Подготовка заданий С6 по истории
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Дьячкова Елена Николаевна

Данный материал позволит подготовиться старшеклассникам к написанию исторического портрета, т.е. выполнить успешно задания С6 по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки учащихся к выполнению задания С6 ЕГЭ по истории (исторический портрет)

1) Пример задания

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГОи выполните задания:

  1) Дмитрий Донской;      2) М.М. Сперанский;     3) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).

2) Особенности задания:

1.Задание является альтернативным, т.е. на выбор предлагается три исторических деятеля, давать характеристику необходимо только одному из них на выбор ученика.

 2.Задание состоит из двух частей:

1) Указание времени жизни (дат правления) = 1 балл. (К1)

2) Характеристика основных направлений деятельности и ее результатов(событий, достижений и т.п.) = 4 балла. (К2)

если время жизни указано верно, но при характеристике деятельности допущены существенные ошибки, ответ  оценивается 0 баллов.

 3. В К2 (характеристика направлений и результатов деятельности) отсутствует указание на необходимый минимум направлений деятельности для получения высшего балла. В критерии указано:

 А) охарактеризованы основные направления и результаты = 4 балла.

 Б) Правильно указаны основные направления и результаты деятельности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

 ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика  только одного из них и результатов деятельности = 3 балла.

  В) Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

 ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

  ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности = 2 балла.

 Г) Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

 ИЛИ Правильно указано без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

 ИЛИ Правильно указано одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без   фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельность. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

 ИЛИ  Правильно дана только характеристика результатов деятельности = 1 балл.

 Д) Правильно указаны (-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.

 ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

 ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа = 0 баллов.

3) Примерный вариант ответа на С6:

С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберете из них одного  и выполните задания.

 Иван Грозный          2) П.А. Столыпин                3)Н.С. Хрущев

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)

 Ответ:

 Иван Грозный. Время жизни – XVI век (даты правления 1533-1584 гг.)

 Основные направления и результаты деятельности:

Внутренняя политика:

 Направление: кодификация права. Результат: 1550г. принят новый Судебник – общегосударственный свод законов.

 Направление: кодификация церковных правил. Результат: 1551г. – принят Стоглав – общегосударственный свод церковных правил.

 Направление: укрепление системы центрального управления. Результат: окончательное оформление приказной системы управления государством.

 Направление: реформирование системы местного управления. Результат: 1556г. – отмена кормлений, власть передавалась выборным лицам на местах, чья должность не оплачивалась.

 Направление: реформирование армии. Результат: создание стрелецкого войска, состоящего из служилых людей, получающих жалование от государя; ограничено местничество на время походов; принято Уложение по службе, упорядочивающее порядок ее несения; изменен порядок комплектования дворянского ополчения.

 Направление: изменение порядка замещения должностей. Результат: частичное ограничение местничества – молодые люди должны были сначала набираться опыта на низких должностях и только после этого получать положенное место в соответствие со своим происхождением.

 Направление: стремление к абсолютизации власти. Результат: политика опричнины – выделение части государства в личный удел царя (опричнина, остальная часть земщина), формирование опричного войска, лично подчиненного царю, проведение политики террора, в ходе которой была подавлена  вся оппозиция (казнены представители многих древних боярских родов, разгромлен Новгород и т.д.). Данная политика привела к разорению страны, росту социального напряжения и царь был вынужден от нее отказаться, однако своей главной цели она достигла – была укреплена абсолютная власть монарха.

Внешняя политика:

 Направление: западное (Ливонская война 1558-1584), основная цель – получение выхода к Балтийскому морю. Результат: разгром Ливонского ордена, но из-за вмешательства в войну Швеции и Польши были утеряны все завоевания в Прибалтике, выход к Балтийскому морю так и не получен.

 Направление: восточное, цель - расширение государства на восток. Результат: Были завоеваны и включены в состав России  Казанское ханство (1552г.), Астраханское ханство (1556г.), Сибирское ханство (1581-1585). В результате чего, Московское государство окончательно овладело волжским торговым путем, вышло к берегам Каспийского моря, получило возможность торговать с Индией, Китаем, Ираном (Персией), начало освоение Южного Урала и Западной Сибири.

 Направление: южное, цель - обеспечение безопасности на границах с Крымским ханством. Результат: Строительство Засечной черты – линии оборонительных сооружений недалеко от Тулы и Рязани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век

Работа содержит задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век части В и ответы к ним...

Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания типа С6.

В данном документе представлен теоретический материал с разбором критериев в заданиях С6 в ЕГЭ по истории. Также имеется пример исторического сочинения, памятка выпускнику при подготовке С6....

Мастер класс "Подготовка к ГИА по истории. Работа с заданием С 5"

В работе Мастер класс "Подготовка к ГИА по истории. Работа с заданием С 5" есть интересное поэтическое произведение иронического типа. "Эксурс в историю" можно использовать  не только приизучении...

Задания по хронологии для подготовки учащихся к ОГЭ. История России 9-17 вв.

Данные задания помогут учащимся при подготовке к ОГЭ. Можно использовать из и на уроках....

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по истории

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по истории Задания №1...

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по истории

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по истории Задания №2...