Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания типа С6.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Ризванова Татьяна Рафисовна

В данном документе представлен теоретический материал с разбором критериев в заданиях С6 в ЕГЭ по истории. Также имеется пример исторического сочинения, памятка выпускнику при подготовке С6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s6.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перечень исторических деятелей

I. Русь в IX – начале XII в.
1. Рюрик (862-879 гг.)
2. Олег (879-912 гг.)
3. Игорь (912-945 гг.)
4. княгиня Ольга (945-969 гг.)
5. Святослав Игоревич (964-972 гг.)
6. Владимир Святославович (980-1015 гг.)
7. Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)
8. Владимир Мономах (1113-1125 гг.)
9. Мстислав Великий (1125-1132 гг.)

II. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1. Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.)
2. Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)
3. Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212 гг.)
4. хан Батый (монгольский полководец и государственный деятель, военный руководитель похода на Запад в 1236-1242 гг., правитель Золотой Орды)
5. Александр Невский (1252-1263 гг.)
6. Даниил Александрович(1276-1303 гг.)
7. Юрий Данилович (1303-1325 гг.)
8. Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.)
9. Семен Гордый (1340-1353 гг.)
10. Иван II Красный (1353-1359 гг.)
11. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.)
12. Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.)
13. Василий II Темный (1425-1462 гг.)
14. Феофан Грек (иконописец, вторая половина XIV – начало XV вв.)
15. Андрей Рублев (иконописец, деятельность в первой четверти XV в.)
16. Сергий Радонежский (монах, представитель Русской православной церкви XIV в.)


Ольга (945-969 гг.) - княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года.
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых
более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы».
Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.
Установление порядка сбора дани и первое появление христианства на Руси произошло благодаря княгине Ольге и положительно сказалось на развитии государства. В целом, ее можно охарактеризовать как мудрую правительницу, действовавшую в интересах Русского государства.

Доклад учителя истории и обществознания на РГМО

МАОУ СОШ№5 р.п. Приютово Ризвановой Т.Р.

«Историческое сочинение в ЕГЭ по истории»

За последние два года в структуре и содержании экзаменационной работы по истории произошел ряд изменений. Они коснулись всех частей работы, в том числе часть С уменьшена с 7 заданий до 6, и включено новое задание С6 обозначенное как «историческое сочинение». Его появление в экзаменационной работе разработчики КИМ ЕГЭ по истории объясняют стремлением предложить задание творческой направленности, в рамках которого обучающиеся смогут продемонстрировать не только знание исторических фактов, но и умение их анализировать, обобщать, делать выводы. Особенностью этого задания является возможность выбора персоналий, предлагаемых для написания исторического сочинения (портрета).

Понятие «исторический портрет» второй год встречается в экзамене, поэтому важно понять, чем отличается это задание от требования простого перечисления фактов из биографии исторического деятеля. Своеобразный план ответа заложен в формулировке самого задания С6. В 2014 г. это задание будет оцениваться от 0 до 6 баллов по критериям:

К1. Время жизни исторического деятеля. Максимум в 1 балл можно получить в случае, если правильно указано время жизни (век, часть или десятилетия века, точное указание лет жизни не требуется); верное указание лет (периода) правления, активной деятельности. В 0 баллов, если: указан только век, допущены неточности при указании хронологических рамок, время жизни указано неправильно или не указано совсем.

К2. Характеристика деятельности, максимум 3 балла. 3 балла: правильно указаны не менее двух направлений деятельности, и характеристика каждого из них с результатами. 2 балла: правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не искажающие смысл. ИЛИ указаны одно-два направления деятельности и без фактических ошибок дана характеристика одного из них. 1 балл: указаны 1-2 направления с характеристикой одного и фактическими ошибками без искажения смысла

Опыт ЕГЭ-2013 по истории показал, что одной из проблем учащихся является наличие большого количества информации, которое представляет соблазн просто переписать его без анализа в расчёте на то, что при оценивании большого фактического материала можно получить максимальное количество баллов. Поэтому работы заполнялись второстепенными фактами без группировки по направлениям, что не соответствует требованиям.

Теперь пройдемся по каждому критерию.

К 1. Время жизни исторического деятеля. 1 балл.

Возможны несколько вариантов ответа:

А) указание точных дат (хотя это не требуется)

Б) указаны половина или часть века (А.Адашев жил в п.п. – середине XVI в.)

В) указана только одна дата (рождения, смерти, начало правления. Адашев – дата рождения неизвестна, умер в 1560 г.)

Г) в тексте указаны даты, связанные с жизнью или деятельностью личности (Адашев входил в круг лиц, которые составляли неофициальное правительство – Избранную Раду в 1540 – 1550-х гг. во время правления Ивана Грозного)

Ответ будет оцениваться в 0 баллов если:

А) указан только век (Адашев жил в XVI в.)

Б) допущены неточности при указании хронологических рамок жизни и деятельности (Годы жизни Адашева – сер. 15 в. – 40 гг. 16 в.)

В) время жизни указано неправильно (Адашев жил в н. 17 в.)

Г) время жизни не указано

К 2. Характеристика основных направлений деятельности. Сложность в том, что разработчики не указали, что понимают под направлениями и сколько их может быть (не менее 2). Советы:

  1. Определить направления д/ти можно исходя из

А) основных сфер активности (внутренняя – внешняя, эконом., соц. Реформы, культурная политика)

Б) целей деятельности (борьба с революцией, развитие армии, укрепление гос.аппарата, борьба за независимость)

2) Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать (т.е. перечислить факты, события, действия).

3) проблемный вопрос – выбор плана и формы подачи материала. Тут возможен хронологический подход (удобен для личности в одной сфере, полководца, художника) и тематический (правитель). Разработчики не предъявляют строгих требований к форме ответа, это м.б. текст по типу сочинения, структурный план. В последнем следует помнить, что он позволяет четко раскрыть направления деятельности, но не следует забывать об указании причинно-следственных связей, общей характеристики эпохи. Для сочинения существует опасность подменить характеристику деятельности описанием биографии, поэтому следует текст делить на абзацы.

К 3. Указание результатов деятельности.

Результаты д.б. представлены в соответствии с теми направлениями, которые были охарактеризованы, как один из вариантов допускается предоставление результатов не отдельным блоком, а сразу с характеристикой направлений. Оценивается в 2 балла (без факт.ошибок указаны результаты по двум направлениям). 1 балл если результаты 1 направления или по двум, но с фактическими ошибками не искажающими смысл.

Пример ответа.

Время жизни исторического деятеля. Дмитрий I Иванович (12 октября 1350, Москва – 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве – князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363).

Характеристика деятельности. Основными направлениями деятельности Д. Донского были укрепление и расширение Московского княжества, отражение экспансии Великого княжества Литовского, сопротивление Золотой Орде. Ему удалось расширить территорию Московского княжества. При нем к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367 г.) – единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда. Дело в том, что тверское княжество, оправившиеся после разгрома, учиненного Иваном Калитой, в конце 60-х гг., начав вновь борьбу с Москвой, вступило в союз с литовским князем Ольгердом. Последний хотел подчинить себе северо-восточные русские земли, но понимал, что, не покорив Москвы, сделать этого не сможет. Он совершил в 1368 и 1370 гг. два похода на Москву, но оба раза был вынужден уходить от Кремля, будучи не в силах его взять. В 1372 г. он заключил мир с Дмитрием Ивановичем. Лишившись союзника, тверской князь Михаил Александрович, пошел на союз с Ордой. В 1375 г. он получил ярлык на великое княжение. В ответ Дмитрий Иванович собрал большое войско, в котором участвовало 17 русских князей, признавших старшинство московского великого князя, и двинул его на Тверь. Тверской князь отказался от ярлыка на великое княжение и, заключив с Москвой мир, признал старшинство московского князя. Еще раньше это сделал рязанский князь, потерпев поражение от князя московского. Победа Московского княжества над своими соперниками позволила консолидировать силы русских земель для борьбы с ордынским игом.

В 70-х гг. 14 в. он усилил сопротивление Орде, стал готовиться к битве. Помощь и содействие своей политики он получил от Сергия Радонежского. «Прелюдией» Куликовской битвы можно считать проигранную русской дружиной битву с татарами на р. Пьяне (1377 г.) и выигранное сражение с ордынцами на р. Воже (1378 г.).

В Куликовской битве (1380 г.) Дмитрий проявил полководческий талант, за что стал именоваться «Донской». Однако в 1382 г. его постигла серьезная неудача – захват и сожжение Москвы ханом Тохтамышем. В 1389 г. он завещал территорию Владимирского великого княжества своему сыну Василию как свою «вотчину» - впервые без санкции Золотой Орды. В борьбе за ярлык на великое княжение вступил в борьбу с Тверью. Одержал в 1371 г. победу с Рязанью по поводу спорных территорий.

Результаты деятельности. За первые 16 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани, так и войнами с Великим княжеством Литовским и другими княжествами.

Памятка для учащихся при написании исторического сочинения

(С 6 в ЕГЭ по истории)

  1. Историческое сочинение предполагает творческий подход, свободную композицию, проверяет целый комплекс умений  и навыков.
  2. Оценивается не мнение, а доказательность, поэтому выбирайте такую личность, при характеристике которой вы можете показать знания, эрудицию, творческие способности, сможете доказать аргументами и фактами свои тезисы.
  3. Объём и структура сочинения зависит от особенностей личности. Текст можно написать как сочинение или структурный план.
  4. Универсальный алгоритм написания С6:

1. Годы жизни/правления исторической личности.

2. Исторические условия (эпоха), в которую жил исторический деятель.

3. Задачи, проблемы, которые надо было решить.

4. Основные направления деятельности. Цели. Результаты.

5. Роль (значение) исторической личности в истории.

  1. Необходимо обратить внимание на структурирование текста, его целостность, логику изложения исторического материала. Принципиально использование красной строки, деление текста на абзацы, соблюдение норм русского литературного языка.

Памятка для учащихся при написании исторического сочинения

(С6 в ЕГЭ по истории)

  1. Историческое сочинение предполагает творческий подход, свободную композицию, проверяет целый комплекс умений  и навыков.
  2. Оценивается не мнение, а доказательность, поэтому выбирайте такую личность, при характеристике которой вы можете показать знания, эрудицию, творческие способности, сможете доказать аргументами и фактами свои тезисы.
  3. Объём и структура сочинения зависит от особенностей личности. Текст можно написать как сочинение или структурный план.
  4. Универсальный алгоритм написания С6:

1. Годы жизни/правления исторической личности.

2. Исторические условия (эпоха), в которую жил исторический деятель.

3. Задачи, проблемы, которые надо было решить.

4. Основные направления деятельности. Цели. Результаты.

5. Роль (значение) исторической личности в истории.

  1. Необходимо обратить внимание на структурирование текста, его целостность, логику изложения исторического материала. Принципиально использование красной строки, деление текста на абзацы, соблюдение норм русского литературного языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1

Работа ставит своей целью повторить материал по теме и рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования....

Материалы для подготовки к ЕГЭ, задания типа В8

Данная презентация предназначена для устной работы по теме "Применение производной к исследованию функций" и составлена по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике....

Материалы по подготовке к ЕГЭ, задания типа В8

Данная презентация предназначена для устной работы по теме "Применение производной к исследованию функций" и составлена по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике....

Задания типа В5 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Подборка заданий типа В5 с учётом изменений, внесённых в 2013году....

Задания типа В1-В6 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Материал содержит подборку заданий типа В1-В6 по обществознанию для подготовки к ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ - геометрия, задание типа В11

В данной папке собраны задания прототипа в11, по темам: Пирамида, цилиндр, конус, сфера и шар, параллелепипед, призма....

Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания повышенной сложности

Материал посвящен анализу заданий по новой структуре ЕГЭ 2022. Проведен обзор второй части , где представлены задания повышенной сложности, краткий разбор каждого из низ, алгоритмы их выполнения...