рабочие программы с пояснительными записками
календарно-тематическое планирование (история) по теме

Лозяная Людмила Владимировна

рабочие программы по истории., обществознанию и МХк 5,7,8,10,11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozyanaya_rabochie_programmy.rar552.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

 

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                  Директор школы:

____________/М.Н.Макарова/                         _______________/Н.М.Кобякина/

«      » ____________2012 г                                   «      »_____________2012 г

Рабочая  программа  учебного курса

по истории для 10   класса

на 2012-2013 учебный год

Составила:

Учитель истории

и обществознания

1 квалификационной категории

 Лозяная Людмила Владимировна  

Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла:

Протокол № ________

от «____»___________________2012 г.

Руководитель МО _________________/Пучкова О.А./

Муром 2012 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа написана на основе:

  1. Федерального  компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История»,
  2. Обязательного минимума содержания образования;
  3. Примерной  программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
  4. Авторской  программы Н.В. Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история» издательство «Русское слово»; 2004 г.
  5. Авторской         программы: Сахаров А.Н.,. Боханов А.Н., Козленко С.И Программа «История России с древнейших времен до конца Х1Х века». 10 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2005.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 44 часа – история России, 24 часа – Всемирная история.

Курс «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века» предназначен для школьников второго концентра обучения. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории Отечества. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить  изученный материал, а  с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Проблемный подход к изучению курса «История России и мира» позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать ее вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем.

В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику, особенности мировосприятия ее проблем современниками.

Включение отечественной истории в контекст истории Всеобщей дает возможность выявить роль России как активного фактора или творца всемирной истории, сформировать новый, отвечающий реальностям современного мира тип исторического сознания. Он включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании того вклада, который внесла Россия в общемировое развитие, в решение стоящих перед человечеством проблем, в реалистическое осмысление героических и трагических страниц ее истории. С другой стороны - гуманизм и общечеловеческое начало, основанные на понимании того, что проблемы России и ее развития, как прошлого, так и настоящего, - это органическая и неотъемлемая часть всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. В то же время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей ее развития; уважению к историческому пути других народов. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира.

Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов (в учебниках они выделены петитом), которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодах всемирной истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого.

Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний.

  Используемая в преподавании курса авторская программа содержит пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения. В программе по каждой теме приведен список рекомендуемой дополнительной литературы, перечень понятий и терминов, персоналий. В используемом тематическом планировании курса отдельная графа содержит рекомендации по планированию уроков.

        Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетенциями.

      Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (собеседование, работа с картой).

Цели курса

  1. Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом.
  2. Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности.
  3. Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь  приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
  4. Формирование целостных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
  5. Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранить и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

Задачи:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  3. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  4. формирование исторического мышления.

История России показана как история жизни поколений людей во всем многообразии ее проявлений. При этом вычленяются ключевые проблемы:

  1. становление и развитие государственности, социально-экономическая, общественно-политическая, духовная и культурная жизнь;
  2. этно-национальные процессы;
  3. внешнеполитическая деятельность страны.

Всемирная история в данном курсе представлена специальными темами, посвященными обобщению и углублению знаний учащихся в зарубежной истории. Вопросы истории стран мира включены в соответствующие темы по истории России; внешняя политика рассматривается в системе международных отношений; предполагаются обзорные панорамные характеристики наиболее значительных событий и процессов мирового масштаба.

Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний приобретенных по другим школьным предметам, в том числе, изучаемым на профильном уровне, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

 

Преобладающие виды работы:

  1. закрепление умения работать с обучающими текстами;
  2. развивать умение давать оценку событиям, фактам и т.д.;
  3. заниматься учебно – исследовательской деятельность;
  4. развивать умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать информацию из различных источников;
  5. оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа, развивая коммуникативную компетенцию.
  6. формирование технических навыков выполнения заданий ЕГЭ.
  7. формирование умения и навыков аналитической деятельности.

Приемы, методы и формы работы:

Разнообразные виды самостоятельной работы (составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, рецензий, самостоятельный анализ текста)

Творческие работе в жанре эссе, очерка, рассказа.

Наблюдение за поведением окружающих, сбор соответствующего обществоведческого материала с последующим использованием по заданию учителя.

Формы контроля: 

устные сообщения, эссе,

зачеты, письменные работы,

тестирование,

исследовательская деятельность

УМК

  1. Загладин Н.В. и др., Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX . М.: Русское слово, 2007г.
  2. Журавлёва О.Н. История России 10 класс. М.: Вентана – Граф, 2009.
  3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX .М.: Вако, 2003
  4. Россия и мир. 10 класс. Методические рекомендации. М.-Просвещение, 2006.
  5. Россия и мир. 10 класс. Методические рекомендации. М.-Просвещение, 2006.
  6. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России  с древнейших времен до конца XIX в»  ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2009
  7. Учебно-методических пособий
  8. С.И. Козленко. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России  с древнейших времен до конца XIX в»  ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2008

Цифровые  образовательные ресурсы

1.        Электронные учебники: 1С: Школа.  История России. Часть 1-3. История России  с древности до конца 19  века.  1С: Образовательная коллекция.  Всеобщая история

2. Презентации по курсу истории России с древности до конца 19  века. Презентации по курсу истории Новейшего времени.

3. Видео фильмы: История государства российского (500 серий); История России в лицах (30 серий)

4. Интернет ресурсы. http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/     Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

·       основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;  

·       периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

·       историческую обусловленность современных общественных процессов;

·       особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

уметь:

·       проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

·       критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

·       анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·       различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·       устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

·       участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

·       представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·       определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·       использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·       соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·       осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

  I.  Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

·         осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

·         соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

·          анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

·          давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

·          сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

·          применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

·          толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

·          демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

·          составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

·          оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

·          читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

·          преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

·         демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

·         дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

·         не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

·          показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

·          отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

·          не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

·          не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

    II.   Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся  

·         установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

·          дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

·          аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         определил тип источника и историческую эпоху его появления;

·          извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

·          прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

·          на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  

·         попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

·         не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

·          не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

·         пересказал текст источника без его комментирования,  или дал ответ не в контексте задания.

   III.   Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

·         читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

·          раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

·          правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

·         не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

·         не соотносит историческую информацию с картой;

·          не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не умеет читать легенду карты;

·         не распознает историческую информацию, представленную на карте;

·         отказался работать с контурной картой.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Неолитическая революция. Скотоводы и земледельцы. Великое переселение народов. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – начале XII вв.  

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Начало династии Рюриковичей. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры до монгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Начало возрождения Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.  Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Автокефалия Русской Православной Церкви.  Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».  Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.  Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.  Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – первой половине XIX вв.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Россия во второй половине XIX в.  

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч.)

История как наука

Древнейшая история человечества

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа с пояснительной запиской по физической культуре для 1 класса

Пояснительная записка и рабочая программа по физической культуре для 1 класса...

Рабочая программа и пояснительная записка по курсу "История" в 6 классе

В пояснительной записке представлены задачи и цели курса "История" в 6 классе...

Рабочая программа и пояснительная записка индивидуальных занятий по химии 8 класс

 Рабочая программа  и пояснительная записка индивидуального обучения ,  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса хи...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий...