ОБОСНОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по истории по теме

Рвачёва Наталья Сергеевна

В работе рассказывается об основных подходах на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vedushchih_idey_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОСНОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Наше государство диктует свои условия, по которым молодое поколение, выйдя из-за школьной парты должно быть готово к сложившимся общественным отношениям. 9 лет я работаю учителем истории и обществознания в школе, и могу с уверенностью сказать  что базовое содержание исторического образования - это обязательное необходимое обществу образование без которого личность не в состоянии вписаться полноценно в социальную среду. Исходя из этого, мною ставится цель, т.е. намечаемый результат обучения, воспитания и развития, направленная на формирование личности:

  1. приобретение новых знаний;
  2. овладение умений самостоятельно приобретать знания;
  3. формирование умений анализировать, комментировать и оценивать;
  4. формирование умений и навыков практического характера: работа с историческими документами, ведение исследовательских работ;
  5. развитие воображения, мышления, речи и памяти;
  6. формирование взглядов, убеждений.

Но чтобы достичь этих целей, нужно задуматься над тем, как заинтересовать учащихся и как поддержать интерес к изучаемому материалу. Поэтому моя деятельность основывается на следующих подходах:

1. Компетентностный подход в обучении. С применением такого подхода  меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Реализация компетентностного подхода в практике моей работы  направлена на формирование у обучающихся  ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания  текстов, обработки информации разного рода, действия в группе и т.д.); Хорошие результаты дает применение технологии Ю.Троицкого - работа с документально-методическими комплексами.

2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого

урока и внеурочной деятельности.  При выполнении любого задания ученик должен видеть свой успех. При этом следует учитывать, что задание должно быть

посильным и в то же время достаточно сложным, чтобы для его выполнения ученик прилагал усилия.  

3.  Построение уроков на  принципах  обучения  – дедуктивность (сначала рассматриваются  общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика переводить свои знания в разные области,  рассуждать, делать выводы. Я  принимаю любой ответ ученика (правильный и не правильный), но при этом всегда прошу доказать или объяснить полученный результат.  Другие учащиеся  могут согласиться или нет, но в любом случае надо будет обосновать свою точку зрения. Только так, по моему мнению, можно научить добывать знания и самостоятельно находить и исправлять  ошибки.  Я стараюсь  подбирать  задания таким образом,  чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов, законов.

4. Личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через использование в работе взаимо-  и самоконтроля;  использование методик,  при которых учащиеся работают с опорными конспектами;  организацию индивидуальной работы с отдельными;  индивидуализацию домашних заданий;  организацию работы учащихся в группах; организацию исследовательской деятельности; формирование индивидуальных маршрутов обучения  учеников по потребности;  постановку проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);  организацию самостоятельной поисковой деятельности школьников при  выполнении заданий разного уровня сложности.  

В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город.

Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 6 классах, так как города ранее знакомые мы повторяем в новом времени.

Использую различные  формы   заданий: вопросы, упражнения, сочинения, игры, хронологические диктанты,   тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, 4.  Использование исследовательского метода обучения. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации.

Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника  законов, выявить различия.  Использование исследовательского метода обучения
способствует освоению навыка самостоятельного   выведения    знаний,  учит   мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.  Свою работу  я планирую таким образом, чтобы урочная и внеурочная деятельность способствовала  приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы,  умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.  

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира,  он придаёт уверенность в своих возможностях, создаёт положительную мотивацию к обучению.  

5. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Компьютер я освоила самостоятельно, но для уверенности прошла курсы.  В настоящее время мой  навык работы достаточный для использования  ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но работать есть над чем. Создание тандема учитель + компьютер делает учебно-воспитательный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.  

Уроки и внеурочные мероприятия  с использованием электронных приложений к учебникам, презентаций, электронных тестов, ресурсов Интернет представляют собой сочетание  новых информационных технологий и традиционных педагогических.

Особенно плодотворной на уроках считаю работу с использованием ЦОР.

Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками учебно-воспитательного процесса, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.  Использование ИКТ  на уроке  позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: отрывки из кинофильмов позволяют визуально увидеть и услышать исторических деятелей, критически оценить их поступки, проследить маршруты военных походов- работа с картой, а также проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.  

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности учителя  является планирование своей работы.  Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является  УМК по предмету (таблица 1),  дополнение к которому -  электронные приложения, дидактические материалы, банки заданий для подготовки к ГИА, методические пособия.

Таблица 1.

Учебно-методические комплекты по истории и обществознанию

Линия УМК

Предмет

Класс

                        Что используется из УМК

Г.И.Годер,

А.А.Вигасин,

И.С.Свенцицкая

история

Древнего

мира

5

Учебники  для основной школы (5 классы)  базового  уровня;  «Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/ Сост.К.В.Волкова» Рабочая тетрадь «История Древнего мира. 5 класс», комплект Атласа и контурных карт по истории Древнего мира для 5 класса. Поурочные разработки к учебнику Г.И.Годера «История Древнего мира» 5 класс.

Е.В.Агибалова,

Г.М.Донской

История Средних веков

6

Учебники  для основной школы 6( классы)  базового  уровня;  «Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс. Рабочая тетрадь «История Средних веков. 6 класс» Е. В. Агибаловой, комплект Атласа и контурных карт по истории Средних веков для 6 класса. Соловьёв К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков».

А.Я.Юдовская,

П.А.Баранов,

Л.М.Ванюшкина

Новая история

7-8

Учебники  для основной школы 7-8( классы)  базового  уровня;  Тесты по истории Нового времени к учебнику А.Я.Юдовской, П.А.Баранова (составитель Ю.И.Максимов)-7-8 класс. Рабочая тетрадь «История Нового времени»7-8 класс, комплект Атласа и контурных карт по истории Нового времени. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»7,8 класс.Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913гг.к учебнику А.Я.Юдовской П.А.Баранова. Учебное электронное издание истории нового времени «Всеобщая история» 8 класс.

Л.Н.Алексашкина

Всеобщая история

ХХ- начало ХХ1 века

9

Учебники  для основной школы 9( классы)  базового  уровня;  Тесты по Всеобщей истории к учебнику Алексашкиной, (составитель Ю.И.Максимов)-9 класс. Рабочая тетрадь «Всеобщая история»9 класс, комплект Атласа и контурных карт по Всеобщей истории. Поурочные разработки к учебнику «Всеобщая история хх-хх1» 9 класс. Тематическое и поурочное планирование по Всеобщей истории хх-хх1.к учебнику Алексашкиной. Учебное электронное издание истории нового времени «Всеобщая история» 9 класс.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

История России

6,7,8,9,

Учебники  для основной школы 6-9( классы)  базового  уровня; Универсальные поурочные разработки по истории России составитель К.А.Соловьёв; Рабочая тетрадь «История России» Данилов А.А.6-9 классы. Контрольно-измерительные материалы к истории России 6-9 классы. Атлас и контурные карты по истории России 6-9 классы

Л.Н.Боголюбов

обществознание

6-9

Л.Н.Боголюбов Обществознание 6,7,8,9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Базовый уровень. (Комплект с электронным приложением);  Рабочая тетрадь «Обществознание» 6,7,8,9, классы под ред. Л.Ф.Ивановой, Я.В.Хотеенковой; О.А.Котовой, Т.Е.Лискова;

Контрольно-измерительные материалы 6 кл.(А.В.Поздеев); Поурочные разработки по обществознанию 7 кл. А.В.Поздеев.

Тестовые задания к ГИА по обществознанию 9 класс. ФИПИ.

Что дают такие подходы  в учебно-воспитательном процессе?  Прежде всего, это способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, повышению  уровня активности школьников на уроке и во внеурочной деятельности (таблицы  3.3.1стр. 14-15, 3.3.2  стр.16,  3.3.3 стр. 16);  положительной  динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся, успешному прохождению выпускниками государственной (итоговой) аттестации (таблицы 3.3.5 стр. 17, 3.3.6 стр.18), даёт возможность каждому ученику проявить себя в мероприятиях любого уровня (таблица 3.3.1 стр. 14-15) и способствует   профессиональному самоопределению  (таблица 3.3.4 стр. 17).

В течение нескольких лет я работала над темой «Приёмы использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся по истории и обществознанию в урочной и внеурочной деятельности» (описание работы далее), которая является частью  системы моей работы, работы школьного МО учителей гуманитарного цикла  и школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обоснование ведущих идей деятельности Портфолио

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспект...

Обоснование педагогической деятельности социального педагога Алиевой Издаг Сулеймановны

Тема самообразования «Роль социально педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением»...

Укрепление здоровья школьников - ведущий аспект педагогической деятельности.

Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы и нашей в том числе. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во в...

Обоснование ведущих идей педагогической деятельности

Гуманизация учебных занятий является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для ее реализации....

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ...

Обоснование ведущих идей деятельности.

laquo;Есть в искусстве общения с детьми какая-то тайна, которую знают те, кто умеет находить с ними общий язык…»...