Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
план-конспект урока по краеведению (8 класс)
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obostrenie_borby_mezhdu_rossiey_i_turtsiey_za_obladanie_severo-zapadnym_kavkazom.docx | 83.02 КБ |
Предварительный просмотр:
К – 8 У № 15 Дата: _________________
Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
Цель: ознакомление школьников с особенностями искусства и быта жителей Прикубанья.
УУД: Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Раскрывать роль Кубани в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений. Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом. Комментировать основные положения Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
Оборудование урока: учебник, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: Кючук-Кайнарджийский мирный договор.
ХОД УРОКА:
Проверка Д/ З
1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:
1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.
2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).
1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля |
2. Капитуляция крепости Азов |
3. Второй поход фельдмаршала Ласси |
4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией |
5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском |
Проверка Д/ З
1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:
1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.
2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).
1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля |
2. Капитуляция крепости Азов |
3. Второй поход фельдмаршала Ласси |
4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией |
5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском |
Проверка Д/ З
1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:
1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.
2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).
1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля |
2. Капитуляция крепости Азов |
3. Второй поход фельдмаршала Ласси |
4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией |
5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском |
Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
1. Определите значение терминов.
1) Сераскир –
2) Шейх –
3) Генерал-аншеф –
2. Надпишите на контурной карте названия: р. Кубань, Азовское и Чёрное моря; закрасьте территории, вошедшие в состав России в 1772-1774 гг., 1783 г.; отметьте южную границу России по Константинопольской конвенции 1783 г.
Используйте карту "Кубанские земли и Причерноморье в XVIIIв." на втором форзаце учебного пособия.
3. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
1) Кубанский корпус был сформирован по указанию:
1) П.С. Потёмкина 2) А.Н. Сенявина 3) П.А. Румянцева 4) Х.А. Миниха
2) Манифест Екатерины II о присоединении к России Крыма, Таманского полуострова и "Всей Кубанской стороны" (Прикубанья) был опубликован в
1) 1781 г. 2) 1783 г. 3) 1784 г. 4) 1785 г.
3) По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора
1) Крымское ханство признано независимым от Османской империи
2) Керчь и Еникале заняли турецкие гарнизоны
3) южная граница Российской империи пролегла по правому берегу реки Еи
4) Азов отошёл к Турции
4) Кто из перечисленных исторических деятелей не был связан с процессом включения кубанских земель в состав России?
1) П.А. Румянцев 2) Ю.В. Долгорукий 3) И.И. Герман 4) А.Н. Сенявин
5) П.С. Потёмкин 6) И.В. Гудович.
5) Крепость Анапа была взята в 1791 г. русскими войсками под командованием
1) Г.А. Потёмкина 2) И.И. Германа 3) И.В. Гудовича 4) А.Н. Сенявина
4. Используя иллюстрацию и фрагмент из "Истории Кубанского казачьего войска" Ф.А. Щербины, попробуйте объяснить, почему И.В. Гудович принял решение о штурме Анапы, а не о её осаде.
"Крепость (Анапа) состояла из семи бастионов; снаружи на протяжении 700 сажень тянулся глубокий и широкий ров, выложенный камнем, за рвом возвышался вал..."; "с моря Анапу ограждала естественная защита - крутые утесистые берега и морская отмель, мешавшая подходу к городу больших судов; масса мелких вооруженных судов расположена была со стороны моря у стен Анапы; в крепости было 83 пушки и 19 мортир, наконец, гарнизон Анапы состоял из 10 тысяч турок и 15 тысяч татар и черкесов".
Это была мощная крепость с большим гарнизоном, которая имела возможность получать подкрепления и вооружение морем, к тому же располагалась в опасной близи от Керченского пролива. Через Анапу турки могли подстрекать горские народы против России. Гудович решил выкорчевать эту «занозу» у русской границы. Он принял весьма рискованное решение – взять Анапу штурмом. Гудович решился штурмовать мощную крепость с 25 тыс. гарнизоном имея всего 12 тыс. человек. Но другого выхода не было – с моря могли прибыть сильные подкрепления, это могло изменить ситуацию в пользу турков. Правильную осаду русское командование организовать не могло, так как не хватало крупнокалиберной артиллерии и инженеров. Пришло письмо о появлении мощного турецкого флота у Днестра, это означало, что в любой момент могли появиться вражеские корабли с подкреплениями и орудиями для крепости.
ОТВЕТЫ:
Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
1. Определите значение терминов.
1) Сераскир - главнокомандующий турецкими войсками, позднее - военный министр.
2) Шейх - в исламе: почётное звание представителя высшего духовенства, а также лицо, носящее это звание.
3) Генерал-аншеф - 1) высший генеральский чин в Российском государстве XVIII в.; 2) лицо, имевшее такой чин.
2. Надпишите на контурной карте (стр.25) названия: р.Кубань, Азовское и Чёрное моря; закрасьте территории, вошедшие в состав России в 1772-1774 гг., 1783 г.; отметьте южную границу России по Константинопольской конвенции 1783 г.
Используйте карту "Кубанские земли и Причерноморье в XVIIIв." на втором форзаце учебного пособия.
3. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
1) Кубанский корпус был сформирован по указанию:
1) - П.С. Потёмкина 2) - А.Н. Сенявина 3) + П.А. Румянцева 4) - Х.А. Миниха
2) Манифест Екатерины II о присоединении к России Крыма, Таманского полуострова и "Всей Кубанской стороны" (Прикубанья) был опубликован в
1) - 1781 г. 2) + 1783 г. 3) - 1784 г.
- 1785 г.
3) По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора
1) + Крымское ханство признано независимым от Османской империи
2) - Керчь и Еникале заняли турецкие гарнизоны
3) + южная граница Российской империи пролегла по правому берегу реки Еи
4) - Азов отошёл к Турции
4) Кто из перечисленных исторических деятелей не был связан с процессом включения кубанских земель в состав России?
1) - П.А. Румянцев 2) + Ю.В. Долгорукий 3) - И.И. Герман 4) - А.Н. Сенявин
5) - П.С. Потёмкин 6) - И.В. Гудович.
5) Крепость Анапа была взята в 1791 г. русскими войсками под командованием
1) - Г.А. Потёмкина 2) - И.И. Германа 3) + И.В. Гудовича 4) - А.Н. Сенявина
4. Используя иллюстрацию и фрагмент из "Истории Кубанского казачьего войска" Ф.А. Щербины, попробуйте объяснить, почему И.В. Гудович принял решение о штурме Анапы, а не о её осаде.
"Крепость (Анапа) состояла из семи бастионов; снаружи на протяжении 700 сажень тянулся глубокий и широкий ров, выложенный камнем, за рвом возвышался вал..."; "с моря Анапу ограждала естественная защита - крутые утесистые берега и морская отмель, мешавшая подходу к городу больших судов; масса мелких вооруженных судов расположена была со стороны моря у стен Анапы; в крепости было 83 пушки и 19 мортир, наконец, гарнизон Анапы состоял из 10 тысяч турок и 15 тысяч татар и черкесов".
Это была мощная крепость с большим гарнизоном, которая имела возможность получать подкрепления и вооружение морем, к тому же располагалась в опасной близи от Керченского пролива. Через Анапу турки могли подстрекать горские народы против России. Гудович решил выкорчевать эту «занозу» у русской границы. Он принял весьма рискованное решение – взять Анапу штурмом. Гудович решился штурмовать мощную крепость с 25 тыс. гарнизоном имея всего 12 тыс. человек. Но другого выхода не было – с моря могли прибыть сильные подкрепления, это могло изменить ситуацию в пользу турков. Правильную осаду русское командование организовать не могло, так как не хватало крупнокалиберной артиллерии и инженеров. Пришло письмо о появлении мощного турецкого флота у Днестра, это означало, что в любой момент могли появиться вражеские корабли с подкреплениями и орудиями для крепости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
Разработка урока по кубановедению в 6 классе...
Презентация к уроку "Рапостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
Мультимедийная презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"...
Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ
Презентация урока по кубановедению для 6 класса....
Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856)
В данном материале представлена информация о действиях союзных англо-французских войск на территории Северного Кавказа в период Крымской войны 1853-1856гг. Разбираются причины назревания междуна...
Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.
Назовите причины появления некрасовцев на Кубани?Каковы причины их последующего переселения?Почему некрасовцы смогли сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?...
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)
Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...
Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс
Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...