Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования.
статья по истории (11 класс) по теме
В статье "Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования" представлена акмеологическая технология и приведен пример её применения в курсе истории России 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akmeologicheskie_tehnologii.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Акмеологические технологии и их роль в повышении качества
образования.
Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания
ГБОУ школа №580 Приморского района
Санкт-Петербург, Россия.
«Растущий человек – это человек в динамике своего возрастного роста и развития, ребенок, подросток, юноша или девушка, проходящие поэтапный процесс своего взросления» (В.Н. Максимова).
Акмеология - наука о вершинах, о высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Предметом школьной акмеологии является целостное развитие растущего человека и достижение им вершин на каждой ступени обучения. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия. Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. "Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый" (А.А. Деркач). Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.
Цель данного исследования - на конкретном примере ,теме «Россия в конце XIX-начале XX века», показать связь и взаимопроникновение понятий "акмеология" и "качество образования".
Задачи данной работы - обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике преподавания учителя истории общеобразовательной школы и определить возможные перспективы совершенствования преподавания предмета истории России.
Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой и др.
Практические материалы, апробированны в ГБОУ школе №580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Литература:
1.Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006 В.Г.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003
3. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. №3,6,7,8
Проектирование акмеологических технологий в учебной теме: «Россия в конце XIX-начале XX века»,история России,11 класс.
Кол-во и темы уроков по блокам | Стадии саморазвития ученика | Задачи | Задачи по уроку с учетом дифференцированного уровня усвоения | Методы и приемы работы | Результат | |||
Развитие творчества | Рефлексия | Сохранение работоспо-собности | Общение и сотрудничество | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Тема 1. Россия в конце XIX-начале XX вв.(13 час) Урок №1. Вводное повторение. Основные тенденции социально-экономического и политического развития России. | I. Самоактуализация потребности в достижениях. | 1. Пробудить у уч-ся интерес к своим предкам, к прошлому своих семейных корней с целью формирования конкретно-исторических представлений. 2.Помочь уч-ся в осознании причинно-следственных связей процессов социально-экономического и политического развития России, воспроизвести идею связи времен. Судьбы России середины XIX века и ее особенности на рубеже веков. 3. Актуализовать представления уч-ся об экономической и политической ситуации в мире на рубеже XIX-XX в., проанализировать закономерности и особенности России. 4. Формировать хронологические и картографические умения, самостоятельно работать с учебником. 5. Формировать чувство сопричастности к собственной истории. | 1. Заполнить анкету с помощью родителей, бабушек и дедушек по вопросам: А) Что ты знаешь о своих прабабушках и прадедушках по отцовой и материнской линиям; Б) Есть ли вещи в вашей семье напоминающие о них? Что вы об этом знаете? В) Помнят ли в вашей семье о ваших предках? 2.Составь генеалогическую ветвь вашей семьи. | Удивление нетрадиционному заданию. | 1.Фронтальная работа с классом с целью восстановить в памяти уч-ся насыщенного преобразованиями периода российской истории 60-70х г.XIX в. 2.Составление таблицы по вопросам: 1.Характерные черты и противоречия «революции сверху» второй половины XIX в. в России. 2.Особенности развития промышленности и сельского хозяйства в пореформенный период. | Выставление оценок по заранее договоренным критериям учителя с учениками: «2» и «3» не выставляется; «4»-с согласия ученика. | ||
Урок№2. Россия и мир на рубеже XIX-XXв. Лабораторное занятие. | I. Самоактуализация потребности в достижениях. | 1. Повышение интереса к учебному материалу. 2. Установка на престижность достижения. 3.Формирова-ние устойчивой мотивации успеха. | Работа в группах: 1.Россия как локальная цивилизация; 2. Особенности геополитического положения в стране; 3.демографический портрет Российской империи; 3.религигиозная ситуация; 4.этническая характеристика. | Смена учебной деятельности | Устные выступления от каждой группы на основе контурной карты, плана вопроса, диаграмм, таблиц, схем. Работа с понятиями: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация- записи в словаре. | Тест с вариантами ответов: «Эволюция западной цивилизации и место России». Самопроверка результатов. | ||
Урок №3. Люди и вещи. Картинки быта Петербурга к.XIX-н.XXв. «Откроем бабушкин сундук…». Урок изучения нового материала. Творческая мастерская. | I. Самоактуализация потребности в достижениях. | 1. Создать необходимые условия для освещения нравственной проблемы, дать почувствовать времен связующую нить, что бы предметом разговора стала семья, возникли чувства преемственности поколений. 2. Познако-миться с бытом Петербурга через материальные вещи (фотографии, предметы, одежду), которые сохранили предыдущие поколения. | 1. Подготовка экспозиции «Откроем бабушкин сундук…» 2. Подготовка социологической группы. 3. Выставка «Ах, эта изменчивая мода…». | 1. Положен камень в фундамент семейной, а значит и исторической памяти. 2.Работа объединила родителей и учащихся в создании микроистории. 3. Формиро- вание интереса при работе над выставками и экспозициями тех ребят, которые не принимали участие в работе. 4.Большие пробелы в семейной памяти по объективным и субъективным причинам. | 1. Работа по творческим группам: -Город, жилище, интерьер; -Деньги, рынки, вещи; - Образование; - Ах, эта изменчивая мода. 2.Обсуждение по проблемным вопросам, диалог. 3.Социологический анализ. 4.Работа с понятиям: урбанизация, миграция, быт, поколения, миграция, фамилия.
| 1. Выставление оценок по результатам работы в группах, путем оценки самими уч-ся. 2.Резюме (ученики отвечают на серию вопросов учителя об этом уроке). | ||
Урок №4.Характерные черты экономического развития страны XIX-н.XXв. | II.Самоанализ своих проблем. | Формирование устойчивой мотивации к достижению | Проанализировать общие черты и выявить особенности российской модернизации. | По ходу изучения материала оформить выводы по теме «Особенности экономического развития Российской империи начала XX века». | Работа показала ,что не все уч-ся обладают навыками учебного труда по работе с учебником, документом, слабо развиты навыки устной речи, умения систематизировать и обобщать свои знания. | 1. Использование мультимедийной презентации; 2.Смена деятельности(работа с учебником, документом, эвристическая беседа). | 1. Работа с диаграммой по использованию иностранного капитала в России. 2.Работа с исторической личностью ( индивидуальная подготовка, С.Ю.Витте). 3.Работа с документами. | Резюме уч-ся по вопросам учителя: А) Как вы оцениваете свою работу на уроке?(по 5-бальной шкале); Б) Что вам помешало получить более высокую оценку? |
Урок№5. Сословия в России на рубеже веков. Комбинированный урок. | III. Самооценка своих результатов. | 1. Отработ-ка умений самооценки. | 1. Уяснить специфику структуры российского общества в начале XX в. 2.Сформировать представление о социально-экономическом положении социальных слоев населения России. Формировать понятийные умения. 4.Давать обобщенную характеристику. 5.Делать собственные аргументированные выводы. | 1. Работа над понятиями. 2.Проблемное задание: В чем особенности социальной структуры России по сравнению со странами Запада? 3.Работа уч-ся по опережающим заданиям. 4.заполнение таблицы: Основные права и обязанности сословий России начала XX века. 5.Домашнее задание: Отождествить себя с одним из представителей одного из слоев российского общества на рубеже веков. Персонификация (по выбору).
| Работа показала после проверки, что не все уч-ся добросовестно готовят домашнее задание. | Выставление оценок за индивидуальные задания. | ||
Урок №6.Буржуазия и пролетариат - основные классы российского общества. Трудовой Петербург к.XIX-н.XX в. Урок изучения нового материала. | IV.Самореализация | Организация творческой работы, связанной с историческим самосознанием. | 1.Создать условия для усвоения уч-ся, что кроме сословного деления в России шел процесс формирования новой общественной структуры, шло формирование новых классов и новых общественных противоречий. Продолжить формирование понятия «Времен связующая нить». | Индивидуальные сообщения. Групповая работа: Создание экспозиции «Деловой Петербург», выставки «Откроем бабушкин сундук…». Составить социальный портрет новых классов России. | Активизировать познавательную деятельность уч-ся в ходе подготовки к уроку: Посещение Петропавловской крепости; Посещение музея политической истории; Чтение дополнительной литературы; Создание экспозиции на материалах домашних архивов и предметов материальной культуры. | Смена учебной деятельности. | 1.Фронтальная беседа по вопросам; 2.Работа с таблицей; 3.Определение суточной стоимости потребительской корзины рабочей семьи; 4.Работа с документом «Русские капиталисты Прохоровы»; 5.заключительная беседа; 6.Составление оценочного суждения. | Проанализировать урок с помощью составленных учителем вопросов. Оценка учителем индивидуальной работы ученика. Оценка уч-ся работы ученика в группе при подготовке к уроку. |
Урок №7-8. Политическое развитие: новые знания и старые надежды. Урок изучения нового материала с элементами обобщения. | IV.Самореализация | 1. Отработка учебно-познавательных умений уч-ся. 2.Продолжение работы над самооценкой уч-ся результатов. | 1.Сформировать представления об основном противоречии российской политической системы- противоречия между формирующимися гражданским обществом и самодержавной властью. 2.Продолжить работу по созданию исторического портрета «Николай II», формированию исторических понятий, схем, проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах, назвать даты важнейших событий, соотносить единичные факты и общие явления. | Обсуждение творческого домашнего задания. | 1.Отработано умение давать характеристику историческому деятелю (по плану). 2.Отработаны умения по составлению словаря. 3.Недостаточно развиты умения устной речи и оценочных суждений. 4.Слабые навыки выполнения творческих заданий. | Отрывки из в/ф о Николае II(школьная видеотека). Смена учебной деятельности. | 1.Сообщения уч-ся 2.Проблемное задание 3.Анализ документа 4.Схема 5.Итоговая беседа | Тест «да-нет» для закрепления учебного материала. Оценка результатов инициативной группой по учительскому ключу с последующим объяснением ошибок. |
Урок №9-10-11. Общественно-политическое развитие России в к.XIX-н.XX в. Революционизация российского общества. Лабораторная работа. | V.Саморегуляция самостоятельной работы. | 1.Сформировать у уч-ся представления о появлении в России системы политических партий, проанализировать программные и тактические установки социалистических, либеральных и монархических партий, особенности первой российской многопартийности. 2.Сравнивать данные разных источников, высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок, соотносить единичные факты и общие явления, продолжить работу с понятиями: оппозиция, политическая партия, консерваторы, либералы, революционеры. | Составление схемы и сравнительной таблицы: Политические партии России нач.XX в. Д/з -эссе. Критерии проверки: обоснование выбранной партии, использование различных источников, выразительность и оригинальность. | Продолжение работы над формированием основных умений и навыков, способствующих повышению интереса к предмету, активизация деятельности уч-ся на уроке. | Смена учебной деятельности. | Понятийный диктант (использование знаний по новой истории) Диалог индивидуальные сообщения биографические справки составление схемы составление таблицы работа с историческим словарем сообщения анализ документов. | Рабочий диктант «да-нет» для закрепления учебного материала. Оценка результатов инициативной группой по учительскому ключу с последующим объяснением ошибок. Оценки ученикам учителем. | |
Урок№12. Русско-японская война. Семинарское занятие по типологическому плану. | V.Саморегуляция самостоятельной работы. | Показать уч-ся особенности внешней политики России на Дальнем Востоке, раскрыть ход русско-японской войны, выяснить причины поражения. Продолжить работу с исторической картой, хронологией. | Отрывок из видеофильма. Смена учебной деятельности. | Смысловой план войны Сообщения Хронологическая таблица Проблемное задание Контурная карта | Оценка ученикам учителем. | |||
Урок№13. Повторительно-обобщающий урок. Урок-конференция. | VI.Развитие самопознания ученика. | Диагностика достижений уч-ся, мотивация достижения успеха в освоении темы, духовно-нравственном становлении, речевом развитии. | Подготовка урока-конференции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акмеологические технологии обучения. Методическая разработка
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, качества образования-одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образован...
Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся
В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
Нетрадиционные формы проведения уроков и их роль в повышении интереса к предмету
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. Особенно к таким формам о...
Роль курсов повышения профессиональной квалификации в работе учителя
"Учительское" время и работа, к сожалению, ненормированно. Как часто им злоупотребляют! Какие только курсы не приходится посетить, чтобыполучить "бумажку" к аттестации! Жаль потерянных ча...
Развитие критического мышления как особенность акмеологической технологии обучения
В выступлении раскрата связь акмеологии с критическим мышлением...
Методическое пособие для учителей "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «математической грамотности» школьников"
Данное пособие позволяет учителю использовать на различных этапах урока методы и технологии современного подхода к обучению...