Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования.
статья по истории (11 класс) по теме

Жолтикова Наталья Владимировна

 

В статье "Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования" представлена акмеологическая технология и приведен пример её применения в курсе истории России 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akmeologicheskie_tehnologii.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Акмеологические технологии и их роль в повышении качества

образования.

Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания

 ГБОУ школа №580 Приморского района

Санкт-Петербург, Россия.

         «Растущий человек – это человек в динамике своего возрастного роста и развития, ребенок, подросток, юноша или девушка, проходящие поэтапный процесс своего взросления» (В.Н. Максимова).

Акмеология - наука о вершинах, о  высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Предметом школьной акмеологии является целостное развитие растущего человека и достижение им вершин на каждой ступени обучения.  Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия. Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. "Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый" (А.А. Деркач). Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.

Цель данного исследования - на конкретном примере ,теме «Россия в конце XIX-начале XX века», показать связь и взаимопроникновение понятий "акмеология" и "качество образования".

Задачи данной работы - обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике преподавания учителя истории  общеобразовательной школы  и определить возможные перспективы совершенствования преподавания предмета истории России.

Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой  и др.  

Практические материалы, апробированны в ГБОУ школе №580 Приморского района Санкт-Петербурга.

                                               Литература:

1.Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006 В.Г.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003

 3. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. №3,6,7,8

Проектирование акмеологических технологий в учебной теме: «Россия в конце XIX-начале XX века»,история России,11 класс.

Кол-во и темы уроков по блокам

Стадии

саморазвития ученика

Задачи

Задачи по уроку с учетом дифференцированного уровня усвоения

Методы и приемы работы

Результат

Развитие творчества

Рефлексия

Сохранение

работоспо-собности

Общение и

сотрудничество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема 1.

Россия в конце XIX-начале XX вв.(13 час)

Урок №1.

Вводное

повторение.

Основные

тенденции

социально-экономического и политического развития России.

I.

Самоактуализация

потребности в достижениях.

1.

Пробудить у уч-ся

интерес к своим предкам, к прошлому своих семейных корней с целью формирования конкретно-исторических представлений.

2.Помочь

уч-ся в

осознании причинно-следственных связей процессов социально-экономического и

политического развития России, воспроизвести идею связи времен. Судьбы России середины XIX века и ее особенности на рубеже веков.

3.

Актуализовать

представления уч-ся об экономической и политической ситуации в мире на рубеже XIX-XX в., проанализировать закономерности и особенности России.

4.

Формировать хронологические и картографические

умения,

самостоятельно

работать с учебником.

5.

Формировать чувство

сопричастности к

собственной истории.

1.

Заполнить анкету с помощью родителей, бабушек и дедушек по

вопросам:

А) Что ты знаешь о своих прабабушках и прадедушках по отцовой и материнской линиям;

Б) Есть ли вещи в вашей семье напоминающие о них? Что вы об этом знаете?

В) Помнят ли в вашей семье о ваших предках?

2.Составь генеалогическую ветвь

вашей

семьи.

Удивление нетрадиционному

заданию.

1.Фронтальная работа с классом с целью восстановить в

памяти уч-ся насыщенного преобразованиями  периода российской истории 60-70х г.XIX в.

2.Составление таблицы по вопросам: 1.Характерные черты и противоречия «революции сверху» второй половины XIX в. в России.

2.Особенности развития промышленности и сельского хозяйства в пореформенный период.

Выставление оценок по заранее договоренным критериям учителя с учениками: «2» и «3» не выставляется; «4»-с согласия ученика.

Урок№2.

Россия и мир на рубеже XIX-XXв. Лабораторное занятие.

I.

Самоактуализация

потребности в

достижениях.

1.

Повышение

интереса к учебному материалу.

2.

Установка на престижность достижения.

3.Формирова-ние устойчивой мотивации успеха.

Работа в группах:

1.Россия как локальная цивилизация;

2.

Особенности геополитического положения в стране;

3.демографический портрет Российской империи;

3.религигиозная ситуация;

4.этническая характеристика.

Смена учебной деятельности

Устные выступления от каждой группы на основе контурной карты, плана вопроса, диаграмм, таблиц, схем.

Работа с понятиями: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация- записи в словаре.

Тест с вариантами ответов: «Эволюция западной цивилизации и место России». Самопроверка результатов.

Урок №3.

Люди и вещи. Картинки быта Петербурга к.XIX-н.XXв. «Откроем бабушкин сундук…».

Урок изучения нового

материала.

Творческая

мастерская.

I.

Самоактуализация потребности в достижениях.

1.

Создать необходимые условия для освещения нравственной проблемы, дать почувствовать времен связующую нить, что бы предметом разговора стала семья, возникли чувства преемственности поколений.

2.

Познако-миться с бытом Петербурга через материальные вещи (фотографии, предметы, одежду), которые сохранили предыдущие поколения.

1.

Подготовка экспозиции «Откроем бабушкин сундук…»

2.

Подготовка социологической группы.

3.

Выставка «Ах, эта изменчивая мода…».

1.

Положен камень в фундамент семейной, а значит и исторической памяти.

2.Работа объединила родителей и учащихся в создании микроистории.

3.

Формиро-

вание

интереса при работе над выставками и экспозициями тех ребят, которые не принимали участие в работе.

4.Большие пробелы в семейной  памяти по объективным и субъективным причинам.  

1.

Работа по творческим группам:

-Город, жилище, интерьер;

-Деньги, рынки, вещи;

- Образование;

- Ах, эта изменчивая мода.

2.Обсуждение по проблемным вопросам, диалог.

3.Социологический анализ.

4.Работа с

понятиям: урбанизация, миграция, быт, поколения, миграция, фамилия.

     

1.

Выставление оценок по результатам работы  в группах, путем оценки  самими уч-ся.

2.Резюме

(ученики отвечают на серию вопросов учителя об этом уроке).

Урок №4.Характерные черты экономического развития страны XIX-н.XXв.

II.Самоанализ своих проблем.

Формирование устойчивой мотивации к достижению

Проанализировать общие черты и выявить особенности российской модернизации.

По ходу изучения материала оформить выводы по теме

«Особенности экономического развития Российской империи начала XX века».

Работа показала ,что не все уч-ся обладают навыками учебного труда по работе с учебником, документом, слабо развиты навыки устной речи, умения систематизировать и обобщать свои знания.

1.

Использование мультимедийной  презентации;

2.Смена деятельности(работа с учебником, документом, эвристическая беседа).

1.

Работа с диаграммой по использованию иностранного капитала в России.

2.Работа с исторической личностью

( индивидуальная подготовка, С.Ю.Витте).

3.Работа с документами.

Резюме уч-ся по вопросам учителя:

А) Как вы оцениваете свою работу на уроке?(по 5-бальной шкале);

Б) Что вам помешало получить более высокую оценку?

Урок№5.

Сословия в России на рубеже веков.

Комбинированный урок.

III.

Самооценка своих

результатов.

1.

Отработ-ка умений самооценки.

1.

Уяснить специфику структуры российского общества в начале XX в.

2.Сформировать представление о социально-экономическом положении социальных слоев населения России.
3.

Формировать понятийные умения.

4.Давать обобщенную характеристику.

5.Делать собственные аргументированные выводы.

1.

Работа над понятиями.

2.Проблемное задание: В чем особенности социальной структуры России по сравнению со странами Запада?

3.Работа уч-ся по опережающим заданиям.

4.заполнение таблицы:

Основные права и обязанности

сословий России начала XX века.

5.Домашнее задание: Отождествить себя с одним из представителей одного из слоев российского общества на рубеже веков.

Персонификация (по выбору).  

 

Работа

показала после

проверки, что не все уч-ся

добросовестно

готовят домашнее задание.

Выставление оценок за индивидуальные задания.

Урок №6.Буржуазия и пролетариат - основные классы российского общества. Трудовой Петербург к.XIX-н.XX в.

Урок изучения нового материала.

IV.Самореализация

Организация творческой

работы, связанной с историческим самосознанием.

1.Создать условия для усвоения уч-ся, что кроме сословного деления в России шел процесс формирования новой общественной структуры, шло формирование новых классов и новых общественных противоречий.
Продолжить формирование оценочных суждений, умения анализировать, работать с понятиями, таблицами, статистическими данными.

Продолжить формирование понятия «Времен связующая нить».

Индивидуальные сообщения.

Групповая работа:

Создание экспозиции «Деловой Петербург», выставки «Откроем бабушкин сундук…».

Составить социальный портрет новых классов России.

Активизировать познавательную деятельность уч-ся в

ходе подготовки к уроку:

Посещение Петропавловской крепости;

Посещение музея политической истории;

Чтение дополнительной литературы;

Создание экспозиции на материалах домашних архивов и предметов материальной культуры.

Смена учебной деятельности.

1.Фронтальная беседа  по

вопросам;

2.Работа  с

таблицей;

3.Определение суточной стоимости потребительской корзины рабочей семьи;

4.Работа с документом «Русские капиталисты Прохоровы»;

5.заключительная беседа;

6.Составление оценочного суждения.

Проанализировать урок  с

помощью составленных учителем вопросов.

Оценка учителем индивидуальной работы ученика.

Оценка уч-ся работы ученика в группе при подготовке к уроку.

Урок №7-8.

Политическое развитие: новые знания и старые надежды.

Урок изучения нового материала с элементами обобщения.

IV.Самореализация

1.

Отработка учебно-познавательных умений уч-ся.

2.Продолжение работы над самооценкой уч-ся результатов.

1.Сформировать представления об основном противоречии российской политической системы- противоречия между формирующимися гражданским обществом и самодержавной властью.

2.Продолжить работу по созданию исторического портрета «Николай II», формированию исторических понятий, схем, проводить поиск  необходимой информации в учебнике, документах, назвать даты важнейших событий, соотносить единичные факты и общие явления.

Обсуждение творческого домашнего задания.

1.Отработано умение давать характеристику историческому деятелю

(по плану).

2.Отработаны умения по составлению словаря.

3.Недостаточно развиты умения устной речи и оценочных суждений.

4.Слабые навыки выполнения творческих заданий.

Отрывки из в/ф о Николае  II(школьная видеотека).

Смена учебной деятельности.

1.Сообщения уч-ся

2.Проблемное задание

3.Анализ документа

4.Схема

5.Итоговая беседа

Тест «да-нет» для закрепления учебного материала.

Оценка результатов инициативной группой по учительскому ключу с последующим объяснением ошибок.

Урок №9-10-11.

Общественно-политическое развитие России в к.XIX-н.XX в.

Революционизация российского общества.

Лабораторная работа.

V.Саморегуляция самостоятельной работы.

1.Сформировать у уч-ся представления о появлении  в России системы политических партий, проанализировать программные и тактические установки социалистических, либеральных и монархических партий, особенности первой российской многопартийности.

2.Сравнивать данные разных источников, высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок, соотносить единичные факты и общие явления, продолжить работу с понятиями: оппозиция, политическая партия, консерваторы, либералы, революционеры.

Составление схемы и сравнительной таблицы: Политические партии России нач.XX в.

Д/з -эссе.

Критерии проверки: обоснование выбранной партии, использование различных источников, выразительность и оригинальность.

Продолжение работы над формированием

основных умений и навыков, способствующих повышению

интереса к предмету, активизация деятельности уч-ся на уроке.

Смена учебной деятельности.

Понятийный диктант      (использование знаний по новой истории)

Диалог

индивидуальные сообщения

биографические справки

составление схемы

составление таблицы

работа  с историческим словарем

сообщения

анализ документов.

Рабочий диктант «да-нет» для закрепления учебного материала.

Оценка результатов инициативной группой по учительскому ключу с последующим объяснением ошибок.

Оценки ученикам учителем.

Урок№12.

Русско-японская война.

Семинарское занятие по типологическому плану.

V.Саморегуляция самостоятельной работы.

Показать уч-ся особенности внешней политики России на Дальнем Востоке, раскрыть ход русско-японской войны, выяснить причины поражения.

Продолжить работу с исторической картой, хронологией.

Отрывок из видеофильма.

Смена учебной деятельности.

Смысловой план войны

Сообщения

Хронологическая таблица

Проблемное задание

Контурная карта

Оценка ученикам учителем.

Урок№13.

Повторительно-обобщающий урок.

Урок-конференция.

VI.Развитие самопознания ученика.

Диагностика достижений

уч-ся, мотивация достижения успеха в освоении темы,

духовно-нравственном становлении, речевом развитии.

Подготовка урока-конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акмеологические технологии обучения. Методическая разработка

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, качества образования-одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образован...

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Нетрадиционные формы проведения уроков и их роль в повышении интереса к предмету

Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. Особенно к таким формам о...

Роль курсов повышения профессиональной квалификации в работе учителя

"Учительское" время и работа, к сожалению, ненормированно. Как часто им злоупотребляют! Какие только курсы не приходится посетить, чтобыполучить "бумажку" к  аттестации!   Жаль потерянных ча...

Развитие критического мышления как особенность акмеологической технологии обучения

В выступлении раскрата связь акмеологии с критическим мышлением...

Методическое пособие для учителей "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «математической грамотности» школьников"

Данное пособие позволяет учителю использовать на различных этапах урока методы и технологии современного подхода к обучению...