Спец. курс кадетсво "Вчера, сегодня, завтра".
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Настоящая программа представляет собой актуальный материал об истории кадетских корпусов России в их историческом развитии, правилах и традициях кадетского братства, персоналиях кадетского движения, роли кадетских учебных заведений в формировании офицерского корпуса русской армии, о духовно-нравственных качествах, присущих выдающимся кадетам прошлого.
Создание программы специального курса «История кадетского движения» обусловлено спецификой работы кадетской школы. Реализация программы создаёт более благоприятные условия для выполнения миссии данного образовательного учреждения: подготовки обучающихся к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Расширение знаний об истории кадетства будет способствовать выработке у современных школьников активной гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу своей страны.
Программа предназначена для обучающихся 7 классов кадетской школы. Расчитана на 34 учебных часа в год. Разработана в рамках концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Соответствует целям и задачам модернизации содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speckurs_kadetstvo_vchera_segodnya_zavtra.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное Учреждение
кадетская школа
города Волжского Волгоградской области
Согласовано Рассмотрено методическим советом
Директор МОУ МОУ кадетской школы
кадетской школы № ___ от _____________
__________Т.И.Чеснакова Рекомендовано направить на экспертизу в
«___» __________2012 г. экспертный совет Комитета по образованию
Волгоградской области.
Председатель МС школы заместитель директора _____________________ Л.Д. Иванова |
«История кадетского движения»
( программа специального курса. 7 классы. 34 учебных часа)
Разработчик программы:
Учитель истории и обществознания
высшей категории
Середина Элеонора Владимировна
Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой актуальный материал об истории кадетских корпусов России в их историческом развитии, правилах и традициях кадетского братства, персоналиях кадетского движения, роли кадетских учебных заведений в формировании офицерского корпуса русской армии, о духовно-нравственных качествах, присущих выдающимся кадетам прошлого.
Создание программы специального курса «История кадетского движения» обусловлено спецификой работы кадетской школы. Реализация программы создаёт более благоприятные условия для выполнения миссии данного образовательного учреждения: подготовки обучающихся к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Расширение знаний об истории кадетства будет способствовать выработке у современных школьников активной гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу своей страны.
Программа предназначена для обучающихся 7 классов кадетской школы. Расчитана на 34 учебных часа в год. Разработана в рамках концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Соответствует целям и задачам модернизации содержания образования.
Цели программы:
- формирование у обучающихся кадетской школы целостного представления о становлении и развитии офицерского корпуса, исторических и культурных традициях кадетства в России;
- поэтапное освоение обучающимися на основе знания истории кадетского движения ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой).
Программа предполагает применение межпредметных связей. Содержательно материал опирается на историю России, обществознание и литературу. Кадеты вводятся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), погружаются в мир искусства ( изучают тексты литературных, музыкальных произведений), у них формируется готовность искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представление обучающихся о становлении и развитии кадетского движения в России;
- сформировать у обучающихся систематизированные знания о правилах и традициях кадетского братства, его духовных ценностях;
- создать условия для развития у кадет интереса к изучению военной истории России;
Развивающие:
- развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- формировать у обучающихся элементарные приёмы исследовательской деятельности;
- развивать творческий подход к презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Воспитывающие:
- формировать чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны;
- заложить основы патриотизма, гражданственности.
Методические рекомендации:
Для реализации содержания программы, поставленных целей и задач предполагается применение методов проведения уроков, позволяющих задействовать моторную, зрительную, сенсорную и другие виды памяти обучающихся. Но главным признается не набор информации, усвоенный кадетами на репродуктивном уровне, а их «знание о незнании».
Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию и связи понимаемого с собственным личным опытом. В иерархии педагогических ценностей первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.
Поэтому используются такие методы, как:
- словесный (рассказ, беседа, диалог, дискуссия);
- наглядный (компьютерное оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия, работа на классной доске);
- практический (работа с историческими источниками, художественными текстами);
- поисково-творческие (создание личностно-развивающих проблемных ситуаций, проектная работа, мини-исследования).
Планируется применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности кадет: индивидуальных, парных, групповых. Работа выстраивается в русле технологии учебного диалога. Диалогическая ситуация выстраивается с помощью:
- обозначения проблемы (конфликта) требующего неоднозначного решения и столкновения множества мнений;
- создания коммуникативной среды, где совершается не только обмен мнениями, но, что особенно значимо, обмен эмоциями, ценностями, личными смыслами, причем на равных началах;
- тщательного обдумывания содержания общения, имеющего вопросно-ответный потенциал и потенциальную незавершенность;
- определения наличия готовности участников диалога к нему;
- просчитывания вариантов развития диалога.
Ключевой задачей является адекватный подбор методов, приёмов и технологии проведения уроков с учётом психолого-возрастных особенностей детей 12 – 14 лет.
В результате изучения материала программы и его усвоения кадеты должны
знать:
- основные этапы, ключевые события истории возникновения, развития и возрождения кадетских корпусов в России;
- необходимые факты, даты, термины и символику кадетского движения, а также его ключевые персоналии;
- законы чести кадет, систему духовно-нравственных ценностей и традиций кадетского братства.
уметь:
- соотносить общие исторические процессы с историей кадетского движения;
- рассказывать о важнейших событиях истории кадетского движения и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- использовать текст разнообразных источников для решения различных учебных задач;
- участвовать в групповой исследовательской работе, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта;
- анализировать, оценивать духовно-нравственные категории, руководствоваться ими в собственной жизни, в организации отношений с окружающими людьми.
Учебно-тематический план и расчёт времени
№ уро-ка | Наименование тем уроков | Всего часов | Элементы содержания урока | Форма урока | Деятельность кадет | Форма конт-роля |
1 | Введение. Зарожде-ние кадетства. | 1 | Рыцарь, кадет, кадетский корпус. Указ Петра Великого от 27 января 1701 года. Приказ Анны Иоанновны 1731 года. 17 февраля 1732 года начало занятий в школе, впервые именован-ной именно Кадет-ским корпусом. | Беседа | Составление и работа с кроссвордами. | Конкурс крос-свордов |
2-3 | Военное дело и военное образова-ние в начале 18 столетия. | 2 | Навигационные, инженерные, артиллерийские школы в мире и России. | Урок-конферен-ция. Практи-кум | Выступление с сообщения-ми, анализ текста рассказа “Навигацкая школа”. | Диалог |
4 | Творцы русской морской славы. Ф.Ф.Ушаков – создатель черноморского флота | 1 | Первые победы Ф.Ф. Ушакова. Тактика адмирала в морских сражениях. | Беседа | Прослушива-ние доклада обучающегося о русском флотоводце, составление кратких ответов по записанным на доске вопросам. | Опрос |
5-6 | Творцы славы русского оружия. А.В. Суворов. | 2 | Суворовские полки. Завещание А.В. Суворова русским воинам - «Наука побеждать». | Видео-урок. Практи-кум | Просмотр видео-фильма, его обсуждение. Работа в группах. | Рефлек-сивный анализ |
7 | Первые кадетские корпуса в России. | 1 | Отличие россий-ских кадетских корпусов от европейских. Дом Романовых в истории кадетских корпусов. | Рассказ учителя | Составление плана рассказа | Тесты |
8 | Кадетские корпуса в 19 столетии. | 1 | Условия приёма в кадетские корпуса, общее и особенное в организации процесса обучения и воспитания в кадетских корпу-сах. «Кадетский журавель» - озорной девиз-двустишие. | Диалог | Подготовка ответов на поставленные к тексту вопросы, выступления с докладами | Сравни-тельный анализ выводов |
9 | Кадетские корпуса в начале 20 столетия. | 1 | Расцвет кадетских корпусов. Роль Константина Константиновича Романова в деле кадетского образования. | Диалог | Групповая работа | Презен-тация резуль-татов работы группы |
10-11 | Символика кадет-ских корпусов. | 2 | Нагрудные знаки и жетоны кадетских корпусов, история их утверждения, условия награжде-ния отличившихся кадет. | Урок-лекция Урок-практикум | Составление плана Изготовление эскизов кадетских знаков и формулировка девизов. | Опрос Конкурс творческих работ |
12 | Кутузов М.И. – выпускник и директор кадетского корпуса. | 1 | Направления вос-питания и образо-вания в Сухопут-ном кадетском корпусе. Жизнь М.И. Кутузова - пример верности заповедям кадетства. | Мозговой штурм | Работа в группах над заданиями. | Презен-тация резуль-татов работы группы |
13 | Служба есть служение. | 1 | Офицеры Русской Императорской армии. Призвание. Дисциплина. | Круглый стол | Обсуждение вопросов | Сравни-тель-ный анализ выводов |
14-15 | Кадеты - составная часть офицерского корпуса русской армии. | 2 | Связь поколений: кадеты, юнкера, офицеры.Понятие чести, честь мундира. Принци-пы и основы воспитания в кадетских корпу-сах. Девиз кадет : “Жизнь Родине, честь никому!” | Урок-лекция, урок-театрали-зация | Составление плана.Чтение стихотворений о кадетах, нсценировка отдельных отрывков художествен-ных произве-дений. | опрос, эссе |
16 | Кадетское братство | 1 | Порядочность и взаимовыручка. Подчинение требованиям старшего кадета, забота о младших кадетах, особенно о сиротах, - закон чести для кадет. | Диалог | Приводят примеры из истории, художествен-ной литературы. | Рефлек-сивный анализ |
17 | Образовательные и культурные традиции воспитанников кадетских корпусов. | 1 | Культурная жизнь кадетских корпусов второй половины 19 - начала 20 веков. Образован-ность и эрудиция. | Интерак-тивная лекция | Составление плана | Тест |
18 | Духовно-нравственные и патриотические традиции воспитанников кадетских корпусов. | 1 | Духовная атмос-фера внутренней жизни, чувство товарищества и братства, долга и чести, благород-ства и верности своему Отечеству. | Интерак-тивная лекция | Составление плана | Опрос |
19 | Кадетские имена в истории: выдающиеся кадеты-военачальники. | 1 | Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства на конкретных примерах. | Урок- конферен-ция | доклады о прославленных адмиралах П.Нахимове, Ф. Ушакове, И.В.Гурко, П.А.Румянцеве | Сравни-тельный анализ выводов |
20 | Кадетские имена в истории: выдающиеся кадеты - деятели культуры. | 1 | Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства на конкретных примерах. | Урок- конферен-ция | доклады о В.И. Дале, В.В.Верещаги-не, Ф.М. Достоев-ском, А.Н. Радищеве, Н.А. Скрябине, А.П. Сумаро-кове. | тест |
21 | Кадетские имена в истории: выдаю-щиеся кадеты-общественные деятели. | 1 | Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства на конкретных примерах. | Урок- конферен-ция | доклады о А.А. Бесту- жеве, П.А. Кропоткине, В.В. Куйбышеве, П.И. Пестеле, К.Ф. Рылееве. | Сравни-тельный анализ выводов |
22 | Кадеты на переломе эпох. | 1 | Суть происходя-щих событий в России 1917 – 1918 годов. Верность убеждениям, оплаченная кровью на фрон-тах Гражданской войны. Трагедия адмирала А.Колча-ка. Константин Ермаков. | Дискуссия | Обсуждение вопросов | Рефлек-сивный анализ |
23 | Кадетские корпуса за рубежом. | 1 | Причины изгнания кадетских корпусов за границу. Сохранение устоев и традиций. | Лекция | Составление плана | Опрос |
24 | «Рассеяны, но не расторгнуты». | 1 | Донской Импера-тора Александра III кадетский корпус за рубежом. Пер-вый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Пажеский корпус Морской кадетский корпус. | Мозговой штурм | Работа в группах над заданиями. | Презен-тация резуль-татов работы группы с источниками. |
25 | Суворовские и нахимовские учи-лища-альтернатива кадетства. | 1 | Военные учебные заведения в советский период, созданные по типу старых кадетских корпусов. | Видео-урок | Диалог | Рефлек-сия |
26-27 | Возрождение кадет-ского образования в Российской Федера-ции. | 2 | Причины возрож-дения традиции кадетского образо-вания в России. Достижения и проблемы современных кадетских учреждений. | Лекция | Составление тезисов | Провер-ка запи-сей лек-ции, опрос |
28 | История создания Первого Волжского кадетского корпуса «Надежды России». | 1 | Основатель кадет-ского корпуса – Б.Ф. Гобов. Устав учебного заведе-ния. Его символи-ка и традиции. | Урок-экскурсия в школь-ный музей | Анализ экспозиции, диалог | Тесто-вый конт-роль |
29 | Кадетская школа сегодня. Присвоение имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова | 1 | Комбат – солнце. Герой Российской Федерации С.А.Солнечников – пример мужества и героизма в современной России. Традиции кадет сегодня. | диалог | Вопросы для обсуждения | Презентации, собщения |
30 | Урок проектной деятельности (груп-повые проекты). | 1 | Этап погружения: определение темы и цели проекта, выделение подтем проекта, формирование творческих групп. | Диалог | Обсуждение и принятие общего решения по выбору темы, постановка цели проекта, получение дополнитель-ной информа-ции; обсужде-ние и выбор подтем; формирование команд и малых групп. | Уточне-ние темы проекта, его цели, задач, подтем. Поиск инфор-мации. |
31 | Урок проектной деятельности (груп-повые проекты). | 1 | Этап планиро-вания: чёткое определение источников информации, способов её сбора и анализа, формулировка проблемы; распределение задач внутри групп; определение спо-соба представле-ния результатов деятельности; ус-тановление процедур, критериев оценки результатов и процесса. | Диалог | Выработка плана действий, формулировка задачи, вопро-сов; обсужде-ние их решения; отбор методов исследования и способов поис-ка информа-ции; выдвиже-ние гипотезы; разработка индивидуаль-ных задач; Выбор опти-мальных форм презентации проекта. Ана-лиз получен-ных сведений. | Поиск инфор-мации по теме проекта, уточне-ние гипоте- зы, анализ сведе-ний. |
32 | Урок проектной деятельности (груп-повые проекты). | 1 | Этап исследова-ния: поиск и ана-лиз информации, подбор системы доказательств для проверки истинности гипотезы, поиск пути решения проблемы, отбор адекватных методов оценки гипотезы. | Урок- исследова-ние | Подтвержде-ние (опровер-жение) гипо-тезы на материале темы, интег-рация и ак-кумулирование информации с учётом цели и темы; обсужде-ние промежу-точных резуль-татов, при необходимости коррекционная работа. | Работа над проек-том |
33 | Урок проектной деятельности (групповые проекты). | 1 | Этап презентации и рефлексии: Защита проекта в соответствии с выбранной формой, осмысление, анализ полученного опыта. | Урок-презента-ция | Защита проек-та в избранной форме. Коллек-тивное обсуж-дение и оценка итогов работы над проектом и осмысление полученного опыта. | Вопро-сы для обсуждения. Рефлек-сия |
34 | Итоговое занятие «Кадеты... Вы не по школьному одеты». | 1 | Обобщение и систематизация знаний с элементами театрализации. | Урок-праздник | Обсуждение вопросов и проблем | Рефлек-сия |
Литература к специальному курсу «История кадетского движения»:
- Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. – М.: Вече, 2000.
- Белоконь М. Кадетские корпуса в России до 1917 года// История: Приложение к газете «Первое сентября» 1998 - №36.
- Военная быль: О Доблести, Добре и Красоте. Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов.М.: 2000.
- Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России.Достижения и проблемы становления// ОБЖ, 2001 - №2.
- Горовой Л. Я многим обязан моему воспитанию в кадетском корпусе// Военное образование, 2003 - №37.
- Гусева В. Кадеты: век нынешний и век минувший// История: Приложение к газете «Первое сентября»: 1997 - №6.
- Друкарев А.А. Господа юнкера, кем вы были вчера: о возрождении системы российских кадетских корпусов// Школьная библиотека, 2000 - №5.
- Ерохина М.С. Историческая личность: современная методика изучения // Преподавание истории в школе. 1996. № 7.
- Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах./ Под редакцией- Е. Исакова, М.: 2003.
- Исаков Е. О доблести, добре и красоте. М.: 2000.
- История СССР в художественно- исторических образах. А.И. Назарец, Т.Я. Папенкова. М.: Просвещение,1968.
- Кадеты Красноярья: Инструктивно- методические материалы по организации управления кадетской школой-интернатом. Женской гимназией. Красноярск.2000. Выпуск1.
- Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 1999.
- Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2003.
- Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2001.
- Крылов В.М., Семичев В.В. «Званье скромное и гордое кадет» Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России. ХХ1 век Санкт-Петербург, 2004.
- Лебедь А.И. за державу обидно…- Красноярск, « Честь и Родина», 2004.
- Лесков Н.С. Повести. Рассказы.- М., 2002.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.
- Лугачёв С. Кадетское образование// ОБЖ, 2002. - №11.
- Миронов В.Н. Кадеты Красноярья: Концептуально- методические материалы по организации кадетского и женского образования.- Красноярск, 2002.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.): В 2 т. Т.1. СПб., 2000.
- Меньшов В.М. Российские кадеты./ Под редакцией – И.Н. Богданова, вступ.ст. Г.В. Атласова. Мурманск, 2000.
- Михайлова О.Н. Суворов. М., «Молодая гвардия», 1973.
- Непеин И.Г. Русские ордена в биографиях кавалеров. Издательство « Урал Л.Т.Д.».
- О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей./ под ред.В.Н. Лобова.- М.: 1990.
- Последние дни Романовых/ Сост. М.П. Никулина, К.К. Белокуров. Свердловск: Сред.- Урал. кн. издательство,1991.
- Российские кадетские корпуса// Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2: История России и её ближайших соседей: От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта+, 1997.
- Силкин А. Под покровительством монарха: Русские кадетские корпуса в Югославии// Родина, 2004 - №3.
- Соболева Н.А. Российская государственная геральдика: История и современность. М., 2002.
- Ферро М. НиколайI/ Пер. с фр. Г. Н. Ерофеевой.- М.: Международные отношения,1991.
- Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты.- « Издательство А.С.Т.», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...
Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"
Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....
Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».
Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...
Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".
В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...
Екатеринбург: вчера сегодня, завтра
Презентация к классному часу...
УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...