Февральская революция 1917 г в России
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс
по учебнику "История России XX – начало XXI века"Загладин Н.В.
Используемые технологии: работа в группах,проблемное обучение,ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevralskaya_revolyuciya_urok11_klass.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс
по учебнику «История России XX – начало XXI века»
Учитель истории ГОУ СОШ №548 Хатюшина Елена Валерьевна
Тема «Февральская революция 1917 г в России»
Цель:
- выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия падения монархии (значение падения самодержавия);
- выявить случайность или закономерность падения самодержавия
Задачи:
- развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самостоятельной работы,
- историческое мышление;
- формирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.
Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы»
Технологии: работа в группах, ИКТ, проблемное обучение, элемент театрализации.
Ход урока .
Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1)
Эпиграф «Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»
Лермонтов М.Ю.
Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2)
Проблемный вопрос (слайд№3)
- «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
- « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
I. Причины революции. (Работа в группах)
Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут. (Приложение №1)
Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):
- слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);
- продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);
- продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);
- бездействие правительства (чехарда министров);
- революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
- усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
- нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);
- тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);
- неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).
Подведем итог (слайд№4)
Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте)
Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.
Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.
В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.
На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод:
1. К чему привели экономические трудности (рост недовольства)
2. Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)
3. Кто мог решить эти проблемы (император)
4. Почему не решил - не мог или не хотел (дискуссия)
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
II Задачи революции. (Работа в группах)
Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).
- Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
- Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.
- Свержение самодержавия и установление республики.
- Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
- Прекращение войны и заключение мира.
- Ликвидация экономической разрухи.
Подведем итог (слайд №5)
III Характер революции.
Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)
Определите характер революции (буржуазно-демократический)
IV Ход революции. (Работа в группах)
Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут).
Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица в презентации или используется интерактивная доска)(слайд№10-11)
18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.
23 февраля - антивоенная демонстрация.
25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!», «Конец войне!»
Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.
Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.
Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.
Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.
Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.
С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.
Вот выдержки из их разговора (учитель читает диалог с учеником)
- Какие части в порядке и какие безобразят?
- В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров.
- Какие вокзалы охраняются?
- Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.
- В каких частях города поддерживается порядок?
- Весь город во власти революционеров.
- Все ли министерства функционируют?
- Все министры арестованы революционерами.
- Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?
- Продовольствия в моём распоряжении нет.
- Какие органы власти были сформированы?
- Представители, каких партий их создали?
- Какие слои общества поддерживали?
(слайд №12)
V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)(слайд№13).
Согласны ли вы, с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14).
“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.
Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)
Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)
Ответ на проблемные вопросы:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
VI Домашнее задание (слайд №15).
Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»
VII Подведение итогов
Заполните таблицу «Оценка деятельности группы»
Приложение №1
Профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого".
Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны».
Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки.На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении.
Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;
В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны.
Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?»
Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»
Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:
Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально.
Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:
Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.
Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война!
Приложение №2
Учёт деятельности группы №
Фамилия имя | Участие в обсуждении. (0-5 баллов) | Ответы на вопросы (0-5 баллов) | Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Февральская революция 1917 года в России
урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника История Росии XX век...
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...
февральская революция 1917 г.
представленые материалы охватывают период со 2 марта 1917 г. по 10 января 1918г....
Конспект урока "Февральская революция 1917 года"
Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....
Конспект урока истории в 9 классе. Февральская революция 1917 г. в России
Цели урока:а) образовательная: сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;б) развивающая:закрепить умение работать с...
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...