Урок "Искусство Древней Греции"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Методическая разработка урока "Искусство Древней Греции" (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тип урока: | обобщение и систематизация знаний |
Цель урока: | систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Расцвет эллинской культуры в V – IV вв. до н.э.» |
Задачи урока: | развивающая: развитие творческого мышления; развитие умения работать в группе; развитие способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; обучающая: закрепление ряда понятий, терминов, тем; познавательная: контроль знаний основных событий, исторических личностей; формирование исторического подхода к событиям; воспитательная: формирование у учащихся уважения к важнейшим достижениям и ценностям, внесенных цивилизацией Древней Греции во всемирное наследие человечества. |
Форма организации деятельности учащихся: | индивидуальная, групповая, коллективная |
Вид урока: | урок – викторина |
Методы обучения: | Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, организация обсуждения различных методов с элементами дискуссии; использование межпредметных и межкурсовых связей. Приемы деятельности учеников: персонификация, театральное представление, работа в группах, работа с мультимедийной презентацией, работа с иллюстрациями, беседа. |
Развитие умений учащихся: | Учатся осмыслению теоретического материала и оценки исторических явлений; учащиеся обучаются работе со схемами на примере древнегреческого театра; происходит развитие творческих способностей при организации театрального представления. |
Оборудование | Дока, проектор, таблица учета результативности команд (игровая пирамида), мультимедийная презентация |
Основные понятия и термины: | Портик, колонна дорическая, колонна ионическая, искусство, фронтон, стиль, арена, ипподром, чернофигурные вазы, краснофигурные вазы, театр, дифирамбы, охестра, театрон, клинья, скене, трагедия, комедия, символы, котурны. |
Этапы урока
№ | Вид деятельности | Время |
1 | Приветствие и мотивация учащихся на совместную деятельность в ходе урока | 1 мин |
2 | Ознакомление с условиями игры | 3 мин |
3 | Проведение урока – викторины А. «Кто начинает?» Б. «Слово» В. Что изображено? Г. Имя в истории Д. Конкурс капитанов Е. «Сегодня и вчера» | 33 мин |
4 | Театрализованное представление | 5 мин |
5 | Подведение итогов | 3 мин |
Ход урока
- Вступительное слово учителя. На протяжение четырех уроков происходило изучение эллинской культуры V – IV вв. до н.э. На этих уроках мы узнали с вами о развитии науки, архитектуры, скульптуры, театра и образования в Древней Греции, познакомились с Олимпийскими играми. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания , полученные в ходе изучения темы «Расцвет эллинской культуры в V – IV вв. до н.э.».
- Ознакомление учащихся с условиями игры
Условия игры:
- выбор 4 судей
- формирование 4 команд , каждая из которых выбирает капитана, название и девиз
- знакомство с «игровой пирамидой»
А. «Кто начинает?» - каждая команда получает одинаковое задание; команда давшая наибольшее количество правильных ответов начинает игру. Б. Командный конкурс на знание терминов и понятий В. Командный конкурс на исторических личностей Г. работа с иллюстрациями Д. Конкурс капитанов Е. “Сегодня и вчера» - командный конкурс на знание олимпийских игр |
- За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов, за неполный ответ 3 балла, если ответ неверный право хода переходит другой команде.
- Команда победительница определяется путем суммирования баллов за все конкурсы.
После оглашения правил игры и формирования команд проходит представление команд (визитная карточка)
III. Проведение урока – викторины
Конкурс «Кто начинает?»
Назовите греческие слова, которые вошли в современный язык (варианты ответов: «школа», «арифметика», «театр», «Государство», «Трагедия», «комедия», «хор», «история» и т.д.). Команда давшая наибольшее число правильных ответов получает праов первого хода в следующем конкурсе.
Конкурс «Слово»
При помощи мультимедийной презентации командам задаются вопросы, на которые необходимо дать ответ быстро и правильно
Место конных состязаний | ||
(ипподром) | ||
Металлическая палочка с острым концом, для выцарапывания букв на воске | ||
(стиль) | ||
Строение, имевшее крышу которая поддерживалась по бокам колоннами | (портик) | |
Деятельность человека, представляющая собой отражение действительности в художественных образах | ||
(искусство) | ||
Двускатная крыша с карнизом, образующая треугольник | (Фронтон) | |
Площадка для состязаний | ||
(арена) | ||
Основной род зрелищного искусства | ||
(Театр) | ||
Хвалебные песни | ||
(дифирамбы) | ||
Место действия хора и актеров | ||
(орхестра) | ||
Зрительные места в Древнегреческом театре | ||
(театрон) | ||
Место для реквизита и переодевания актеров | ||
(скене) | ||
Грустное повествование | ||
(трагедия) | ||
Веселое представление | ||
(комедия) | ||
Входные билеты в театр в виде медных кружочков | ||
(символы) | ||
Башмаки на высоких каблуках с голенищами | ||
(котурны) |
По окончании каждого конкурса судьи оглашают баллы
Конкурс «Что изображено?»
При помощи мультимедийной презентации учащимся предлагается назвать памятки древнегреческой культуры:
Слайд №1 | Краснофигурная ваза | |
Слайд №2 | «Афина и Марсий» | |
Слайд №3 | Дорические колонны | |
Слайд №4 | «Дискобол» | |
Слайд №5 | Чернофигурная ваза | |
Слайд №6 | Ионические колонны | |
Слайд №7 | Зевс Олимпийский | |
Слайд №8 | Афина Парфенос |
Конкурс «Имя в истории»
Судьи конкурса поочередно озвучивают командам задания: биографические характеристики известного представителя Древней Греции, а команды должны определить о ком идет речь
Команда №1
Древнегреческий мыслитель. жил в Афинах, изучал природу, был знаком с научными знаниями многих народов. Считал, что мир состоит из мельчайших частиц – атомов,. Отрицал существование у людей бессмертной души, а возникновение религии объяснял страхом древних людей перед грозными явлениями природы.
(Демокрит)
Команда №2
Древнегреческий ученый, жил в 4 веке до. Н. э. Все накопленные научные знания разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки: ботанику, политику. Считал, что Земля- это шар, который находится в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг него.
(Аристотель)
Команда №3
Описал историю греко – персидских войн. Начал свою книгу со слов: «…записал эти сведения, чтобы великие достойные дела эллинов и других народов не остались безызвестности». Его называли «отцом истории».
(Геродот)
Команда №4
Автор трагедии «Прометей Прикованный». В трагедии по приказанию Зевса Гефест приковал к сколе Прометея, за то что он принес людям огонь, научил строить дома, приручать животных.
(Эсхил)
Конкурс капитанов
Даются на карточках названия произведений в области литературы, архитектуры, скульптуры и имена авторов, которые надо систематизировать.
Карточка
Софокл, Аристофан, «Копьеносец», Мирон, Фидий, Полеклет, «Дискобол», «Антигона», «Птицы», «Зевс Олимпийский», «Афина и Марсий» |
Правильный ответ:
Софокл | «Антигона» |
Аристофан | «Птицы» |
Мирон | «Дискобол» |
Полеклет | «Копьеносец» |
Фидий | «Зевс Олимпийский», «Афина и Марсий» |
Конкурс «Сегодня и вчера»
Задания аналогичные конкурсу капитанов, но конкурс командный. Каждая команда получает одинаковые карточки. В общем перечне перечислены характеристики Олимпийских игр, которые были в Древней Греции и которые существуют сейчас. Необходимо характеристики разделить на две группы: 1 группа – Олимпийские игры существовавшие в Древней Греции, 2 группа – современные олимпийские игры.
Проходили раз 4 года, продолжаются 3 -4 недели, на время проведения прекращаются войны, принимают участие и мужчины и женщины, победителя награждают оливковым венком, бокс, зимние и летние олимпийские игры, продолжительность игр 5 дней, участвуют только мужчины, кулачный бой, метание копья, гонки колесниц, легкая атлетика, победители награждаются медалями. |
Правильный ответ:
В древности | Сегодня |
Проходят раз 4 года, | Проходят раз 4 года |
гонки колесниц | продолжаются 3 -4 недели, на время проведения |
победителя награждают оливковым венком | принимают участие и мужчины и женщины |
продолжительность игр 5 дней | бокс |
на время проведения прекращаются войны | зимние и летние олимпийские игры |
участвуют только мужчины | метание копья |
кулачный бой | легкая атлетика |
метание копья | победители награждаются медалями |
В конце викторины судьи оглашают результаты, команда набравшая максимальное количество баллов объявляется победительницей. Урок заканчивается небольшой театральной постановкой, которую учащиеся подготовили заранее, чтобы показать сюжет из древнегреческой комедии (отрывок из Аристофана).
IV. Театрализованное представление обучающихся
V. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"
Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...
Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.
Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"
Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...