Тематическое планирование по истории России 9 класс
календарно-тематическое планирование (история, 9 класс) по теме

Гулина Нина Петровна

Планирование разработано на 75 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_istoriya_rossii_9_kl.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу

“История России” 20-начало 21 вв. (9 класс) – 75 часов.

п/п

Тема

Кол-во час.

Элементы содержания

Основные понятия

Основные знания, умения

Домашнее задание

Дата проведения

Россия в начале 20 века (1900-1916гг.) – 14 часов.

1

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

1

Формирование территории Российской империи и ее геостратегическое положение. Количественный и качественный состав населения. Особенности Российского варианта модернизации. Количественные и качественные показатели уровня индустриального развития.

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, автономия, меценатство.

Иметь представление о том, что в начале 20 в. Россия вступила на этап перехода к индустриальному обществу. понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, основные стартовые параметры процесса индустриализации страны. Уметь определять свою точку зрения, формулировать и аргументировать.

п. 1

2-3

Экономическое развитие России в начале 20 века.

2

Роль государства в экономике России. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. Особенности российского монополистиеского капитализма. Многоукладность экономики. Особенности развития сельского хозяйства.

Многоукладная экономика, монополистический капитализм, инвестиция, монополия.

Знать причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику, влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности, особенности российского монополистического капитализма, проблемы и особенности развития сельского хозяйства. Знать и давать характеристику понятиям, уметь работать с документами.

п. 2

4.

Политическое развитие.

1

Особенности политической системы Российской империи в начале 20 века. Николай2: психологический портрет и политические воззрения. Национальная политика Николая2. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований в стране.

Политиеская система, гражданское общество.федерация.

Анализировать политическую и социальную обстановку в стране: противоречие между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью, характеризовать позиции российской бюрократии по вопросу о перспективах развития России: линия Плеве-Витте. Характеризовать личность Николая2, его деятельность.

п. 3

5.

Социальная структура.

1

Особенности структуры российского общества. Российская буржуазия. Положение пролетариата. Рабочее движение.  Поместное дворянство. Крестьянство. Интеллигенция, чиновничество, духовенство.

Социальная структура, социальная дифференциация, маргинализация населения, массовое сознание. финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, общинная психология.

Знать специфику социальной структуры российского общества, социальные противоречия, характеризовать экономическое и политическое положение основных классов и социальных слоев населения России, уметь выполнять практические задания.

Записи в тетради.

6.

Внешняя политика. Русско-японская война.

1

Внешняя политика Николая2 в первый период его царствования. Гаагская международная конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904-1905гг.

Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация.

Характеризовать основные внешнеполитические приоритеты России в начале20 века. Знать миротворческую инициативу Николая2, решения конференции в Гааге, “большую азиатскую программу”, вползание России в дальневосточный конфликт, основные события русско-японской войны 1904-1905гг., ее итоги. влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Уметь работать с исторической картой.

п. 4

7.

Первая Российская революция.

1

Антиправительственное движение в 1901-1904гг. “Полицейский(зубатовский ) социализм: его суть и причины провала. “Кровавое воскресенье”. Начало революции и ее причины. Ход революции. Высший подъем реводюции. итоги революции.

зубатовский социализм, петиция,  революция, движущие силы революции., всероссийская политическая стачка, вооруженное восстание, Советы-орган народной власти, манифест, парламент, петиция, антисемитизм, трудовики.

характеризовать причины революции, знать этапы революции, итоги. Уметь составлять конспект, таблицу по материалу урока, работать с документом, делать выводы, участвовать в дискуссии, анализировать исторические явления,процессы, факты.обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний. Уметь применять в рассказе иллюстративный материал.

п. 5

8-9.

Изменения в политической системе.

2

“Верхи” в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти- Государственной Думы. Особенности первой многопартийности в России. Классификация политических партий в России. Программные установки.

Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, либералы, монархисты. мировоззрение.

Знать основные положения Манифеста 17 октября 1905г., суть российской избирательной системы. изменения в политической системе России, особенности первой российской многопартийности, анализировать основные программные установки и тактики ведущих политических партий России. Уметь раскрывать плюсы и минусы российского представительства. Написание эссе.

п. 5,7

10

Реформы Столыпина П.А.

1

Альтернативы общественного развития России в 1906г. Деятельность 1 и 2 Государственной Думы: ее аграрные проекты. Личность П.А.столыпина. его правительственная программа. Суть аграрной реформы. Третьеиюньский государственный переворот. Переселенческая политика, развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной реформы. Одинокий реформатор. Общественное развитие в 1912-1914гг. Деятельность 2 и3 Государственных Дум.

Отруб, хутор, кооперация, альтернатива, артель.

Характеризовать реформы Столыпина как определенную трансформацию революции”снизу” в революцию “сверху”, знать политические. экономические и социальные задачи столыпинской программы, уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект сдумскими аграрными программами. Знать причины по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Уметь работать с проблемными вопросами и заданиями. Написание эссе.

п. 6

11

Россия в первой мировой войне.

1

Оформление двух противостоящих блоков. Начало 1 мировой войны. Характер войны. Цели и планы воюющих держав. Ход военных действий на Восточном фронте. Итоги войны.

Антанта, Тройственный союз, военные планы. военные операции. Брусиловский прорыв, угроза национальной катастрофы. Экспансия. Пацифизм, позиционная война, конртибуция, аннексия.

Рассказывать о причинах, ходе военных действий, анализировать отношение к войне представителей российского общества, оценивать влияние войны на внутреннюю социально-экономическую и политическую обстановку. Уметь выполнять творческие задания (сочинение-миниатюра), работать с картой.

п. 9

12

На пути к 1917 году

1

Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологиеское состояние общества. Отношение политических партий к войне. “Верхи” в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти.

Кризис власти, “распутинщина”, “министерская чехарда”, правительство “народного доверия”, прогрессивный блок, радикализация общества, революционное оборончество. пораженчество, пацифизм.

Анализировать влияние войны на внутреннее положение в стране, приины катастрофического падения престижа императорской власти, раскрывать суть “распутинщины” как явления, свидетельствующего о кризисе власти, рассказывать о перестройке промышленности на военный лад, о создании общественных организаций для помощи армии и фронту, отношении политических партий к войне. Уметь выделять главную мысль, делать выводы.

п. 9

13

Серебряный век русской культуры.

1

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. Достижения образования и  науки. Русская филосифия в поисках общественного идеала. Литература: новые поэтические течения. Особенности русской живописной школы начала 20 века. Скульптура. Архитектура. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, акмеизм, футуризм, Серебряный век русской культуры, нобелевская премия.

Иметь представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, уметь на конкретных примерах показывать новые веяния и достижения русской культуры. Знать представителей русской культуры. Уметь объяснять понятия.

п. 8

14

Итоги развития Российской империи в 1900-1916 гг.

1

Повторение и закрепление учебного материала об историческом развитии России в 1900-1916 гг.

Выполнение письменной работы.

Фронтальная беседа по вопросам.

Защита рефератов.

Уметь выполнять творческие задания, выявлять причинно-следственные связи, представлять результаты своей деятельности. Знать даты, понятия.

Россия в поисках перспектив  (1917-1927 гг.) -14 часов.

15-16

От Февраля к Октябрю.

2

Начало революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Приоритеты новой власти. Альтернативы развития страны после Февраля. Выход большевиков на политическую сцену. Крисисы правительственной власти. Политика коалиционных кабинетов. Выступление генерала Корнилова. Курс большевиков на вооруженное восстание. Октябрьские события в Петрограде.

Двоевластие, Временное правительство, апрельские тезисы, коалиционное правительство, “корниловский мятеж”, большевизация Советов, Военно-революцоннный комитет, субъективные и объективные причины революции.

Называть субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия, альтернативы развития страны, характеризовать политику Временного правительства, эволюцию тактической линии большевиков, знать причины краха буржуазно-либеральной альтернативы. Уметь составлять хронологическую таблицу.

п. 10,11

17-18

Становление советской власти.

2

2 Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного Советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. Формирование советской государственности. Брестский мир. Экономическая политика большевиков.

Декрет, Учредительное собрание, сепаратный мир, национализация, комбеды, чрезвычайная продовольственная политика, продотряды, компромисс.

Называть содержание декретов о мире, земле, власти, причины роспуска Учредительного собрания, положения Конституции 1918г., знать о борьбе в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, суть чрезвычайной продовольственной политики, уметь работать с документами,

п. 12,13

19-20

Гражданская война: белые

2

Причины гражданской войны и ее этапы. “Локальная” гражданская война. Первые вспышки гражданской войны. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование белого движения. Иностранная интервенция. Перерастание “локальной” гражданской войны во фронтовую. Формирование Восточногофронта.Режим адмирала А.В.Колчака. Формирование Южного фронта.Характер белогвардейской власти на юге. “Белый” Крым. “Белый” север. Причины поражения белого движения.

гражданская война, иностранная интервенция, “белый террор”, локальный, эскалация. Концентрационный лагерь.

Знать сущностьгражданской войны и ее основные этапы, политические и экономические программы белого движения, социальный состав белого движения, характер белогвардейской власти, причины поражения белого движения, специфику иностранной интервенции.   Иметь представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России. Уметь давать характеристику личности,проводить сравнительный анализ программ, работать с картой.

п. 14,15

21

Гражданская война: красные

1

Создание Красной Армии. “Военный коммунизм”. “Красный террор”. Ликвидация дома Романовых. Решающие победы красных. Война с Польшей. Окончание вооруженного противостояния красных и белых. Причины победы большевиков.

“Военный коммунизм”, продразверстка, “красный террор”.

Знать эволюцию взглядов В.И.Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, основные мероприятия и суть военного коммунизма, сущность красного террора, специфику войны с Польшей, причины победы красных над белыми. Уметь решать проблемные задания, участвовать в дискуссии, полемизировать,  заполнять таблицу, работать с документами. Написание эссе.

п. 16

22

Между белыми и красными

1

“Демократическая контрреволюция”, Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время гражданской войны. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Позиция крестьянства в гражданской войне.Выступления крестьян в 1920-1921гг.  Махновское движение. “Малая” гражданская война. Кронштадтское восстание.

“Демократическая контрреволюция”, махновщина, “малая” гражданская война, Кронштадтское восстание.

Иметь представление о “третьей силе”, противостоявшей белому и красному движениям, Характеризовать позиции меньшевиков и эсеров в гражданской войне, позицию крестьянства, причины и требования крестьянских восстаний в 1920-1921гг., сущность и характер Кронштадтского восстания. Уметь подводить итоги, делать анализ, выводы. Рассказывать об исторических персоналиях.

п. 17

23

Новая экономическая политика

1

Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к НЭП. Сущность НЭПа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис НЭПа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Новая экономическая политика, продовольственный налог, концессия, “командные высоты” в экономике.

Называть причины перехода к НЭПу, сущность НЭПа, основные экономические мероприятия НЭПа, социально-экономиеские противоречия и итоги НЭПа. Знать альтернативные варианты преодоления противоречий нэповской модели. Уметь формулировать и решать проблемные задания, участвовать в групповых формах работы.

п. 18

24

Развитие политического процесса

1

Политический смысл НЭПа. Формирование однопартийной политической системы. Образование СССР. Борьба за власть в большевистском руководстве. Возвышение И.В.Сталина.

Однопартийная система, авторитарный режим, “план автономизации”, федерация, унитарное государство, саботаж.

Рассказывать об эволюции взглядов В,И,Ленина на сущность нэпа, содержании резолюции10 съезда РКП(б) “О единстве партии”, утверждении однопартийной политической системы, называть причины. предпосылки и принципы построения СССР, раскрывать сущность авторитарного режима, знать основные этапы борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина. Уметь участвовать в дискуссии.

п. 19,21

25

От идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции

1

Коминтерн в системе советской внешней политики. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Советско-германские отношения. Международное признание СССР. Экономиеское сотрудниество. Усиление международной напряженности в конце 20-хгг.

Коминтерн, “мирное сосуществование”.

Знать причины создания и суть политики Коминтерна, взгляды Ленина на проблему мировой пролетарской революции, причины сближения Советской России с Германией, рассказывать об экономическом сотрудничестве СССР с капиталистическими государствами. Уметь выступать с сообщениями.

п. 20

26-27

Духовная жизнь в 20-е гг.

2

Борьба с неграмотностью. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в Советской России. Первая волна эмиграции. “Сменовеховство”. Власть и церковь в 20-е гг. Начало “нового искусства”. Жизнь, быт, психология людей в 20-е гг.

Эмиграция, “сменовеховство”, христианские заповеди.

Рассказывать о перестройке народного образования, взаимоотношениях власти и интеллигенции. власти и церкви,  анализировать достижения ипотери русской культуры в 20-е гг. Уметь грамотно строить монологическую речь. Рассказывать об исторических персоналиях.

п. 22

28

Итоги развития России в 1917-1927гг.

1

Повторение и закрепление учебного материала об историческом развитии России в 1917-1927гг.

Уметь применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера. Знать даты, понятия.

Сталинская модернизация (1928-1938 гг.) – 7 часов.

29-30

“Великий перелом”. Становление экономической модели сталинизма.

2

Хлебозаготовительный кризис 1927г. Две точки зрения на причины и пути выхода из кризиса: Сталин И.В. против Бухарина Н.И. Социально-политическая подготовка “великого перелома”. Индустриализация. Первые пятилетки. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования и его цена.

форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, хлебозаготовительный кризис, коллективизация, МТС, колхоз, совхоз, коммуна, артель, ТОЗ, раскулачивание, “великий перелом”.

Знать причины хлебозаготовительного кризиса 1927г., предпосылки “великого перелома”, цели и задачи индустриализации, предпосылки сплошной коллективизации, политику раскулачивания, социально-экономические и политические итоги и последствия “великого перелома”. Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, дополнительной литературой, участвовать в групповых формах работы.

п. 23,24

31

Политическая система сталинизма.

1

Определение и основные черты тоталитарного государства, тоталитарного режима, тоталитарной политической системы. Огосударствление партийного аппарата. Идеологизация общественной жизни. Партийный контроль и “партийное влияние”. Система массовых организаций. Принятие Конституции 1936г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму.

Тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, идеология, авторитарный способ мышления, оппозиция, политические процессы, “двойки”, “тройки”, унификация, массовые организации.

Характеризовать сущность советской модели тоталитаризма. Знать объективные и субъективные предпосылки его возникновения и достаточно длительного существования, истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР, его последствия для экономической. политической и духовной жизни страны, ВКП(б)-ядро тоталитарной системы, систему массовых организаций, карательную систему и массовые репрессии.

п. 25

32

Социальная система в 30-е гг.

1

Изменение социальной структуры общества. Рабочий класс. Крестьянство. Интеллигенция. “Спецконтингент”. Номенклатура.

Номенклатура, привилегии, льготы, спецконтингент, колхозное крестьянство, социалистическая (пролетарская) интеллигенция,социальная дифференциация, иерархия, психология, паспортная система.

Характеризовать партийно-государственную политику в отношении рабочего класса,  положение рабочего класса в СССР в 30-е гг, политику в в отношении крестьянства, социально-экономическое положение и политический статус крестьянства в 30-е гг, политику властей в отношении интеллигенции. Рассказывать о формировании советской интеллигенции и ее статусе в советском обществе в 30-е гг, заключенных и спецпереселенцах, партийно-государственной номенклатуре. Уметь комментировать таблицы. диаграммы.

Записи в тетради

33

Внешняя политика: смена ориентиров.

1

Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Менхенское соглашение. Дальневосточная политика СССР.

Геополитические интересы, имперская политика, Лига Наций, система коллективной безопасности, политика умиротворения, политика изоляционизма, нацизм, фашизм.

Знать изменение ориентиров советской внешней политики после прихода к власти в Германии фашистов, роль Коминтерна в советской внешней политике, оказание помощи со стороны СССР республиканскому правительству Испании, дальневосточную политику СССР, Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для нового изменения внешнеполитической стратегии советского руководства. Уметь работать с исторической картой, документами.

п. 27

34

Духовная жизнь советского общества.

1

Илеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Достижения советской науки. Советская литература. Советский кинематограф. Музыка. Живопись. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.

Идеология, культурная революция, конформизм,  социалистический реализм, феномен, творческие союзы.

Знать сущность “культурной революции”, происшедшей в СССР в 30-е гг, объективные и субъективные предпосылки, рассказывать о роли идеологии в жизни общества, развитии системы образования, достижениях и противоречиях развития советской науки, формировании и деятельности творческих союзов, утверждении соцреализма в литературе и искусстве, развитии кинематографа, музыкального и изобразительного искусства, литературы, театра, архитектуры, живописи. Уметь получать информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.

п. 26

35

Итоги развития СССР в 1928-1938гг.

1

Повторение и закрепление учебного материала об историческом развитии СССР в 1928-1938гг.

Проведение письменной проверочной работы. Знать даты, понятия.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – 9 часов.

36

Начало 2 мировой войны. Советско-германские отношения.

1

Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Советско-германское сближение. Договор 1939г. Реализация секретных протоколов. Война с Финляндией. Укрепление обороноспособности СССР. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Секретные протоколы, план “Барбаросса”, блицкриг, план “Ост”, денонсация.

Называть причины нового советско-германского сближения, содержание советско-германского договора о ненападении, суть секретных протоколов, причины и итоги войны с Финляндией, мероприятия по укреплению обороноспособности страны, суть планов “Барбаросса” и “Ост”. Уметь работать с документами, самостоятельно получать информацию, составлять конспект.

п. 28

37-38

Германское нашествие.Трагическое начало. Битва под Москвой.

2

Вторжение немецких войск на территорию СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Первые мероприятия советского правительтсва по организации отпора врагу. Оборонительные сражения летом-осенью 1941г. Начало блокады Ленинграда. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский “новый порядок”на оккупированной территории. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой.

Великая Отечественная война, периоды войны, оккупация, эвакуация, нацистский “новый порядок”.

Называть периоды ВОв, основные сражения, рассказывать о ходе военных действий в начальный период войны, приводить примеры героизма советских воинов, характеризовать причины неудач Красной Армии, знать содержание прказа №270 от 1941г., рассказывать о битве за Москву. Уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе. работать с картой. Рассказывать об исторических персоналиях.

п. 29

39

Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой-летом 1942г.

1

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковым. Летнее наступление немецких войск. Приказ №227. Сражение на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Антигитлеровская коалиция, холокост, гетто.

Называть причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковым, содержание приказа №227 от 1942г., рассказывать о сражениях на Кавказе. о создании антигитлеровской коалиции.  Уметь работать с картой, документами, далать выводы, подводить итоги, ставить проблемные вопросы и решать их.

п. 30

40

Все для фронта, все для победы.

1

Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование. Художественная культура.

эвакуация, оккупация, трудовой героизм.

Раскрывать роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией, объяснять сущность оккупационного режима, рассказывать о морально-психологическом состоянии советского общества в годы войны, деятельности церкви, перестройке экономики на военный лад, вкладе деятелей науки и культуры в дело разгрома врага. Уметь выступать с сообщениями на мини конференции.

п. 31

41-42

Коренной перелом в ходе войны.

2

Сталинградская битва. Начало массового изгнания захватчиковс советской земли. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943г. Снятие блокады Ленинграда. Восточный фронт к началу 1944г. Освобождение Украины, Крыма. Открытие второго фронта.

Коренной перелом в ходе войны, Курскаа (огненная) дуга.

Уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе ВОв и его истоки, рассказывать о разгроме немецких войск под Сталинградом, под Курском, о форсировании Днепра. Уяснить источники, важнейшие особенности, формы, методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков. Объяснять историческое значение данных побед. Анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний.

п. 32,33

43

На пути к победе.

1

Наступление совктских войск летом 1944г. Операция “Багратион”. Разгром немецких войск в Прибалтике. Изгнание немецких захватчиков из пределов СССР. Крымская конференция. Победа на Балканах, сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Причины победы, итоги, цена.

Капитуляция, депортация, демилитаризация.

Уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944г, освободительный характер европейского похода Красной Армии, рольСССР в разгроме вооруженных сил Японии, значение Крымской и Потсдамской конференций, историческое значение победы советского народа в ВОв. Уметь грамотно излагать материал, делать обобщение, выводы. Работа с исторической картой,историческими  документами. Написание эссе.

п. 34

44

ПОУ: Великая Отечественная война.

1

Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны.

Проведение “круглого стола” по заданным темам для обсуждения. Знать основные события, даты, понятия.

СССР в 1945-1953 гг. – 5 часов.

45

Восстановление экономики.

1

Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Конверсия, репарации, “холодная война”, восстановительный период, национальное богатство, дкфицитная экономика, диспропорция, репатриация, хозрасчет.

Иметь полное представление о характере экономического ущерба, численности людских потерь за весь военный период, знать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики, поиск путей ее реформирования, показывать на примерах трудовой героизм людей, усвоить пртиворечивый характер развития советской экономической модели. Уметь работать с картой, документами, таблицами, диаграммами.

п. 35

46

Политическое развитие.

1

“Демократический импульс” войны. Изменение в структурах власти. Систкма ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

“Демократический импульс войны”, альтернатива,репрессии ГУЛАГ, “дело врачей”, “ленинградское дело”.

Усвоить наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития-демократической и тоталитарной, знать причины возрождения первой и победы второй альтернативы, раскрывать причины и характер изменений в структурах власти после войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями. Уметь осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, участвовать в дискуссии.

п. 36

47

Идеология и культура

1

Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

“Железный занавес”, генетика, биологи-менделисты, кибернетика, космополитизм, “низкопоклонство перед Западом”, “безыдейные произведения”

Понимать противоречивость процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, уметь показывать на конкретных примерах восстановление “железного занавеса” в духовной сфере, характер “научных дискуссий” и “проработок” деятелей литературы и искусства, рассказывать о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры. Осуществлять перенос знаний.

п. 37

48

Ужесточение внешней политики.

1

СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало “холодной войны”. Роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в Корейской войне.

“Холодная война”, социалистический лагерь, план Маршалла, доктрина Трумэна,  региональные конфликты, гонка вооружений, ялтинско-потсдамская система международных отношений.

Знать истоки и сущность “холодной войны”, изменения положения СССР в мире в результате победы, экспорт сталинской модели общественного устройства, отношения СССР с западными странами, международным рабочим движением.

п. 38

49

Итоги развития СССР в 1945-1953гг.

1

Повторение и обобщение учебного материала об историческом развитии СССР в 1945-1953гг.

Заполнение таблицы, ответы на разноуровневые вопросы. Знать даты, понятия.

СССР в 1953-середине 60-х гг. -5 часов.

50

Изменения политической системы.

1

Смерть Салина и борьба за власть. 20 съезд КПСС. Начало реабилитации. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Ротация, волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация.

Называть альтернативы политического развития после смерти Сталина, рассказывать о борьбе за власть, реабилитации жертв политических репрессий, решениях 20 съезда партии, национальной и антирелигиозной политике, политических реформах Хрущева Н.С., проекте новой Конституции. Уметь анализировать, сравнивать, вести дискуссию.

п. 39

51

Экономическое и социальное развитие в 1953-1964гг.

1

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики.

Индустриальное общество, построение индустриального общества, интенсификация, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, предприятия группыА, предприятия группыБ, расширенное воспроизводство, средства производства, социальная напряженность.

Давать общую оценку сталинской экономической системе; показывать причины ее неэффективности; уяснить необходимость экономических реформ в стране; рассказывать о наличии альтернативных путей экономического реформирования и о том, кто из политиков их представлял; знать об экономических новациях 1953-1964гг. и почему они не привели к ожидаемому результату; называть факты успехов отечественной экономики, науки и техники, трудового героизма людей; рассказывать о социальной политике. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности. Рассказывать об исторических персоналиях.

п. 40

52

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образоваия.

1

Зарождение обновленческого направления в советской литературе. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Научно-техническая революция в СССР. Реформа школы 1958г.

Научно-техническая революция, «оттепель», формализм в искусстве, социалистический реализм.

Знать предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни, уметь на конкретных примерах показывать по каким направлениям шел этот процесс, кто из деятелей отечественной культурыего возглавлял, усвоить, что, несмотря на «оттепель», партийно-государственный контроль за этой сферой жизни общества вовсе не был утрачен, понимать, какие новые формы влияния власти на творческую интеллигенцию появились после смерти Сталина,насколько они были эффективны, какими методами партийное руководство пресекало проявление инакомыслия, знать особенности развития науки, политику властей в области образования.

п. 41

53

Мирное сосуществование: успехи и противоречия.

1

Выработка новых подходов во внешней политике. Возобновление диалога сЗападом. Берлинский кризис 1961г. Карибский кризис 1962г. Отношения со странами социализма. Отношения со странами «третьего мира».

Мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, мораторий.

Раскрывать сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем, рассказывать о разоружении, об отношениях СССР со странами «социалистического лагеря», развивающимися странами. Уметь работать с картой, делать сравнения,составлять таблицы.

п. 42

54

Итоги развития СССР в 1953-середине 60-х гг.

1

Закрепление изученного исторического материала.

Заполнение таблицы «Основные исторические реалии периода 1953-середины60-х гг. Знать и объяснять основные понятия. Знать даты.

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. -5 часов.

55

Консервация политического режима

1

Отстранение Н.С.Хрущева от власти. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность» кадров. Проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии, органов госбезопасности, реформирование КГБ. Конституция 1977г.

Номенклатура, «развитой социализм», неосталинизм (ресталинизация), диссидент, коррупция.

Уметь на конкретных примерах показать , что смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964г. означала и смену политического курса, откат от ряда демократических идей и начинаний Хрущева. Знать основные положения Конституции 1977г. Уметь анализировать исторические процессы, факты, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

п. 43

56

Экономика «развитого социализма».

1

Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Реформы 1965г. Отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Хозрасчет, самоокупаемость, теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, экономический застой, лимитчики, дефицитная экономика, стадиальное отставание.

Знать содержание аграрной реформы 1965г, реформы в прмышленности 1965г; раскрывать причины неудач реформирования, сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере; рассказывать о научно-технической политике. Уметь анализировать исторические процессы, факты, данные, выявлять причины и следствия, работать с таблицами, диаграммами.

п. 44

57

Общественная жизнь

1

Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за СМИ ,учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя.

«магнитофонная революция», застой в духовной жизни, концепция «развитого социализма», диссидентское движение, советский народ, «антисистема», теория «конвергенции».

Знать конценпцию «развитого социализма»; характеризовать противоречия в развитии художественной культуры, диссидентское движение. Рассказывать о деятелях культуры. Уметь участвовать в дискуссии, выделять главное.

п. 45

58

Политика разрядки.

1

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки междунродной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Доктрина Брежнева. Отношение СССР со странами социализма, странами «третьего мира».

Военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, ракеты средней дальности.

Называть предпосылки политики разрядки, характеризовать отношения СССР с Западом,социалистическими, развивающимися, странами; рассказывать и показывать на карте региональные конфликты с участием СССР, знать решения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Уметь делать сравнения, выводы, перенос знаний, работать с историческими источниками.

п. 46

59

Итоги развития СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.

1

Повторение и обобщение учебного материала об историческом развитии СССР в середине 60-х – середине 80-х гг

Вопросы и задания, заполнение таблицы . знать и объяснять основные понятия. Знать даты.

«Перестройка» в СССР 1985-1991 гг. – 5 часов.

60

Реформа политической системы.

1

Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988г. Российская многопартийность. Национальная политика. Власть и церковь. Августовский политический кризис 1991г. Межнациональные противоречия . Распад СССР. Образование СНГ.

«Кадровая революция», перестройка, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, правовое государство, гражданское общество, советский парламентаризм, либерализм, социал-демократия, фракция, оппозиция, переворот, путч, ГКЧП, конфедерация.

Знать исторические предпосылки перестройки, содержание «кадровой революции», политической реформы 1988г. , рассказывать о национальной политике, возрождении многопартийности, реформировании КПСС, августовском политическом крисисе 1991г., распаде СССР и его последствиях. Уметь работать с историческими документами, участвовать в дискуссии.

п. 47

61

Экономические реформы 1985-1991 гг.

1

Состояние экономики СССР в скркдине 80-х гг. Стратегия ускорения социально-экономического развития. Экономическая реформа 1987г. Прграмма «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991гг..

Ускорение социально-экономического развития, рыночная экономика, НТП, арендный подряд, кооперация, теневая экономика, демонополизация, децентрализация, разгосударствление, акционирование, техногенная катастрофа.

Характеризовать предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы, знать концепцию ускорения социально-экономического развития страны», концепцию регулируемого рынка, содержание реформы 1987 г, программы «500 дней». Уметь рассказывать и давать характеристику важнейшим событиям отечественной истории.

п. 48

62

Политика «гласности».

1

Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации. Кризис социалистической идеологии и политики.

Гласность, свобода слова, реабилитация.

Знать сущность политики гласности, показывать противоречивость и непоследовательность действий властей в этом направлении, понимать как повлиял новый политический курс на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе. Уметь осуществлять перенос знаний.

п. 49

63

«Новое мышление».

1

Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы.

Новое политическое мышление, демилитаризация, разоружение, региональные конфликты,  биполярная система международных отношений.

Иметь представление о причинах изменения основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Выделять главное в материалах учебника, уметь характеризовать основные внешнеполитические  события, делать сравнения и выводы.

п. 50

64

Итоги реформ 1985-1991 гг.

1

Повторение и обощение учебного материала об историческом развитии СССР в 1985-1991 гг.

Заполнение таблицы об основных событиях и итогах перестройки. Знать понятия, даты.

Новая Россия в 1991-1999 гг. – 6 часов.

65

Российская экономика на пути к рынку.

1

Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991г.) Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики стрвны в 90-е гг.

Либерализация цен, приватизация, «шоковая терапия», акционирование, банковская система, монетаризм, конвертируемый рубль, рыночная экономика, единая система оплаты труда, микроэкономическая стабилизация.

Знать состояние экономики СССР к концу 1991 г, экономическую программу Е.Т.Гайдара, понятие «шоковая терапия» 1992г., экономический курс правительства В.С.Черномырдина, состояние экономики в1998 г. Уметь характеризовать, сравнивать различные подходы осуществления реформ. Давать характеристику личностям. Уметь комментировать данные таблиц, диаграмм.

п. 51

66

Политическая жизнь.

1

Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990г). Выборы президента России 12 июня 1991г. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция 1993г. Российская многопартийность и парламентаризм. Президентские выборы 1996г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Суверенитет, референдум, электорат, национальная независимость, федерация, демократизация, правовое государство, разделение властей, парламентская республика, президентская республика, федеративный договар, политический кризис.

Усвоить принципиальное отличие новой политической системы от советской модели организации власти. Осмыслить первые итоги и последствия ее функционирования. Уметь высказывать собственное мнение к происшедшему. Оценивать итоги и последствия. Уметь работать с документами, дополнительной литературой. Уметь работать в группе.

п. 52

67

Духовная жизнь.

1

Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка, театр, изобразительное искусство, спорт, СМИ, религии.

Ностальгия, концептуализм, постмодернизм. Публицистика.

Характеризовать факторы влияния на развитие культуры в 90-е гг. Рассказывать об особенностях, новшествах, тенденциях, процессах развития культуры. Называть деятелей культуры, рассказывать о их творчестве.

п. 53

68

Строительство обновленной федерации.

1

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992г. Федеративное устройство. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис.

Федеративный договор

Характеризовать причины и новые принципы федеративного строительства в РФ, национальную политику в 90-е гг. Умение написания эссе.

п. 54

69

Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

Положение России в мире. Россия иЗапад. Россия и Восток. Россия – СНГ. Русское зарубежье в 90-е гг. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Концепция внешней политики, приоритет,  национальная независимость, конфедерация, национальные интересы, «прозрачные границы», завершение «холодной войны», многополюсный мир, «восьмерка», встречи «без галстуков».

п. 55

70

Итоги развития РФ в 90-е гг .20 в.

1

Повторение и обощение учебного материала об историческом развитии РФ в 1991-1999 гг.

Прведение письменной проверочной работы. Знать понятия, даты.

Россия в начале 21 века. – 5 часов.

71

Политическое развитие

1

Президент В.В.Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы. Усиление борьбы с терроризмом.    

Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис.

Гражданское согласие и единство, терроризм, Государственные символы, избирательное законодательство, избирательные системы.

Уметь работать с содержанием учебника,выделять главное;  находить дополнительные материалы, иллюстрирующие ход политической реформы в РФ в начале 21 в.

Понимать и давать характеристику инновационного развития России.

п. 56, 60.

72

Экономическое развитие.

1

Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Демографическая политика.

Национальные проекты, внешний долг, государственное регулирование рыночной экономики.

Рассказывать о направлениях  и мерах в области экономической политики в начале 21 в. В РФ.

Уметь находить и работать с дополнительными источниками информации.

п. 57

73

Повседневная и духовная жизнь общества.

1

Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Власть и церковь. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта.

Гражданское общество, СМИ, РПЦ, общественная палата, конфессии, паломничество, каноническое единство, Поместный собор.

Рассказывать о повседневной и духовной жизни общества. Уметь находить и работать с дополнительными источниками информации.

п. 58

74

Внешняя политика России.

1

Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Российско-американские отношения. Отношение России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами ШОС. Отношения со странами Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене.

Ближнее зарубежье, ШОС, диаспора.

Рассказывать о ключевых направлениях внешней политики РФ в начале 21 в.  Находить данные, иллюстрирующие эффективность внешней политики РФ в начале 21 в.

п. 59

75

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение и обобщение учебного материала по курсу истории России 20-начало 21в.

Вопросы и задания. Презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса истории России 11 класс

Планирование на 40 часов по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова "История России ХХ - начала ХХ1 веков", 11 класс....

Тематическое планирование по истории России 6-7 класс (I – II семестры)

Тематическое планирование по истории России 6-7 класс (I – II семестры)...

Тематическое планирование по истории России 8 – 9 класс (III – IV семестры)

Тематическое планирование по истории России 8 – 9 класс (III – IV семестры)...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории

Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории 10 кл....

Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы

Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы позволит начинающему педагогу освоить непростое искусство планирования своей учитель...