Тема: «Художественная культура России во второй половине XIX века» 8 класс.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Художественная культура России во второй половине XIX века» 8 класс.
Урок - заочная экскурсия
Цели урока:
- создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством художников, архитекторов и скульпторов;
- развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы;
- пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
План урока:
- Экскурсионные остановки (представление подготовленных экскурсий по группам)
- Подведение итогов
Оборудование: презентации учащихся
Опережающее задание.
Групповая подготовка экскурсий («музей живописи», «монументальная пропаганда», «архитектура- как зеркало эпохи»)
Литература для учащихся:
История России в лицах. Y-XX вв.: биографический словарь.- М., 2005
История Отечества: Справочник школьника -М., 2002
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XYII-XX вв.- М., 1999
Большая детская энциклопедия. (любое издание)
Ход урока:
Экскурсионные остановки:
- «Музей живописи»
Перед классом выходит экскурсовод (ведущий группы), готовившей материал по изобразительному искусству. Экскурсовод: «Уважаемые господа! Мы приглашаем вас на экскурсию по картинной галере. Здесь вы ознакомитесь с лучшими образцами изобразительного искусства второй половины XIX века, которая стала временем расцвета для живописи. Главным событием в истории живописи явилась организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок».
Ученики рассказывают о художниках-передвижниках: И.Е.Репине, В.И.Сурикове, И.И.Шишкине, А.К. Саврасове, Н.А.Ярошенко и др., а также о художниках-пейзажистах: И.И.Левитане, И.К. Айвазовском и В.В.Верещагине.
- «Монументальная пропаганда»
Ученики представляют произведения скульпторов второй половины 19 века. Особое внимание уделяется созданию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в ознаменование 1000-летия со времени призвания Рюрика новгородцами, в рамках конкурса конца 50-хгг 19 века. Победитель конкурса 25-летний выпускник Академии художеств М.О.Микешин, автор таких работ, как памятник Екатерине II в Петербурге, Минину в Нижнем Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве. В работе над памятником также принимал участие А.М.Опекушин, выходец из крепостных крестьян, самое значительное его произведение один из лучших памятников в Москве - памятник А.С.Пушкину, открытый в 1880 г. М.М.Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра, Ивана Грозного.
- «Архитектура – как зеркало эпохи»
Для архитектуры период второй половины 19 века оказался наименее плодотворным. Подавляющее большинство зданий того времени – фабрики, заводы, вокзалы, «доходные дома» создавались чисто из практических соображений, без особого архитектурного изыска. Проблема создания нового стиля так и не была решена в течение всего затянувшегося периода эклектизма («русский стиль», «неоготика», «неоренессанс»).
Учащиеся подготовили презентации о ярких представителях этих направлений:
«Русский стиль» -самое яркое явление в архитектуре 1860-1870гг.
Основателем стиля можно считать К.А.Тона(Храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец).
«Неоготика». Впервые этот стиль появляется во 2-ой половине XVIIIвека(Фельтен. Чесменская церковь.1777г.)Затем был «Коттедж» в Петергофе. А 2-ой половине XIXвека-Лютеранская кирха св.Михаила.
«Неоренессанс»
Особая страница в архитектуре данного периода- доходные дома. В отделке этих домов эклетизм стал массовым явлением. Одним составляющих эклектики стал «неоренессанс». М.Месмехер-здание Архива Государственного Совета. А.Крахау- Балтийский вокзал.
Подведение итогов:
В конце урока учитель оценивает работу каждой группы и отдельных учеников. Всем выступавшим целесообразно поставить положительные оценки(«хорошо» и «отлично»).
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: « Мое любимое произведение русской культуры 2-ой половины XIX века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-274936-1383314914.jpg)
ТЕСТ по теме: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ во второй половине XIX века»
Тест предлагает учащимся 8 класса проверить свои знания по заявленной теме, В данной работе представлены вопросы с иллюстративным рядом....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1095895-1556109702.jpg)
Культура России во второй половине XIX века
Работа, посвящённая русской культуре второй половины 19 века, включает материал по искусству, науке и образованию. Учитывая наличие большого объёма информации и, что урок предполагае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1190875-1574275075.jpg)
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204378-1578517647.jpg)
Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"
Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....
Технологическая карта урока по теме "Культура России во второй половине ХIХ века"
Урок изучения нового материалаплан урока:Особенности культурного развития России во второй половине XIX векаОбразование и наукаЛитература Изобразительное искусствоАрхитектура и скульптура ...