Февральская революция 1917 года в России
методическая разработка по истории по теме
урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника История Росии XX век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevralskaya_revolyuciya_1917_goda.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Февральская революция 1917 г. в России».
Цели урока:
Образовательная - подвести учащихся к пониманию исторической закономерности Февральской революции; познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
Воспитательная – формирование развитой личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны.
Развивающая – развивать навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа; формировать определенную позицию по изученному материалу; формулировать и грамотно выражать свою оценку изучаемым историческим событиям;
Основные понятия: двоевластие, Временное правительство
Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения.
Оборудование:
1. компьютерный (мультимедиа) учебник История России XX век
2. раздаточный материал
3. доска
План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1.Работа с мультимедийным уроком
1.1.Революционные выступления в Петрограде(5мин.)
1.2.Формулировка причин революции, запись в тетрадь
2.Работа с мультимедийным уроком
2.1. Двоевластие (4мин.)
2.2. формулировка сути двоевластия, запись в тетрадь
3.Работа с мультимедийным уроком
3.1.Приоритеты новой власти (3мин.)
3.2.Запись в тетрадь
IV.Закрепление материала
V.Пояснения к домашнему заданию.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос, используя мультимедиа
II. Изучение нового материала
1.Просмотр материала «Революционные выступления в Петрограде»
1.1Формулировка причин и запись в тетради
Вариант записи:
Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
Отсутствие рабочего законодательства.
Кризис самодержавия.
Ожидание народом окончания I мировой войны.
Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду.
Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.
1.2.Запись в тетради: Хронология событий февраля 1917 года
18.02 – забастовка на Путиловском заводе, увольнение более 30 тысяч рабочих
25 .02- всеобщая политическая стачка
25.02 - Указ о роспуске ГД
26.02- начался массовый переход солдат на сторону восставших
28.02- приказ №1 Петроградского Совета
01.03-02.03 -создание Временного правительства
02.03 – отречение Николая II
1.3.Работа с раздаточным материалом
Текст 1
Прочтите текст ответьте на вопрос:
- почему Николая II дал согласие на отречение от престола?
Непосредственный участник событий, генерал Саввич С. С., так описывает принятие царём этого решения:
Рузский почтительно доложил: "Ваше Величество, заниматься сейчас анкетой обстановка не представляет возможности, но события несутся с такой быстротой и так ежеминутно ухудшают положение, что всякое промедление грозит неисчислимыми бедствиями... Я прошу Ваше Величество выслушать мнение моих помощников, оба они в высшей степени самостоятельные и притом прямые люди". Государь повернулся к нам и, смотря на нас, сказал: - Хорошо, но только прошу откровенного мнения. ...Данилов не видел другого выхода из создавшегося тяжелого положения, кроме принятия предложения Председателя Государственной думы. Государь, обратясь ко мне, спросил: - А вы такого же мнения?
Я страшно волновался. Приступ рыданий сдавливал
-...Я человек прямой, и поэтому вполне присоединяюсь к тому, что сказал генерал Данилов.
Наступило общее молчание, длившееся, как мне показалось, около двух минут. Государь сидел в раздумье, опустил голову. Затем он встал и сказал:
- Я решился. Я отказываюсь от престола.
При этом государь перекрестился. Перекрестились и все мы..
2.Просмотр материала «Двоевластие»
2.1.Беседа по вопросам
1.Что такое двоевластие?
В ходе революции сформировались два органа власти, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.
2. Когда и какие два органа власти сформировались?
Временный комитет Государственной думы и Совет рабочих и солдатских депутатов, во главе с временным исполнительным комитетом.
27 февраля — 3 марта 1917 г.
3.Почему оба органа назывались временными?
Комитет Госдумы должен был существовать до Учредительного собрания, Исполнительный комитет Совета — до выборов в Совет.
4. Назовите итоги революции
- Ликвидация монархии
- Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание (парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти)
- Образование двоевластия
3.Просмотр материала «Приоритеты новой власти»
3.1.Беседа по вопросам
Как Временное правительство решило главный вопрос- вопрос о войне?
Как Временное правительство решило вопрос о земле?
Кто и почему поддержал Временное правительство в вопросе о земле?
Что даровало Временное правительство населению России?
IV. Закрепление материала
Работа по заполнению таблицы
Орган власти | Когда образовался | Руководитель, состав | программные требования |
Временный комитет ГД | 27 февраля | Михаил Владимирович Родзянко Г.Е. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт А.Ф. Керенский, М.А. Караулов. | Восстановление государственного и общественного порядка; Власть временному правительству |
Совет рабочих и крестьянских депутатов | 27 февраля | Николай Семенович Чхеидзе; Меньшевики, эсеры | Власть Советам рабочих и солдатских депутатов; приказ №1 о подчинении всех воинских подразделений Петрограда Советам |
Временное правительство | В ночь с 1 на 2 марта | Председатель Временного правительства Львов Георгий Евгеньевич; министр ин. дел - Милюков Павел Николаевич; военный и морской министр - Гучков Александр Иванович; министр юстиции- Керенский Александр Федорович | Война до победного конца; амнистия по политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, собраний, отмену всех сословий, вероисповедальных и национальных ограничений, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. |
V. Д/З: сформулируйте:
1.Негативные результаты падения самодержавия
2.Положительные результаты падения самодержавия
Главными негативными результатами свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать:
Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.
Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и Приказу номер 1), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны.
Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 года привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге привело к Гражданской войне в России.
Положительные результаты падения самодержавия
Главным положительным результатом свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, приведшие в конечном итоге к кровопролитной гражданской войне, лидеры страны, пришедшие к власти в результате февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными, хотя и крайне малыми (с учетом нахождения России в тот момент в состоянии войны) шансами на это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...
Конспект урока "Февральская революция 1917 года"
Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....
Февральская революция 1917 года
Причины, задачи, движущие силы революции, характер, основные события и итоги....
урок по теме : "Февральская революция 1917 года
Урок предназачен для 1 курса СПО...
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...
12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года
Задание1. Ответьте на вопросы: - Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России? - Назовите признаки эконом...