Февральская революция 1917 г в России
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Хатюшина Елена Валерьевна

 

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс

по учебнику "История России XX – начало XXI века"Загладин Н.В.

Используемые технологии: работа в группах,проблемное обучение,ИКТ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevralskaya_revolyuciya_urok11_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»  11 класс

по учебнику «История России XX – начало XXI века»

Учитель истории ГОУ СОШ №548 Хатюшина Елена Валерьевна

Тема «Февральская революция 1917 г в России»

Цель:

  1. выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы,  повлиявшие на февральские события в 1917 году,  последствия падения монархии (значение падения самодержавия);
  2. выявить случайность или закономерность падения самодержавия

Задачи:

  1. развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самостоятельной работы,
  2. историческое мышление;
  3. формирование собственной позиции учащихся по изучаемой  проблеме.

Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы»

Технологии: работа в группах, ИКТ, проблемное обучение, элемент театрализации.

                                                                   Ход урока .

Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1)

 

Эпиграф «Настанет год, России черный год,
               Когда царей корона упадет;
               Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
               И пища многих будет смерть и кровь.»

                                                         Лермонтов М.Ю.

Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2)

Проблемный вопрос (слайд№3)

  1. «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
  2. « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

I. Причины революции. (Работа в группах)

Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут. (Приложение №1)

Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):

  1. слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);
  2. продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);
  3. продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);
  4. бездействие правительства (чехарда министров);
  5. революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
  6. усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
  7. нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);
  8. тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);
  9. неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).

Подведем итог (слайд№4)

Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте)  

Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.

На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод:

       1.     К чему привели экономические трудности (рост недовольства)

      2.     Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)

      3.     Кто мог решить эти проблемы (император)

      4.     Почему не решил  -  не мог или не хотел  (дискуссия)

   Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

     II Задачи революции. (Работа в группах)

Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).

  1. Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
  1. Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.
  2. Свержение самодержавия и установление республики.
  3. Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
  4. Прекращение войны и заключение мира.
  5. Ликвидация экономической разрухи.

Подведем итог (слайд №5)

III Характер революции.

Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)

Определите характер революции (буржуазно-демократический)

IV Ход революции. (Работа в группах)

Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут).

      Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица в презентации или используется интерактивная доска)(слайд№10-11)

    18 февраля  -  забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.

    23 февраля  -  антивоенная демонстрация.

    25 февраля  -  всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!»,     «Конец войне!»

 Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.

Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.

Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.

Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой.    – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.

Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.

С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.

Вот выдержки из их разговора (учитель читает диалог с учеником)

-         Какие части в порядке и какие безобразят?

-         В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров.

-         Какие вокзалы охраняются?

-         Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.

-         В каких частях города поддерживается порядок?

-         Весь город во власти революционеров.

-         Все ли министерства функционируют?

-         Все министры арестованы революционерами.

-         Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?

-         Продовольствия в моём распоряжении нет.

  1. Какие органы власти были сформированы? 
  2. Представители, каких партий их создали?
  3. Какие слои общества поддерживали?

(слайд №12)

      V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)(слайд№13).

Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14).

“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)

Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

Ответ на проблемные вопросы:

«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

VI Домашнее задание (слайд №15).

Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»

VII Подведение итогов

Заполните таблицу «Оценка деятельности группы»

Приложение №1

Профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого".

Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны».

 Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки.На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении.

Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;

В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны.

Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?»

Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»

 Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:

Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально.

Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:

Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война!

Приложение №2

Учёт деятельности группы №

Фамилия имя

Участие в обсуждении.

(0-5 баллов)

Ответы на вопросы

(0-5 баллов)

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Февральская революция 1917 года в России

урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника  История Росии XX век...

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...

февральская революция 1917 г.

представленые материалы охватывают период со 2 марта 1917 г.  по 10 января 1918г....

Конспект урока "Февральская революция 1917 года"

Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....

Конспект урока истории в 9 классе. Февральская революция 1917 г. в России

Цели  урока:а) образовательная: сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;б) развивающая:закрепить умение работать с...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...