Урок "Холокост. Катастрофа еврейского народа"
классный час по истории (9 класс) на тему
Ни один российский учебник истории не имеет даже краткого упоминания о понятии "холокост" и лишь поверхностное - о массовом геноциде еврейского народа. В связи с этим изучение второй мировой войны представлено не полностью. Данный урок даёт возможность учителям истории, классным руководителям иметь дополнительный материал правдивого отображения отечественной и мировой истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Холокост. Трагедия еврейского народа" | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – память
« Холокост. Катастрофа еврейского народа»
Автор: Анохина Н. Я.
МБОУ «СОШ № 11»
города Абакана,
республики Хакасия.
Эпиграф: «Мир слишком опасен, чтобы в нём жить, - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает.»
А. Эйнштейн
Цель урока:
- ознакомление учащихся с выпущенной из школьной программы исторического образования темой холокоста в годы Второй мировой войны;
- представление Второй мировой войны не со стороны борьбы за ресурсы и господство, а со стороны войны идеологической, направленной на прекращение биологического существования евреев в Европе;
Оборудование урока:
- карта Европы с 1924 по 1939гг.,
- запись Бухенвальдского набата,
- копии фотографий и документов по данной теме,
- термины на доске,
1. Слово учителя: хронология геноцида в ходе 2 мировой войны.
Геноцид евреев в Европе обычно называют греческим словом «холокост» или «шоа» на иврите.Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы. Преступление, которое необходимо понять и изучить. Мы знаем, что 2 мировая война в Европе фактически складывается из двух войн. С одной стороны, - «обыкновенная» война за ресурсы и господство. В ней погибли десятки миллионов человек. С другой стороны, - беспредельная идеологическая война, направленная в основном на уничтожение, на прекращение биологического существования евреев в Европе.
Давайте обратимся к фактам:
1933г., январь-март | Назначение Гитлера на пост рейхсканцлера. Создание Дахау –первого концлагеря в нацистской Германии. |
1935г., сентябрь | Съезд нацистской партии в Нюренберге принимает антиеврейские расистские законы. |
1937г., июль | Создание концлагеря Бухенвальд, служившего в основном целям принудительного труда. За 8 лет более 56 тыс. узников этого лагеря были убиты или от невыносимых условий существования. |
1938г., июль | Врачи-евреи лишаются лицензий на врачебную практику. Вскоре эта мера распространяется и на юристов |
1938г., ноябрь | Евреи обязаны сдать всё золото и серебро государству. «Хрустальная ночь» - в Германии и Австрии арестовано 30 тыс. евреев, разрушена 191 синагога, разграблено 4500 магазинов. |
1939г. июль | Принятие программы эвтаназии, в соответствии с которой с 1940 по 1941гг. 70 тыс. немцев, евреев, русских, других иностранцев с наследственными, хроническими заболеваниями, детей от смешанных браков отправили в газовые камеры. |
1939г., ноябрь | Введено обязательное ношение нарукавной повязки с жёлтой звездой Давида для всех евреев оккупированных стран. |
1940г., апрель | Гитлер подписывает указ о создании в Польше концлагеря Освенцим |
1941г., июль | Геринг назначает ответственных за осуществление «окончательного решения еврейского вопроса» - поэтапного плана полного уничтожения всех евреев. |
1941г., октябрь | Первые опыты массового уничтожения евреев в газовых камерах Хелмно, Треблинке и мн. других лагерях. |
1942г., февраль | Судно»Струма» с 778 пассажирами на борту потоплено у берегов Турции советской торпедой. Спасся только 1 человек. |
1943г. | Попытки узников концлагерей совершить побеги. Закрыты Треблинка и Собибор. |
1944г. | Советские войска освобождают Майданек, а в Освенциме – Биркенау за день уничтожено до 46 тыс. человек. |
1945г. | Эвакуация немцами Освенцима – Биркенау, живых узников заставили пешком двигаться в Германию и Австрию – во время этого «марша смерти» погибло 80тыс. человек. |
Примечание: данная таблица преподносится учащимся учениками с использованием карточек с датами в сопровождении тихим фоном Бухенвальдского набата.
Слово учителя: Едва ли когда-нибудь удасться установить точное число пострадавших от этой нацистской идеи «расово чистой» великой Германии. Но масштаб преступлений несомненен: Холокост унёс жизни около 6 млн. европейских евреев, из них – 1.5 млн. (90 %) были дети до 15 лет
2. Ролевая игра. Данный вид работы проходит в форме игры – «узники» концлагерей и гетто, «палачи», «свидетели» дают страшные показания - свидетельства той эпохи. Каждый участник игры сопровождает свой рассказ показом фотографий, которые по окончании выступления крепит на доску, где формируется своеобразный фото-стенд.
_____________________________________________________________________________________
Слово учителя. Первые меры, применяемые оккупационными властями, носили явно антисемитскую направленность. Позже для евреев были выделены особые районы – гетто:
Украина – 600 гетто,
Белоруссия – 163…,
Молдавия – 49…,
Смоленская, Брянская, Ростовская области – десятки гетто.
Учитель сопровождает свой рассказ работой с картой, прикрепляя бирки с цифрами 600, 163, 49.
Адина Цвайгер, медсестра в гетто (1 ученица). «Через 2 недели я снова вышла на работу в больницу. Снова в тифозной палате, где никто не умирает. Коек не хватает, поэтому дети лежат по двое, а то и по трое на одной койке. У каждого крошечный жаропонижающий пластырь на лбу. Пластыри тоже в дефиците. У детей высокая температура, и они всё время просят пить. Нет, они не умирают. Мы их выписываем – мы просто не можем держать их подолгу, потому что каждый день обязаны принять новую партию детей и соответственно столько же выписать или перевести из категории «тяжёлых» в «выздоравливающие». Все записи тифозной палаты у немцев на учёте. Мы выписываем детей, часто обрекая их на голодную смерть. Порой, распухшие от голода, они снова возвращаются к нам, чтобы спокойно умереть на больничной койке. И так каждый день»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. Умшлагплатц – особый перевалочный пункт в гетто. Часто это была городская площадь или другое открытое место, где решалось, кого отправить на смерть, а кто ещё годен для
работы.
Галина Биренбаум (2 ученица) Нас привели в Умшлаг, на этот тысячу раз проклятый Умшлаг, залитый кровью и слезами, где воздух дрожит от свистков и скрежета поездов, увозящих сотни тысяч евреев на последнюю в их жизни станцию. Мы в напряжённом молчании ждали, что произойдёт дальше, время от времени, озираясь по сторонам в поисках какого-нибудь выхода. Потом мы увидели, что немцы устанавливают посреди площади пулемёт. В толпе стали испуганно перешёптываться. И хотя все понимали, что происходит, никто не осмеливался закричать или заплакать в голос. Стояла жуткая, давящая тишина. Мы обнялись: мать, отец, Гилек и я. Мы посмотрели друг другу в глаза – как смотрят перед вечной разлукой... чтобы сохранить в памяти образ любимых, пока нас всех не поглотит темнота.
Всё, чем мы жили, всё, о чём мы думали и мечтали, потеряло значение.
Отец был в полувменяемом состоянии, мать, как всегда, спокойна. Она даже улыбнулась мне. Потом наклонилась и прошептала мне на ухо: « Не бойся, от смерти всё равно не уйти, умирают только раз... И мы умрём вместе, так что не бойся, это не так уж страшно...»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. Дахау – первый концлагерь на территории Германии, породивший десятки подобных «конвейеров смерти». (На доске весь перечень концлагерей 2 мировой войны).
Многочисленные врачи, работавшие в лагере, ставили на заключённых медицинские эксперименты.
Янкель Верник (бывший узник Треблинки). ( 3 ученик). Осуждённых обычно привозили в набитых товарняках. В отличие от Освенцима и Майданека, никаких врачей, никаких селекций здесь не было. Узникам говорили, что их собираются использовать на «работах», но прежде они должны снять с себя всю одежду, пройти «дезинфекцию» и «принять душ». Мужчин и женщин разделяли, приказывали им раздеться донага и загоняли в газовые камеры.
Маленьким детям, совершено голым и разутым, приходилось простаивать на морозе по многу часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле.
Многие плакали. Некоторые замерзали насмерть. А немцы и украинцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били своих жертв.
Особенно зверствовал один немец по имени Зепп, настоящий садист, омерзительная тварь, которому особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребёнка и тут же разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стенку и отшвырнуть прочь.
В Треблинке за день могли уничтожить около 15-ти тысяч человек. Треблинку пережили не более ста человек, Собибор – несколько десятков, Бельжец – двое.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. С 1933 по 1945 гг. нацистами было истреблено около 1.5 млн. еврейских детей, которых превратили в подопытных кроликов.
Очевидец (4 ученик). В 8 часов вечера 20 апреля – в тот самый день, когда Адольф Гитлер праздновал свой последний день рождения на этой земле, так называемые «белые автобусы» вывозили скандинавских узников из концлагеря Нойенгамме, расположенного в окрестностях Гамбурга. В лагере оставалось двадцать еврейских детей в возрасте от 5 до 12 лет, десять девочек и десять мальчиков, среди них две пары братьев и сестёр. На них акция не распространялась – их никто не спасал. Несколько месяцев они служили «подопытными кроликами» в медицинских экспериментах, которые проводил в Нойенгамме эсэсовский доктор Курт Хайсмейкр. Он удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулёзные бактерии. Нескольким детям возбудители туберкулёза были введены зондом прямо в лёгкие.
Через несколько дней группу заключённых отвели в подвал, где была котельная. Находящегося в полубессознательном состоянии ребёнка повесили не на трубе, а на торчащем из стены крюке. Чтобы затянуть петлю, эсэсовскому капралу Яну Фраму пришлось использовать весь свой вес. Затем на двух других крюках Фрам повесил ещё двоих. »Прямо как картины», вспоминал он на допросе в 1946 году. По его словам, ни один ребёнок не плакал.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. В 20е годы группа немецких учёных стала пропагандировать идею уничтожения людей, чьё существование объявляли бесполезным. В «бесполезные» они зачисляли некоторые категории инвалидов и умственно отсталых.
Фотограф (5 ученик). Было объявлено: поскольку эти люди не вносят своего вклада в экономику, они становятся непосильным бременем для здоровых и производительных сил общества. С расово-биологической точки зрения они признавались «некачественным материалом», а их болезни –наследственными , угрожающими здоровью нации.
В борьбе за «чистоту» общества и «арийской расы» нацисты преследовали и заключали в тюрьмы тысячи граждан, произвольно оттеснённых ими к разряду «асоциальных». Арестам подвергались проститутки и даже лица , дважды отклонившие предложение о работе. Нацистская идеология преследовала и тех, кто был уличён в совершении непристойных действий. В соответствии с постулатами так называемой «криминальной биологии» даже мелкие преступники объявлялись биологически неполноценными. Эта категория граждан нередко подвергалась принудительной стерилизации или кастрации. В концлагерях отличительным знаком этой социальной группы был чёрный треугольник.
На этой фотографии, сделанной между 1938 и 1940 годами в Бухенвальде, запечатлена группа евреев-инвалидов. Единственное назначение этих людей, по мнению нацистов, - быть «сырьём» для медицинских исследований. Маловероятно, чтобы эти люди долго оставались в живых после съёмки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. Для уничтожения заключённых немцы придумали ещё один способ – смерть от труда. В крайне тяжёлых условиях узников заставляли выполнять достаточно бессмысленную работу. При постоянном недоедании, скверных гигиенических условиях, жестокости охранников и бесчеловечных наказаниях уровень смертности был особенно высок.
Иосиф Щупак (6 ученик). Потом нас повели на «работу». Нас, обутых в деревянные башмаки, загнали палками на край поля. Охранники, избивая нас палками, приказали набить шпаки и куртки камнями, грязью и мокрым песком и заставили бежать с этой ношей в руках на другой конец поля. Всё это сопровождалось градом новых ударов. Выгрузив содержимое, мы должны были опять наполнить куртки грязью и снова идти обратно – и так целый день. Каждый раз нам приходилось проходить сквозь строй орущих эсэсовцев и привилегированных заключённых, вооружённых кнутами и палками. Это был настоящий ад.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. С первых дней войны насилие и бесчеловечность по отношению к евреям не знали границ: людей сжигали заживо, топили в реках, болотах и колодцах, бросали в шахты, замуровывали живыми. Но чаще всего евреев сгоняли на площадь и конвоировали к месту расправы где-то неподалёку от населённого пункта. Трагедия Бабьего Яра (Украина) стала символом уничтожения советских евреев.
Дина Прончева (выжившая в Бабьем Яре). Русские мужья провожали своих еврейских жён. Русские жёны провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила...Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться. Один немец подошёл к маме и сорвал с её пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме и автоматически расстреливают их. Затем подводят другую группу... Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась далеко от ямы, всё равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушённые голоса детей, звавших: «Мама, мама...»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. Немецкий инженер Герман Гребе в своих показаниях рассказал о такой же массовой казни 5 октября 1942 года в Дублине в Украине.
Герман Гребе (8 ученик). Мы прошли прямо к ямам. Подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке плётку, им пришлось раздеться. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца, стоявшего на краю ямы. Я пробыл там около 15 минут и не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около пятидесяти, а детям – год, восемь и десять лет, ещё у них были две взрослые дочери – одной лет двадцать, другой, наверное, двадцать четыре. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребёнка, пела и смешила его. Ребёнок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребёнка, мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и что-то ему объяснял. В этот момент эсэсовец что-то крикнул напарнику, тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как поравнявшись со мной, стройная темноволосая девушка указала на себя пальцем и сказала: «Двадцать три».
Лейтенант Вальтер. Основное время уходит на рытьё ям. Сама казнь куда быстрее (100 человек за 40 минут)... Сначала мои солдаты не испытывали трудностей, но на второй день я заметил: то один, то другой утрачивают психологические силы продолжать расстрел. По моему впечатлению, во время самой казни эмоциональные проблемы возникают редко. Они появляются потом, когда вспоминаешь об увиденном в тепле и покое несколько дней спустя.
Немецкий солдат Альфред Менцер. Казнь длилась три-четыре часа. Я был задействован всё время. Перерывы были только на перезарядку карабина, поэтому трудно сказать сколько именно евреев я убил за эти три-четыре часа, ведь в то время, когда я перезаряжал, стрелял кто-то другой. Мы довольно много выпили, чтобы поддержать настроение.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово учителя. Самую страшную работу немцы заставляли выполнять зондеркомандам – специальным отрядам, сформированным из заключённых, которые разжимали у мертвецов челюсти, вырывали золотые коронки, срезали волосы убитых женщин, а потом сжигали тела в ямах.
Жертва зондеркоманды (11 ученик). Это на ее черной совести жизни 214 детей, умерщвленных в душегубках 9-10 октября 1942 года, и сотни других жителей Ейска.
В команде служили не только немцы, но и лица других национальностей, набранных из числа изменников Родины. Зондеркоманда не только карала патриотов, оказывавших сопротивление фашистскому режиму, но и проводила расовую чистку на оккупированных территориях, т.е. уничтожала евреев, цыган, инвалидов, психически больных людей. Именно эта команда впервые применила на советско-германском фронте людоедские машины-душегубки, в которых умерщвляли людей выхлопными газами. Первыми из советских людей испытали на себе эту новинку извращенного технического фашистского ума кубанцы. Когда после освобождения города в 1943 году обнаружили братскую могилу в районе старых дач, наполненную трупами детей без видимых огнестрельных и других повреждений, комиссия, которая специально занималась расследованием фашистских зверств, написала в акте, что дети были погребены еще живыми. Никому не могло прийти в голову, что в Ейске фашисты использовали свое чудовищное техническое изобретение. И только потом, когда свидетели рассказали леденящие душу подробности этой трагедии, картина преступления прояснилась. На ее черной совести жизни 214 детей.
3. Подведение итогов.
Слово учителя. Дорогие ребята, этот урок – реквием по убиенным невинным душам – жертвам фашизма. Я предлагаю вам необычное завершение урока: написать письма в будущее, адресованные вашим сверстникам через 20 лет. Текст письма не должен превышать 30 слов, но должен содержать веские предостережения, повествующие о последствиях фашизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"
Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...
О дополнительном образовании в Еврейской автономной области
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образов...
Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ
Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту...
Разработка урока по теме "Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема "Рябчик. Еврейская собака"
Методическая помощь учителю в составлении киносценария...
«Бабий Яр – трагедия еврейского народа в годы Великой Отечественной войны»
. Идеология нацизма, которую пропагандировал Адольф Гитлер, была враждебна самой жизни. Фашисты захватывали государства, уничтожали народы. Фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем ...
Сценарий "Еврейский народ"
Сценарий к конкурсу "Национальная палитра"...