ПОУ "Древний Восток" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Капустина Асият Малильевна

Разработка повторительно-обобщающего урока по теме: "Древний Восток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_vostok.odt20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

Тип урока: повторительно-обобщаюший

Цели:

  • образовательная: повторить основные события, даты, имена, страны, понятия по теме «Древний Восток»;
  • развивающая: продолжать развивать память, внимание, умение мыслить, развивать интерес к истории;
  • воспитательная: воспитывать чувство уважения к древней истории, к памятникам литературы и искусства древности, к людям, жившим в те времена.

Оборудование: учебник истории Древнего мира (5 класс), учебные карты по Древнему Востоку, карточки с заданиями, мешочек с предметами (сахар, чай, алфавит, бумага, стекло, шахматы, компас, цифры), кукла, меч, кусок белой материи.

Ход урока

Урок проводится в виде игры. Учащиеся делятся на 2 команды (каждый ряд — команда). Каждая команда заранее придумала для себя название. Играющие участвуют в 3 турах, поочерёдно отвечая на заданные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В конце урока каждый участник команды, набравшей большее количество баллов, получает оценку «5» в журнал.

I. Орг. момент.

Вводное слово учителя, объяснение правил игры. Мы с вами закончили изучение большой темы - «Древний Восток», и сегодня ваша задача — показать свои знания, что вы запомнили и усвоили по этой теме. Наш урок пройдёт в форме игры, в ходе которой вы все будете участниками в составе двух команд.

II. Повторение и обобщение знаний.

Конкурс № 1. «Кто быстрее?». Оценки выставляются по 1-балльной системе. Учитель задаёт вопросы. Право ответа получает та команда, представитель которой первым поднял руку.

1. Гробница египетских фараонов (пирамида).

2. Древнеегипетский письменный знак (иероглиф).

3. Денежный сбор в пользу государства (налог).

4. Устройство для подъёма воды (шадуф).

5. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

6.  Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

7.  Обязательные правила поведения (законы).

8.  Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).

9.  Жрец в Индии (брахман}.

10. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями

(касты).

11. Большое сильное государство (держава).

12. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

13.  Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы).

14. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).

15.  Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы).

  1.  Название письменности в Двуречье (клинопись).
  2.  Жители древнего Востока, которые основывали свои колонии в других странах и пользовались алфавитом, обозначающим только согласные буквы  (финикийцы).
  3.  Назовите страну, правителя которой называли «Сыном Неба», а подчинённые ему земли - «Поднебесная» (Китай).

Конкурс № 2. «О ком идёт речь?». Правила игры те же, что и в первом конкурсе.

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём - второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия того юного фараона (Тутанхамон).

  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

  1. Когда-то евреи поклонялись многим богам, но со временем стали почитать только одного Бога. Они верили, что он сотворил весь мир и дал людям правила, по которым они должны жить (Яхве).

  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).

  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбашпал).

  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).

  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).

9.  В III веке до н. э. почти все индийские царства он объединил

под своей властью (Ашока).

Конкурс № 3. “ Капитаны, вперёд!”. Конкурс состоит из двух этапов. Первый - “Вычеркни лишнее слово”:

  1. а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;

б) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;

в) чай, алфавит, компас, шёлк.

  1. а) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;

б) шахматы, хлопок, корабль, сахар;

в) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.

Второй этап  - “Кот в мешке”.

Из мешка надо достать предмет и рассказать, из какой страны Древнего Востока он к нам “пришёл”. Предметы: сахар, чай, алфавит, бумага, стекло, шахматы, компас, цифры.

Конкурс № 4. “Пантомима”.

Каждая команда показывает своим соперникам по 1-2 пантомимы. Команда-соперник должна озвучить, что именно изобразили игроки. Время на подготовку  - 6 минут.

  1. Суд Соломона.
  2. Встреча брахмана с неприкасаемым.

Конкурс № 5. “Рыбалка”

На доске “море” хронологии (карточки с датами), кто назвал событие, происходившее в этот год, тот “поймал рыбу”.

3 тысячи

лет до н. э.

Около 1500 года

 до н. э.

1792-1750

год до н. э.

10 век

 до н. э.

8-7

 века

612

год

538

год

525

год

5 век

до н. э.

3 век

до н. э.

221 год

до н. э.

2 тыс. до н. э

III тысячи

лет до н. э. Образование единого государства в Египте.

Около 1500 года

 до н. э. Завоевания фараона Тутмоса

1792-1750

год до н. э. Правление Хаммурапи в Вавилонии

10 век до н. э. Царство Давида и Соломона в Палестине. Ремесленники стали широко использовать железо.

8-7 века

Могущество Ассирии

612

год. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии.

538 год. Взятие Вавилона персами.

525 год. Захват Египта персами.

5 век до н. э. Возникновение буддизма

3 век до н. э. Объединение индийских царств под властью Ашоки

221 год до н.э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуана

II тыс. до н. э. Первые государства в Китае

Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия: На доске нарисовано дерево, на высокой ветке прикрепите листочки с названием того, что у вас получилось, на низкой – того, что дома нужно повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....