когда я приду к ним, как назвать мне Бога отцов их?” - спросил Моисей. И сказал Бог Моисею: “Я есмь Сущий (Бог Яхве). Так скажи сынам Израилевым: “Сущий послал меня к вам”. Так впервые явился Бог Моисею.

Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда евреи решили бежать из Египта. Начался великий исход.

Учитель: Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей.

Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди.

Задолго до того, как была написана Библия, у/шумеров и вавилонян было большое количество законов, регулирующих общественную жизнь. Но такое сжатое, систематизированное собрание действенных правил жизни, сконцентрированных на самом существенном, какими предстают пред нами Десять заповедей Ветхого Завета, было и остается единственным в своем роде.

Когда однажды в Центральной Африке путешественник и исследователь Стенли впервые прочитал местному вождю одного из племен Десять заповедей, то "дикарь" сказал ему: "Послушай! Оставайся здесь и обучи мой народ этому великому закону. Если все мои подданные постигнут его и будут его соблюдать, я стану первым среди владык мира". Если бы сегодня больше людей рассуждало так, в мире было бы больше благоговения перед жизнью, больше мира и служения ближним. Десять заповедей указывают нам, где все это берет свое начало: в образе мышления отдельного человека, в доброжелательном отношении к другому, в служении ближнему и в первую очередь в ответственности перед Богом!

  1. Бог для всех один.
  2. Не поклоняйся идолам.
  3. Не произноси имя Бога всуе.
  4. Шесть дней работай, один отдыхай.
  5. Люби отца и мать своих.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не доноси и не лги.
  10. Не завидуй.

– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?

– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?

– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)

(Учитель по учебнику с учениками разбирает каждую из 10 заповедей).

Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?

4. Учитель: В Библии рассказывается, что единое место для поклонения Яхве устроил Моисей. Это был переносной шатер из дорогих тканей, привешенных к столбам – скиния.

В нем было 3 части – двор, святилище и святая святых. Во двор, где приносились жертвы, могли входить все. В святилище входили только священники. Там стояли семисвечник и алтарь, на котором жгли благовония. Самой главной частью было святая святых. В него мог входить только главный священник – первосвященник – и только один раз в год. Там стоял “ковчег” - ящик, в котором находились скрижали с 10 заповедями. Позже в Иерусалиме был возведен огромный каменный храм, куда перенесли ковчег.

Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Одним из самых известных из них был Илия.

5. Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).

Вопросы:

  1. Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
  2. Какой город явился главным препятствием для евреев?
  3. Почему стены Иерихона рухнули?
  4. Что означает выражение “Иерихонская труба”?

Задание: чтение документа – Самсон и Далила.

  1. Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:

6. Учитель: После ряда набегов израильтян на Палестину жившим там ханаанеям был нанесен сокрушительный удар. Иудеям удалось расселиться в Палестине. Общей власти у них еще не было. Перед лицом какой-либо опасности племена подчинялись выбранному вождю – судье. Считалось, что такому вождю помогает Бог. Евреи считают, что есть только один истинный Бог – Яхве, который сотворил мир и человека. Это была первая монотеистическая религия. А религия евреев – иудаизм.

В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.

Ученики – комментированное чтение текста учебника “Цари”.

Вопросы:

  1. Назовите царей Изральско-Иудейского царства.
  2. Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Чтение документа “Давид и Голиаф”).
  3. Какой царь славился необычайной мудростью? ( Чтение документа “Суд Соломона”).
  4. Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?

5. На какие две части распались Израильское царство и почему?

7. Закрепление и проверка знаний.

1. В течение урока учащиеся вместе с учителем делают в тетради краткие записи, в результате чего должна получиться следующая схема:

Палестина

<>

Древние еврейские царства (рисунок 2)

2. Вопросы к текстам.

О Иосифе:

  1. За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
  2. Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
  3. Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?

О Моисее:

  1. Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
  2. Как удалось спастись Моисею?
  3. Какое задание дал Бог Моисею?
  4. Как удалось Моисею спасти свой народ?

3. Индивидуальные задания

а) Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.

б) Заполнить контурную карту (прилагается)

в) Составить рассказы по рисункам (прилагаются)

4. Фронтальный опрос.

  1. На какие две части делится Библия и по скольку книг?
  2. Дайте краткую характеристику Старого Завета и Нового Завета.
  3. От кого ведется происхождение еврейского народа?
  4. Откуда произошло слово “Израиль”?
  5. Почему евреи попали в Египет?
  6. Почему Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет?
  7. Как называется у евреев место для поклонения Богу?
  8. Где хранились скрижали?
  9. Какую роль для еврейского народа играли пророки?
  10. Что вы знаете о филистимлянах?
  11. В чем особенность древнееврейской религии по сравнению с египетской и вавилонской?

5. Решить кроссворды по вариантам, используя Библию (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5-6).

Домашнее задание: Составьте по выбору кроссворд или тесты с использованием новых терминов, параграф 18.

Фразеологизмы:

  1. Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
  2. Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.
  3. Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого – либо бедствия.
  4. Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.
  5. Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.
  6. Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
  7. Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.
  8. Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.
  9. Змей-искуситель (Бытие)
  10. Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.
  11. Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
  12. Каинова печать (Бытие)

Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.

Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)

Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

Литература:

  1. Акулов А.В. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). - М.: Лист, 1999.
  3. Вигасин А.А. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. История Древнего мира (конспекты уроков для учителей истории). – М.: Владос – Пресс, 2003.
  6. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира (методическое пособие) – М.: Дрофа, 2002.
  8. Чубарьян А.О. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Библейская энциклопедия. – М.: Российское Библейское Общество, 1996.

Много шедевров создал Мастер за свою жизнь. Но нет ни одного творения, равного фрескам в Сикстинской капелле.

    В память Сикста, дяди Его Святейшества папы Юлия II, последний решил поручить Микеланджело громадный и достойный его таланта труд - расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом.

    Слова и описания не в силах даже отдаленно выразить красоту и величие живописи плафона Сикстинской капеллы. Создав свой план росписей, грандиозный и прекрасный, Микеланджело воплотил его, изобразив историю человечества. В целом плафон представляет ряд сцен из Ветхого завета, начиная от сотворения мира и перехода к Новому завету, к явлению в мир Спасителя.

    В центре - девять сюжетных композиций со сценами из библейской Книги Бытия, которые рассказывают о сотворении мира, человека, изгнании из Рая и о Всемирном Потопе. О Шести Днях Творения напоминает плафон Сикстинской капеллы, где Микеланджело изображает Творца мощным старцем, который проносится над мирозданием, отделяя тьму от света, создавая и сушу, и живые существа, и звезды.

     11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий.

     14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Ветхий Завет. Бытие.)

    В воспроизведенной здесь правой части предпоследней из больших сцен изображено Сотворение светил. Создатель устремляется из глубины пространства и мощным жестом созидания указывает небесным телам их расположение. Его же изобразил мастер в той же истории, где он парит, благословив землю и создав животных; такова на этом своде сокращающаяся фигура, которая, куда бы ты ни шел по капелле, все время вращается и оборачивается и в ту и в другую сторону.

    Роспись громадного свода потребовала от Микеланджело титанического труда и нечеловеческого подвига. На лесах, под потолком, у самого плафона, лежа на спине, изнемогая от головной боли, усталости, забыв о сне и отдыхе, не снимая неделями сапоги, истерзанный нескончаемыми претензиями папского двора, пядь за пядью, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, Буонарроти писал историю человечества. Чего это ему стоило - на этот вопрос отвечает сам художник, изобразив на фреске "Страшного суда" свой портрет на содранной живьем коже одного из святых.

    В одной драматической хронике Макиавелли говорит Микеланджело: "Я умру, и мои творения умрут, тогда как вы будете жить вечно. Вы переживете ваши создания, потому что были богом в минуты вашего творчества".

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с Кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой под стать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

    Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.

По сторонам от главных сцен центральной части росписи, по замыслу художника, размещены пять Сивилл и семь Пророков. В эти фигуры Микеланджело вложил изумительное богатство красоты и характера. Красота и величие фигур отвечает их божественному содержанию, вместе с тем они просты и естественны. Восседая на монументальных тронах, пророки со священными книгами и сивиллы с их таинственными письменами полны страстного порыва и воодушевления, предсказывая приход Спасителя и символизируя радостное ожидание его человечеством.

    Античная мифология наделила сивилл (женщин-прорицательниц) способностью видеть будущее. Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предсказывали судьбу и открывали волю богов. В древнем мире всех сивилл считалось 12. Деятельность Сивилл в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Рождества Христова, времени сильного духовного и религиозного подъема.

    Кроме Сивиллы Ливийской во фресках изображены сивиллы Кумская, Дельфийская, Эритрейская и Персидская. Прекрасная фигура Сивиллы Ливийской, или иначе Ливианины, изображена на своде капеллы рядом с пророком Даниилом. О ней писал Климент Александрийский. Она путешествовала в Самосе и Дельфах и, как говорят, упрекала людей в идолослужении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.

Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...

7 класс. Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Беседа о понятиях смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценн...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"

Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе....

Библейские сюжеты на уроках русского языка

Главной задачей воспитания учащихся является нравственное. Об этом учитель должен помнить на каждом уроке. Я считаю, что уроки русского языка и литературы имеют самую благодатную почву для этого. Нрав...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...