урок по теме:"Литература и исскуство 18 века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Шалимова Оксана Вячеславовна

Урок с использованием различных приемов деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.odt13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок........

Тема: « Литература и искусство во второй половине 18 века»

План:

  1. Повторение пройденного материала

(кроссворды по группам)- в результате..три столпа Екатерининской эпохи- Дворянство, Абсолютизм, Просвещение.

  1. Объяснение нового материала с элементами театра...

( стол..три спрятанные вещи- книга( символизирует новые знания и расцвет мысли-литература), античная статуэтка( классицизм)-архитектура, скульптура, живопись)) и маска- театр.))

  1. Повторение нового материала-через заполнение таблицы.
  2. Анализ работы учащихся с таблицей.
  3. Домашнее задание-либо презентация о любом деятеле искусства, либо заполнить таблицу.

Дать определения -барокко,классицизм(отличие от европейского), жанры литературы-сентиментализм, реализм,показать и выявить особенности русской культуры и а также изменения, которые происходили...

Вторая половина XVIII столетия – период расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства. Но в расцвете абсолютистской системы были заложены и причины ее надвигающегося кризиса. Централизующей силе абсолютной монархии противостояли, с одной стороны, крестьянские движения (восстание Пугачева), с другой – вольнодумство («вольтерьянство») просвещенных дворян, их увлечение масонскими (Новиков) и тираноборческими (Радищев) идеями. Напряженному развитию русской общественной мысли и русской литературы этих лет (Сумароков, Фонвизин) соответствовал быстрый взлет русской художественной культуры второй половины XVIII в., формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями. Этот подъем обусловлен, несомненно, развитием национального искусства в предшествующий период, в овеянное высоким гражданственным идеалом петровское время, в годы елизаветинского правления, когда русское барокко столь блистательно проявило себя в грандиозных архитектурных ансамблях, в монументальной живописи и пластике.

  1. Литература:Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее пи сатель и историк Н.М.Карамзин (1766—1826), ч Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древ ней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоно сова и В. К. Тредиаковского (1706—1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717—1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль — сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых го рожан, крестьян. Ярким представителем этого направле ния стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончив шихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу вла стно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743—1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745—1792). Его комедия «Недоросль* выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно дер жалась за крепостничество и свои привилегии. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет — Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых слав ных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов*, созданный в на родной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

  1. Архитектура:На смену пышному елизаветинскому барокко приходит классицизм.Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы и XVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архи тектурными шедеврами!

 

С именем В.В.Растрелли (1700—1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дво рец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монасты ря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

 Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е — 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербур гом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744—

1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Боль шой дворец) н в Царском Селе (Александровский дворец).
Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738—1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Цари

цыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738—1812). Его главные работы — это здание Москов ского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Бла городного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома со юзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745—1808). Его лучшие тво рения — Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троиц кий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало разви ваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный рус скими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

3.Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. полу чила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных дея телей, полководцев.


Появилась историческая живопись  библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явле нием времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого на рода, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

5.Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и порт ретной скульптуре. Примером первой является знамени тый Медный всадник — памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716—1791) в 1775 г., а также памят ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754—1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740—1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

6.В ряду замечательных деятелей культуры второй поло вины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729—1763). Сын яро славского купца, он стал первым русским актером и зачи нателем русского национального театра. Крепостной театр Шереметьева.

Изменения:

1. Литература-язык и библейские сюжеты уходят, чувства людей, злободневные проблемы.

2. Архитектура-барокко на классицизм.

3. Скульптура-от орнаментальной к монументальной, портретной.

4. Живопись-от иконописи до портретной и крестьянской.

5. Театр, как новый вид русского искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Инновационные города XIX века - военные поселения"

Презентация ко второму занятию по теме "Инновационные города XIX века - военные поселения"...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

РАЗРАБОТКА УРОКА по Теме: США в XIX веке: через Гражданскую войну к мировой державе.

Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело в тому, чт...

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Конспект урока на тему: Литература начала ХХ века.

Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе ру...