рабочие программы с пояснительными записками
календарно-тематическое планирование (история) по теме
рабочие программы по истории., обществознанию и МХк 5,7,8,10,11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozyanaya_rabochie_programmy.rar | 552.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы:
____________/М.Н.Макарова/ _______________/Н.М.Кобякина/
« » ____________2012 г « »_____________2012 г
Рабочая программа учебного курса
по истории для 10 класса
на 2012-2013 учебный год
Составила:
Учитель истории
и обществознания
1 квалификационной категории
Лозяная Людмила Владимировна
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла:
Протокол № ________
от «____»___________________2012 г.
Руководитель МО _________________/Пучкова О.А./
Муром 2012 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История»,
- Обязательного минимума содержания образования;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
- Авторской программы Н.В. Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история» издательство «Русское слово»; 2004 г.
- Авторской программы: Сахаров А.Н.,. Боханов А.Н., Козленко С.И Программа «История России с древнейших времен до конца Х1Х века». 10 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2005.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 44 часа – история России, 24 часа – Всемирная история.
Курс «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века» предназначен для школьников второго концентра обучения. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории Отечества. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Проблемный подход к изучению курса «История России и мира» позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать ее вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем.
В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику, особенности мировосприятия ее проблем современниками.
Включение отечественной истории в контекст истории Всеобщей дает возможность выявить роль России как активного фактора или творца всемирной истории, сформировать новый, отвечающий реальностям современного мира тип исторического сознания. Он включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании того вклада, который внесла Россия в общемировое развитие, в решение стоящих перед человечеством проблем, в реалистическое осмысление героических и трагических страниц ее истории. С другой стороны - гуманизм и общечеловеческое начало, основанные на понимании того, что проблемы России и ее развития, как прошлого, так и настоящего, - это органическая и неотъемлемая часть всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. В то же время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей ее развития; уважению к историческому пути других народов. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира.
Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов (в учебниках они выделены петитом), которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодах всемирной истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого.
Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний.
Используемая в преподавании курса авторская программа содержит пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения. В программе по каждой теме приведен список рекомендуемой дополнительной литературы, перечень понятий и терминов, персоналий. В используемом тематическом планировании курса отдельная графа содержит рекомендации по планированию уроков.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетенциями.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (собеседование, работа с картой).
Цели курса
- Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом.
- Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности.
- Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
- Формирование целостных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранить и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Задачи:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления.
История России показана как история жизни поколений людей во всем многообразии ее проявлений. При этом вычленяются ключевые проблемы:
- становление и развитие государственности, социально-экономическая, общественно-политическая, духовная и культурная жизнь;
- этно-национальные процессы;
- внешнеполитическая деятельность страны.
Всемирная история в данном курсе представлена специальными темами, посвященными обобщению и углублению знаний учащихся в зарубежной истории. Вопросы истории стран мира включены в соответствующие темы по истории России; внешняя политика рассматривается в системе международных отношений; предполагаются обзорные панорамные характеристики наиболее значительных событий и процессов мирового масштаба.
Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний приобретенных по другим школьным предметам, в том числе, изучаемым на профильном уровне, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Преобладающие виды работы:
- закрепление умения работать с обучающими текстами;
- развивать умение давать оценку событиям, фактам и т.д.;
- заниматься учебно – исследовательской деятельность;
- развивать умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать информацию из различных источников;
- оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа, развивая коммуникативную компетенцию.
- формирование технических навыков выполнения заданий ЕГЭ.
- формирование умения и навыков аналитической деятельности.
Приемы, методы и формы работы:
Разнообразные виды самостоятельной работы (составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, рецензий, самостоятельный анализ текста)
Творческие работе в жанре эссе, очерка, рассказа.
Наблюдение за поведением окружающих, сбор соответствующего обществоведческого материала с последующим использованием по заданию учителя.
Формы контроля:
устные сообщения, эссе,
зачеты, письменные работы,
тестирование,
исследовательская деятельность
УМК
- Загладин Н.В. и др., Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX . М.: Русское слово, 2007г.
- Журавлёва О.Н. История России 10 класс. М.: Вентана – Граф, 2009.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX .М.: Вако, 2003
- Россия и мир. 10 класс. Методические рекомендации. М.-Просвещение, 2006.
- Россия и мир. 10 класс. Методические рекомендации. М.-Просвещение, 2006.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2009
- Учебно-методических пособий
- С.И. Козленко. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2008
Цифровые образовательные ресурсы
1. Электронные учебники: 1С: Школа. История России. Часть 1-3. История России с древности до конца 19 века. 1С: Образовательная коллекция. Всеобщая история
2. Презентации по курсу истории России с древности до конца 19 века. Презентации по курсу истории Новейшего времени.
3. Видео фильмы: История государства российского (500 серий); История России в лицах (30 серий)
4. Интернет ресурсы. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
I. Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
· осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
· соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
· анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
· давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
· сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
· применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
· толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
· демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
· составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
· оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
· читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
· преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
· демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
· дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
· не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
· показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
· отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
· не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
· не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
II. Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
· дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
· аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· определил тип источника и историческую эпоху его появления;
· извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
· прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
· на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
· попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
· не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
· не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
· пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
III. Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
· раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
· правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
· не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
· не соотносит историческую информацию с картой;
· не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не умеет читать легенду карты;
· не распознает историческую информацию, представленную на карте;
· отказался работать с контурной картой.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Неолитическая революция. Скотоводы и земледельцы. Великое переселение народов. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Начало династии Рюриковичей. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры до монгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Начало возрождения Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – первой половине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч.)
История как наука
Древнейшая история человечества
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа с пояснительной запиской по физической культуре для 1 класса
Пояснительная записка и рабочая программа по физической культуре для 1 класса...
Рабочая программа и пояснительная записка по курсу "История" в 6 классе
В пояснительной записке представлены задачи и цели курса "История" в 6 классе...
Рабочая программа и пояснительная записка индивидуальных занятий по химии 8 класс
Рабочая программа и пояснительная записка индивидуального обучения , составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса хи...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий...