История России 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по Истории России для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_istorii_rossii.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI» (6 класс)
№ п/п | Да та | Тема урока | Содержание материала | Тип урока | Основные понятия | Знания, умения | Формы контроля за усвоением знаний | Персоналии | Д/З |
ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | |||||||||
1. | Введение. Что изучает история Отечества. | История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества? Источники знаний о прошлом | Урок изучения нового материала | Археология, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика | Умение работать с текстом учебни-ка, выделять главное, исполь-зовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач | Беседа |
| С. 4-6; знать новые слова | |
ТЕМА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч.) | |||||||||
2. | Восточные славяне | Индоевропейцы и предки славян, праславяне, подсечно-огневое и переложное земледелие, занятия, быт, верования, общественный строй | Урок изучения нового материала | Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья. Род, родовая община, племя. Народное ополчение, вече, быт, язычество, нравы, вервь | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты | Блицопрос, проверка карты | *1; историческая карта, документ с.13, знать новые слова | ||
3. | Соседи восточных славян | Восточные славяне и их соседи. Занятия, быт, верования, общественный строй | Комбиниро-ванный урок | Дань, колонизация, городище, каган, каганат, язычество | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты | Тестирование и защита индивидуальной творческой работы | *2; вопросы 2 и 6 с.19, знать новые слова, составить кроссворд к теме (по выбору) | ||
ТЕМА II. .РУСЬ В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII (6Ч.) | |||||||||
4. | Формирование Древнерусского государства | Формирование древнерусского государства. Новгород. Киев. Первые русские князья: Рюрик и Олег. Варяги, хазары и печенеги. Военные походы | Комбиниро-ванный урок | Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян | Умение устанавливать причинно- следственные связи. Выделять главное в тексте учебника, Умение работать с картой. Развивать умение составления схем | Проверка схемы, исторический диктант | Рюрик, Олег, Ольга. Святослав | *3; вопросы с.27, вопросы к документу с.28, знать новые слова и важнейшие даты | |
5. | Первые киевские князья | Население городов и деревень. Княжеская власть | Урок изучения нового материала | Продолжать развивать умение работать с исторической картой. Составлять схемы. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы | Блицопрос, проверка кроссворда | Олег, Игорь, Святослав | *4; Составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта | ||
6. | Князь Владимир. Крещение Руси. | Крещение Руси | Урок изучения нового материала | Крещение Руси, христианство, епископ, ересь, митрополит, церковный устав, десятина | Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход. Значение исторического события (принятие христианства) | Проверка таблиц. Творческие задания. Тестовые вопросы и задания на актуализацию знаний | Владимир | *5; составление таблиц, вопросы и задания с. 42, подготовить сообщение о Ярославе Мудром | |
7. | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская правда» | Практическое занятие с элементами групповой работы | Феодальные усобицы, боярин, вотчина, династический брак, посадник, холопы, общество | Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды» | Анализ документа, карточки с проблемными вопросами | Ярослав Мудрый | *6; вопросы и задания с.53, анализ документа с.54, подготовить сообщения, знать новые слова | |
8. | Культура Древней Руси | Культура Древней Руси | Урок - путешествие | Миниатюра, патриотизм, самобытный, житие летопись, фольклор, былина. Устное народное творчество | Уметь выделять главное: истоки и особенности древнерусской культуры. | Обсуждение, сообщения, кроссворды | Нестор | *7; закончить таблицу | |
9. | Быт и нравы Древней Руси | Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище и одежда | Практическое занятие с элементами групповой работы | Образ жизни, слобода, хоромы | Уметь выделять главное. Ценностное ориентирование древнерусского общества | Обсуждение, сообщения. | *8; вопросы и задания с. 71, творческое задание №5 с.71уч. | ||
ТЕМА III. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII- XIII В. (8Ч.) | |||||||||
10. | Раздробление Древнерусского государства | Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население | Урок изучения нового материала с элементами групповой работы | Феодальная раздробленность удельные княжества, рать, эксплуатация | Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работать с картой. Сводить знания в таблицы. Давать характеристику исторической личности. | Проверка карты, проверка таблицы, блицопрос | Владимир Мономах | *9; вопросы и задания с.83, Закончить таблицу «Причины феодальной раздробленности», знать новые слова и важнейшие даты | |
11. ─ 13. | Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель | Урок изучения нового материала с элементами групповой работы | Раздробленность уделов, упадок Киева, междоусобные войны, республика, мятеж, феодальная раздробленность | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе | Защиты групповых работ | Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо | *10-11; вопросы и задания с.94, знать новые слова и важнейшие даты | |
14. | Монгольское нашествие на Русь | Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские и завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям | Урок изучения нового материала | Монголо-татары, стан, фураж, Чингисхан, Батый, тьма | Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо - татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий | Проблемные вопросы и задания, тестовые вопросы и задания на актуализацию знаний | Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович,Александр, Дмитрий | *12; вопросы и задания с.104, сочинение на тему «Борьба русского народа с иноземными захватчика-ми», знать даты | |
15. | Борьба русских земель с западными завоевателями | Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище | Практическое занятие с элементами групповой работы | Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Ледовое побоище, ополченцы | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности | Устный блицопрос, карточки, сообщения | Александр Невский | *13; вопросы и задания учебника с 113, сообщение «Александр Невский» знать новые слова и важнейшие даты | |
16. | Русь и Орда Русь и Литва | Образование Золотой Орды. Улусы. Ордынский выход. Правление Александра Невского. Русская православная церковь и её роль в период монгольского ига Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI-XV вв | Комбиниро-ванный урок | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество, выход, резиденция Уния. | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя и карты | Проверка таблиц и схем Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы | Митрополит Кирилл Ольгерд, Ягайло, Витовт | *14; вопросы и задания с.120, таблица: потери и последствия татаро-монгольского нашествия, знать важнейшие даты *15; вопросы и задания с.127, знать новые слова и важнейшие даты | |
17. | Культура русских земель в XII-XIII вв | Развитие культуры. Просвещение. Архитектура и живопись. Летописи и общественная мысль. Литература | Урок-путешествие «Далёкая и близкая древняя Русь» | Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники. Участвовать в беседе | Викторина | *!6; вопросы и задания с.136, документы с. 138, знать новые слова | ||
18. | РОДНОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ (1 ч) | ||||||||
ТЕМА IV. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУСКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч.) | |||||||||
19. | Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси. | Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы | Практическое занятие с элементами групповой работы. | Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение | Уметь анализировать историческую карту. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества | Устные ответы, опрос, карточки с заданиями, сообщение «Иван Калита» | Иван Калита, Даниил Московский | *17; вопросы и задания с.146, дать характери-стику правления Ивана Калиты, знать новые слова и важнейшие даты | |
20. 21. | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда. Набег Тохтамыша. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Историческое значение Куликовской битвы | Урок изучения нового материала с элементами «оживления» карты и самостоятельной работы | Куликовская битва, Дмитрий Донской, Мамай, Сергий Радонежский, полк правой руки, полк левой руки | Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности в истории | Игровое задание «Исторический футбол», Проверка картосхем | Мамай, Дмитрий Волынский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Челубей, Пересвет | *18; вопросы и задания с.155, составить рассказ о Куликовской битве, знать новые слова и важнейшие даты | |
22. | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века | Московское княжество и его политика, Иван III, Василий II. Распад Золотой Орды, Грюнвальдская битва | Комбинированный урок | Диалект, уния, междоусобные войны | Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развёрнуто излагать исторический материал. Вести дискуссию | Блицопрос, карточки с заданиями | Василий I, Василий II Васильевич, Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка
| *19; вопросы и задания с. 164 | |
23. | Создание единого Русского государства. Конец ордынского ига | Объединение русских земель, конец зависимости русских от Орды. Распад Золотой Орды. Стояние на реке Угре. Хан Ахмат. Завершение объединения русских земель
| Урок изучения нового | Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре» | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные задачи | Проблемные вопросы и задания, проблемное задание на карте | Казимир IV Ягайлович, Ахмат, Иван III, Василий III | *20; вопросы и задания с.173, предпосылки выучить, знать новые слова и важнейшие даты | |
24. | Церковь и государство . | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский | Комбиниро-ванный урок | Ереси, нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим» | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. Причина появления теории «Москва-Третий Рим» | Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | *22; вопросы и задания с. 191, знать новые слова и важнейшие даты | ||
25 | Культура и быт в конце XIV - начале XVI вв | «Сказание о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря». «Троица»Афанасий Никитин, Феофан Грек. Андрей Рублёв | Урок-экскурсия | Общерусское летописание, публицистика, регалии, энциклопедия | Уметь выделять главное. Сравнивать с культурой XV века. Давать описательную характеристику произведениям искусства. Учиться писать краткие сообщения. | Сообщения, викторина | *26 – 27; заполнить таблицу | ||
26. | Основные социальные слои Российского государства в в конце XIV - начале XVI вв | «Знатные люди» Российского государсва. Образ жизни тяглового населения. | Комбиниро-ванный урок | Тягловое население | Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Устный опрос, составление схемы, карточки с индивидуаль-ным заданием | вопросы и задания с. , знать новые слова и даты по теме, творческое задание | ||
ТЕМА V. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI В. (5 ч.) | |||||||||
27. | Начало правления Ивана IV .Реформы Избранной Рады 50-х годов XVI. | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Земские соборы | Урок изучения нового материала с элементами практическо-го занятия | Царь, шапка Мономаха, «чёрные люди», сословия, сословная монархия, Волость, стрельцы, Избранная рада, приказы, централизованное государство | Уметь выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности. Уметь представлять результаты своей работы классу. Умение кратко и развёрнуто давать ответы, оперировать понятиями | Проблемные вопросы и задания, заполнение таблицы | Иван IV,Юрий, митрополит Макарий, А.Ф. Адашев | *23; вопросы и задания с.200, документы с.200-2002, знать новые слова и важнейшие даты | |
28. | Внешняя политика Ивана IV | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | Практическое занятие с элементами групповой работы | Ливонская война, засечная черта, наёмник, казаки, Речь Посполитая, острог | Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно- следственные связи. Уметь оперировать терминами, понятиями | Хронологичес-кая таблица «Внешнее положение». Устный блицопрос | Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Кучум, Иван Шуйский | *24; вопросы и задания с.212, вопросы №4 и №5 письменно, знать важнейшие даты | |
29. | Опричнина | Учреждение опричнины. Земщина и опричнина. Итоги опричнины | Урок изучения нового материала с элементами групповой работы | Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие, опала, посад, челобитная, крепостное право | Уметь выделить главную суть явления. Причинно-следственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям. | Решение познаватель-ных задач по карточкам, устный блицопрос | Иван Грозный, Андрей Курбский | *25; вопросы и задания с.220, запомнить новые слова | |
30. | Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. | Централизован-ное государство, сословно-представительная монархия. Церковный собор | Комбиниро-ванный урок | Сословно-представительная монархия, острог, заповедные лета | Уметь работать в группах. Анализировать источники. Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления. Оперировать терминами и понятиями. Слушать товарищей, вести дискуссию | Сообщения, кроссворды, блицопрос | Иван IV | Подготовить сообщения. Творческое задание по группам «Суд над Иваном IV» | |
31. | Русская культура и быт в XIV-XVI веках | Развитие культуры в XVI веке. «Сказание о князьях Владимирских», Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов. | Урок-экскурсия «По кремлю» | Печатник, иконостас, эпос, книгопечатание, регалии, публицистика, энциклопедия, шатровый стиль | Изучать. Сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства. Писать краткие сообщения | Сообщения, викторина | Иван Фёдоров, Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий | *26-28; составить кроссворд | |
32. | РОДНОЙ КРАЙ В XIV-XVI В. (1ч.) | ||||||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (2ч.) | |||||||||
33. - 34. | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной Европы. Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы. | Урок -повторения Урок -повторения | Уметь применять изученный материал на практике Излагать свою точку зрения в письменной и устной речи Приводить аргументацию и доказательства. Знать основные положения курса | Понятийный диктант, письменные задания. Интеллектуальная разминка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...