Урок по истории "Порядки Афин и Спарты"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Говорова Марина Владимировна

Урок на основе деятельностного подхода. Направлен на формирование матапредметных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.17 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx2.6 МБ
Файл rabochiy_list.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Порядки Афин и Спарты»

Этап урока

Слайд

Учитель

Ученик

Вводный

№ 1

- О каком понятии, с которым мы с вами познакомились на прошлом уроке, идёт речь? Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Почему вы так считаете? Какие строки служат нам подсказкой?

(Полис)

- С каким полисом мы начали знакомство на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с Афинами, а также узнаем о жизни в Спарте – крупнейшем полисе Греции.

(Афины)

№ 2

- Тема урока «Порядки Афин и Спарты»

Запись в тетрадь

Проблемная ситуация

№ 3

- А в начале, давайте обратимся к известным нам героям – Антошке и Источниковеду и послушаем, о чём они говорят.

-Что имел в виду Археолог, когда сказал, что «Афины и Спарта это две ноги, на которых стоит Эллада». Судя по этим словам, как жители Афин и Спарты должны были относиться друг к другу?

- Однако, что отвечает Археолог?

 (дружить)

 (они враждовали)

№ 4

- Сравните факты. Какое мы наблюдаем противоречие? Какой напрашивается вопрос?

Почему Афины и Спарта враждовали?

Выдвижение версий и планирование деятельности

№ 5

- Какие у вас будут предположения? Почему или из-за чего могли враждовать два полиса Афины и Спарта?

- Давайте возьмём две версии ТЕРРИТОРИЮ И РАЗНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ и проверим их?

Территории, кто главнее, они были разными

Проверка гипотез

ИЛИ

№ 6

- Давайте посмотрим на карту. Учебник стр. 115

- В какой области находиться полис Афины? В какой части Греции он расположен?

(Аттика, Средняя Греция)

- Найдите на карте полис Спарта. В какой области находиться полис Спарта? В какой части Греции он расположен?

Лаконика, п-ов Пелопоннес

- Какое положение они занимают друг по отношению к другу? Можно ли считать их соседями? Есть ли у них общая граница?

- Если бы они хотели захвата территорий, то куда бы они направили свои взоры, прежде всего?

- Т. О. какой мы с вами можем сделать вывод? Могло это быть причиной вражды?

Нет

На соседние полисы

Скорее нет

№ 7

- Давайте проверим второе предположение.

- Что нам необходимо сделать, чтобы проверить её?

- А что мы будем сравнивать?

- Занятия, общество, управление, культура

Сравнить

Занятия, общество, управление, культура

- Используя материал учебника и дополнительные материалы заполните таблицу. Работайте в парах. Для быстроты распределите задания между собой. используйте информацию, полученную на прошлом уроке.

Самостоятельная работа с учебником

№ 8

Проверяем первую позицию «ЗАНЯТИЯ»

- Какие занятия были распространены в Аттике? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?

-  Какие занятия были распространены в Спарте? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи.

- Сравните занятия афинян и спартанцев. Какой вывод мы можем сделать?

№ 9

Проверяем позицию «Общественное деление»

- Какие группы мы с вами можем выделить в афинском обществе? (афинское общество состояло из…)

- Какие группы мы с вами можем выделить в афинском обществе? (спартанское общество состояло из…)

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи

№ 10

- Проанализируйте данные таблиц о численности различных групп населения Афин и Спарты. В чём были главные различия между населением Афин и Спарты?

- Как вы считаете, связаны ли обстоятельства: военизированность Спарты и наличие большой массы рабов в составе населения? Тяжело держать в подчинении столько рабов?

Анализ данных таблицы

(спартанцев было больше, в Спарте было больше рабов чем свободных)

Для того, чтобы держать в подчинении рабов нужна была армия

- Сравните общество афинян и спартанцев. Какой вывод мы можем сделать?

№ 11-12

13

Проверяем позицию «Управление»

- Схема органов управления какого полиса отражена на схеме? Конкретизируйте схему. Как называлась данная форма правления? (демократия)

- Схема органов управления какого полиса отражена на схеме? Конкретизируйте схему. Как называлась данная форма правления? (аристократия)

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи

- Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла и укажите, о каких признаках демократии там говориться.

№ 14

Или

Попробуйте определить, какие позиции характеризуют демократию, а какие аристократию.

- Сравните управление в Афинах и Спарте. Какой вывод мы можем сделать?

дополнительно

Проверяем позицию «Культура»

- На основе сложившихся у вас представлений о порядках в Афинах и Спарте, какому из полисов могла принадлежать следующая характеристика:

«Этот город был очень красив. Чужеземцы обычно любовались его крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями»

- Почему вы так считаете? Найдите в тексте учебника подтверждение вашим словам.

Выводы

№ 15

- Какой вывод на основе нашего сравнительного анализа мы можем сделать?

В этих полисах разный уклад жизни, из-за этого могло возникать непонимание и вражда

Первичное закрепление

диск

I – тест по вариантам (проверка соседа по парте) + (сверка с правильными ответами)

II – Решение филворда

III – «Вставьте слова в текст»

Выполнение задание, взаимопроверка

Заключение

- Сегодня на уроке, мы с вами сравнили порядки Афин и Спарты и выяснили, что они были различны и это порождало вражду между ними.

- Но давайте задумаемся ведь мы с вами тоже разные. У нас разный возраст, пол, национальность, интересы, увлечения. Но при этом мы с вами нормально общаемся, дружим. Как так?

- Что необходимо, чтобы люди такие разные жили мирно и счастливо?

- Как вы думаете а в отношении между государствами чтобы не было конфликтов соблюдать эти принципы необходимо?

- Кстати, понимание этих простых истин пришло в Афины и Спарту в ходе Греко-персидских войн. Где понадобилось объединиться, забыть противоречия и дать отпор общему врагу – персам.Но об этом на следующих уроках

Уважать друг друга, ценить, помогать

ДА

Д/З

№ 16

П. 30, 31

Сочинение «Путевые заметки»

- «Путешествие из Афин в Спарту»

- «Путешествие из Спарты в Афины»

Запись в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЛИС Когда – то в Греции в отдельных областях Они возникли типа мини-государства И сочиняли песни там о богачах, Что вкруг его селенья и поля располагали. На городок с предместьем они похожи были И по своим законам там весь люд судили.

Слайд 2

ПОРЯДКИ АФИН И СПАРТЫ

Слайд 3

А почему из всех полисов вы рассказываете мне именно про Афины и Спарту? - спросил Антошка Ещё афинский стратег Кимон говорил, что Афины и Спарта -«это две ноги, на которых стоит Эллада», - ответил Источниковед . Порядки Афин и Спарты - Выходит, эти города друзьями были! - оживился Антошка. Да как сказать, - ответил Источниковед , - жители Афин и Спарты часто высмеивали друг друга, а одна из многочисленных войн этих городов продолжалась 30 лет.

Слайд 4

Порядки Афин и Спарты Афины и Спарта – дружественные полисы Афины и Спарта враждовали Почему Афины и Спарта враждовали?

Слайд 5

Порядки Афин и Спарты Территории Разный уклад жизни

Слайд 6

Порядки Афин и Спарты

Слайд 7

Порядки Афин и Спарты Афины Спарта Занятия Жители полиса Управление

Слайд 8

Порядки Афин и Спарты Афины Спарта Земледелие, морская торговля , ремесло Занятия Военное дело, земледелие

Слайд 9

Порядки Афин и Спарты Афины Спарта Свободные граждане (демос, знать), Рабы-чужеземцы Жители полиса Свободные спартанцы, Илоты, Периэки

Слайд 10

Афины Группы населения Тысяч человек Свободные граждане с семьями 80 Приезжие с семьями 10 Рабы 30 Всего 120 Спарта Спартанцы с семьями 10 Периэки 40 Илоты 140 Всего 190 Порядки Афин и Спарты

Слайд 11

Принятие законов Решение важных дел полиса Высшие должностные лица государства Все граждане полиса Выбирались по жребию из числа всех граждан

Слайд 12

Не выступают с речами Состояло из мужчин-спартанцев Представители аристократических родов Принимали законы Власть от бога Командуют армией Выполняют роль жрецов

Слайд 13

Порядки Афин и Спарты Афины Спарта Народное собрание, Архонты, Суд Управление Совет старейшин, Народное собрание, Цари Демократия Аристократия

Слайд 14

Порядки Афин и Спарты Демократия Признаки Аристократия Высшие посты занимают только представители знатных родов Право свободно высказываться Все основные вопросы власти решаются большинством голосов Все законы и решения принимает Совет старейшин. Право оспаривать решения, при этом меньшинство должно подчиниться большинству

Слайд 15

Порядки Афин и Спарты Почему Афины и Спарта враждовали? Афины и Спарта враждовали, так как это было совершенно разные полисы со своими порядками и законами.

Слайд 16

Домашнее задание П. 30, 31 «Путевые заметки» Путешествие из Афин в Спарту Путешествие из Спарты в Афины

Слайд 17

Проверим себя В управлении государством участвует ….. Все граждане пользуются равными ……. Независимо от происхождения и состояния человек может занять….. Законы соблюдаются не из страха наказания, а из ………. к ним.

Слайд 18

Порядки Афин и Спарты Афины Спарта Культура

Слайд 19

Порядки Афин и Спарты «Этот город был очень красив. Чужеземцы обычно любовались его крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями» Афины

Слайд 20

Проверь себя I вариант С 2. B 3. C 4. B 5. A II вариант 1.A 2. A 3. C 4. A 5. d

Слайд 21

СПАРТА Здесь правит бал Совет, Который властью самой большой обладает. Уж очень краток здесь ответ Людей, что на захват земли чужой Совет тот побуждает. Всех здесь юнцов в лет семь От матери с отцом насильно отбирают. Те ж, повзрослев, работать На себя илотов заставляют

Слайд 22

АТТИКА Как область Греции назвали, Где нет нигде большой реки. И хлеба всем там не хватало. Оливы на горах росли. Там главный город греков был – Он знаменитостью прослыл.

Слайд 23

«Архонты» Ополчение Верховный суд Народное собрание Капитаны Всадники Гоплиты Феты Граждане Переселенцы Рабы Стратеги Казначеи Жрецы законы ПОЛИС ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И ТОРГОВЦЕВ

Слайд 24

ПОЛИС ВОИНОВ Илоты Периэки Апелла Эфоры Герусия 2 царя

Слайд 25

Не выступают с речами Решение принимают криком Верховный суд Руководят общиной равных Власть от бога Командуют армией Наблюдают за пользованием землей СОВЕТ СТАРЕЙШИН ДВА ЦАРЯ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ Избирается пожизненно Народным собранием



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема: Порядки Афин и Спарты

Используя материал учебника и дополнительный материал заполни таблицу

Линии сравнения

Афины

(учебник)

Спарта

(дополнительный материал)

Занятия жителей полиса

Стр. 140

 Жители полиса

Стр. 141 п.3 абз.1, 144 п.2

Система управления

(Выпиши органы власти.  Устно поясни как они формировались и чем занимались)

Стр. 145 п.3

Прочитайте отрывок из единственной сохранившейся речи Перикла и подчеркните строки, в которых Перикл говорит о признаках афинской демократии.

У нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа. В частных делах все пользуются равными правами по законам. Что же до дел государственных, то бедность и тёмное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почётную должность, если он способен оказать услуги государству.

В общественной жизни мы не нарушаем законов из уважения к ним. Мы ввели много разнообразных развлечений, из года в год у нас повторяются игры и праздники. Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаёмся наукам не в ущерб силе духа.

Пери́кл — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

__________________

Тема «Порядки Афин и Спарты»

1 вариант

  1. В какой области Греции находились Афины
  1. Лакония
  2. Мессения
  3. Аттика
  4. Беотия
  1. Кого в Спарте называли илотами
  1. Народ
  2. Рабов
  3. Царей
  4. Воинов
  1. К основным занятиям афинян не относилось
  1. Торговля
  2. Земледелие
  3. Военное дело
  4. Ремесло
  1. Как называлась спартанское государственное устройство
  1. Демократия
  2. Аристократия
  3. Олигархия
  4. Охлократия
  1. «Демократия» в переводе с греческого означает
  1. «власть народа»
  2. «власть избранных»
  3. «власть толпы»
  4. «власть немногих»

__________________

Тема «Порядки Афин и Спарты»

2 вариант

  1. В какой области Греции находилась Спарта
  1. Лакония
  2. Мессения
  3. Аттика
  4. Беотия
  1. Кого в Афинах называли демосом
  1. Народ
  2. Рабов
  3. Знать
  4. Не граждан
  1. Укажите главное занятие спартанцев
  1. Торговля
  2. Строительство
  3. Военное дело
  4. Мореходство
  1. Как называлась государственное устройство в Афинах
  1. Демократия
  2. Аристократия
  3. Олигархия
  4. Охлократия
  1. В каком греческом полисе было два царя?
  1. Афины
  2. Тиринф
  3. Микены
  4. Спарта

Задание

Реши филворд

Двигаясь по горизонтали или вертикали, собери из букв слова, связанные с темой «Греческие полисы». Их всего 17. Вам необходимо найти 11, с которыми мы познакомились на уроках. Среди них есть и сами названия полисов.

        Распредели, получившиеся слова по двум колонкам «Афины» и «Спарта», как это указано в образце:

«Афины»          «Спарта»

Солон                  Ликург

Демократия       Аристократия

                Греция

        Внимание! Некоторые понятия могут относиться как к Афинам, так и к Спарте – запишите их посередине (как в образце)

п

о

г

р

а

г

а

р

а

р

а

л

и

а

ж

щ

р

х

о

е

к

р

с

с

д

а

а

з

н

о

а

о

п

п

а

н

и

а

т

п

ф

и

о

л

р

т

н

к

о

а

д

н

ы

ь

л

а

а

т

н

г

е

м

о

а

а

к

о

т

и

к

и

п

с

м

ф

о

н

и

м

а

л

и

ф

о

с

р

а

я

и

ф

о

т

ы

с

т

р

а

т

е

г

Удачи!

Афины

Спарта

____________________________

Задание

1 вариант

Заполни пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова.

Афины располагались на полуострове (1…………………) в (2…………………) части Греции. Власть в Афинах до реформ

(3 ………………) принадлежала (4……………………….), что означает «власть знатных». Широко было распространено (5……………………….) рабство. Солон не только запретил держать в рабстве (6………………………) Афин, но и передал власть (7…………………….) собранию.

(Средней, аристократии, Аттика, граждан, Народному, долговое)

____________________________

Задание

2 вариант

Заполни пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

        Спартанцы основали своё государство в (1………………………..) части Греции, где они захватили области (2…………………) и (3…………………..). Местные жители были превращены в (4…………………….) , что означает «захваченные». Спартанцам запрещалось заниматься (5……………………), ремеслом и (6……………………..). они прославились как отважные (7……………………).

(воины, Лакония, илотов, Южной, торговлей, Мессению, земледелием)

Спарта – полис воинов.

На полуострове Пелопоннес расположена область Лаконика.  Здесь в цветущей долине по берегам реки Эврот много пахотных земель, а от моря её отделяют высокие горы.

В течение 9-7 веков до н. э спартанцы завоевали ближайшую область Мессению, а её жителей обратили в рабов – илотов. Все их земли поделили между свободными спартанцами, а самим илотам разрешили жить в домах, вести хозяйство, но половину урожая отдавать тому спартанцу, к которому они были прикреплены. Теперь всё население Спарты делилось на мечтавших о свободе рабов-илотов и свободных спартанцев, которые могли отныне не работать. Кроме того побережье и предгорные районы Спарты населяли периэки. В отличие от других групп, они могли свободно передвигаться и посещать другие города без специального разрешения, а также заниматься любыми видами профессиональной деятельности.

Согласно обычаям Спарты ремесло и торговля являлись позорными занятиями. Все мужчины должны быть только воинами. Лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Мальчиков с детства обучали стойко переносить неудобства и лишения, закаливали, обучали приёмам борьбы.

Главным органом управления в Спарте был Совет старейшин, состоящий из представителей аристократических родов он принимал законы и следил за их исполнением, вершил суд. В Совет старейшин входило два предводителя, их называли царями. Они командовали войсками. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика, обычно они послушно выполняли волю Совета старейшин. Членов Совета выбирало Народное собрание, которое состояло из мужчин – спартанцев. Оно собиралось очень редко. Выступать на нём могли только старейшины.

В 6 веке до н. э. Спарта стала обним из могущественных полисов Греции.

(По материалам Энциклопедии для детей: Всемирная история т. 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядки Афин и Спарты

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Порядки Афин и Спарты"....

Презентация. Война Афин и Спарты.

Презентация к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока "Афины и Спарта греческие города-полисы" в рамках ФГОС

Афины и Спарта - греческие города-полисы. 5б класс Учитель: Князева Галина Григорьевна. Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока Ожидаемый результат Создать условия для формиро...

тест "Афины и Спарта"

Используется на уроке по истории Древней Греции в сравнительном анализе двух полисов - Афины и Спарта....

Исторический диктант к теме "Греческие полисы: Афины и Спарта".

Исторический диктант позволяет  быстро проверить знания учащихся основных полисов Греции....

Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс

Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов...

Афины и Спарта в 8-6 веках.

Презентация содержит коаткий конспект двух параграфов с выделением основных понятий, необходимых для освоения материала....