Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

К – 8                                                                                                      У № 15                                                                   Дата: _________________

Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.

Цель: ознакомление школьников с особенностями искусства и быта жителей Прикубанья.

УУД: Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Раскрывать роль Кубани в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений. Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом. Комментировать основные положения Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Оборудование  урока:  учебник, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Основные  понятия:  Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

ХОД  УРОКА:

Этап

урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Организационный  этап.

Приветствие.

Коммун , регулят

Проверка д\з

Рассказать о заслугах Дондук – Омбо, П.П. Бредаля, Х.А. Миниха, П.П. Ласси.

1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия

1. - получила право иметь Черноморский флот.
2. - получила право строить черноморские укрепления.
3. - теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. + получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.

2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).

1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля

2

2. Капитуляция крепости Азов

3

3. Второй поход фельдмаршала Ласси

4

4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией

5

5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском

1

Работа по заданиям самостоятельно,  взаимопроверка.

Мотивация  учебной  деятельности

На доске: П.П. Румянцев? А.Г. Орлов ? Г.А. Спиридов?

- КТО ЭТО? ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ?  Какая тема урока?

Отвечают на вопросы. Предположения о теме урока.

Регулят

 Познават

Первичное

 усвоение  новых  знаний

Работа с текстом  § 13, стр. 64 – 67.

Взаимопроверка.

Чтение, анализ текста, выполнение  заданий в  тетради, запись терминов.

Коммун

Регулят

 Познават

Работа с тестом.

 Выполнение теста.  

Присоединение Крыма и Прикубанья к России.  Рассказ учителя.

Работа по группам.

Первичная  проверка  понимания

Проработка содержания темы:

Перечислите результаты Кючук – Кайнарджурского мирного договора.

Работа с картой  -  2 фарзац учебника.

Ответы.

Коммун

Познават

Домашнее задание

Прочитать  § 13-14 ., стр.  67 – 70.

Задание: Объяснить, почему И.В. Гудович принял решение о штурме Анапы, а не о её осаде.

Запись заданий

Регулят

 Познават

Рефлексия (подведение итогов  занятия)

Подведение  итогов.

Выставление  оценок.

Дополнительные  вопросы  и  ответы

Коммун

Регулят

 


Проверка Д/ З

1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:

1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.

2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).

1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля

2. Капитуляция крепости Азов

3. Второй поход фельдмаршала Ласси

4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией

5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском

Проверка Д/ З

1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:

1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.

2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).

1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля

2. Капитуляция крепости Азов

3. Второй поход фельдмаршала Ласси

4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией

5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском

Проверка Д/ З

1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

В результате подписанного в 1739 г. Белградского мирного договора с Турцией Россия:

1. Пполучила право иметь Черноморский флот.
2. Получила право строить черноморские укрепления.
3. Теряла Азов и не получила выхода к Чёрному морю.
4. Получила Азов, но не решила задачу выхода в Чёрное море.

2. Установите хронологическую последовательность событий (с 1 по 5).

1. Крымский поход фельдмаршала Ласси и адмирала Брендаля

2. Капитуляция крепости Азов

3. Второй поход фельдмаршала Ласси

4. Подписание Белградского мирного договора между Россией и Турцией

5. Пересечение российской границы крымско-татарским войском

Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.

1. Определите значение терминов.

1) Сераскир –

2) Шейх –

3) Генерал-аншеф –

2. Надпишите на контурной карте  названия: р. Кубань, Азовское и Чёрное моря; закрасьте территории, вошедшие в состав России в 1772-1774 гг., 1783 г.; отметьте южную границу России по Константинопольской конвенции 1783 г.

Используйте карту "Кубанские земли и Причерноморье в XVIIIв." на втором форзаце учебного пособия.

3. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

1) Кубанский корпус был сформирован по указанию:

1)  П.С. Потёмкина      2)  А.Н. Сенявина            3)    П.А. Румянцева       4)  Х.А. Миниха

2) Манифест Екатерины II о присоединении к России Крыма, Таманского полуострова и "Всей Кубанской стороны" (Прикубанья) был опубликован в

1)  1781 г.                    2) 1783 г.         3)  1784 г.        4)  1785 г.

3) По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора

1)  Крымское ханство признано независимым от Османской империи
2)  Керчь и Еникале заняли турецкие гарнизоны
3
)  южная граница Российской империи пролегла по правому берегу реки Еи
4)  Азов отошёл к Турции

4) Кто из перечисленных исторических деятелей не был связан с процессом включения кубанских земель в состав России?

1)  П.А. Румянцев      2)  Ю.В. Долгорукий     3)  И.И. Герман    4)  А.Н. Сенявин
5)  П.С. Потёмкин        6)  И.В. Гудович.

5) Крепость Анапа была взята в 1791 г. русскими войсками под командованием

1) Г.А. Потёмкина         2)  И.И. Германа       3)  И.В. Гудовича      4)  А.Н. Сенявина

4. Используя иллюстрацию и фрагмент из "Истории Кубанского казачьего войска" Ф.А. Щербины, попробуйте объяснить, почему И.В. Гудович принял решение о штурме Анапы, а не о её осаде.

"Крепость (Анапа) состояла из семи бастионов; снаружи на протяжении 700 сажень тянулся глубокий и широкий ров, выложенный камнем, за рвом возвышался вал..."; "с моря Анапу ограждала естественная защита - крутые утесистые берега и морская отмель, мешавшая подходу к городу больших судов; масса мелких вооруженных судов расположена была со стороны моря у стен Анапы; в крепости было 83 пушки и 19 мортир, наконец, гарнизон Анапы состоял из 10 тысяч турок и 15 тысяч татар и черкесов".

Это была мощная крепость с большим гарнизоном, которая имела возможность получать подкрепления и вооружение морем, к тому же располагалась в опасной близи от Керченского пролива. Через Анапу турки могли подстрекать горские народы против России. Гудович решил выкорчевать эту «занозу» у русской границы. Он принял весьма рискованное решение – взять Анапу штурмом. Гудович решился штурмовать мощную крепость с 25 тыс. гарнизоном имея всего 12 тыс. человек. Но другого выхода не было – с моря могли прибыть сильные подкрепления, это могло изменить ситуацию в пользу турков. Правильную осаду русское командование организовать не могло, так как не хватало крупнокалиберной артиллерии и инженеров. Пришло письмо о появлении мощного турецкого флота у Днестра, это означало, что в любой момент могли появиться вражеские корабли с подкреплениями и орудиями для крепости.

ОТВЕТЫ:

Тема: Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.

1. Определите значение терминов.

1) Сераскир - главнокомандующий турецкими войсками, позднее - военный министр.

2) Шейх - в исламе: почётное звание представителя высшего духовенства, а также лицо, носящее это звание.

3) Генерал-аншеф - 1) высший генеральский чин в Российском государстве XVIII в.; 2) лицо, имевшее такой чин.

2. Надпишите на контурной карте (стр.25) названия: р.Кубань, Азовское и Чёрное моря; закрасьте территории, вошедшие в состав России в 1772-1774 гг., 1783 г.; отметьте южную границу России по Константинопольской конвенции 1783 г.

Используйте карту "Кубанские земли и Причерноморье в XVIIIв." на втором форзаце учебного пособия.

3. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

1) Кубанский корпус был сформирован по указанию:

1) - П.С. Потёмкина      2)  - А.Н. Сенявина            3)   + П.А. Румянцева       4) - Х.А. Миниха

2) Манифест Екатерины II о присоединении к России Крыма, Таманского полуострова и "Всей Кубанской стороны" (Прикубанья) был опубликован в

1) - 1781 г.                    2) + 1783 г.         3) - 1784 г.
- 1785 г.

3) По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора

1) + Крымское ханство признано независимым от Османской империи
2) - Керчь и Еникале заняли турецкие гарнизоны
3
) + южная граница Российской империи пролегла по правому берегу реки Еи
4) - Азов отошёл к Турции

4) Кто из перечисленных исторических деятелей не был связан с процессом включения кубанских земель в состав России?

1)  - П.А. Румянцев      2) + Ю.В. Долгорукий     3) - И.И. Герман    4) - А.Н. Сенявин
5) - П.С. Потёмкин        6) - И.В. Гудович.

5) Крепость Анапа была взята в 1791 г. русскими войсками под командованием

1) - Г.А. Потёмкина         2) - И.И. Германа       3) + И.В. Гудовича      4) - А.Н. Сенявина

4. Используя иллюстрацию и фрагмент из "Истории Кубанского казачьего войска" Ф.А. Щербины, попробуйте объяснить, почему И.В. Гудович принял решение о штурме Анапы, а не о её осаде.

крепость Анапа

"Крепость (Анапа) состояла из семи бастионов; снаружи на протяжении 700 сажень тянулся глубокий и широкий ров, выложенный камнем, за рвом возвышался вал..."; "с моря Анапу ограждала естественная защита - крутые утесистые берега и морская отмель, мешавшая подходу к городу больших судов; масса мелких вооруженных судов расположена была со стороны моря у стен Анапы; в крепости было 83 пушки и 19 мортир, наконец, гарнизон Анапы состоял из 10 тысяч турок и 15 тысяч татар и черкесов".

Это была мощная крепость с большим гарнизоном, которая имела возможность получать подкрепления и вооружение морем, к тому же располагалась в опасной близи от Керченского пролива. Через Анапу турки могли подстрекать горские народы против России. Гудович решил выкорчевать эту «занозу» у русской границы. Он принял весьма рискованное решение – взять Анапу штурмом. Гудович решился штурмовать мощную крепость с 25 тыс. гарнизоном имея всего 12 тыс. человек. Но другого выхода не было – с моря могли прибыть сильные подкрепления, это могло изменить ситуацию в пользу турков. Правильную осаду русское командование организовать не могло, так как не хватало крупнокалиберной артиллерии и инженеров. Пришло письмо о появлении мощного турецкого флота у Днестра, это означало, что в любой момент могли появиться вражеские корабли с подкреплениями и орудиями для крепости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"

Разработка урока по кубановедению в 6 классе...

Презентация к уроку "Рапостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"

Мультимедийная презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"...

Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ

Презентация урока по кубановедению для 6 класса....

Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856)

В данном материале представлена информация о действиях союзных англо-французских войск на территории Северного Кавказа в период Крымской войны 1853-1856гг.  Разбираются причины назревания междуна...

Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.

Назовите причины появления некрасовцев на Кубани?Каковы причины их последующего переселения?Почему некрасовцы смогли сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?...

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)

Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...