элективные курсы для 9 класса "Войны России и Турции"
элективный курс по истории (9 класс) по теме
Программа элективного курса « Войны России и Турции» предназначена для учителей истории, работающих в 9-ых классах общеобразовательных школ. В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории. Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
управление образования
Альметьевского муниципального района
О. А. Некрасова
«Войны России и Турции»
программа элективного курса по истории
для обучающихся 9-ых классов общеобразовательной школы
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение ....................................................................................................
- Паспорт программы ................................................................
- Пояснительная записка ...........................................................
- Тематический план ..................................................................
- Содержание Программы .........................................................
- Рекомендуемая литература для учителя и ученика …………..
- Перечень используемых источников ………………………………….
Введение
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории. Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. На протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. На нее возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля межличностного общения.
Меняются поколения, меняются политические, социальные и экономические основы государства, но неизменной остается задача формирования патриотизма населения как важнейшего источника процветания Отечества и его народов. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Эти исторические события, перевернувшие ход мировой истории, крайне актуальны для успешной подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся. В связи с этим необходимо углубленное изучение истории русско-турецких войн в составе отдельного элективного курса. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен этих войн, за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов. Темы военных конфликтов оказывает сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает большой интерес и имеет несомненный воспитательный эффект. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы профессиональной ориентации, выбора жизненного пути. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится переход к профильному образованию. Именно эти факты и послужили основанием для разработки программы направленной на изучение истории войн России и Турции. Курс рекомендован для учащихся 9 классов.
Изучение данного курса направлено на:
- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории русско-турецких войн в рамках базового курса истории;
— развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
— развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;
— формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Войны России и Турции» (программа элективного курса по истории для обучающихся 9-ых классов общеобразовательной школы) |
Автор Программы | Некрасова Олеся Аркадьевна учитель истории и обществознания I кв. категории МБОУ «СОШ №21» г. Альметьевска |
Основание для разработки Программы | Большой объем теоретических знаний, предлагаемый на уроках истории, вызывает трудности, и учащиеся теряют интерес к предмету, а также при сдаче ЕГЭ учащиеся встречаются с вопросами, которые не рассматриваются на уроках из-за нехватки времени. Введение элективного курса позволит расширить знания, полученные на уроках. |
Цель Программы | Создание условий для: активного включения ученикам любого уровня обученности в учебно-познавательный процесс и максимального проявления себя, развития способности учащихся приобретать знания самостоятельно, их творческой деятельности на основе использования материалов из истории русско-турецких войн. |
Задачи Программы |
|
Методические ориентиры | Принципы научности, систематичности, гражданственности, наглядности обучения и развития теоретического мышления, доступности. |
Общепедагогические технологии | Деятельностный, компетентностный подходы. |
Группы методов | Словесные, наглядные, практические, индуктивный и дедуктивный методы обучения, репродуктивные и проблемно- поисковые методы обучения |
Формы работы | лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; семинары; практические работы; «мозговой штурм»; викторины. |
Сроки реализации Программы | |
Формы контроля | Круглые столы, диспуты, кроссворды, уроки - пресс-конференции |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | Знать: основные факты и события из истории военного искусства, крупнейших полководцев и флотоводцев, выдающихся героев; иметь представление о развитии способов и форм ведения военных действий, боевой техники и оружия; основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию русско-турецких войн; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; основные исторические термины, понятия, исторические личности, связанные с событиями русско-турецких войн. уметь: определять характер войн и явные и скрытые интересы воюющих сторон; характеризовать вклад разных исторических эпох, стран и народов в развитие военного искусства; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. |
Участники Программы | Ученики 9-ых классов, учителя – предметники. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Войны России и Турции» (далее Программа) предназначена для учителей истории, работающих в 9-ых классах общеобразовательных школ. Программа предусматривает активизацию творческого потенциала школьников в выборе будущего профиля обучения, направлена на формирование гражданской позиции, на развитие коммуникативных навыков и позволяет учащимся проверить уровень своей компетентности в данной сфере деятельности. При изучении программы обучающийся осваивает информацию, расширяющую общие сведения по учебным предметам школьного курса.
Содержание Программы подразумевает формирование единой системы знаний. Она рассчитана на 23 часа в год.
Ведущими идеями элективного курса стали: развитие познавательных, мыслительных, творческих способностей, приобретение патриотических и морально-нравственных качеств личности, формирование ключевых компетенций школьника.
Методологическими ориентирами в построении данной Программы стали принципы: научности, доступности, систематичности, историзма, наглядности обучения и развития теоретического мышления.
Принцип научности обучения обоснован историческим развитием науки. Роль науки с исключительной силой проявляется на современном этапе
развития общества. Только овладев знаниями, в которых сконцентрирован
многовековой коллективный опыт человечества, молодое поколение может
плодотворно участвовать в общественной жизни вообще. Овладение подлинно научными знаниями определяется характером их
усвоения, правильным, т. е. неискаженным и точным, восприятием предметов и явлений реального мира и верным отражением в сознании школьников
существенных связей и отношений между ними.
Принцип систематичности предполагает
усвоение учеником понятий и разделов в их логической связи
и преемственности.
Принцип гражданственности в курсе предполагает гуманистическую направленность содержания , которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.
Принцип доступности связан с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. В Программе учебные задания подобраны в постепенном усложнении. Данный курс построен таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.
Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления, применяя на разных этапах курса, мотивирует учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.
Основными подходами, используемыми в рамках реализации курса «Войны России и Турции» стали: деятельностный, компетентностный.
При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
На занятиях по курсу для реализации целей компетентностного подхода используются совокупные задания исследовательского характера, адекватные содержанию учебного материала; домашние задания с элементами исследования; вариативные исследовательские задания; вовлечение учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие в научно-практических конференциях.
Для реализации целей и задач, поставленных к программе элективного курса «Войны России и Турции» применимы следующие формы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; семинары; практические работы; «мозговой штурм»; викторины.
Используются методы: по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесные, наглядные, практические), по логике передачи и восприятия информации (индуктивный и дедуктивный методы обучения), по степени самостоятельности мышления (репродуктивные и проблемно- поисковые методы обучения). Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Наглядные методы применяются, главным образом, в виде демонстрации наглядных пособий, презентаций, фильмов и т.п. Эти методы позволяют создать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале.
По результатам изучения данной Программы осуществляются следующие формы контроля: круглые столы, конференции, диспуты, кроссворды, уроки - пресс-конференции. Всевозможные виды исторических, терминологических диктантов и тестирование.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Требования к знаниям и умениям после изучения элективного курса
Учащиеся должны уметь:
- анализировать факты из истории;
- сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;
- применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;
- конспектировать изучаемый материал;
- высказывать мнение по изучаемому вопросу;
- готовить сообщения, доклады, рефераты;
- использовать информацию из различных источников;
- вести дискуссию.
Учащийся должны знать:
- системную периодизацию истории войн России и Турции;
- основные даты, события;
- биографии видных российских полководцев, героев, участников событий;
- историю и развитие российских отношений с Турцией.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе | ||
Практические работы | Круглые столы | Пресс-конференции | |||
1 | Первая русско-турецкая война 1677-1681 гг. Федор Алексеевич. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Азовские походы. 1695-1696гг. Петр I. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Прутский поход. 1710-1711гг. Петр I. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Русско-турецкая война 1735-1739гг. Анна Иоановна. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Русско-турецкие войны- 1768-1774 и 1787-1791. Екатерина II. | 4 | 1 | 2 | 1 |
6 | Русско-турецкая война 1806-1812гг. Александр I | 2 | 1 | 1 | |
7 | Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Николай I | 2 | 1 | 1 | |
8 | Восточная (Крымская) война 1853-1856гг. Николай I и Александр II. | 4 | 2 | 1 | 1 |
9 | Русско-турецкая война 1877- 1878гг. Александр II. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 23 | 9 | 9 | 5 |
Содержание программы
Тема №1. Первая русско-турецкая война 1677-1681 гг. Федор Алексеевич. (2 часа)
Федор Алексеевич - сын царя Алексея Михайловича, ему первому из русских царей пришлось воевать с турками. Воссоединение с Россией части Украины. Противодействие Крымского ханства и стоящей за его спиной Османской империи.
Чигиринские походы. Сражение русско-украинских войск в 1677 г. за стратегически важную крепость Чигирин, осажденную превосходящими силами противника. Герой обороны города Чигирина - Иван Ржевский.
Срыв турецкого плана по захвату Украины. Подписанное в 1681 г. в Бахчисарае 20-летнее перемирие с Россией.
Формы работы: просмотр презентаций.
Практическая работа: работа с картой, решение задач, работа с историческими источниками.
Тема №2. Азовские походы. 1695-1696гг. Петр I. ( 2 часа)
Неудачные походы Голицина в Крым.
Первый азовский поход. Первый шаг на пути решения одной из основных задач, стоящих перед Россией в то время - получения выхода к морю. Команда «консилии» трех лиц: Головин, Лефорт и Гордон. Бомбардир Петр Алексеев (Петр I). Безуспешность первой осады Азова.
Жажда победы над турками царя. Строительство флота в Воронеже. Адмирал нового флота - Лефорт. Командование сухопутной армией - боярин Шеин. Второй азовский поход русской армии. Блокада Азова. Взятие стратегической турецкой крепости – Азов. Казаки в гарнизоне Азова.
Первая крупная победа России в войнах с Османской империей XVIIв.. 1700 год -Константинопольский мирный договор. Значение Азовских походов в истории России, их последствия.
Медаль с изображением Петра Первого - «Молниями и водами победитель».
Формы работы: просмотр презентаций, семинар, консультации в ходе подготовки к семинару.
Практическая работа: работа с картой, самостоятельное изучение материала по источникам, решение задач и оценка результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.
Тема №3. Прутский поход. 1710-1711гг. Петр I. ( 2 часа)
Подготовка похода. Союзники. Расстановка сил.
Прутский поход. Номинальное командование русской армией - Б.П. Шереметев, фактическое командование - царь Петр. Голод в войсках при походе в Турцию.
Битва у Станилешти. Переговоры с турками о мире. Мирный договор Петра Шафирова с Турцией.
Условия Прутского мирного договора. Конец Прутского похода русских войск. Медаль «Прутский поход».
Формы работы: пресс-конференция.
Практическая работа: работа с картой, учащиеся делятся на 2 группы с противоположными точками зрения на события Прутского похода и готовят аргументы в защиту своей позиции.
Тема №4. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Анна Иоановна. (2 часа)
Причины войны. Главнокомандующий русской армией Б.К. Миних. Вторжение армии генерала-фельдмаршала П.П. Ласси в Крым. Осада крепости Очаков.
Провал мирных переговоров в 1737 в Немирове. Потери русских. Подписание «срамного» Белградского мирного договора.
Формы работы: круглый стол.
Практическая работа: работа с картой, изучение материала по источникам, решение задач, подготовка презентаций.
Тема №5. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Екатерина II. (4часа)
60-е гг. XVIII в. сложная политическая игра в Европе. Турция объявила войну России.
Русский флот в Чесменском сражении. Адмиралы Г.А. Спиридов (1713-—1790) и С.К. Грейг (1735—1788). Сражение при Кагуле, полководец П.А. Румянцев (1725—1796). Крупные победы русских войск под командованием А.В. Суворова (1729/1730—1800).
Июль 1774 г. в болгарском селении Кючук-Кайнарджи подписание мирного договора. Условия мирного договора.
1783 г. протекторат России над Грузией. Новая волна антирусских настроений в Турции. Ультиматум России. Вторая Русско-турецкая война (1787—1791).
Полководческий талант А.В. Суворова. Кинбурнское сражение - первая крупная победа русских войск в русско-турецкой войне 1787—1792 гг.. Взятие крепости Очаков – Румянцев и Потемкин. Победа на р. Рымник.
1790 год - овладение русскими войсками крепостью Измаил. Блистательная победа 31 июля 1791 г. Ушакова над турецким флотом у мыса Калиакрия. Русские войска опять перешли Дунай и готовы были идти на Константинополь. Золотой крест "За отменную храбрость".
Мирный договор в Яссах 29 декабря (9 января) 1792 г.
Чесменская колонна. Башня – руина.
Формы работы: круглый стол, пресс-конференция.
Практическая работа: работа с картой, изучение материала по источникам, решение задач, подготовка докладов о выдающихся полководцах данного периода, подготовка презентаций.
Тема №6. Русско-турецкая война 1806-1812 гг . Александр I. (2 часа)
Провокация Турции. Повод для начала войны. Неудачные действия турков. Разгром турецкого флота в Эгейском море адмиралом Сенявиным. Восстание сербов. Генерал Милорадович в столице Валахии – Бухаресте (декабрь 1806 год)
Тильзитский мир и приостановление военных действий. 1808 год – главнокомандующий русской армии – Багратион. 1809 год – возобновление русско-турецкой войны. Назначения М. И. Кутузова главнокомандующим Дунайским фронтом. Сокрушительное поражение турок.
1812 г. в Бухаресте подписание мирного договора. Условия Бухарестского мира.
2013 год – 200 лет присоединения Бессарабии к России.
Формы работы: круглый стол.
Практическая работа: работа с картой, подготовка презентаций или докладов о двухсотлетии присоединения Бессарабии к России.
Тема №7. Русско-турецкая война 1828-1829гг. Николай I. (2 часа)
Жизненно важный для России морской путь в Средиземноморье. Объявление войны Турции императором Николаем I 14 апреля 1828 г. Силы и средства противоборствующих сторон. Два театра военных действий - Балканский и Кавказский.
Балканский театр военных действий. Кампания 1828 года : форсирование Дуная, блокада и взятие Варны. Кампания 1829 года: главнокомандующий – Иван Дибич. Битва при Кулевче. Забалканский поход Дибича. Итоги кампании.
Кавказский театр военных действий (1828-1829). Корпус генерала Ивана Паскевича. Взятие важнейших турецких крепостей: Карс, Ардаган, Ахалкалаки, Ахалцих, Пота, Баязет. Эрзрумский поход Паскевича. Участие поэта А.С.Пушкина.
Адрианопольский мир (1829). Исключительные природные боевые качества наших войск.
Формы работы: круглый стол.
Практическая работа: работа с картой, подготовка докладов о выдающихся полководцах данного периода, подготовка презентаций.
Тема №8. Восточная (Крымская) война 1853-1856гг. Николай I и Александр II. (4 часа)
Обострение противоречий. Причины войны. Силы и средства противоборствующих сторон. Разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией.
Военные действия на Черном море. Эскадра под командованием начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.А. Корнилова. Эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова.
Синопское сражение 18 ноября 1853 г. Результаты сражения. Угроза вмешательства на стороне антирусской коалиции Австрии, Пруссии и Швеции.
Оборона Севастополя 13 сентября 1854 г. — 27 августа 1855 г. Организаторы обороны – начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов и командующий эскадрой вице-адмирал П.С. Нахимов. Гибель Нахимова.
Военные действия на Белом море. Военные действия на Балтийском море.
Военные действия на Дальнем Востоке. Фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Отражение нападения англо-французской эскадры на Петропавловск 18–24 августа 1854 г. Генерал B.C. Завойко. Провал на второстепенных театрах в период войны 1853–1856 гг.
18 марта 1856 г. мирный договор в Париже между воюющими странами. Отмена в 1871 г. Лондонским договором унизительных статей Парижского трактата.
Формы работы: круглый стол, пресс-конференция, просмотр презентаций.
Практическая работа: работа с картой, изучение материала по источникам, учащиеся делятся на 2 группы с противоположными точками зрения на события Крымской войны и готовят аргументы в защиту своей позиции, подготовка докладов о выдающихся полководцах данного периода, подготовка презентаций.
Тема №9. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Александр II. (2 часа)
Предпосылки к войне. Лето 1875 года в южной Герцеговине - антитурецкое восстание. 20 июня 1876 года Сербия и Черногория объявление войны Турции. 12 апреля 1877 года Высочайший манифест о войне с Турцией.
Боевые действия на Черном море. Боевые действия на Дунае.
Битва под Плевной. 8 июля 1877 года – первая атака Плевны русскими. 18 июля 1877 года – вторая атака Плевны русскими. 30 августа 1877 года состоялся третий штурм Плевны.
Оборона Шипкинского перевала. Генерал Гурко. Скобелев - «Белый генерал» . Русские в 15 верстах от Константинополя.
Итоги русско-турецкой войны. Сан-Стефанский договор. Конгресс 13 июня 1878 года в Берлине.
В центре Софии — памятник генералу И. В. Гурко. Часовня-памятник героям Плевны, Москва. Памятник "Оборона Шипки".
Формы работы: круглый стол.
Практическая работа: работа с картой, подготовка докладов о выдающихся полководцах данного периода, изучение материала по источникам, подготовка презентаций.
Тема №10. Итоговое занятие. (1 час) Выполнение тестов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "Великие полководцы России"
Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...
элективный курс "Географическое положение России"
Представлена презентация элективного курса "Географическое положение России" для учащихся 9 класса...
программа элективного курса "Заповедные места России"
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...
Программа элективного курса "Изучаем Конституцию России"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Изучаем Конституцию России". Предназначена для учителей обществознания и права. Поможет в изучении Конституционного права и подготовке учащихся к ГИА...
мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"
В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...
Элективный курс "Великие люди России"
Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны....
Элективный курс по истории России. (9класс) по теме "300 лет Дома Романовых".
Данные курс рассчитан на реализацию с учащимся, обучающимся на дому по состоянию здоровья. Часть предметов, в том числе история, преподается дистанционно....