Древние германцы и Римская империя
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс 6
Тема: Древние германцы и Римская империя.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- изучить занятия германцев в период варварского общества;
- выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;
- ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.
Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской; методическое пособие Н.Ю.Колесниченко.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Введение»
- Устный опрос.
- Что изучает история Средних веков?
- какой период охватывает Средневековье?
- По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?
- Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?
- Тест.
- Изучение нового материала.
План:
1. Занятия.
2. Выделение знати.
3. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
1. В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота. Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей. Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы. Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый. Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие .Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных. Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.
Как называли римляне германцев, готов, вандалов?
Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы – «Вар-вар», римляне – «Бар-бар». Так появилось это название. Славяне также попали под это понятие.
Задание: самостоятельная работа с учебником: Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»
2. Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.
- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?
1) объявлять войну и заключать мир
2) выбирало военных вождей
3) разбирало споры
4) обсуждали события и законы
- Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.
В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска) Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.
Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.
Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»
Работа со схемой из методического пособия Н.Ю.Колисниченко стр. 13.
- Римская империя с одними германскими племенами заключала договоры о союзе и принимала на службу, с другими, которые предпринимали набеги на Римские земли, воевала.
С конца IV века германцы от набегов перешли к завоеваниям. Это произошло потому, что из глубин Азии двинулись племена кочевников – гуннов, которые хотели захватить хорошие, плодородные земли и военную добычу. Поэтому германцы снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Впереди шли мужчины-воины, за ними двигались повозки с вещами, женщины, дети, рабы, гнали стада скота. Так началось Великое переселение народов – время массовых перемещений племен. Под ударами кочевников земледельческие народы покидали обжитые места, вступали в борьбу с соседями и усиливали натиск на Римскую империю. В середине V века гуннов возглавил вождь Аттила. Вместе с подчиненными ему племенами Аттила двинулся в Галлию. В 451 году римляне со своими союзниками нанесли гуннам большое поражение, и гуннский военный союз распался.
Задание: Рассмотреть границы Римской империи до ее раздела, определить, каким цветом обозначались эти границы.
В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, она ослабела и уже не могла сдерживать натиск германских племен, которые римляне называли варварами – непонятно говорившими.
Задание: Найти на карте границу раздела Римской империи, посмотреть, как обозначена.
В 455 г. одно из германских племен – вандалы – захватило Рим и подвергло его разграблению и разрушению. Погибли также и многие другие города. С тех пор словом «вандализм» называют бессмысленное разрушение и уничтожение культурных- ценностей.
В 476 г. один из варварских вождей сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и отправил знаки его императорской власти императору Восточной Римской Империи. Западная Римская империя перестала существовать.
К началу VI века германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи
Задание: Найти и прочитать в учебнике, где расселились германцы, посмотреть по карте территории, каким цветом обозначены эти территории, крупные города.
Вывод: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времён Великого переселения народов и началась в Европе история Средних веков.
- Закрепление изученного материала.
- Вопросы после § 1.
- Домашнее задание.
- Прочитать § 1.
- Выучить новые слова.
- Рабочая тетрадь Задание 2, 3.
- *Рассуждение на тему «Почему римляне считали германцев варварами?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние германцы и Римская империя
Конспект урока для 6 класса -ИСТОРИЯ...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...
Урок по Истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Жизнь в Римской империи"
Данная разработка урока позволит познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи, а такжеотметить достижения римл...
Древние германцы и Римская империя
презентация...
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...
Опорная схема-конспект по теме "Древние германцы и Римская империя"
История средних веков, 6 класс...
Древние германцы и Римская империя
ДрДревние германцы и Римская империяевние германцы и Римская империя...