Историческая игра «Эта удивительная история России».
план-конспект занятия по истории по теме
Историческая игра «Эта удивительная история России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_igra.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая игра «Эта удивительная история России».
Историческая игра для учащихся 10-11 классов по истории России с древнейших времен до конца XIX века.
Цель игры: повысить интерес учащихся к изучению исторических дисциплин, способствовать развитию их самостоятельности и активности, проверить и обобщить знания по истории России.
Образовательные задачи: проверить и обобщить знания по истории России, дать представление об историческом прошлом нашей страны в системе, осветить историю России по этапам и эпохам ее развития.
Развивающие: способствовать развитию умений и навыков работать в команде, доказывать свою точку зрения, умения самостоятельного поиска информации.
Форма проведения: внеклассное мероприятие по предмету «история» в форме игры
Подготовка: учащиеся 10-11 классов собираю по команде для участия в игре. В команде должно быть 6 человек. Они выбирают капитана, название для своей команды, девиз и эмблемы для участников. Все должно отвечать исторической тематике.
Выбирается жюри из 3 человек – учителей.
Ведущий игры – учитель истории.
Остальные учащиеся класса – болельщики.
Время проведения: вторник, с 14.15 до 16.00.
Ход игры.
Вводное слово ведущего (учителя): сегодня мы сегодня с вами собрались, чтобы узнать что-то новое или вспомнить что-то забытое по истории России. Мы изучали историю нашей страны с 6-го класса и познакомились за это время со многими людьми, событиями и явлениями, которые происходили в историческом прошлом России. Все они удивительно интересны для нас, т.к. мы – жители этой замечательной страны. Знать историю своего государства – это задача каждого человека. Давайте покажем сегодня все наши знания и докажем, что мы знаем историю России, умеем в ней разбираться и, тем самым, подарим ей нашу любовь и уважение.
Наша игра состоит из нескольких этапов. На каждом этапе вам буду даваться разнообразные задания, задаваться вопросы. Ваша задача: в течение 30 секунд обсудить ответ в своей команде и затем дать этот ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри (представить членов жюри). В конце игры жюри подведет итоги: определить победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов.
Представление команд.
Сейчас каждая команда представит своего капитана, название, девиз и эмблему. За представление вы можете получить также 2 или 1 балл. Учитывается оригинальность, творческий подход, соответствие историческим терминам и событиям.
Этап 1 «Исторический брэйн-ринг».
Ведущий: я задаю вопросы. Вы, после 30 секунд обсуждения, даете ответы. При этом, каждая команда может дать свой ответ или дополнить ответ другой команды.
1. В Древней Руси были князья-изгои. Кто это такие?
(Князья, не получившие престола).
2. Что такое «ордынский выход»?
(Дань).
3. В эпоху золотоордынского ига монастыри на Руси освобождались от уплаты податей. Им давалась на это льготная грамота. Как она называлась?
(Тархан).
4. Что такое Стоглав?
(Документ церковного собора, имевший сто разделов).
5. Кто такие путные бояре?
(Бояре, ведающие путями – отраслями дворцового великокняжеского хозяйства).
6. Кого князь Андрей Курбский называл «царские кромешники»?
(Опричников).
7. В источниках о Ярославле начала XVIII в. встречается слово «лисовчики». Что оно означало?
(Так называли поляков, по имени одного из командиров).
8. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отмененное только в 1682 г. царем Федором Алексеевичем. Что оно собой представляло?
(Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода).
9. Что такое «Кондиции 1730 г.»?
(Условия, ограничивающие самодержавную власть).
10. Кого из монахов XVIII в. в юности называли «кильский мальчик»?
(Петр III).
11. В 1826 г. в России был утвержден указ, названный «чугунным». В какой сфере он действовал?
(Цензурной).
12. После отмены крепостного права в России действовал кружок «Топор или народная расправа». Кто был его руководителем?
(С. Нечаев).
Этап 2 «Тест».
Каждой команде выдается письменный тест. Им необходимо за 5 минут ответить на 8 вопросов, выбрав правильный вариант ответа.
1. Российские мануфактуры в царское время использовали труд крепостных рабочих. Чем их труд отличался от труда наемных рабочих:
а) они получали зарплату;
б) ничем;
в) лучшими бытовыми условиями;
г) получали личную свободу.
2. Первую половину XVIII в. в России называют:
а) Елизаветинское время;
б) Петровская эпоха;
в) Екатерининская эпоха;
г) эпоха дворцовых переворотов.
3. Россия в начале XIX в. была:
а) индустриальным государством;
б) аграрным государством;
в) аграрно-индустриальным государством;
г) постиндустриальным государством.
4. Укажите дату начала русско-французской войны в начале XIX:
а) 26 июня 1812 г.;
б) 12 июня 1812 г.;
в) 14 июля 1812 г.;
г) 22 июня 1812 г.
5. Укажите сословия дореформенной России:
а) дворянство, духовенство, крестьянство, казачество, мещанство;
б) духовенство, буржуазия, мещанство, казачество;
в) дворянство, духовенство, купечество, рабочие, крестьянство;
г) буржуазия, рабочие, крестьянство.
6. Финляндия вошла в состав России в XIX в. На каких условиях?
а) на правах автономии;
б) на правах федерации;
в) без каких – либо прав;
г) на правах конфедерации.
7. «Детьми боярскими» на Руси называли:
а) младших дружинников;
б) отроков;
в) старших дружинников;
г) воев.
8. Укажите единственный порт России в начале XVIII в.
а) Мурманск;
б) Архангельск;
в) Севастополь;
г) Керчь.
Этап 3 «Определить понятие».
Вы должны угадать понятие, термин по четырем подсказкам. Если угадываете с первой подсказки –4 балла, со второй – 3 балла, с третьей – 2 балла, с четвертой – 1 балл.
1. Определите понятие:
а) это вторжение;
б) это вмешательство одного государства в дела другого;
в) может быть как военной, так и экономической;
г) была в период гражданской войны в России.
(интервенция)
2. Определите название формы землепользования:
а) это комплекс феодальной земельной собственности;
б) с этой собственностью связаны права на зависимых крестьян;
в) для нее типично широкое использование барщины;
г) передавалась по наследству.
(вотчина)
3. Дайте название категории торговых людей в Древней Руси:
а) они приезжали торговать из других стран;
б) позже – это местные купцы, торговавшие в других городах;
в) они имели определенные привилегии;
г) с XVI в. так стали называть и русских купцов.
(гости)
4. Определите название «слуг хана»:
а) это представители золотоордынского хана;
б) они ведали сбором дани;
в) они ведали учетом населения на завоеванных территориях;
г) их не стало на Руси при Иване Калите.
(баскаки)
5. Определите название повествования:
а) это особый вид исторического повествования;
б) состоял из погодных записей;
в) были общерусские и местные;
г) сохранились главным образом в поздних списках.
(летопись)
6. Определите название войска:
а) это первое постоянное войско на Руси;
б) они имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие;
в) они набирались по «прибору» из свободного сельского и городского населения;
г) они получали жалование хлебом, деньгами, иногда землей.
(стрельцы)
7. Определите термин:
а) это может быть единоличным и коллегиальным;
б) в монархических государствах - это временное правление;
в) иногда устанавливается при «вакантном престоле;
г) на Руси связано с именами царевны Софьи и Е. Глинской.
(регентство)
8. Определите название части города:
а) вокруг него располагалось основное посадское население;
б) это центральная часть древнерусского города;
в) это оборонительный комплекс;
г) иногда это понятие заменяется словом «детинец».
(кремль)
9. Определите название религиозного движения:
а) это совокупность религиозных групп и церквей в России;
б) это движение связано с расколом церкви;
в) оно стало оппозиционным официальной православной церкви;
г) его сторонники преследовались правительством, бежали в Сибирь.
(старообрядчество)
10. Определите термин:
а) это религиозно-этическое движение;
б) члены движения называли себя каменщиками;
в) их символика – циркуль, фартук, молоток;
г) члены движения объединялись в ложи.
(масонство)
Этап 4 «Логические ряды».
Каждой команде выдается письменное задание с логическими цепочками. В течение 5 минут команды должны исключить лишнее в рядах.
1. Екатерина I, Петр I, Анна Ивановна, Анна Петровна, Иван Антонович, Елизавета Петровна.
2. Барщина, подушная подать, натуральный оброк, денежный оброк.
3. Дворянство, духовенство, купечество, буржуазия, мещанство, казачество, крестьянство.
5. Полонез, вальс, танго, кадриль, котильон.
6. Эсеры, большевики, монархисты, меньшевики, октябристы.
Этап 5 «Что это за событие?»
Каждая команда получает письменное задание, в котором нужно определить событие.
1. Во время этого события глава одной из сторон проходил сквозь строй своих врагов.
2. Одна из сторон постоянно апеллировала к авторитету человека, который в это время находился в сотнях километров от места действия.
3. Поводом для событий послужила смерть известного человека.
4. Решающее слово в ходе событий, как это часто бывает, сказала артиллерия.
5. Властитель опирался на саперов.
6. Один из активных участников событий в них, в общем-то и не участвовал, расхаживая по их периферии, а в конце концов просто упал в обморок.
7. Лицом к лицу сошлись люди, воевавшие ранее в одной армии.
8. Одна из кавалерийских частей, располагавшаяся в нескольких сотнях метров, преодолевала это расстояние в течении 4 часов.
9. Во многом итог этого дня перекликался с итогом Невской битвы.
10. В конце концов пятерых повесили.
Ответ: Восстание декабристов. Сенатская площадь.
Этап 6 «Своя игра»
На доске табло с эпохами по истории России. У ведущего карточки с вопросами по каждой ячейке. Каждая команда по очереди выбирает любую эпоху - ячейку и стоимость вопроса. Если команда не ответила, то вопрос передается другой команде. Если опять нет правильного ответа, то вопрос передается зрителям. Таким образом, зрители могут заработать баллы для команды, за которую они болеют.
1 | IX – XI века | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | XII – XIV века | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | XV – XVII века | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | XVIII век | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | XIX век | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Исторические Личности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Исторические Понятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Географические объекты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Исторические памятники | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Исторические события | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1) IX – XI века
1. Автор «Повести временных лет».
(Нестор-летописец)
2. Кто такой Перун?
(Верховное божество у восточных славян,
посылающее дожди и молнии)
3. Родоначальник династии русских князей.
(Рюрик)
4. Создатели славянской письменности.
(Святые братья Кирилл и Мефодий)
5. Что такое «Русская правда»?
(Первый письменный свод законов на Руси)
2) XII – XIV века
1. Какой русский город можно назвать боярской республикой?
(Новгород)
2. Кто такие баскаки?
(Монголо-татары, сборщики дани на Руси)
3. Кто такой Феофан Грек?
(Византийский живописец,
работал в Новгороде, потом в Москве
с Андреем Рублевым)
4. В каком сражении принимал участие Гаврила Олексич, предок Пушкина?
(Невская битва)
5. Объясните выражение летописца: «идучи не идяху» — XII в.
(Бояре только делали вид,
что собираются в поход по приказу князя,
но сами не являлись на место сбора.)
3) XV – XVII века
1. Город — центр торговых отношений с европейскими странами в XVI—XVII вв.
(Архангельск)
2. Что такое Избранная рада?
(Круг близких людей вокруг Ивана IV Грозного,
которые в 50-е годы XVI в. провели реформы)
3. Куда и зачем отправилось Великое посольство?
(1697—1698 гг. — посольство Петра I
отправляется в Европу с целью
найти союзников для борьбы с Турцией.)
4. В первой половине XVI в. стали возникать органы государственного управления. Как они назывались?
(приказы)
5. Князь, при котором Русь сбросила монголо-татарское иго?
(Иван III)
4) XVIII век
1. Кто такие посессионные крестьяне?
(Крепостные крестьяне,
приписанные к мануфактуре)
2. Какой документ в XVIII в. определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе?
(«Табель о рангах», 1722 г.)
3. Первое женское учебное заведение в России.
(Институт благородных девиц
при Смольном монастыре в Петербурге)
4. Что такое подушная подать и когда она была введена?
(Ежегодный налог с лиц мужского пола,
крестьян и посадских людей;
эта подать введена в 1724 г.
вместо подворного обложения.)
5. Какое событие Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?
(Победу под деревней Лесной
в конце сентября 1708 г.)
5) XIX век
1. 1853 – 1856 гг.
(Крымская война)
2. 1812 г.
(Отечественная война)
3. 1861 г.
(отмена крепостного права)
4. 1825 г.
(восстание декабристов)
5. 1855 – 1881 г.
(правление Александра II)
6) Исторические личности
1. Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,
Стоишь ты век, у стены старинной,
Лоб величав, бронзово-чист.
Ты для России, для Украины
Держишь первый печатный лист.
(Памятник Ивану Федорову)
2. Легко и неслышно ходил он в походах, как барс...
В походах же не вез за собой обозов с котлами,
не варил мяса, но, тонко нарезав мясо и зажарив
на углях, так ел. Не возил он и шатра,
но спал, подостлав потник и положив седло
под голову. Такими же были и все его воины.
(Князь Святослав Игоревич)
3. Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
(Козьма Минин)
4. Хан за данью баскаков не слал на места —
Князь теперь посылал своих дьяков туда.
Так в Москву повели все дороги земли.
Враждовать с ним другие князья не могли.
И Москва собрала вкруг себя города.
Лишь с Москвою считалась отныне Орда.
(Великий князь Иван Калита)
5. Слово царево — неверное слово,
Подлое слово у Шуйского злого.
Выжгли глаза воеводе сначала,
Чтобы Ивана заря не встречала.
Чтоб не встречался с людьми воевода,
Прочь отослали на долгие годы
В Каргополь —
город в Онежском краю,
Чтобы забыл про свободу свою.
(Болотников)
7) Исторические понятия
1. Полюдье
(Сбор дани русским князем с покоренных племен)
2. Поместная система землевладения
(Земля давалась дворянам за службу и на время службы,
с нее дворянин должен был обеспечить себя
всем необходимым для военной службы —
«конем, людем, оружием»)
3. Юрьев день
(26 ноября — день, когда крепостной крестьянин,
уплатив пожилое, мог уйти к другому помещику)
4. Местничество
(В XIV—XVII вв. бояре занимали
государственные должности в зависимости
от знатности и древности рода
часто без учета способностей, личных качеств)
5. Кормление
(Бояре-наместники в XV—XVII вв.
управляли большими областями;
за разбирательство судебных и
административных дел они брали
в свою пользу доходы с населения,
«как бы кормились»)
8) Географические объекты
1. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном,
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты...
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
(Чудское озеро)
2. Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город...
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами...
Завалили лавки дарами,
Иноверцы да инородцы!
(Новгород)
3. Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
(Санкт-Петербург)
4. До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, — и — кони на дыбы!
Копья устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней...
И тогда пошли полки стеною,
Кто из них отважней и сильней.
(Непрядва — Куликово поле)
5. Сорок девять дней старался
Город одолеть Иван.
Сорок девять дней держался,
Не сдавался вражий стан.
И тогда подкоп прорыли
Государевы полки.
Бочки с порохом вкатили
Высоки да широки.
На пятидесятый день,
Лишь ушла ночная тень.
...Вдруг раздался взрыв могучий,
И стена взлетела тучей...
Вихорь огненный стоял —
Неприятель город сдал.
(Осада Казани, 1552 г.)
9) Исторические памятники
1. Он был найден любителем древнерусской письменности А.И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Для Екатерины II с рукописи была сделана копия, которая 70 лет пролежала в архивах императрицы. В 1800 г. рукопись была опубликована, а в 1812 г. исчезла. Ее начали изучать еще в XVIII в.; исследование продолжается до сих пор...
(«Слово о полку Игореве»)
2. Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое,
Приходить мастерам.
И велел благодетель,—
Гласит летописца сказанье, —
В память оной победы,
Да выстроят каменный храм!..
(Храм Василия Блаженного в Москве)
3. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной,
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
На гранитном пьедестале
Перед площадью они
Много-много раз встречали
Знаменательные дни.
(Памятник Минину и Пожарскому
на Красной площади в Москве)
4. Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(«Портрет Лопухиной»
В.Л. Боровиковского)
5. ...В этой книге полностью
Рассказано о том,
Как лучше дом налаживать
(Тем, кто имеет дом!),
Как жить, чтоб в доме выросли
Богатство, слава, честь,
Как кладовые пользовать
(Когда запасы есть!),
Как охранять имущество,
Борясь в пожар с огнем,
И как детей воспитывать —
Наказывать ремнем...
(«Домострой»)
10) Исторические события
В вопросе три предложения. Если событие угадано по одному предложению — 5 баллов, по двум предложениям — 4 балла, по трем предложениям — 3 балла.
1.
1) Из бойниц в татар стреляют,
Кипятком их обливают,
И грохочет над Кремлем
Русских пушек первый гром.
2) В Переяславль и в Кострому
Князь поехал за подмогой,
Верен делу своему.
3) ...Меж развалин
Груды мертвых, пепел, дым...
Зарыдал тут Дмитрий-князь:
«Ой ты, матушка-столица!
Ты меня не дождалась!»
(1382 г. поход Тохтамыша на Русь)
2. 1) Ныне угличское дело,
Что в преданьях уцелело, —
Дело темное для нас.
2) Все царица увидала,
Чуть жива с крыльца сбежала.
3) Да как в голос закричит,
Что царевич-де убит...
(Гибель царевича Дмитрия в Угличе)
3. 1) Неужель я царскою десницей
Никогда врагов не поборю?
Не хотят бояре подчиниться
Первому венчанному царю.
2) Я их могу казнить, изгнать,
Могу дома, крестьян забрать...
3) Кого в монахи бы постричь,
А земли все забрать «в опричь».
(1565—1572 гг., Опричнина)
4. 1) Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
2) Бросил наземь ярлык
Под сафьянный caпог
3) И сказал:
«Дань платить мы не будем!»
(1480 г., свержение монголо-татарского ига)
5. 1) Не убился, не убит,
Слыш народ-то говорит:
2) Ляхи малого украли,
Обучили, воспитали.
Круль царенка увидал,
В баньке парить приказал,
Обрядить во что почище,
Войска дать ему три тыщи,
3) И царевич наш пошел
Отвоевывать престол.
(Смутное время, поход Лжедмитрия I на Москву)
Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами. Выявляется победитель. Все члены победившей команды получают по 2 «пятерки». Команда, проигравшая, получает по 1 «пятерке».
Заключительное слово ведущего: итак, мы сыграли с вами в игру, посвященную истории России, попытались ответить на максимум вопросов. Конечно, многое вы уже забыли из курса истории Отечества. Но мы надеемся, что наша игра помогла вам вспомнить самые интересные и знаменитые события из истории России.
Протокол оценивания ответов команд
Жюри
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
Этапы | Команда 1 ________________ | Команда 2 ________________ |
Этап 1 «Исторический брэйн-ринг» | ||
Этап 2 «Тест» | ||
Этап 3 «Определите понятие» | ||
Этап 4 «Логические ряды» | ||
Этап 5 «Что это за событие?» | ||
Этап 6 «Своя игра» | ||
Итого |
Ваше впечатление о проведенной игре:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года (далее - Игра), проводится по инициат...
Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис
Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...
Урок –историческая игра: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересов...
Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников
Возможные варианты работы с исторической картиной на уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....
Технология работы с письменными историческими источниками на уроках истории России в 6-9 классах
В выступлении на церемонии открытия Года учителя Д. А. Медведев подчеркнул, что суть и смысл проекта «Н...
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)
ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)...