Февральская революция 1917 года в России
методическая разработка по истории по теме

урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника  История Росии XX век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevralskaya_revolyuciya_1917_goda.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Февральская революция 1917 г. в России». 

Цели урока: 

Образовательная - подвести учащихся к пониманию исторической закономерности Февральской революции; познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;

Воспитательная – формирование развитой личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны.

Развивающая –  развивать навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;  формировать определенную позицию по изученному материалу; формулировать и грамотно выражать свою оценку изучаемым историческим событиям;

Основные понятия: двоевластие, Временное правительство

Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения.

Оборудование:

1. компьютерный (мультимедиа) учебник История России XX век

2. раздаточный материал

3. доска

План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания     

III. Изучение нового материала

 1.Работа с мультимедийным уроком

      1.1.Революционные выступления в Петрограде(5мин.)

      1.2.Формулировка причин революции, запись в тетрадь

2.Работа с мультимедийным уроком

      2.1. Двоевластие (4мин.)

      2.2. формулировка сути двоевластия, запись в тетрадь

3.Работа с мультимедийным уроком

      3.1.Приоритеты новой власти (3мин.)

      3.2.Запись в тетрадь

IV.Закрепление материала

V.Пояснения к домашнему заданию.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос,  используя мультимедиа 

II. Изучение нового материала

1.Просмотр материала «Революционные выступления в Петрограде»    

1.1Формулировка причин и запись в тетради

Вариант записи:

Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

Отсутствие рабочего законодательства.

Кризис самодержавия.

Ожидание народом окончания I мировой войны.

Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду.

Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств  стремление к независимости.

1.2.Запись в тетради: Хронология событий февраля 1917 года

18.02 – забастовка на Путиловском заводе, увольнение более 30 тысяч рабочих

25 .02- всеобщая политическая стачка

25.02 - Указ о роспуске ГД

26.02- начался массовый переход солдат на сторону восставших          

28.02- приказ №1 Петроградского Совета

01.03-02.03 -создание Временного правительства

 02.03 – отречение Николая II

1.3.Работа с раздаточным материалом

Текст 1

Прочтите текст ответьте на вопрос:

- почему Николая II дал согласие на отречение  от престола?                                                          

Непосредственный участник событий, генерал Саввич С. С., так описывает принятие царём этого решения:

           Рузский почтительно доложил: "Ваше Величество, заниматься сейчас анкетой обстановка не представляет возможности, но события несутся с такой быстротой и так ежеминутно ухудшают положение, что всякое промедление грозит неисчислимыми бедствиями... Я прошу Ваше Величество выслушать мнение моих помощников, оба они в высшей степени самостоятельные и притом прямые люди". Государь повернулся к нам и, смотря на нас, сказал: - Хорошо, но только прошу откровенного мнения. ...Данилов не видел другого выхода из создавшегося тяжелого положения, кроме принятия предложения Председателя Государственной думы. Государь, обратясь ко мне, спросил:                                                                                    - А вы такого же мнения?

Я страшно волновался. Приступ рыданий сдавливал

-...Я человек прямой, и поэтому вполне присоединяюсь к тому, что сказал генерал Данилов.

Наступило общее молчание, длившееся, как мне показалось, около двух минут. Государь сидел в раздумье, опустил голову. Затем он встал и сказал:

- Я решился. Я отказываюсь от престола.

При этом государь перекрестился. Перекрестились и все мы..

2.Просмотр материала «Двоевластие»

2.1.Беседа по вопросам

1.Что такое двоевластие?

           В ходе революции сформировались два органа власти, ни один из   которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.

2. Когда и какие два органа власти сформировались?

          Временный комитет Государственной думы и Совет рабочих и солдатских депутатов, во главе с временным исполнительным  комитетом.

                        27 февраля — 3 марта 1917 г.

3.Почему оба органа назывались временными?

      Комитет Госдумы должен был существовать до Учредительного собрания, Исполнительный комитет Совета  —  до выборов в Совет.

4. Назовите итоги революции

  1. Ликвидация монархии
  2. Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание (парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти)  
  3. Образование двоевластия

3.Просмотр материала «Приоритеты новой власти»

 3.1.Беседа по вопросам

Как Временное правительство решило главный вопрос- вопрос о войне?

Как Временное правительство решило вопрос о земле?

Кто и почему поддержал Временное правительство в вопросе о земле?

Что даровало Временное правительство населению России?

IV. Закрепление материала

Работа по заполнению таблицы          

Орган власти

Когда

образовался

Руководитель,

состав

программные требования        

Временный

 комитет ГД

27 февраля

Михаил Владимирович

Родзянко

Г.Е. ЛьвовВ.А. РжевскийС.И. ШидловскийВ.В. Шульгин,

 И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт

  А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

Восстановление государственного и общественного порядка;

Власть временному правительству

Совет рабочих и крестьянских депутатов

27 февраля

Николай Семенович

Чхеидзе;

Меньшевики, эсеры

Власть Советам рабочих и солдатских депутатов;  

приказ №1 о подчинении всех воинских подразделений Петрограда Советам

Временное правительство

В ночь с 1

на

2 марта

Председатель Временного правительства Львов Георгий Евгеньевич; министр ин. дел - Милюков Павел Николаевич;

военный и морской министр  -  

Гучков Александр Иванович;

министр юстиции- Керенский Александр Федорович

Война до победного конца;

амнистия по политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, собраний, отмену всех сословий, вероисповедальных и национальных ограничений, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления.

    V. Д/З:  сформулируйте:

1.Негативные результаты падения самодержавия

2.Положительные результаты падения самодержавия

Главными негативными результатами свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать:

Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.

Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и Приказу номер 1), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны.

Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 года привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге привело к Гражданской войне в России.

Положительные результаты падения самодержавия

Главным положительным результатом свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, приведшие в конечном итоге к кровопролитной гражданской войне, лидеры страны, пришедшие к власти в результате февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными, хотя и крайне малыми (с учетом нахождения России в тот момент в состоянии войны) шансами на это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...

Конспект урока "Февральская революция 1917 года"

Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....

Февральская революция 1917 года

Причины, задачи, движущие силы революции, характер, основные события и итоги....

урок по теме : "Февральская революция 1917 года

Урок предназачен для 1 курса СПО...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...

12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года

Задание1. Ответьте на вопросы:   -   Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России?   -   Назовите признаки эконом...