Таинственный знак императора Павла
материал по истории по теме
Раздаточный материал для пешеходной прогулки-квеста по Павловскому парку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tainstvennyy_znak_imperatora_pavla.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таинственный знак императора Павла.
- Парадный плац перед дворцом Павла Ι. В 1782 году здесь, на месте старого деревянного дворца Паульлюст (что означат «Павлова утеха») был заложен новый дворец тогда еще великого князя, наследника престола, сына царствующей императрицы – Павла Петровича. И предстояло этому дворцу стать императорским домом. Как называется на официальном языке дом императора?
- Рядом с дворцом Паульлюст, на другой стороне Мариентальского пруда, находился другой дворец, Мариенталь. Он принадлежал жене Павла Ι. Догадываетесь, как звали супругу императора?
- Внимательно посмотрите на дворец. Чтобы быть достойным стать домом для императорской семьи, он должен был стать очень красивым. Хорош, не правда ли? Архитекторы Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, которые его проектировали, задумали дворец как смесь итальянской виллы и русского дворянского дома. Дома русских дворян состояли из нескольких жилых и хозяйственных построек и имели красивое название. Как вы думаете, как назывался дом русского дворянина?
- Судьба Павла I была очень тяжелой. Его отец, Петр III погиб в результате дворцового переворота, совершенного его матерью, императрицей Екатериной Великой. События очень напоминали сюжет одного из самых известных литературных произведений. На месте какого литературного героя оказался император Павел, которого так и называли – «Русский _________ »
- Павел процарствовал 4 года, 4 месяца и 4 дня – еще одно мистическое совпадение, которых было немало в его жизни. К сожалению, оправдав свое прозвище, он тоже погиб, как и его отец, от рук убийц. Это случилось в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, в самом начале 19 века. Как называют организацию переворота, совершаемую в тайне группой людей?
Но немало счастливых дней успел провести Павел I здесь, в Павловске, со своей семьей. Узнаем побольше о тех днях.
- Перед вами «Собственный садик императрицы Марии Федоровны». Супруга императора, как и любая женщина, очень любила цветы. Ей привозили их со всех уголков мира и она заботливо следила за ними в своем любимом саду. Выйти сюда в 18 веке можно было только из покоев императрицы. Взгляните на застекленный полукруг, выдающийся в сад. Это кабинет Марии Федоровны. Представьте его красиво освещенным в сумерках. Что он вам напомнит? Так его и называли: «Кабинет-_________»
- В садике все продумано, и даже есть одна оригинальная деталь: рисунок находящейся перед вами клумбы повторяется в покоях императрицы. А) - Как вы думаете, где в комнатах он может повторяться?
Б) - А как называется внутреннее убранство комнаты?
Подойдем к берегу реки Славянки. Хотя в это трудно поверить, но раньше по этой речке ходили суда, а по берегам ее были прекрасные охотничьи угодья.
- Взгляните на другой берег. Перед вами – Колоннада Аполлона. В центре памятника – скульптура бога Аполлона – покровителя искусств. Согласно мифам Древней Греции он жил на горе Парнас вместе с музами, которые давали людям вдохновение.
Вот и в Павловском парке решили взять пример с древних греков и сделать его таким красивым, чтобы он давал гостям Павловска вдохновение, чтобы им хотелось сочинять о нем стихи, писать картины с видами парка… Так и вышло. И парк стали называть «приютом муз».
А колоннада Аполлона на берегу реки стала «Павловским Парнасом».
Не почувствовали ли вы, что красота этих мест вдохновила и вас? Попробуйте сочинить несколько строк о Павловске! (Если не получится сразу – сделайте это чуть позже, когда увидите еще множество красивых мест).
_________________________________________________________
_________________________________________________________ _________________________________________________________
_________________________________________________________
- А) Переведите взгляд вправо. Вы видите мост через реку Славянку. На мосту стоят скульптуры удивительных существ – это полулюди-полукони. Знаете ли вы, как они называются?
- Таких вот мифологических героев здесь немало!
Б) Обернитесь к лужайке перед дворцом. На ней тоже скульптура, изображающая бога из древнегреческих мифов. Он в шлеме и сандалиях с крылышками, в руке его крылатый жезл. Это – бог торговли, покровитель путешественников –
Он – проводник всех приезжающих в Павловск. Зная его имя, вы здесь не заблудитесь.
А теперь пойдем дальше и увидим, что справедливы слова Жуковского «что шаг, - то новая в глазах моих картина».С каждым шагом нам будет открываться новый прекрасный вид.
- Вот вид с большой каменной лестницы, по которой гости императора и императрицы поднимались ко дворцу. Внизу лестницы их встречали рычащие чугунные львы, а наверху львы уже ласковые, беломраморные. И ведь неспроста они здесь сидят! Они ведь, как Павел I, тоже цари. Получается, что львы здесь являются символом ______________ императора.
- Входим в круг деревьев, которые скрывают еще один уголок парка, оформленные в виде геометрических кругов. Он так и называется – «Большие __________ ». В 18 веке очень любили сочетать свободно растущие и аккуратно подстриженные кусты и деревья.
В центре каждой из двух площадок – скульптура. Павел I повелел перевести эти статуи из Летнего сада, для которого их купил еще Пётр I. Эти изображения символизируют важные для страны вещи, поэтому и установлены в императорском саду.
Познакомьтесь с ними поближе и назовите их имена.
А)
Б)
- Удивительный, стоящий среди деревьев домик, совсем не подходящий, казалось бы, для императора. Это – павильон «Молочня». Во времена Павла и Марии Федоровны очень любили не только торжественные дворцовые церемонии, но также была популярна простая сельская жизнь. На царских полях паслись коровы, а в этом домике их доили и наливали гостям парное молоко, угощали их свежим хлебом. Мария Федоровна и ее дочери надевали русские народные костюмы и встречали гостей как настоящие крестьянки. Очень любили богатые вельможи рассматривать сценки с изображением пастухов и пастушек в окружении животных. В переводе с французского название таких сценок означает «пастушеский, сельский». Как же они называются?
- Мы на первой смотровой площадке. Посмотрите – с нее открывается великолепный вид на долину реки и еще один павильон. Он построен в честь Екатерины II, матери Павла I. Построить его придумала императрица Мария Фёдоровна. Она видела, какие сложные отношения у Екатерины и Павла и ей очень хотелось помирить их. Поэтому павильон посвящен одному из главных видов человеческих отношений. Что это, на ваш взгляд?
Сам павильон (его еще называют храмом) и даже мостик через реку украшены символами этого – дельфинами, чтобы они все время напоминали о хорошем.
- Следующий павильон, к которому мы пришли по Философской тропинке, называется «Памятник родителям». Он посвящен родителям императрицы Марии, которые остались далеко от российской империи, в маленьком немецком княжестве. Здесь у вас не будет никаких заданий. Просто посмотрите друг на друга и подумайте, за что друг друга любите.
- А вот и новое доказательство того, что в Павловске живут музы. Вы пришли на «12 дорожек» - место, где Аполлон, древние боги Меркурий, Афродита и Флора и девять муз собрались вместе на солнечных часах. Сейчас вам предстоит обойти этот круг и познакомиться с вдохновительницами-музами.
Муза истории -____________
Муза танца - ____________________
Муза комедии (с улыбающейся маской)- _________________
Муза трагедии (с плачущей маской)- ___________________
Муза астрономии (с небесной сферой в руках)- ______________
Муза гимнической поэзии (стоит в позе оратора)- __________________
Муза эпической поэзии - ____________________
Муза лирической поэзии - ___________________________
Муза любовной поэзии - ___________________________
Этот уголок был задуман как солнечные часы, - так, чтобы тень от статуи Аполлона падала в определенное время на одну из 12 дорожек. Эти часы, в сожалению, не работают точно. Но зато в конце каждой из них непременно находится что-нибудь интересное. А теперь представьте, что сейчас два часа дня и идите по одной из дорожек, на которую должна была бы упасть тень в это время дня. Она приведет вас к следующему заданию.
- Розовый павильон. Почему он розовый, спросите вы, если он желтого цвета? А как вы думаете? __________________________________________________________________________________________________________________________
Он был построен для проведения бала в честь возвращения с войны русской армии, победившей Наполеона в Отечественной войне 1812 года. И бал здесь состоялся, прекрасный, торжественный и блестящий. На этом балу младшая дочь Павла I – великая княжна Анна Павловна познакомилась с наследным принцем Вильгельмом Оранским. Они полюбили друг друга, поженились, и через несколько лет Анна стала королевой страны, известной как страна тюльпанов, каналов и ветряных мельниц. А) В какой стране до сих пор правит династия, члены которой являются потомками русской императорской семьи?
Б) А как вы думаете, какой танец, который запрещал Павел I и вновь разрешил его сын Александр I по восшествии на престол, могли танцевать Анна и Вильгельм на балу?
Музыка в Павловске всегда играла самая красивая. Ее писал самый талантливый из композиторов того времени – Штраус.
- Давайте попробуем погрузиться в атмосферу того времени. Основа основ – умение кланяться. Без этого вы не сможете быть представлены императору.
Итак, молодым людям все просто: шаг в сторону, приставить вторую ногу, наклонить голову.
Дамам сложнее, но красивее: одной ножкой шаг в сторону, другую завели назад и присели. Руки в это время опустили перед собой, сложив крест-накрест, головку наклонили.
А знаете, как другим изящным словом называется поклон?
Вы уже познакомились с теми местами, где Павел I и его семья провели самые прекрасные годы своей молодости, познакомились с событиями того времени и секретами парка, словами и обычаями того времени.
Теперь вам предстоит последнее задание. Из уже отгаданных вами слов составлены кроссворды. Впишите туда эти слова. Из них составятся 4 ключевых слова. Эти слова обозначают 4 рыцарских добродетели. Если назовете все 4 слова – вас ждет то, что Павел I даровал людям, обладающим этими добродетелями.
Итак, вы разгадали названия 4-х рыцарских добродетелей, за которые император давал высокую награду. Что могло считаться одной из самых высоких наград в империи? ___________________________
Она выглядела так:
Восьмиконечный белый крест, нашиваемый на черную монашескую рясу или красный рыцарский плащ стал отличительным знаком __М____________________о_____________
Для рыцарей белый цвет креста стал символизировать безупречность рыцарской чести
История этого ордена началась в 1070 году, когда итальянский купец Панталеон Мауро из Амальфи основал близ Иерусалима странноприимный дом, или госпиталь (от латинского hospitolis - гость), посвященный св. Иоанну. Вскоре здесь образовалось небольшое братство, призванное ухаживать за больными и ранеными паломниками, приезжавшими из Европы поклониться Гробу Господню. Чуть позднее братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. Так возник "Орден всадников госпиталя св. Иоанна Иерусалимского". Члены ордена разделялись на три группы: рыцари, капелланы и низшая категория - служащие братья. Возглавлял орден Великий магистр.
Им и стал император Павел Ι, которому эту честь, в благодарность за защиту в тяжелые времена и прибежище на территории Российской империи даровали сами рыцари ордена.
Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.
Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.
Кодекс Рыцарства:
Прожить свою жизнь так, чтобы она была достойна уважения и славы.
Повиноваться законам короля, страны, и рыцарства.
Властвовать собой.
Проявлять уважение к старшим.
Защищать слабых и невиновных.
Сражаться доблестно.
Никогда не отказываться от друга, союзника, или благородного поступка.
Всегда держать слово чести.
Избегать обмана
Показывать умение вести себя.
Быть вежливым и внимательным.
Быть почтительным к сюзерену, женщинам и чести.
Преданность стране, Королю, чести, свободе, и кодексу рыцарства.
Преданность друзьям и тем, кто доверяет тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - практикум " Таинственное болото"
урок в 6 классе проводится в условиях полевого лагеря...
Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"
Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...
"Таинственный мир превращенья бумаги..."
Таинственный мир превращенья бумаги… Здесь все чародеи, волшебники, маги. Творят они сказки своими руками. И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.Из опыта работы: Гардер Наталья Николаевна Од...
Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора
Тема "Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора" создана по параграфам 26-27 для учащихся 7 класса по учеюнику Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (...
Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора.
Урок-презентация для 7 класса по Истории и культуре Санкт-Петербурга. Материалы презентации могут быть использованы для работы по программе Л.К.Ермолаевой (учебник часть 1)...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....
Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия
Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...