Урок "Реформы Избранной Рады"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Конспект урока для 10 класса "Реформы Избранной Рады".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_izbrannoy_rady.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Реформы середины XVI века
Доржиева Д. А., учитель истории и обществознания РБНЛ-И № 1
Тип занятия: комбинированный урок
Цели урока:
Обучающая:
- Сформировать представление об основных реформах правительства Елены Глинской и Избранной Рады, их целях и результатах, учащиеся должны знать основные понятия темы, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что переход к сословно-представительной монархии – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению.
Развивающая цель:
- Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
Воспитательная цель:
- Воспитание нравственной позиции, воспитание социально-активной личности.
Оборудование:
- Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
- Таблица «Реформы Елены Глинской и Избранной Рады»
- Термины на доске, эпиграф.
- Учебник. История России с древнейших времен до конца XIX в./ Под ред. И.Н. Данилевского, О.В. Волобуева.
Методы: Решение проблемной задачи, групповая работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение, тест
План урока:
- В борьбе за власть. Венчание на царство.
- Основные мероприятия и осуществление реформ.
«Я царь и великий князь всея Руси по божею изволению, а не по многомятежному человеческому хотению…»
Иоанн IV
Ход урока
- Постановка целей, задач урока.
Политическое объединение некогда самостоятельных уделов вокруг Москвы XIV-XV вв. явилось лишь необходимой предпосылкой для создания сильного, централизованного государства. Начавшийся еще в годы правления Ивана III процесс его становления в момент воцарения Ивана IV был далек от завершения. С одной стороны, коренным образом изменился статус московского великого князя, превратившегося в одного из самых сильных правителей Европы. С другой стороны все явственнее ощущалось, что старые социально-политические структуры не отвечали требованиям времени, тормозили развитие страны. Назрела острая необходимость создания жесткой вертикали власти, общегосударственного законодательства, согласования интересов государства с интересами населения, преодоления региональных отличий и удельных традиций, ограничения сепаратизма правящего сословия. В этом сложном процессе особое место занимает середина XVI в. Власть впервые сумела провести структурные реформы, которые продвинули страну по пути централизации и укрепили самодержавную власть, привели к оформлению сословно-представительной монархии.
- Актуализация знаний
Кто такие удельные князья? Как изменилось положение удельных князей после образования единого Русского государства? Какова была система управления единым Русским государством при Иване III и Василии III? Что такое местничество?
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, основой могущества московского великого князя, принявшего титул «государь всея Руси», стал мощный слой боярской аристократии, подчиненные ему подданные-владыки, сохранившие в своих владениях определенную власть, обусловленную системой местничества. Однако самодержавию нужны были слуги, а не суверенные властители.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
В результате реформ Избранной рады сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Что побудило власть искать опору в сословиях и их представительных органах (Земском соборе и местных органах самоуправления – земских и губных изб)? Можно ли назвать Избранную раду первым в истории России правительством? Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством?
Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
- Основная часть
- «Борьба за власть после смерти Василия III. Боярское правление» - рассказ учителя с опорой на схему генеалогического дерева потомков Ивана III .
Рассказ учителя сочетается с самостоятельной работой учащихся с документами (приложение 1) и материалом учебника (с. 83)
Обсуждение вопросов: В чем заключалась двойственность поведения боярства в отношении малолетнего правителя? Как эпоха «боярского правления» отразилась на личности Ивана IV? Каковы последствия боярского правления?
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
Боярское правление пагубно сказалось на будущем царе. Именно тогда сформировалась неустойчивая психика деспота, неотъемлемыми чертами характера Ивана стали жестокость, злопамятство, мстительность. Бессилие центральной власти вели к дестабилизации, чреватой социальным взрывом и хаосом. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности.
- «Венчание на царство» – сообщение учащегося.
Обсуждение вопросов: Как изменялось положение правителя внутри страны и на международной арене с принятием титула царя? Каково значение венчания на царство Ивана IV?
- Реформы середины XVI века – групповая работа с § 12 учебника
- I группа: Реформы Елены Глинской. (с.82);
- II группа: Принятие Судебника. Созыв Земского собора 1549 г. (с.85-86)
- III группа: Реформа центрального и местного управления (с.86-87)
- IV группа: Военные преобразования. Реформа налогообложения (с. 87-88)
- V группа: Стоглавый собор (с. 88)
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, в ходе выступлений групп учащиеся заполняют таблицу «Реформы Елены Глинской и Избранной рады»:
Название реформы и годы ее проведения | Причины проведения реформы | Содержание реформы | Значение и последствия реформы |
Денежная реформа и реформа мер и весов Елены Глинской (1535 г.) | Необходимость централизации страны в экономической и финансовой сферах | Введение серебряной копейки – основной монеты в денежном обращении, единой системы мер и весов | Создание единой монетной системы страны |
Принятие Судебника (1550 г.) | Необходимость создания законодательства общегосударственного масштаба, усовершенствования судебной системы | Установление единых размеров судебных пошлин и наместнических сборов, наказание за взяточничество, сохранение Юрьева дня, увеличение платы пожилого | Создание правовой базы централизующегося государства, дальнейшее закрепощение крестьянства |
Реформы системы управления: отмена кормлений (1556 г.), земская и губная реформы, приказная реформа (1550 г.) | Централизация власти, ограничение власти бояр-кормленщиков | На местах управление передается в руки губных и земских старост, создание системы приказов – органов центральной исполнительной власти | Усиление централизованной власти, складывание сословно-представительной монархии. |
Военная реформа (1550-55 г.), Уложение о службе (1556 г.) , Реформа налогообложения (1550 г.) | Необходимость укрепления вооруженных сил страны | Создание вооруженного огнестрельным оружием стрелецкого войска. Установление единого порядка военной службы, основанного на поместном землевладении , введение единой единицы взимания налогов – большой сохи | Завершение процесса формирования поместной системы, закрепощение крестьян, усиление военной мощи государства, создание социальной опоры государства – служилого дворянства |
Стоглав (1551 г.) | Укрепление дисциплины, унификация обрядов церкви | Составлен кодекс правовых норм жизни русского духовенства и его отношений с обществом и государством, ограничение прав церковного землевладения | Усиление роли церкви в повседневной жизни, духовное и нравственное сплочение общества |
Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:
Какова цель созыва Собора примирения 1549 г.? Каковы отличия Земского собора от представительных органов в Европе? Чем отличается Судебник 1550 г. от предыдущего? Каковы были недостатки системы кормлений? Какие права имели выборные органы власти? Почему приказная система способствовала созданию более эффективной системы управления? Каким образом решения Стоглавого собора способствовали централизации страны? Кому было выгодно принятие «Уложения о службе»? С какой целью создавалось стрелецкое войско?
Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.
Работа с понятиями.
Записать в словари:
- Избранная рада _________________________________________________.
- Стоглавый собор ________________________________________________.
- Приказ ________________________________________________________.
- Губной староста _________________________________________________.
- Служилые люди «по отечеству» и «по прибору»______________________ __________________________________________________________________.
- Опричнина и земщина ____________________________________________ __________________________________________________________________.
- Заповедные лета ________________________________________________.
- Патриарх _______________________________________________________.
- Урочные лета ___________________________________________________.
- Крепостное право _______________________________________________.
- Централизованное государство ____________________________________.
- Сословно-представительная монархия ______________________________.
Учащиеся по учебникам находят определения понятий и заносят в словари.
IV. Закрепление знаний:
1. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
2. Тест - 2 варианта (приложение 2)
V. Подведение итогов урока.
Ответы учащихся на проблемные вопросы, поставленные к данному уроку.
Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).
Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)
Приложения:
- С.М. Соловьев. Из «Истории России с древнейших времен»
«… Ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в уме и в сердце – самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для сердца борьба, особенно в том возрасте! Голова ребенка была постоянно занята мыслию об этой борьбе, о своих правах, о бесправии врагов, о том, как дать силу своим правам, доказать бесправие противников, обвинить их. Пытливый ум ребенка требовал пищи: он с жадностью прочел все, что мог прочесть, изучил священную, церковную, римскую историю, русские летописи, творения Святых Отцов, но во всем, что ни читал, он искал доказательств в свою пользу…
По словам Курбского, Иоанна воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь друг перед другом угождать ему во всяком наслаждении и сладострастии. Когда он начал приходить в возраст, был лет двенадцати, то стал, прежде всего, проливать кровь бессловесных, бросая их на землю с высоких теремов… Когда начал приближаться к пятнадцатому году, то принялся и за людей… поистине в самых разбойнических делах упражнялся, а ласкатели все это хвалили, говоря: «О! Храбр будет этот царь и мужественен!»
- Тесты по теме «Реформы середины XVI в.»
Вариант 1
1.Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?
1 | Стрелецкий |
2 | Дворцовый |
3 | Дворянский |
4 | Разрядный |
2.До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие
1 | московского великого князя (позже царя) |
2 | константинопольского патриарха |
3 | Земского собора |
4 | Боярской думы |
3.Урочные лета — это
1 | срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами, после чего они получали свободу |
2 | годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому |
3 | минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день |
4 | срок сыска беглых крестьян |
4.Судебник Ивана IV
1 | сохранил переход крестьян |
2 | уничтожил вечевой строй |
3 | учредил Боярскую Думу |
4 | ликвидировал уделы |
5.Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530—1550-х гг?
1 | уездные предводители |
2 | губные старосты |
3 | земские исправники |
4 | наместные воеводы |
6.Отмена кормлений, создание стрелецкого войска, принятие нового Судебника относятся к деятельности
1 | правительства Елены Глинской |
2 | «боярского правления» |
3 | Избранной рады |
4 | царя в период опричнины |
Вариант 2.
1.С деятельностью Стоглавого собора непосредственно связано понятие
1 | «старообрядчество» |
2 | «реформация» |
3 | «унификация» |
4 | «автокефалия» |
2.Созыв первого Земского собора произошел в
1 | 1538 г. |
2 | 1549 г. |
3 | 1565 г. |
4 | 1583 г. |
3.Для периода 1538-1547 гг. характерны(а)
1 | многочисленные жестокие казни |
2 | борьба боярских группировок |
3 | многочисленные реформы |
4 | успешные войны |
4.Раньше, чем народный бунт в Москве, произошла(о)
1 | венчание Ивана IV на царство |
2 | создание Избранной рады |
3 | введение опричнины |
4 | взятие Казани |
5.Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах
1 | крупных бояр-вотчинников |
2 | Священнослужителей |
3 | дворян-помещиков |
4 | самих крестьян |
6.Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите дату событий, о которых идет речь.
«В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ».
1 | 1533 г. | 2 | 1547 г. | 3 | 1560 г. | 4 | 1565 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.
Данный материал может быть использован на уроках посвящённых истории РПЦ в России....
Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.
Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...
План-конспект урока "Реформы Избранной рады"
Разработка урока сделана в виде технологической карты. Урок предусматривает использование ЭОР....
Реформы Избранной рады
Презентация «Реформы Избранной рады» предназначена для сопровождения урока по данной теме. Она способствует более полному усвоению данной темы, имеет интересные иллюстрации....
Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы
Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором. Реал...
Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"
Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....
Конспект урока "Реформы Избранной рады"
Материалы для урока истории в 6 классе по УМК "Русское слово"...