История Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по Истории Древнего мира для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_drevnego_mira_ktp.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата | Факт. | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Д/З. |
ВВЕДЕНИЕ. 2 часа | ||||||
1/1 | Откуда мы знаем, как жили наши предки. | 1 | Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Письменные источники. | Стр.6, пересказ | ||
2/2 | Счет лет в истории. | 1 | Счет лет в истории. Счет по годам в древних гос-вах. Христианская эра. Обозначение дат до н.э. («обратный» счет лет). Понятия: год, век, тысячелетие. | Гл.3 стр. 28-30, отв на воп. Работа с лентой времени | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей.(5 часов). Тема 1.Первобытные собиратели и охотники. 3 часа | ||||||
3/1 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди. | 1 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: соврем. представления о месте и времени их появления, облик, отсутствие членораздельной речи, изготовление орудий как главное отличие от животных. Присваивающее хоз-во: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. | §1, рисунок в тетради: орудие труда древнейших людей (на выбор)
| ||
4/2 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Расселение в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия: человек разумный, родовая община. | §2, отв на воп. работа с картой на стр. 7. Составить рассказ по картине на с.12 «Охота на диких козлов» | ||
5/3 | Возникновение искусства и религии. | 1 | Возникновение искусства и религии. Изображения животных и человека. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия: колдовской обряд, душа, Страна мёртвых. | §3, пересказ, отв на воп. | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 часа | ||||||
6/4 | Представление о зарождении производящего хозяйства. | 1 | Понятие «Западная Азия». Зарождение производящего хоз-ва: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельца: каменный топор, мотыга, серп. Ткацкий станок. Последствия перехода к производящему хоз-ву. Понятия: старейшина, племя, вождь, дух, бог, идол, молитва. | §4, отв на воп. Рисунок орудия труда земледельца (1 на выбор) | ||
7/5 | Начало обработки металлов. Появление неравенства . | 1 | Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Распад рода на семьи. Неравенство: знатные и незнатные, богатые и бедные. Понятия: знать, раб, царь. | §5, пересказ, отв на воп. | ||
ПОВТОРЕНИЕ (1ч.) | ||||||
8/1 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. | 1 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации – появление городов, гос-в, письменности. | Повт. гл: 1,2. стр. 7-24. Отв на воп на стр.27 | ||
Раздел II. Древний Восток. (18 часов). Тема 1. Древний Египет 7 часов | ||||||
9/1 | Местоположение и природные условия. | 1 | Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Возникновение единого гос-ва в Египте. Понятие «фараон». | §6 стр. 32,пересказ, отв на воп. Работа с картой на стр. 31 | ||
10/2 | Земледелие как основное занятие. | 1 | Быт земледельцев и ремесленников. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Понятия: вельможа, писец, налог. | §7 стр.35, пересказ, отв на воп. Составить рассказ от имени земледельца | ||
11/3 | Возникновение единого государства в Египте. | 1 | Жизнь и служба вельмож. Неограниченная власть фараонов. | §8 стр.39, пересказ, отв на воп | ||
12/4 | Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города Фивы, Мемфис. | 1 | Войско фараона: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города Фивы, Мемфис. | §9 стр.43, отв на воп., работа с картой на стр.44 | ||
13/5 | Религия древних египтян. | 1 | Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия: храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг. | §10 стр. 48, отв на воп. | ||
14/6 | Искусство древних египтян. | 1 | Строительство пирамид. Сфинкс. Храм и его вид. Раскопки гробниц. Изображение человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия: статуя, рельеф, роспись, скульптура. | §11 стр. 53, отв на воп | ||
15/7 | Особенности древнеегипетского письма. | 1 | Научные знания. Солнечный календарь. Водяные часы. Литература: хвалебные песни богам, повесть, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия: иероглиф, папирус, свиток. | §12 стр. 60, отв на воп. | ||
Повторение 1 час | ||||||
16/1 | Достижения древних египтян (Контрольная работа по теме: Древний Египет. ) | 1 | Достижения древних египтян (земледелие, каменное строительство, скульптура, письмо, календарь). Власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Повт. Гл.4 Стр. 31-60 | ||
Тема 2. Западная Азия в древности. 7 часов | ||||||
17/8 | Двуречье в древности. | 1 | Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Юж. Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутст. метал. руд, строит. камня и леса). Глина как основной материал в жизни шумеров (строит-во, письмо, быт). Искусственное орошение в земледелии. Города Ур и Урук. Религия: боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания: астрономия, математика. Литература: сказание о Гильгамеше. | §13 стр.63, отв на воп. Работа с картой на стр.31 | ||
18/9 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. | 1 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства, представление о талионе, о неравенстве людей перед законом. Понятия: закон, ростовщик. | §14, отв на воп, работа с картой на стр.67 | ||
19/10 | Города Финикии. | 1 | Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. | §15, отв на воп, работа с картой на стр. 72 | ||
20/11 | Древние евреи. Библейские сказания. | 1 | Древние евреи. Библия и Ветхий Завет. Единобожие. Библейские мифы и сказания (первые люди, всемирный потоп, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. | §16, отв на воп | ||
21/12 | Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. | 1 | Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. | §17, отв на воп, работа с картой на стр. 80 | ||
22/13 23/14 | Ассирийская держава. Образование Персидской державы «царя царей». | 1 1 | Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница - особый род войск). Ассирийские завоевания. Столица Ниневия. Царский дворец. Ассирийское искусство: статуи, рельефы, росписи. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Зап. Азии: Нововавилонское, Лидийское, Мидийское. Г. Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий I. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска. | §18, отв на воп. Работа с картой на стр. 82 §19, отв на воп, работа с картой на стр. 88 | ||
Тема 3. Индия и Китай в древности. 4 часа | ||||||
24/15 25/16 26/17 27/18 | Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь Шихуане. | 1 1 1 1 | Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Сельское хоз-во: выращивание риса, сахарного тростника, хлопчатника. Религия индийцев. Сказание о Раме. Понятие «каста». Миф о происхождении 4-х каст. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Буддизм. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | §20 стр.91, работа с картой на стр. 92 §21, отв на воп. §22, отв на воп, работа с картой на стр.101 §23,отв на воп., работа с картой на стр. 101 | ||
ПОВТОРЕНИЕ. 1 час. | ||||||
28/1 | Вклад Древнего Востока в мировую культуру (Итоговое тестирование по разделу «Древний Восток») | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. | Повт. Главы 4,5,6 | ||
Раздел III. Древняя Греция. (20 часов.) Тема 1. Древнейшая Греция. 5 часов | ||||||
29/1 30/2 31/3 32/4 33/5 | Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством. Поэма Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея» Религиозные верования древних греков. | 1 1 1 1 1 | Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов, росписи. Понятие «фреска». Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Война с Троей. Мифы о начале троянской войны. Вторжение в Грецию воинств. племен с севера. Упадок культуры и хоз-ва. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Герои «Илиады»: Ахиллес, Агамемнон, Гектор, Приама, Патрокл. Ахиллесова пята. Сказание о троянском коне. Одиссей, царь о.Итака. Семья: жена Пенелопа и сын Телемак. Приключения Одиссея. Герои «Одиссеи»: царь Алкиной, великаны-циклопы, сирены, чудовища. Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков: Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла. | §24 стр.112, отв на воп § 25стр.116 §26 стр120., отв на воп §27 стр.124, отв на воп §28 стр. 129, отв на воп | ||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов | ||||||
34/6 35/7 36/8 37/9 38/10 39/11 40/12 | Начало обработки железа в Греции. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры – общегреческие празднества. Греко-персидские войны. .Морское сражение в Саламинском проливе. | 1 1 1 1 1 1 1 | Начало обработки железа в Греции. Греческий алфавит. Самостоятельные гос-ва - полисы Греции: Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет. Аттика: местоположение и природ. условия. Оливководство и виноградство. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Демос. Бедство земледельцев и долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового суда. Понятия: гражданин, демократия. Лакония: местоположение и природ.условия. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и Илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой.
Греческие колонии: Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Греки и скифы. Эллины и Эллада. Олимпийские игры – общегреческие празднества. Атлет. Ипподром. Виды состязаний. Награды победителей. Греко-персидские войны. Клятва юношей на военную службу. Победа афинян в марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. | §29 стр. 133, отв на воп §30 стр.137, отв на воп §31 стр. 140, отв на воп §32 стр. 144, отв на воп §33 стр. 149, отв на воп §34 стр. 154, отв на воп §35 стр. 158, отв на воп | ||
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. 5 часов | ||||||
41/13 42/14 43/15 44/16 45/17
| Афинский морской союз. Военный и торговый флот.
Город Афины. Быт афинян. Образование афинян. Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Афинская в 5 веке до н.э. | 1 1 1 1 1 | Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Население Афин: граждане, переселенцы, рабы. Труд рабов.
Город Афины: керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Архитектура храмов. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы – педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимназии. Взгляды греческих ученых на природу человека(Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Перикл о главе Афин. Соратники Перикла: Аспасий, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. | § 36 стр.163, отв на воп
§37 стр. 167, отв на воп
§38 стр. 173, отв на воп §39 стр.176, отв на воп §40 стр.182, отв на воп | ||
Тема 4. Македонские завоевания в 4в. до н.э. 3 часа | ||||||
46/18
47/19 48/20 | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. Распад державы Александра после его смерти. | 1 1 1 | Ослабление греческих полисов в рез-те междоусобиц. Царь Филипп и возвышение Македонии. Аристотель – учитель Александра (сын Филиппа). Македонское войско. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Царь Александр Македонский. Битва у реки Граник. Дарий III, разгром его войска у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Поход в Индию. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Александрийская библиотека. | §41 стр.186, отв на воп §42 стр.190, отв на воп §43 стр. 198, отв на воп | ||
ПОВТОРЕНИЕ. 1 час. | ||||||
49/1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру.(Тестирование по разделу «Древняя Греция») | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру, управление государством. Особенности афинской демократии. | Повт. главы 7-10 | ||
Раздел IV . Древний Рим 17 часов. Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа | ||||||
50/1 51/2 52/3 | Местоположение и природные условия Италии Возникновение республики. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Устройство Римской республики. | 1 1 1 | Местоположение и природные условия Италии. Население Италии. Легенда об основании Рима. Управление Римом. Понятия: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Господство Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия: республика, консул, народный трибун, право вето. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов и принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Легион. | § 44 стр. 204, отв на воп §45 стр. 208, отв на воп §46 стр. 212, отв на воп | ||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа | ||||||
53/4 54/5 55/6 | Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме | 1 1 1 | Карфаген – крупное гос-во Средиземноморья. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Политика «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия: триумф, провинция. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в с/х-ве, домах богачей. Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия: амфитеатр, гладиатор. | §47 стр.216 , отв на воп § 48 стр. 221, отв на воп §49 стр. 226, отв на воп | ||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. 4 часа | ||||||
56/7 57/8 58/9 59/10 | Земельный закон братьев Гракхов. Крупнейшее восстание рабов в древности. Диктатура Цезаря. Поражение сторонников республики. | 1 1 1 1 | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Крупнейшее восстание рабов в древности. Победы Спартака. Походы армии восставших. Красс и разгром армии рабов. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Диктатура Цезаря. Брут, заговор против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Египет – римская провинция. | §50 стр. 230, отв на воп
§51 стр. 234, отв на воп §52 стр. 238, отв на воп §53 стр.243, отв на воп | ||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов | ||||||
60/11 61/12 62/13 63/14 64/15 | Соседи Римской империи. Обожествление императоров. Нерон (террор, пожар в Риме и преследования христиан). Возникновение христианства. Отношение римских властей к христианам. Расцвет Римской империи . Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. | 1 1 1 1 1 | Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфинянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Обожествление императоров. Нерон (террор, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном Суде и Царстве Божьем. Отношение римских властей к христианам. Понятия: христиане, апостолы, Евангелие, священник. Возникновение и расцвет колоната. Понятия: колоны, рабы с хижинами. Правление Траяна. Отказ от террора. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм, Колизея и Большого цирка. Архитектурные памятники Рима: Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки. Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки. | §54 стр. 248, отв на воп §55 стр. 253, отв на воп §56 стр. 256, отв на воп §57 стр. 262, отв на воп §58 стр. 265, отв на воп | ||
Тема 5. Падение Западной римской империи. 2 часа | ||||||
65/16 66/17 | Вторжения варваров. .Признание христианства. Разделение Римской империи: Восточная и Западная Римские империи. | 1 1 | Вторжения варваров. Борьба за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя. Положение колонов: прикрепление к земле. Понятия: епископ, Новый Завет. Разделение Римской империи: Восточная и Западная Римские империи. Восстания в провинциях ( Галлия, Сев. Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Переход легионеров-варваров к готам. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Рима варварами. Ликвидация власти императора на Западе. | § 59 стр. 271, отв на воп §60 стр. 277, отв на воп | ||
Итоговое повторение.2 часа. | ||||||
67/1 68/2 | Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 1 | Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении гос-вом. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от гос-в Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. | Повторить: разделы «Древний Восток» «Древняя Греция», «Древний Рим» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»
Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...