пояснительная записка кинтегрированному уроку истории и музыки
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Тимонина Любовь Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в курсе
преподавания истории Отечества
(6 класс)

Тема:

«Борьба  русских  земель

с  западными  завоевателями  в  XIII  веке »

Пояснительная записка

Интегрированные  уроки   являются  одной  из  активных форм  организации учебной деятельности обучающихся Эти уроки позволяют развивать познавательную активность школьников с помощью художественных образов, воздействуют на эмоциональное состояние ученика, взывая к его мыслям и чувствам.

Этот тип  уроков готовится с помощью различного рода наглядности, документов, художественные текстов, музыкальных произведений, с применением компьютерных презентаций и т.д.

Такие уроки имеют огромное воспитательное значение, так как ставят акценты на важных фактах и явлениях исторического прошлого нашей страны, формируя гражданско-патриотическую позицию будущего гражданина нашего государства.

Представленный урок создан на основе материала истории Отечества (с древнейших времен до начала ХVI в.), изучаемого учащимися в 6 классе. 

Технологическая карта урока
Цель урока:

Определить причины победы русского народа в борьбе против немецко-шведских феодалов в XIII в.
Задачи урока:  

1. Раскрыть сущность полководческого таланта князя А.Невского;

2. Развитие навыков работы с исторической картой и схемами сражений;

3. Развитие  логического   и   творческого   мышления  учащихся;

4. Развитие  мотивации  учащихся  к  изучению  музыкальных  и  художественных  произведений  исторического жанра;

5. Воспитание  уважения  к  героическому  прошлому  своего народа.

Форма организации учебной деятельности: 

интегрированный урок (история, музыка )

Оборудование к уроку:

1. Историческая карта" Борьба народов нашей  страны  с  иноземными  завоевателями  в XIII в. "

2. Отрывки из музыкального произведения - кантаты C.Прокофьева                 " А.Невский"

3.Презентация к уроку

                  План и содержание урока:  

1. Вводная часть. Постановка учебной   задачи.

2. Актуализация  знаний  учащихся  с  помощью игры" Исторический футбол"

3. Политический  портрет  князя  Александра Ярославича                                    (сообщение обучающегося)

4. Невская битва и ее итоги.

5. Ледовое  побоище .

6. Этап контроля и коррекции знаний.
Основные понятия,  термины  и  даты  урока:  

Рыцарский  орден,  крестоносцы, меченосцы, 15 июля 1240 г.,  5 апреля 1242г.
Подготовительный этап к уроку:   

1. Сообщение обучающегося о личности князя Александра Ярославича;

2Подготовка вопросов командами о крестоносцах.

3. Изучение  темы  " Нашествие   монголо - татар на Русь".
 

I. Вводно - мотuвацuонный этап

Учитель

 Обратите внимание на кадры презентации и скажите : «О каких событиях в истории нашей страны говорят они»

Дети: Первый кадр – это монголо - татары, принесшие на Русь опустошительное разорение, а второй  – крестоносцы.

Учитель:

Да крестоносцы, а они  не менее опасны и коварны. Именно этот новый враг и появляется на западных рубежах Руси, неся ей новую опасность.

Отсюда тема нашего занятия - "Борьба русских земель с западными завоевателями в 13 веке" .(кадр3)

А эпиграфом к уроку станут слова из Симеоновской летописи: ". . .И обратились враги в бегство,...И некуда было им убежать..."  (показ записи на доске)
Постановка учебной задачи. 

Учитель:О чем говорят слова летописи? (ответы детей: русский народ одержал победу .Враги были изгнаны)

 Учитель:Какой же интересный факт мы выявили?(Дети: в борьбе с монголо - татарами Русь потерпела поражение, и в это же время в
борьбе с западными завоевателями одержала победу)

Учитель: Какой вопрос отсюда у нас возникает? (ответы детей: почему удалось одержать победу, как Русь противостояла врагу и т.д.)

Именно этот вопрос: Почему удалось одержать победу русским землям в борьбе с западными завоевателями - и будет являться задачей нашего урока(кадр4)

II. Этап собственно учебных действий.
Актуализация знаний (игра" Исторический футбол) "


Учитель: Для того чтобы решить задачу урока, давайте вспомним с вами все, что мы знаем о крестоносцах. В этом нам поможет игра" Исторический футбол ". Напоминаю условие игры: класс делится на 2 команды и каждая из команд задает по 3 вопроса сопернику .Вопросы и ответы вы должны были продумать заранее. Победит тот кто «забьет больше голов»( вопросов) и пропустит меньше т.е.даст ответы на все вопросы.(кадр 5)

 Учитель:

Таким образом, мы видим, что действительно, на западных рубежах Руси появился очень сильный и опытный противник.

Что же в это время происходит на новгородской земле?(кадр 5-12)

В Новгороде в это время княжит молодой, пока ничем не отличившийся князь Александр Ярославич, имя которого прославится в веках. А выдающийся русский композитор ХХ в. С. Прокофьев посвятит ему одно из своих произведений - кантату" А. Невский ", музыка из которой и будет сопровождать нас в течение всего урока.

Так что же это за личность - князь Александр Ярославич?
(
сообщение ученика с показом кадров презентации  6-10)
Учитель:

И вот  после  2 – летней подготовки шведы  в  1240 г. переходят к вторжению на русские земли.( кадр 11)

 Как вы думаете, почему был выбран именно этот год?  Какие события, происходившие в Русском  государстве, могли способствовать успешному завоевательному походу шведов?

(ответы детей: разорение княжеств монголо - татарами, нет постоянного войска в Новгороде, молодой, неопытный князь и др.)

Рассказ учителя о Невской битве с показом слайдов презентации  с 12-21.
Что определило победу русских воинов в этом сражении?
(
ответы детей: внезапность нападения, удачно выбранное место,

согласованность действий конницы и пехоты, героизм воинов)(кадр22)
(звучит отрывок из кантаты часть 3)

 Учитель:

Малиновым звоном сотен церковных колоколов встречал Новгород победителей – княжескую дружину во главе с князем Александром Ярославичем. Именно простой русский народ по достоинству оценил подвиг своего князя и навечно присвоил ему имя " Невский". Это был первый древнерусский правитель, получивший прозвище за ратный подвиг. (кадр22)

Но, вернувшись в Новгород, Александр вскоре рассорился с новгородским боярством.

Чего так опасались " отцы города "? Вспомните, какие особенности новгородского управления позволили боярам изгнать Александра из города?
(
ответы детей: бояре опасались усиления влияния князя, роста его популярности А удалось им это, потому что в Новгороде  была республика и правили ею бояре) 

Учитель:

Источники  умалчивают  о подробностях конфликта. Но  спустя  несколько месяцев  Александр вместе  с семьей  покинул  новгородскую землю и вернулся в Северо - Восточную Русь. Однако его отъезд совпал с наступлением уже нового врага - немецких крестоносцев.
(
рассказ сопровождается показом  кадров презентации23-25 и событий на карте)
Еще в
 1240 г. Рыцари Ливонского ордена штурмом взяли Изборск, вскоре наступила очередь Пскова. Хорошо укрепленный город был без боя сдан изменниками из числа местной знати. Отряды рыцарей появились уже вблизи Новгорода. Бояре, забыв свою спесь, вынуждены были обратиться за помощью к князю Александру Ярославичу. Забыв недавние обиды и помня о ратном долге перед Русской землей, князь вернулся на престол в г. Новгород. Перед ним стояла задача – собрать дружину.
(
звучит отрывок из кантаты, часть 4 на фоне музыки рассказ  ученицы)

Ученица: Общая беда смирила город, утихли распри. В ополчение уходили и новгородцы, и ладожане. Карелы и ижоряне присылали свои дружины в помощь. На вооружение шло все, что имелось в запасах у самых богатых горожан. В час опасности вольный город демонстрировал всем свою военную мощь.

Учитель: Во время Великой Отечественной войны хор" Вставайте, люди русские!" часто звучал по радио. Музыка объединяла людей, звучащие в ней патриотические мотивы поднимали народ на борьбу.

 И решающая битва произошла  -5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Образно представить картину этой битвы нам поможет одна из частей кантаты (звучит отрывок кантаты, часть 5,которая будет сопровождать
  кадры презентации  Ледовое побоище" и  мой рассказ 27-30) 


Учитель:

3акончилась битва, враг изгнан с Русской земли. Дружина А. Невского с победой вернулась домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов навсегда остались лежать на поле боя.

(звучит отрывок из кантаты, часть 6)

Но благодарные потомки чтят имя этого великого полководца(.Рассказ сопровождается кадрами презентации31-36)

А в курском крае  есть такие храмы?

(Рассказ ученика кадры 37-40)


 (Кадр 41)

 Учитель:В самую тяжелую пору Великой Отечественной войны, в 1942 году, был учрежден орден Александра Невского. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.

III. Этап контроля и коррекции знаний

Учитель:

Вернемся к задаче нашего с вами урока - почему же удалось Руси одержать победу в борьбе с немецкими и шведскими крестоносцами?
(
ответы детей: сплоченность русского народа перед общей
опасностью, полководческий талант А. Невского, героизм русских людей)

А теперь попробуйте разгадать шифрограмму, (кадр42) и вы прочтете знаменитые слова А. Невского, сказанные им после Ледового побоища.

 По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

Домашнее задание по выбору:
1. Учебник" История России" (6 кл.) Данилов А. А., Косулина Л. Г. - устные ответы на вопросы к параграфу 15.
2. Изобразить участников сражения в полном вооружении в любой момент битвы3. От имени участника ополчения рассказать о своем участии в одной из битв с крестоносцами.









Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в курсе
преподавания истории Отечества
(6 класс)

Тема:

«Борьба  русских  земель

с  западными  завоевателями  в  XIII  веке »

Пояснительная записка

Интегрированные  уроки   являются  одной  из  активных форм  организации учебной деятельности обучающихся Эти уроки позволяют развивать познавательную активность школьников с помощью художественных образов, воздействуют на эмоциональное состояние ученика, взывая к его мыслям и чувствам.

Этот тип  уроков готовится с помощью различного рода наглядности, документов, художественные текстов, музыкальных произведений, с применением компьютерных презентаций и т.д.

Такие уроки имеют огромное воспитательное значение, так как ставят акценты на важных фактах и явлениях исторического прошлого нашей страны, формируя гражданско-патриотическую позицию будущего гражданина нашего государства.

Представленный урок создан на основе материала истории Отечества (с древнейших времен до начала ХVI в.), изучаемого учащимися в 6 классе. 

Технологическая карта урока
Цель урока:

Определить причины победы русского народа в борьбе против немецко-шведских феодалов в XIII в.
Задачи урока:  

1. Раскрыть сущность полководческого таланта князя А.Невского;

2. Развитие навыков работы с исторической картой и схемами сражений;

3. Развитие  логического   и   творческого   мышления  учащихся;

4. Развитие  мотивации  учащихся  к  изучению  музыкальных  и  художественных  произведений  исторического жанра;

5. Воспитание  уважения  к  героическому  прошлому  своего народа.

Форма организации учебной деятельности: 

интегрированный урок (история, музыка )

Оборудование к уроку:

1. Историческая карта" Борьба народов нашей  страны  с  иноземными  завоевателями  в XIII в. "

2. Отрывки из музыкального произведения - кантаты C.Прокофьева                 " А.Невский"

3.Презентация к уроку

                  План и содержание урока:  

1. Вводная часть. Постановка учебной   задачи.

2. Актуализация  знаний  учащихся  с  помощью игры" Исторический футбол"

3. Политический  портрет  князя  Александра Ярославича                                    (сообщение обучающегося)

4. Невская битва и ее итоги.

5. Ледовое  побоище .

6. Этап контроля и коррекции знаний.
Основные понятия,  термины  и  даты  урока:  

Рыцарский  орден,  крестоносцы, меченосцы, 15 июля 1240 г.,  5 апреля 1242г.
Подготовительный этап к уроку:   

1. Сообщение обучающегося о личности князя Александра Ярославича;

2Подготовка вопросов командами о крестоносцах.

3. Изучение  темы  " Нашествие   монголо - татар на Русь".
 

I. Вводно - мотuвацuонный этап

Учитель

 Обратите внимание на кадры презентации и скажите : «О каких событиях в истории нашей страны говорят они»

Дети: Первый кадр – это монголо - татары, принесшие на Русь опустошительное разорение, а второй  – крестоносцы.

Учитель:

Да крестоносцы, а они  не менее опасны и коварны. Именно этот новый враг и появляется на западных рубежах Руси, неся ей новую опасность.

Отсюда тема нашего занятия - "Борьба русских земель с западными завоевателями в 13 веке" .(кадр3)

А эпиграфом к уроку станут слова из Симеоновской летописи: ". . .И обратились враги в бегство,...И некуда было им убежать..."  (показ записи на доске)
Постановка учебной задачи. 

Учитель:О чем говорят слова летописи? (ответы детей: русский народ одержал победу .Враги были изгнаны)

 Учитель:Какой же интересный факт мы выявили?(Дети: в борьбе с монголо - татарами Русь потерпела поражение, и в это же время в
борьбе с западными завоевателями одержала победу)

Учитель: Какой вопрос отсюда у нас возникает? (ответы детей: почему удалось одержать победу, как Русь противостояла врагу и т.д.)

Именно этот вопрос: Почему удалось одержать победу русским землям в борьбе с западными завоевателями - и будет являться задачей нашего урока(кадр4)

II. Этап собственно учебных действий.
Актуализация знаний (игра" Исторический футбол) "


Учитель: Для того чтобы решить задачу урока, давайте вспомним с вами все, что мы знаем о крестоносцах. В этом нам поможет игра" Исторический футбол ". Напоминаю условие игры: класс делится на 2 команды и каждая из команд задает по 3 вопроса сопернику .Вопросы и ответы вы должны были продумать заранее. Победит тот кто «забьет больше голов»( вопросов) и пропустит меньше т.е.даст ответы на все вопросы.(кадр 5)

 Учитель:

Таким образом, мы видим, что действительно, на западных рубежах Руси появился очень сильный и опытный противник.

Что же в это время происходит на новгородской земле?(кадр 5-12)

В Новгороде в это время княжит молодой, пока ничем не отличившийся князь Александр Ярославич, имя которого прославится в веках. А выдающийся русский композитор ХХ в. С. Прокофьев посвятит ему одно из своих произведений - кантату" А. Невский ", музыка из которой и будет сопровождать нас в течение всего урока.

Так что же это за личность - князь Александр Ярославич?
(
сообщение ученика с показом кадров презентации  6-10)
Учитель:

И вот  после  2 – летней подготовки шведы  в  1240 г. переходят к вторжению на русские земли.( кадр 11)

 Как вы думаете, почему был выбран именно этот год?  Какие события, происходившие в Русском  государстве, могли способствовать успешному завоевательному походу шведов?

(ответы детей: разорение княжеств монголо - татарами, нет постоянного войска в Новгороде, молодой, неопытный князь и др.)

Рассказ учителя о Невской битве с показом слайдов презентации  с 12-21.
Что определило победу русских воинов в этом сражении?
(
ответы детей: внезапность нападения, удачно выбранное место,

согласованность действий конницы и пехоты, героизм воинов)(кадр22)
(звучит отрывок из кантаты часть 3)

 Учитель:

Малиновым звоном сотен церковных колоколов встречал Новгород победителей – княжескую дружину во главе с князем Александром Ярославичем. Именно простой русский народ по достоинству оценил подвиг своего князя и навечно присвоил ему имя " Невский". Это был первый древнерусский правитель, получивший прозвище за ратный подвиг. (кадр22)

Но, вернувшись в Новгород, Александр вскоре рассорился с новгородским боярством.

Чего так опасались " отцы города "? Вспомните, какие особенности новгородского управления позволили боярам изгнать Александра из города?
(
ответы детей: бояре опасались усиления влияния князя, роста его популярности А удалось им это, потому что в Новгороде  была республика и правили ею бояре) 

Учитель:

Источники  умалчивают  о подробностях конфликта. Но  спустя  несколько месяцев  Александр вместе  с семьей  покинул  новгородскую землю и вернулся в Северо - Восточную Русь. Однако его отъезд совпал с наступлением уже нового врага - немецких крестоносцев.
(
рассказ сопровождается показом  кадров презентации23-25 и событий на карте)
Еще в
 1240 г. Рыцари Ливонского ордена штурмом взяли Изборск, вскоре наступила очередь Пскова. Хорошо укрепленный город был без боя сдан изменниками из числа местной знати. Отряды рыцарей появились уже вблизи Новгорода. Бояре, забыв свою спесь, вынуждены были обратиться за помощью к князю Александру Ярославичу. Забыв недавние обиды и помня о ратном долге перед Русской землей, князь вернулся на престол в г. Новгород. Перед ним стояла задача – собрать дружину.
(
звучит отрывок из кантаты, часть 4 на фоне музыки рассказ  ученицы)

Ученица: Общая беда смирила город, утихли распри. В ополчение уходили и новгородцы, и ладожане. Карелы и ижоряне присылали свои дружины в помощь. На вооружение шло все, что имелось в запасах у самых богатых горожан. В час опасности вольный город демонстрировал всем свою военную мощь.

Учитель: Во время Великой Отечественной войны хор" Вставайте, люди русские!" часто звучал по радио. Музыка объединяла людей, звучащие в ней патриотические мотивы поднимали народ на борьбу.

 И решающая битва произошла  -5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Образно представить картину этой битвы нам поможет одна из частей кантаты (звучит отрывок кантаты, часть 5,которая будет сопровождать
  кадры презентации  Ледовое побоище" и  мой рассказ 27-30) 


Учитель:

3акончилась битва, враг изгнан с Русской земли. Дружина А. Невского с победой вернулась домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов навсегда остались лежать на поле боя.

(звучит отрывок из кантаты, часть 6)

Но благодарные потомки чтят имя этого великого полководца(.Рассказ сопровождается кадрами презентации31-36)

А в курском крае  есть такие храмы?

(Рассказ ученика кадры 37-40)


 (Кадр 41)

 Учитель:В самую тяжелую пору Великой Отечественной войны, в 1942 году, был учрежден орден Александра Невского. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.

III. Этап контроля и коррекции знаний

Учитель:

Вернемся к задаче нашего с вами урока - почему же удалось Руси одержать победу в борьбе с немецкими и шведскими крестоносцами?
(
ответы детей: сплоченность русского народа перед общей
опасностью, полководческий талант А. Невского, героизм русских людей)

А теперь попробуйте разгадать шифрограмму, (кадр42) и вы прочтете знаменитые слова А. Невского, сказанные им после Ледового побоища.

 По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

Домашнее задание по выбору:
1. Учебник" История России" (6 кл.) Данилов А. А., Косулина Л. Г. - устные ответы на вопросы к параграфу 15.
2. Изобразить участников сражения в полном вооружении в любой момент битвы3. От имени участника ополчения рассказать о своем участии в одной из битв с крестоносцами.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

Пояснительная записка по Новой истории 7 класс

Пояснительная записка по Новой истории 7 кл. Полная рабочая программа...

Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс

Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Рабочая программа и пояснительная записка по курсу "История" в 6 классе

В пояснительной записке представлены задачи и цели курса "История" в 6 классе...