Реформы Петра I.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Булаш Татьяна Леонидовна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  проводится в 7 классе, используется  учебник   Данилова  А.А. и  Косулиной Л.Г.  «История России. Конец  ХVI-XVIII век.»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?» А.С. Пушкин

Слайд 2

Реформы Петра Первого

Слайд 3

План урока: 1. Реформы государственного управления: а) создание Сената и коллегий; б) деление страны на губернии. 2. Церковь и государство. 3. "Табель о рангах" 4. Оформление абсолютизма в России.

Слайд 4

СЕНАТ 1711 г.

Слайд 5

КОЛЛЕГИИ. 1718-1720 гг.

Слайд 6

Система управления император Генерал- прокурор Сенат Камер-коллегия Штатс - коллегия Ревизион - колл. Юстиц-коллегия Синод Иностранная Военная Адмиралтейская Вотчинная Коммерц-коллегия Берг -коллегия Мануфактур –колл. Главный магистрат Губернатор

Слайд 7

Церковная реформа: 1700 г. – умер патриарх Адриан . - митрополит рязанский Стефан Яворский назначен местоблюстителем патриаршего престола. патриарх Иоаким

Слайд 8

Административная реформа 8 губерний провинция провинция провинция дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт Московская, Смоленская, Ингерманландская, Архангельская, Казанская, Киевская, Азовская, Сибирская 50 провинций дистрикт 1708 г.

Слайд 9

1722 г - «Табель о рангах»

Слайд 10

I Генералиссимус. Фельдмаршал. Канцлер. II Генерал от артиллерии, кавалерии, инфантерии. Действительный тайный советник. III Генерал – лейтенант. Тайный советник. IV Генерал – майор. Действ. статский советник V Бригадир. Статский советник. VI Полковник. Коллежский советник. VII Подполковник. Надворный советник. VIII Майор. Коллежский асессор. IX Капитан. Титулярный советник. X Штабс-капитан. Коллежский секретарь. XI - Сенатский секретарь. XII Поручик. Губернский секретарь. XIII Подпоручик. Сенатский регистратор. XIV Прапорщик. Коллежский регистратор.

Слайд 11

1721 г – Россия – империя, Петр I – император. «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен» Воинский устав.

Слайд 12

Определите какие черты характерны для абсолютизма. Неограниченный характер власти монарха. Регулярная армия. Сильное влияние боярства. Сильный бюрократический аппарат. Местное самоуправление. Централизация управления. Представительные органы власти. Сословный строй и единая налоговая система.

Слайд 13

Выберите реформы Петра I : 1. Создание Сената. 2. Создание коллегий. 3. Введение административного деления государства на губернии. 4. Выборы воевод. 5. Учреждение Верховного тайного совета. 6. Открытие церковно-приходских школ. 7. Создание "Табели о рангах". 8. Создание регулярной армии. 9. Созыв парламента. 10. Подчинение церкви государству.

Слайд 14

Коллегия Функции Адмиралтейская Горное дело 1 Военная Поместья дворян 2 Иностранных дел Флот 3 Камер-коллегия Армия 4 Штатс – контор- коллегия Контроль за доходами и расходами 5 Ревизион – коллегия Внешняя торговля 6 Мануфактур – коллегия Суд 7 Берг – коллегия Бюджетные расходы. 8 Коммерц - коллегия Внешняя политика 9 Юстиц – коллегия Развитие промышленного производства. 10 Вотчинная коллегия Сбор налогов 11



Предварительный просмотр:

 Тема: «Реформы Петра I»

ФИО:                       Булаш Татьяна Леонидовна

Место работы:        ГБОУ  г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №1392 имени Д.В. Рябинкина»

Должность:             учитель истории и обществознания

Предмет:                 история

Класс:                      7

Базовый учебник:   Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России:   конец XVI  - XVIII век., М., Просвещение, 2013 г.  

Дидакти-ческая структура урока

Деятель-ность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов

УДД

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

Мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм.

Определе-ние темы урока.

Работа в парах.

Учитель просит прочесть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и

предлагает  ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет «гордый конь»? Как Вы понимаете смысл трех последних строк процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?»  Без чего невозможно движение общества вперед? А кто мог противиться реформам?

Презентация (слайд 1.)

Вопросы учителя.

Регулятивные.

Познава-тельные.

Коммуника-тивные

Социальные компетенции.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

  • Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • строить логические рассуждения;

  • формулировать и аргументировать свое мнение.
  • четко и доступно излагать свои мысли.

1

2

3

4

5

6

7

8

Как Петр I мог преодолеть сопротивление  бояр?

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Слайд 2.

Первичное ознакомле-ние с материалом

Работа со схемами.

Составле-ние плана урока.

Работа в парах.

Используя схемы, обсудив  с соседом по парте предложенные схемы предположите,  как может выглядеть  план нашего  урока?

Сравнение схем органов власти и управления в XVII  и первой половине XVIII в.

Слайд 3.

Познава-тельные.

Коммуникативные.

Умения искать, анализировать и сопоставлять информацию.

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

  • умение выбирать осно-вания и критерии для  сравнения;
  • умение применять схемы для решения учебных задач;

  • умение организовать учебное сотрудничество.

Осмысление учебного материала.

Работа со схемами.

Работа с материала-ми учебника.

В начале правления Петра I еще сохранялся госу-дарственный  аппарат времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича.  Давайте посмотрим, какие изменения произошли в системе  органов власти и управления за время правления Петра I.

 Как вы думаете,  реформа органов управления  проводилась одним махом (как это любил Петр) или постепенно? Почему вы так считаете?

Найдите в учебнике  информацию о составе и функциях Сената.

Сравнение схем органов власти и управления в XVII  и первой половине XVIII.

Вопросы учителя.

Слайд  4.

Учебник стр.129

Познава-тельные.

Регулятивные

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

  • Умение выбирать осно-вания и критерии для анализа и  сравнения;
  • умение применять схемы для решения учебных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

1

2

3

4

5

6

7

8

Самопро-верка.

Используя Ваши знания, попробуйте определить функции коллегий.  

Как вы думаете, какие органы  управления XVII  сменил  Синод?

 Прочтите  пункт  учебника  "Церковная реформа" и составьте в тетради его план.

Давайте проверим Ваш план и сравним его с моим.

Используя схему, представленную на слайде, охарактеризуйте административную реформу.

После длительной подготовки в 1722 году была опубликована "Табель о рангах" - один из важнейших документов  петровской  эпохи.

Посмотрите внимательно на выписку из документа.  Как Вы думаете, с какой целью он был принят? Какое значение мог иметь?

Давайте сверим Ваши выводы с выводами историков.

Слайд  5.

Слайд  6.

Учебник стр.131-132

Слайды 7-8

    Слайд  9

  Слайд 10

Слайд  11

Учебник стр.130

Коммуника-тивные

  •  умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
  • владение устной речью.

1

2

3

4

5

6

7

8

Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

  Прочтите,  как определялась власть царя в предисловии  к  Воинскому  уставу.

Что мы можем с Вами сказать о власти импера-тора? (он управляет государством " по своей воле и благолепию ").

 В России оформился абсолютизм.

Определите из предло-женных утверждений, те что характеризуют  черты абсолютизма.

 

 Слайд 12. 

Слайд 13.  

Закрепление учебного материала

Обобщение материала.

Запись вывода.

Выполнение тестового задания, взаимо-проверка.

Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения.

Выполните задание (у доски).

Выполните задание  самостоятельно и обменяйтесь для проверки друг с другом.

 

А теперь правильный ответ.

Слайд 14.  

Слайд 15.

Слайд 16.

   

Познава-тельные.

Коммуника-тивные.

Регулятивные

Умения  анализировать и оценивать   информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

  • Умение выбирать осно-вания и критерии для анализа и  сравнения;
  • умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
  • владение устной речью;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание на дом

§ 15, вопросы № 1,3,4,5.

Документы стр.134-135 и вопросы к ним.

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение  осознан но использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Рефлексия

Какой этап урока вам показался наиболее интересным и почему?

Решил ли кто-либо из Вас найти  дома дополни-тельную информацию о реформах Петра I?

Оцените урок.

Регулятивные

Коммуника-тивные.

Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.

Мотивация к познавательной деятельности.

Владение устной речью.

Использованная литература:

Иллюстрации:

Схемы:

  • «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века» под редакцией академика Б.А. Рыбакова; М. «Высшая школа»,1983 г. (стр.243, 289)

Цитаты:   http://www.adjudant.ru/regulations/1716-02.htm   Толкование  статьи  20 « Артикула  воинского».

                  Пушкин А.С. Медный всадник // Сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Элективный курс "Реформы Петра Первого"

-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований  для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Реформы Петра Великого

Презентация к занятию по истории России  в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого».  На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...

Презентация "Реформы Петра I"

Презентация "Реформы Петра I" поможен учителям литературы, а также других предметов при изучении материалов о личности Петра Великого, при знакомстве с художественными произведениями о нём....